Карельская...




 

илл.

КАРЕЛЬСКАЯ БЕРЁЗА
ИЗ... СМОЛЫ


Стенд журнала "Игрушки для больших" на выставке "Автомастер-2001" неизменно пользовался популярностью. Ещё бы! Там стоял крытый дорогущей импортной краской "перламутр-металлик" "ГАЗ-12", более известный как ЗиМ. Для желающих время от времени поднимался капот, можно было также открыть двери и заглянуть в салон, а некоторым счастливчикам удалось даже посидеть на мягких диванах, отделанных лучшей импортной кожей. Машина, действительно, выглядела, как игрушка - просторный светлый салон, сияющая никелем приборная доска, отделанные карельской берёзой передняя панель, двери, спинки переднего дивана и даже пепельницы и деревянный лакированный руль из той же "карелки" - всё это не оставляло сомнений: перед нами салон не просто дорогого, а роскошного автомобиля представительского класса.

Люди, далёкие от реставраторских кругов, воспринимали ЗиМ однозначно на "ура". Ретро- же автомобилисты разделились на два непримиримых лагеря. Одни восхищались качеством отделки, при-гнанностью деревянных панелей, качеством проработки сопряжений, другие же скептически пожимали плечами и криво улыбались.

Да вы посмотрите, восхищались одни, какая работа проведена! Как всё пригнано, причёсано, вылизано! А зачем? - качали головой другие. Не было таких ЗиМов. В оригинале крылись они чёрной краской, да и светлой кожей салон сроду не обтягивался. Ну и что, не унимались другие. Да вы посмотрите, какие роскошные деревянные панели! Не хуже, чем у "роллс-ройса" или "бентли". Ведь можем делать, когда захотим! Убитая машина, не соглашались другие. Даже если всё теперь восстанавливать "в оригинале" и эти панели отдирать, всё равно "торпеда" так изуродована, что восстановлению уже не подлежит. А ценность ретро-автомобиля прежде всего в том, чтобы он на все 100% соответствовал оригиналу. Положим, продолжали другие, но ведь есть реальный платёжеспособный спрос. Есть реальные клиенты, которые хотят иметь автомобиль с отделкой салона ценными породами дерева, они платят реальные деньги, почему бы не пойти навстречу клиенту, ведь в рыночных отношениях клиент всегда прав? Вот-вот, оскорблялись сторонники пуританской неприкосновенности ретро-автомобильной техники, из-за таких, как вы, и без того небольшое поголовье отечественной старины сокращается. Надо не у клиента идти на поводу, а поднимать клиента до своего уровня, объяснять, что сегодняшняя дорогая игрушка завтра не будет иметь никакой ценности, ибо раз и навсегда сказано: ценен только тот старинный автомобиль, что ближе всего соответствует оригиналу.

Атмосфера явно накалялась, пока кто-то не сказал:

- О чём вы спорите? На дворе - XXI век, современные технологии позволяют совместить несовместимое. Вот я был в компании "Северный ветер - Полиграфия", так они такие панели делают- засмотришься. Хочешь - под карельскую берёзу, хочешь - под бук, хочешь - под дуб. Обклеил - и езди. А надоело - отодрал, и машина такая же, как была раньше. Полное соответствие оригиналу!

Реставраторы приняли это высказывание к сведению, однако каждый остался при своём мнении. А я для себя отметил: надо разузнать, какой это такой "Северный ветер" и какие-такие панели он делает.

И после выставки я появился в кабинете начальника отдела продаж компании Антона ЗДАНОВИЧА.

- Ну да, помимо прочего делаем и панели для автомобилей. Специалистами они именуются "декоративные панели с полимерным покрытием", но чаще их называют "самоклейка" или просто "смола". Панели и в самом деле изготавливаются из особых полимерных смол, имеющих гладкую поверхность, не боящуюся воздействий влаги, пыли и света. Для начала выбирается основа. Это тонкая плёнка с нанесённой текстурой. Тут могут быть и различные твёрдые породы дерева, и слоновая кость, и плёнка под алюминий, и рисунок "под карбон", кстати, весьма популярная в этом сезоне расцветка, и просто один из 32 тысяч оттенков всех семи цветов радуги, а также белого и чёрного. Текстура затем покрывается смолой по форме необходимой детали. Застыв, смола намертво схватывается с подложкой, образуя единую деталь толщиной 2-2,5 миллиметра, которая выглядит, как деревянная шпоновая поверхность, покрытая блестящим лаком. После высыхания панель довольно эластична, что позволяет наклеивать её на поверхности довольно сложной кривизны. Хотя, конечно, на прямых поверхностях, как и всякая другая наклейка, панель будет держаться существенно надёжней.

В первую очередь, "Северный ветер" занимается современными автомобилями. Есть комплекты различных текстур на "Жигули" основных моделей - от "шестёрки" до "десятой". Не забыт и ГАЗ - от 24-ки до 31-й разных модификаций. Любопытно, что фирма делает также комплекты для "облагораживания" салонов "Соболей", "Газелей" и даже "КАМАЗов".

Средняя стоимость комплекта в магазине составляет 1000 руб. Комплект панелей - это лист плотной бумаги размерами чуть больше разворота журнала, на котором размещены пластиковые детали нужной текстуры. Поверхность, на которую будет наклеена смола, не требует какой-то особой подготовки. Однако не лишним будет снять пыль и предварительно обезжирить её спиртом. Последнее особенно актуально, если вы протираете "торпеду" губкой с силиконовым "блеском". Затем декоративная панель отделяется от бумаги и аккуратно наклеивается в нужном месте. При этом, если вы вдруг промахнулись и наклеили деталь криво, её можно тут же аккуратно "отодрать" и переклеить заново - окончательно клеевой слой "схватывается" только через 24 часа. Разумеется, если вы будете переклеивать детали по десять раз, схватывающие качества клеящего слоя ухудшатся. Ухудшаются они и при температуре ниже +5Со, но и здесь есть выход. В каждый стандартный комплект входит тюбик со специальным клеем, который приклеит панель намертво. Правда, это, так сказать, на всякий пожарный случай. Как правило, фирма не рекомендует им пользоваться, и вы сейчас поймёте, почему.

Правильно наклеенная панель держится не менее 5 лет. Но при желании, как уже говорилось, её можно снять и раньше. Если вы не пользовались клеем - следов не останется вообще никаких, особенно если слегка обработать освободившиеся поверхности спиртом. Клей тоже снимается, хотя уже не так легко. Именно поэтому клеить панели клеем нужно только тогда, когда другого выхода не остаётся.

С ретро-автомобилями "Северному ветру" плотно работать ещё не приходилось. Однако возможности и, главное, желание менеджеров фирмы выйти и в этот сегмент рынка имеются. В самом деле, начав как полиграфическая фирма по выпуску плоских этикеток, "северяне" первыми в Москве стали делать "выпуклые", то есть залитые той самой смолой "лэйблы", а затем в номенклатуре появились тюнинговые наборы для отделки салонов современных машин. Уже сегодня фирма готова выполнить единичные заказы для изготовления панелей для ретро-машин европейского уровня реставрации, правда, стоить это будет довольно дорого.

Всё дело в том, что "Северный ветер" - предприятие полиграфическое. А в полиграфии, как, пожалуй, ни в одной другой области, важен тираж изделия. Причем технология производства здесь такова, что, в принципе, с точки зрения себестоимости нет большой разницы - делать один комплект панелей или сто таких же комплектов - себестоимость будет примерно одинаковой. Впрочем, в цене действительно дорогой машины стоимость единичных заказанных панелей будет незаметна. Зато "товарный вид" салона заметно повышается. Заметно снижаются и трудозатраты на его оформление, и, самое главное, всегда есть возможность легко заменить поцарапанную или испорченную другим образом деталь оформления салона, а то и вообще снять "дерево" без ущерба для автомобиля.

Другое направление, где "Ветер" мог бы помочь реставраторам автотехники, - репликация "циферблатов" старых приборов, а также "реинкарнация" фирменных эмблем, молдингов и металлических надписей на кузове. Известно, что эмблемы - больной вопрос для ретро-автомобилистов. И дело даже не в том, что они пользуются бешеной популярностью среди непрошенных "коллекционеров", которые умудряются свинтить фирменный знак иногда даже на параде старинной техники. Зачастую фирменных эмблем просто нет, есть только рисунки, фото, а то и просто описания. Конечно, цена на единичный экземпляр воссозданной эмблемы для многих реставраторов покажется запредельной, но, во-первых, кому действительно очень надо - тот заплатит, а во-вторых, чем выше будет спрос на ту или иную эмблему, циферблат, надпись и т.д., тем ниже будет его себестоимость, а следовательно, и цена.

Ну а вообще, если есть деньги, сделать можно очень качественное изделие. Ну, скажем, если это шкала приборов, то при её изготовлении можно учесть такой фактор, как выцветание краски со временем. Тут можно так подобрать оттенок, что прибор на общем фоне не будет выглядеть вызывающе новым.


илл.

Металлические накладные надписи на кузове и молдинги из полимерной смолы получаются также весьма неплохо. Они объёмные, как и настоящие металлические, при этом гарантированно не ржавеют и блеск с них не сходит.

Говорят, спрос рождает предложение. В случае с "Северным ветром - Полиграфией" ситуация диаметрально противоположная. Современной полиграфии на полимерной основе есть что предложить отечественным реставраторам автомототехники. Надеемся, что это весьма интересное предложение в сегменте старинных автомобилей найдет столь же устойчивый спрос, как и на рынке современных машин.

Слово - за энтузиастами автостарины.

Д.В.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra