|
Кладбище танков на окраине Харькова (Украина)Кладбище танков на окраине Харькова (Украина)Территория Харьковского танкоремонтного завода ещё при СССР стала кладбищем: здесь, под открытым небом, содержатся порядка 500 танков. Были времена, когда Харьков являлся передовиком советского танкостроения: в год здесь производилось до 800 танков. В 1939 году именно в Харькове родился лучший танк ВОВ – легендарная Т-тридцатьчетверка. А после распада Союза бронетехника, некогда олицетворявшая военную мощь страны, осталась ржаветь в цехах танкоремонтных предприятий. Так Харьков превратился в засекреченное кладбище для полутора бронетанковых дивизий. Танки Т-72, Т-74 и Т-80 завод им. Малышева с 1946 по 1991 год выпускал для армии СССР и на экспорт. Теперь они гниют здесь, как и сотни тонн траков, гусениц, двигателей, коробок передач. Помимо танков здесь встречаются и БТР. Чувство полной беспомощности возникает при виде этого кладбища даже у тех, кто не имеет отношения к военной технике. Что же говорить о танкостроителях, которым довелось увидеть эти фотографии? Люди, отдавшие свои силы и здоровье, строя танки и другую бронетехнику, не могут без слёз смотреть на то, во что превратился их труд. По мнению В. Авдеева, 40 лет проработавшего на заводе Малышева, танки должны погибать в бою, а не гнить на таких кладбищах. Но кто прислушается к мнению простого человека, чей нелёгкий труд оказался вот так растоптан? Украине достались тысячи танков в наследство от Советского Союза. Из Германии после падения Берлинской стены выводили советские военные части, на вооружении которых были наши танки. Они приходили в Харьков целыми железнодорожными эшелонами. И в результате осели здесь. Богатое наследство… Старые танки ещё возможно вернуть к жизни, но станет ли кто-нибудь этим заниматься? Руководство завода ждёт решений сверху. Велят как-то использовать эту технику – значит, она будет использована. Решат пустить на металлолом – значит, её порежут на металлолом, хоть это и неразумно. Ведь если у танка цел корпус, достаточно заменить «начинку». А серьёзно повредить корпус у такой техники задача не из простых. Правда, эти танки давно никто не ремонтировал, поскольку таких указаний не поступало. Согласно же ГОСТам эта техника должна ремонтироваться дважды в год, чтобы сроки её эксплуатации были продлены. Фактически, завод даже не несёт ответственности за сохранность старой бронетехники, поскольку никаких соглашений на этот счёт между Минобороны и предприятием не заключалось. Так что дальнейшая судьба полутысячи «призраков ушедшей эпохи» никому не известна. Однако несколько лет назад порядка ста танков с этого кладбища уже порезали на металлолом. По мнению специалистов, такая же участь ждёт всю бронетехнику. Заказчикам не интересны старые советские танки, им нужны современные модели. Даже огромная разница в стоимости не играет роли. Старый танк может стоить не более 100 тысяч долларов, современный – до 4 миллионов. Но, если кому-то вдруг и понадобится старый танк, его «начинку» придётся полностью менять, подгоняя под требования заказчика. А это может обойтись в круглую сумму. Правда, с течением времени советские танки будут представлять всё больший интерес для музеев ретро техники и коллекционеров. Есть смысл сохранить их хотя бы для этой цели. Но возьмётся ли кто-нибудь за решение этой задачи? Вопрос остаётся открытым. Опубликовано: 29 марта 2017 года |
|
Copyright © www.autobuy.ru |