С момента возникновения пехоты как самостоятельного рода войск, эта категория стала основной силой войны. Залогом победы в любом сражении является мобильность и хорошая защищенность пехоты. Осознав этот факт, человечество приступило к разработкам различных средств защиты для пехотинцев. Со времени появления первых греческих колесниц до создания современных бронемашин прошли столетия: шли войны, старые концепции и разработки уступали место новым, более прогрессивным, появлялись новые технологии. Эволюция военных машин для транспортировки пехоты – чрезвычайно сложный и интересный процесс, и отечественный бронетранспортер занял в нем свое почетное место.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Идея создать транспорт, который позволял бы быстро и безопасно перемещать солдат на поле боя, появилась задолго до изобретения автомобилей. Найденные археологами различные варианты боевых повозок подтверждают этот факт.
Концепция современного бронетранспортера появилась во время Первой мировой войны. Английские инженеры на базе танка Мk I создали бронированную машину, способную перевозить небольшое количество пехотинцев. Первым же бронетранспортером в истории принято считать Mk IX, который был создан компанией Sir W. G. Armstrong Whitworth & Co Ltd в 1917 г. Эта машина представляла собой все тот же танк Mk I, но с конструкцией, позволявшей перевозить до 30 солдат. Машина оснащалась 10-миллиметровой броней, двумя пулеметами и, благодаря двигателю Ricardo, мощностью 150 л.с., развивала скорость 7 км/ч. Единственный Mk IX сегодня хранится в музее бронетехники в Бовингтоне (Великобритания).
В межвоенный период в ряде стран появились опытные конструкции бронетранспортеров. В 1925 г. в Англии создали полугусеничный "халф-трэк" Burford, который мог перевозить до 9 солдат. В Италии в 1928 г. на базе грузовика создали двухосный броне-транспортер FIAT-604. Он был рассчитан на перевозку 15 солдат и вооружен тремя пулеметами. В тот же период во Франции испытывали полугусеничные бронетранспортеры. Создатели прототипов современного бронетранспортера в то время на первое место ставили способности своих машин к буксировке артиллерии, а уже потом – способность перевозить личный состав.
Во время Второй мировой войны роль бронетранспортеров выполняли колесно-гусеничные машины – "халф-трэки" (М3 производства США и немецкий Sd. Kfz. 251). Обе эти военные модели могли перевозить до 13 солдат (включая экипаж) и были достаточно мобильными.
Sd.Kfz. 251, Германия
M3 half track, США
БТР-40
БРДМ-1
В СССР широкое распространение бронетранспортеры получили лишь после Второй мировой войны, поскольку в период войны командование Красной армии делало ставку на танки и самоходные установки как на основную ударную силу на поле боя. Однако разработки по созданию военных транспортеров все же проводились. Так, в 1937 г. на базе трехосного броневика БА-10 был создан 10-местный броне-транспортер для эвакуации раненых– БА-22. Позже на платформе ЗиС-5 советские инженеры сконструировали полугусеничную бронемашину Б-З.
После окончания Второй мировой войны отсутствие в СССР бронетранспортеров признали большим упущением, и в короткое время были созданы современные образцы этих машин.
Так, в 1947 г. группа инженеров ОКБ спецмашин Горьковского автозавода под руководством В. А. Дедкова разработала "Проект 141" колёсной бронированной машины ГАЗ-40 с несущим корпусом. В конструкции броневика использовались детали грузовика ГАЗ-63. Колёсная база на ГАЗ-40 была укорочена до 2,7 м, в подвеске применены дополнительные гидроамортизаторы, а форсированный до 78 л.с. двигатель ГАЗ-40 (на базе ГАЗ-11) обеспечивал машине массой 5,3 т максимальную скорость 80 км/ч. Бронетранспортёр оснащался лебёдкой, радиостанцией, а также штатным станковым 7,62-миллиметровым пулемётом СГ-43, и мог перевозить до 10 человек (в том числе двух членов экипажа). Несущий кузов БТР-40 помог снизить общую высоту бронемашины. БТР-40 производился до 1960 г., и дальнейшим развитием концепции БТР-40 стала бронемашина БРДМ-1.
Кроме того, с 1946 г. на заводе ЗиС велись разработки по созданию бронетранспортера на шасси грузовика ЗиС-151. В команду инженеров под руководством Б. М. Фиттермана входили К. М. Андросов, А. П. Петренко, В. Ф. Родионов и другие. Первые образцы новой бронемашины, которая получила название БТР-152, появились в мае 1947 г., а на вооружение бронетранспортер был принят 24 марта 1950 г.
БТР-152
БТР-50П
БТР-60ПА
БТР-152 оснащался 7,62-миллиметровым пулемётом СГ-43 и имел броню от 6 до 13 мм. Несущий корпус машины был разделен на три отделения: моторно-трансмиссионное спереди, в средней части – отделение управления, где располагались командир и водитель, и десантное отделение в задней части. Мощность карбюраторного двигателя ЗИС-123 была увеличена по сравнению с автомобильным двигателем и составляла 110 л.с. Кроме того, на БТР-152 устанавливались двухдисковое сцепление сухого трения, пятискоростная коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка. Подвеска также была улучшена, а колесная формула 6Ч6 обеспечивала неплохую проходимость.
Наряду с колесными бронетранспортерами в 1952 г. был создан гусеничный БТР-50П. Его разработали на базе легкого танка ПТ-76. БТР-50П мог перевозить до 22 человек (включая экипаж) и также был способен плавать. Производился БТР-50П до конца 1960-х годов.
ВОСЕМЬ СТАЛЬНЫХ КОЛЕС
В ходе эксплуатации основного бронетранспортера Советской Армии 1950-х годов – БТР-152, выяснилось, что этой машине не хватает проходимости, поскольку она не могла преодолевать широкие траншеи и действовать на поле боя совместно с танками.
Так в 1956 г. в КБ ГАЗа под руководством В. А. Дедкова началась разработка нового проекта – ГАЗ-59. Главной особенностью новой машины было равномерное расположение 4-х мостов и колесная формула 8Ч8, что давало бронемашине превосходную проходимость. Первый образец БТР новой концепции был готов в середине 1958 г., он оснащался одним двигателем ГАЗ-40П мощностью 90 л.с., который оказался слишком слабым для 10-тонной машины. Инженеры попытались решить проблему установкой дизельного двигателя ЯАЗ-206Б мощностью 205 л.с., однако эта попытка также оказалась неудачной, поскольку двигатель был слишком тяжёлым и создавал серьёзный перевес машины на заднюю часть. Решение нашли путем установки двух двигателей ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями, каждый из которых приводил в действие по 2 моста.
Полностью закрытый бронированный корпус
БТР-60 был разработан для максимальной
защищенности личного состава
Кроме ГАЗа над созданием перспективного плавающего бронетранспортёра повышенной проходимости во второй половине 1950-х годов трудились сразу несколько конструкторских бюро: Академия танковых и механизированных войск и СКБ Кутаисского автозавода – с "Объектом 1015"; Бюро внешних заказов ЗиЛа – с ЗИЛ-153; Алтайский тракторный завод – с "Объектом 19" и Мытищинский машиностроительный завод – с БТР на базе ММЗ-560. ЗИЛ-153, "Объект 1015" и ГАЗ-49 были внешне и конструктивно очень схожи между собой, а "Объект 19" имел колёсно-гусеничную схему. Все эти машины отличались рядом конструктивных новшеств, но в итоге для массового производства был выбран ГАЗ-49 как более простой, дешёвый, надёжный и технологичный. Решающую роль при выборе главного бронетранспортера для Советской Армии сыграла особенность силовой установки ГАЗ-49. Несмотря на то, что внутренняя приёмная комиссия Минавтопрома назвала схему из 2-х двигателей "авантюрной" и "безграмотной", такая конструкция очень понравилась военным, поскольку при выходе из строя одного из двигателей бронетранспортёр мог продолжать движение со скоростью до 60 км/ч по шоссе, используя один работающий мотор. В результате ГАЗ-49 приказом Министерства обороны от 13 ноября 1959 г. был принят на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-60П.
Машина имела разбитый на отделения корпус: в передней части находилось отделение управления, в задней – отделение силовой установки, а между ними – десантное отделение. Шины большого профиля имели центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы шириной до 2 м. Для движения на воде использовался водометный движитель реактивного типа. Производство новой бронемашины началось в 1960 г. на ГАЗе.
БТР-60ПБ
Первая модификация БТР-60 оснащалась открытым сверху корпусом и пулемётом СГМБ калибром 7,62 мм. БТР-60 мог перевозить до 14 десант-ников. Практически сразу же после начала производства встал вопрос о создании полностью закрытого корпуса БТР-60 с бронированной крышей. Главной причиной такого решения стал опыт участия БТР-152 в боевых сражениях. Массовые волнения в Венгрии в 1956 г. показали, что для максимальной защиты личного состава необходимо создать бронетранспортер с полностью закрытым броневым корпусом, так как во время "Венгерского восстания" многие БТР-152 были выведены из строя бутылками с зажигательной смесью, которые сбрасывались повстанцами с верхних окон домов.
С 1990-х годов БТР-80 фактически
является основным бронетранспортером
Вооруженных Сил России
Кроме того, 60-е годы ХХ века были "ядерной эпохой", армии стран всего мира готовились к атомной войне, поэтому необходимо было защитить личный состав от последствий применения оружия массового поражения.
БТР-60ПА
Таким образом, БТР-60 получил немного более высокий корпус с крышей толщиной 7 мм с двумя большими десантными люками и двумя отдельными люками для командира и механика-водителя. Чтобы компенсировать потерю возможности десанта вести огонь через верх, в каждом из верхних бортовых листов появились по три люка, закрываемых заслонками. Вооружение бронетранспортёра и приборы наблюдения остались прежними, но взамен съёмных установок на лобовом и бортовых листах корпуса появился пулемет на фиксированной турельной установке рядом с передним десантным люком. Пулемёт СГМБ был заменен на ПКБ того же калибра. Число десантников сократилась до 12 человек. Эта модификация получила название БТР-60ПА и начала производиться с 1963 г.
БТР-60ПБ
В 1965 г. БТР-60 подвергся еще одной модернизации. На этот раз на машину установили башню от БРДМ-2 с двумя пулеметами: КПВТ калибром 14,5 мм и ПКТ калибром 7,62 мм. Количество десанта вновь сократилось, на этот раз до 8 человек, из которых шесть находились в десантном отделении, а ещё двое – в передней части машины под башней, при этом один из них выполнял функции башенного стрелка. Кроме этого, БТР-60 получил два дополнительных люка в верхних боковых листах в районе десантного отделения, что облегчало посадку-высадку солдат. Эта модификация получила название БТР-60ПБ и начала производиться серийно в 1966 г.
TAB-71, TAB-71M
Производство БТР-60 по лицензии проводилось в Румынии. Там машины создавались под названием TAB-71. Первоначальная версия базировалась на БТР-60П и также имела открытый верх, но отличалась более мощными двигателями SR-225 мощностью 140 л.с. каждый. Серийное производ-ство TAB-71 началось в 1960 г. на заводе RomArm. Позднее TAB-71 прошёл модернизацию, подобную БТР-60ПБ, получив закрытый корпус, башню с 14,5-миллиметровым пулемётом и дизельные двигатели Saviem 797-05 мощностью по 130 л.с. Новая модификация получила обозначение TAB-71M.
БТР-70
В 1976 г. на смену БТР-60 приходит новый бронетранспортер БТР-70. Эта машина была создана на базе экспериментальной колесной БМП – ГАЗ-50, которая так никогда и не выпускалась серийно. Конструктивно БТР-70 подобен своему предшественнику, однако он имеет ряд изменений, которые были внесены прежде всего для повышения надежности и технических характеристик бронетранспортера.
БТР-70
Инженеры слегка изменили геометрию корпуса БТР-70, поменяв угол наклона броневых листов в лобовой части машины, а также уменьшив высоту бронетранспортера на 185 мм. Новыми элементами конструкции корпуса стали два небольших нижних боковых люка, смонтированных по обе стороны корпуса между второй и третьей парами колёс. Люки были предназначены для скрытой посадки и спешивания десанта.
Также на БТР-70 устанавливались более мощные двигатели ЗМЗ-4905 мощностью 115 л.с. каждый. Трансмиссия осталась аналогичной БТР-60ПБ, но была дополнена механизмом, позволяющим отключать от нее один из двигателей в случае выхода его из строя. Это обеспечивало более надежное движение с помощью второго двигателя.
"Для души" невооруженный БТР-80 можно
приобрести за 40-60 тысяч долларов
Несмотря на усовершенствования БТР-70, к нему перешло большин-ство основных недостатков предшественника БТР-60. Одним из них была сложная и ненадёжная конструкция силовой установки из спаренных двигателей и, соответственно, сложная схема трансмиссии.
БТР-80: ДИЗЕЛЬНОЕ СЕРДЦЕ
Опыт войны в Афганистане указал на существенные пробелы в защищен-ности БТР-70, поэтому в 1980 г. в КБ ГАЗа под руководством Александра Масягина был спроектирован броне-транспортёр ГАЗ-5903, который после успешных испытаний в 1986 г. приняли на вооружение Советской Армии под обозначением БТР-80. И хотя базовая конструкция БТР-70 осталась неизменной, новая машина отличалась от своего предшественника целым рядом нововведений.
Главное отличие двух бронетранспортеров в том, что на БТР-80 вместо двух бензиновых двигателей был установлен один турбодизельный КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с., а с 1993 г. бронемашина стала оснащаться двигателем ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с, который выполнен в виде единого блока со сцеплением и коробкой передач.
Также для более удобной посадки и высадки экипажа были установлены большие двухстворчатые люки на бортах корпуса. Сам корпус стал на 115 мм выше и длиннее, и на 100 мм шире, хотя общая высота машины возросла лишь на 30 мм.
Стоит отметить, что создатели БТР-80 стремились обеспечить экипажу возможность ведения огня из-под защиты брони, для чего стрелковые порты в бортах корпуса были заменены шаровыми установками. Броня машины была усилена незначительно, но даже при этом масса БТР-80 возросла по сравнению с БТР-70 с 11,5 до 13,6 тонн. При этом динамика машины в целом осталась неизменной, а запас хода увеличился.
В 1994 г. появилась модификация БТР-80А. Основное отличие этой модификации заключалось в установке нового, более мощного вооружения. Так, вместо пулемета КПВТ на новой башне лафетного типа была установлена 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А72. Также БТР-80А оснастили 7,62-миллиметровым пулемётом ПКТ.
БТР-90
В 1994 г. впервые был представлен бронетранспортер нового поколения БТР-90 "Росток". Эта машина кардинально отличается от своих предшественников и превосходит их по мобильности, вооружению и степени защиты.
БТР-90 оснащен турбодизельным двигателем мощностью 510 л.с. и автоматической гидромеханической реверсивной коробкой передач. Бортовая схема трансмиссии позволяет машине разворачиваться на месте, что существенно повысило маневренность бронетранспортера. Броня, по сравнению с БТР-80, была усилена. Значительно улучшена противоминная защита, в частности, днище машины имеет V-образную форму – более стойкую к воздействию ударной волны, чем традиционное плоское.
Бтр-90
БТР-90 оснащен более продвинутым вооружением. В стандартный боекомплект вошли: автоматическая 30-миллиметровая пушка 2А42, автоматический гранатомет АГ-17, 7,62-миллиметровый пулемёт ПКТ, а также противотанковый управляемый ракетный комплекс "Конкурс-М".
В 2004 г. БТР-90 успешно завершил государственные испытания, а 9 июня 2008 г. официально был принят на вооружение Российской армии, став первым новым российским колёсным бронетранспортёром, принятым на вооружение с момента независимости Российской Федерации.
Технические характеристики
На протяжении более чем 40 лет бронетранспортеры серии БТР были и остаются одними из лучших боевых машин. БТР стали первыми серий-ными бронетранспортёрами, использовавшими четырёхосную схему с колёсами большого диаметра. Кроме того, бронемашины этого класса были и остаются одними из лидеров при передвижении по воде, благодаря сочетанию водомётного движителя и обтекаемой, специально оптимизированной для движения на плаву, формы корпуса. При этом качество и мощь БТР были доказаны путем участия в локальных и международных конфликтах, где "капсула жизни" неоднократно спасала от гибели своих пассажиров и беспощадно уничтожала врагов, которые имели смелость противостоять гордости отечественной военной инженерной мысли.