Jawa: романтика...



 

JAWA: романтика для героев асфальта


(автор статьи - Мамчиц Олег)

Наверняка, многие могут вспомнить свое первое знакомство с мотоциклом Jawa. Их владельцев в конце 1980-х гг. называли "рокерами". У них не было конкретной идеологии или организации, характерной для современных "серьезных" героев асфальта, не было клубов, выездных мероприятий и внешней атрибутики. Зато у этих продвинутых старшеклассников были модные в то время джинсовые куртки с эмблемами популярных рок-групп ("Алиса", "Кино")... и мотоциклы Jawa.


Собирались юные обладатели мотоциклов сразу после уроков. Тяжелых машин (например, "Днепр" или "Урал") ни у кого не было. В основном это были мотоциклы "Иж-Планета-Спорт", "Минск", "Восход", "Тула", чешские CZ и Jawa. Больше всего ценились CZ и особенно Jawa.

JAWA – на старт!

Первые мотоциклы Jawa в очень небольших количествах стали появляться в СССР после Второй мировой войны. Их привозили советские офицеры, возвращавшиеся домой. Официальные же поставки начались в 1950-х гг. Однако для того, чтобы проследить историю мотоциклов этой марки, нужно вернуться в 1928 г. – именно тогда чешский инженер и предприниматель Франтишек Янечек решил переоборудовать принадлежащий ему оружейный завод в производство мотоциклов. Перед этим он заключил сделку с немецкой фирмой Wanderer, по которой купил оборудование и патент на производство одной из моделей мотоциклов этой фирмы. Тогда руководство Wanderer приняло решение полностью переориентироваться на выпуск автомобилей и в связи с этим распродавало оснащение, предназначенное для выпуска мотоциклов.

Само название марки Jawa было составлено из первых двух букв фамилии Janecek и первых двух букв названия мотоцикла Wanderer. В 1929 г. Франтишек Янечек на основе принадлежащего ему пражского оружейного завода Zbrojovka Eng. Franticek Janecek развернул производство тяжелого мотоцикла Jawa 500 OHV, на котором был установлен 4-тактный двигатель объемом 498,7 см3, расходовавший 4,5 л бензина на 100 км и разгонявший мотоцикл до 110 км/ч. На задние колеса крутящий момент передавался при помощи карданного вала. Эта модель не вызвала большого энтузиазма у покупателей. Серьезно потеснить конкурентов фирме удалось лишь после перехода на производство более легких и дешевых двухтактных моделей. На модели довоенного периода больше не устанавливали 4-тактные двигатели (кроме Jawa 350 OHV 1935 г. выпуска), объем двигателей колебался в пределах 98,8-346 см3 и использовалась цепная передача на задние колеса. Эти мотоциклы обладали характерной для конструкций тех времен треугольной рамой, без амортизаторов или пружин на задних колесах. Задняя подвеска на серийных мотоциклах появилась уже после войны. В довоенный период Jawa выпустила уже упомянутую Jawa 500 OHV (1929 г.), Jawa 175 Villiers (1932 г.), Jawa 175 Special (1933 г.), Jawa 350 SV (1934 г.), Jawa 350OHV (1935 г.), Jawa 250 Special (1935 г.), Jawa 100 Robot (1937 г.), Jawa 250 Duplex (1937 г.), а также две модели автомобилей – Jawa 700 и Jawa Minor. В 1931 г. было запущено литейное производство в г. Тынци-над-Сазавой, а в 1937 г. – завод в г. Бродце. В 1941 г. ушел из жизни основатель фирмы Jawa Франтишек Янечек.

Прицепную коляску "Велорекс" в 1965 г. можно было купить за 155 советских рублей.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Jawa 350 с коляской Велорекс

Великое продолжение

После оккупации Чехословакии заводы Jawa, также как и заводы CZ, вынуждены были заниматься ремонтом немецкой техники, в том числе и мотоциклов. Втайне от немцев чешским конструкторам удалось не только продолжить разработку новой прогрессивной модели мотоцикла, но и провести его дорожные испытания, замаскировав мотоцикл под отремонтированную немецкую машину. В тайниках удалось спрятать комплекты деталей для новой модели.

Благодаря этим разработкам в 1946 г. на Парижском автосалоне была представлена принципиально новая Jawa 250 Perak (type 11), обладавшая телескопической передней вилкой, амортизаторами задней подвески, автоматом выключения сцепления. Карбюратор был спрятан под обтекатель двигателя. Обтекаемый щиток фары плавно переходил в переднюю стойку, из-за чего мотоцикл выглядел более современно. Эта модель была оснащена одноцилиндровым 2-тактным двигателем объемом 248,8 см3 мощностью 9 л.с. А позже, в 1948 г., на том же шасси установили 2-цилиндровый силовой агрегат объемом 346 см3 и мощностью 12 л.с. Забегая наперед, следует отметить, что мотоциклы семейств "250" и "350" на многие годы станут основой модельного ряда Jawa. Сами модели будут модернизироваться, но продажи мотоциклов именно с такими объемами двигателей будут наибольшими. Достаточно вспомнить, что только "350-х" за все годы выпуска было продано более 3,5 млн штук.

В 1952 г. с конвейера сошла Jawa 500 ОНС (type 15). Конструкторы постарались даже внешне, с помощью более внушительной рамы и массивных крыльев, подчеркнуть мощность этой машины. Мотоцикл весил 156 кг. Его двигатель объемом 488 см3 выдавал 26 л.с. при 5500 об/мин, благодаря чему его можно было эксплуатировать с коляской. На эту модель установили более комфортное цельное сидение. На всех последующих моделях сидение водителя уже не отделяли от сидения пассажира.

В 1957 г. в СССР начали поступать первые мотоциклы Jawa 250/350 (type 353, 354) со смешным прозвищем "кивачка" ("кyvacka" – качалка). Такое название эти модели получили благодаря маятниковой задней подвеске с увеличенным ходом, которая позволяла более эффективно гасить колебания. Такая подвеска "кивачки" существенно улучшила управляемость и устойчивость мотоцикла. На эти модели были установлены гидравлические амортизаторы. Цепь привода заднего колеса полностью закрыли защитным кожухом. Размеры колес уменьшили с 19 до 16 дюймов.

Чешские мотоциклы быстро завоевали популярность среди советских мотоциклистов, так как превосходили по своим качествам и надежности отечественную продукцию. Более 60% от общего числа производимых мотоциклов Jawa стали экспортироваться в СССР – 80-100 тыс. мотоциклов в год.

В 1955 г. началось производство мопеда Jawa 50 Pioneer, а в 1958 г. – Jawa 50 Jawetta, которые друг от друга отличались только внешне.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Jawa 350 1959 г.

Победы и инновации

1960-е гг. ознаменовались целой серией спортивных побед на мотоциклах Jawa. Так, в 1961 г. чехословацкие гонщики заняли второе и третье места на чемпионате мира в классе 350 см3. Затем спортсмен из Новой Зеландии Гарри Бригс завоевал первое место на чемпионате мира.

В мировых чемпионатах по мотокроссу на мотоциклах Jawa неоднократно побеждали бельгийские, немецкие и советские спортсмены. В 1962 г. совместно с заводом ESO начался выпуск мотоциклов Jawa для спидвея.

"Кивачки" претерпели ряд изменений, отразившихся в моделях серий Jawa 250 (type 353/03, 353/04, 559/02, 559/04, 559/07) и 350 (type 354/03, 354/04, 354/06, 360/00). В модели 353/03, в отличие от базовой 353, мощность двигателя была увеличена до 12 л.с. Педаль переключения передач и пуска двигателя (кикстартер) объединили. В моделях Jawa 250 (353/04) и 350 (354/04), 1958-1962 гг. выпуска изменили конструкцию передних амортизаторов. Разборный глушитель перьевого типа заменили неразборным сигарного типа. Тросы переднего тормоза и сцепления оснастили регулировочными винтами. За все годы выпуска несколько раз изменялись марки устанавливаемых карбюраторов, которые имели различные диаметры главных жиклеров. Jawa 350 (354/03) была аналогична модели Jawa 250 (353/03) во всем, кроме мотора. Мощность ее двухцилиндрового двигателя составляла 16 л.с. В моделях Jawa 250 (559/04) и 350 (360/00), выпускаемых с 1964 г., были внесены изменения в конструкцию амортизаторов, тормозных барабанов, крышек колес и кожухов задней цепи. Мощность двигателей была увеличена до 14 и 18 л.с. соответственно.

В 1964 г. с конвейера сошел миллионный мотоцикл марки Jawa. Наряду с поставкой мотоциклов в СССР было организовано и обеспечение соответствующими запчастями. Однако купить их было проблематично, так как многие владельцы мотоциклов предпочитали запасаться дешевыми запчастями впрок. Нужные детали приходилось искать у спекулянтов и покупать их втридорога. К мотоциклам можно было приобрести коляску Velorex, которая была рассчитана на нагрузку до 105 кг. Сама коляска весила 70 кг.

Новым шагом в развитии мотоциклов серии Jawa 350 стало появление в советских магазинах в 1974 г. принципиально нового поколения – модели "634". В ней воплотились наработки предыдущих моделей, не экспортируемых в СССР, таких как Jawa 350 Automatic (1965 г.), Jawa 350 Californian (1966 г.), Jawa 350 UR (1970 г.), Jawa 350 Bizon (1970 г.).

В Jawa 634 были учтены недостатки предыдущих моделей, связанные с неустойчивостью и трудностями в управлении мотоциклом на скоростях более 120 км/ч. Эти проблемы устранили, оснастив машину двойной пространственной рамой с широкой опорой задней маятниковой вилки. Удачно проявившая себя конструкция двухцилиндрового двигателя в основном была сохранена.

С целью повышения надежности несколько модернизировали кривошипно-шатунный механизм. В цепной передаче была применена двойная цепь, которая теперь не удлинялась и не передавала удары на шестеренки коробки передач. Полуавтоматическое выключение сцепления, устанавливаемое на предыдущие модели, в связи с его трудоемкой регулировкой убрали. Теперь сцепление выключалось только на рукоятке руля.

На базе Jawa 634 была создана, пожалуй, наиболее распространенная и популярная 638-я модель. В народе ее называли "двенадцативольтовой", поскольку генератор постоянного тока 6 В был заменен на генератор переменного тока 12 В, благодаря чему увеличилась сила света передней фары. Изменения коснулись и двигателя. При том же объеме (344 см3) увеличилась степень сжатия, а мощность повысилась до 26 л.с. (по сравнению с 22 л.с. Jawa 634). Сам блок цилиндров двигателя стал легче на 8 кг. Карбюратор оснастили удобным пусковым устройством, облегчив запуск холодного двигателя. Несмотря на свою жесткость, передняя вилка хорошо компенсировала неровности дорожной поверхности. Задние настраиваемые амортизаторы обеспечивали плавность хода даже с нагрузкой.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Jawa Явветта Спорт 1958 г.

В новом времени...

В 1987 г. была выпущена трехмиллионная Jawa. В 1991 г. началось производство последней поставляемой в СССР модели Jawa 350/640. С развалом Советского Союза спрос на новые мотоциклы Jawa упал практически до нуля. И только в последние несколько лет поставки Jawa в страны СНГ возобновились. Однако объемы этих поставок измеряются десятками штук, а не десятками тысяч, как в былые времена. Сейчас линейка моделей мотоциклов Jawa отражена в таких сериях: семейство "350" – 50% всех выпускаемых мотоциклов, "125" – 30%, серия "650" – 20%. Jawa производит классические дорожные мотоциклы, мотоциклы типа "эндуро" и "чопперы". Среди них Jawa 50 Minarelli (с итальянским двигателем) и Jawa 50 Robby – мотоциклы с объемом двигателей до 50 см3, серия Jawa 125 (Сhopper, Dandy, Sport), испытанная десятилетиями линейка Jawa 350 в расширенном ассортименте (Classic, Californian, Tramp, Chopper), тяжелые мотоциклы Jawa 650 (Classic, Style, Dakar).

Во времена СССР многие мальчишки и взрослые мужчины мечтали об этом мотоцикле. Удастся ли мотоциклу в новом, изменившемся мире завоевать сердца и умы намного более требовательных и избалованных современных потребителей – покажет время...

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Jawa Явветта Спорт 1958 г.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra