Впервые статья была опубликована
в 70-80 гг. прошлого века
в журнале "Svet motoru" ("Мир моторов")
на чешском языке.
Перевод А. Семенова
Хотелось бы поговорить о человеке по имени Jan de Roy, а поводом к этому послужило его возвращение в автоспорт. Он вновь в кабине спортивного автомобиля - на сей раз грузового. Откуда он появился на Дакаре со своим космическим двухмоторным грузовиком DAF? На этот вопрос ответ только один: - марафонское ралли - это закономерный этап его спортивной карьеры и его жизни. De Roy несколько раз завоевывал титул чемпиона Голландии и никогда не побеждал за рулем "обычного" автомобиля. Когда-то в своем гараже он придумал и воплотил в металле автомобиль почище, чем его нынешняя двухмоторная бестия. Двадцать лет назад он шокировал всю автомобильную общественность нестандартным приводом на все колеса в автомобиле, предназначенном для ралли-кросса. В то время автомобильный мир только оправился после смелого решения Джима Холла (Jim Hall) использовать на гоночном автомобиле "Chaparal" автоматическую коробку передач. Мировая общественность была заинтригована, но решила, что автомат - это, конечно, здорово, но затраты и сложность реализации такого решения себя не оправдывают. Продолжения не получилось. Только спустя много лет, в сезоне 1988 года в Феррари рискнули поставить автомат на гоночную машину.
Де Рой - исключение. Он рассудил, что на кроссовой трассе автомат будет уместнее, чем на гоночном кольце. Приняв в расчет очень либеральные технические требования к автомобилям для ралли-кросса, он взял автомобиль "DAF-55" Купе (Фото 1) и построил на его базе оригинальный автомобиль с автоматическим приводом дифференциалов обоих осей. [ Необходимое разъяснение переводчика: Это было тогда, когда "DAF" еще не продал своего легкового автомобильного производства VOLVO. "ДАФ-55" был легонькой, примерно 800 кг, 1100-кубовой малолитражкой. Изюминкой машинки был патентованный клиноременный привод зубчатыми ремнями к задним полуосям. Назывался он "Variomatik" и обеспечивал машинке плавное изменение крутящего момента, то есть автомат с принципом действия, как у японского мокика.]
Передняя подвеска была независимая, а задняя - типа "Де Дион". Крутящий момент распределялся между осями почти идеально, приблизительно по пятьдесят процентов. Мотор он разместил поперек в кузове на месте пассажирского сиденья (!). Это был рядный четырехцилиндровый шестнадцати-клапанный "Ford Cosworth BDA" объемом 1.8 литра и мощностью 135 kw (193 л.с.) при 7000 об /мин.
Привод показан на схеме (Фото 2), где 1 - мотор; 2 - сцепление; 3 - приводной вал Variomatik; 4- приводные зубчатые ремни; 5- ведомые шкивы; 6- карданный вал передней подвески; 7- карданный вал задней подвески; 8 - задняя подвеска "De Dion". Де Рой использовал "Variomatik" как автоматическую коробку, одновременно выполняющую функции раздаточной коробки для привода обоих полуосей. Это было фантастическое, дешевое решение с максимальным использованием серийных деталей и агрегатов. Чешские кроссмены спустя два года попробовали воплотить аналогичное решение в жизнь (Багги "Багира", но, по-моему, без особого успеха).
Ездить на такой машине было, мягко говоря, не комфортно (Фото 3), но Де Рою было плевать на комфорт, он, не останавливаясь, шел к своей главной цели - к улучшению технических показателей. А они впечатляли. Автомобиль весом в 850 кг развивал максимальную скорость 180 км/ч, и на кроссовой трассе с 0 до 100 км/ч разгонялся за 7 секунд. Такая техника позволила Де Рою стать бессменным чемпионом Голландии - он был одним из быстрейших гонщиков чемпионата Европы по ралли-кроссу.
В конце концов техническая комиссия выпустила новые предписания, которые полностью исключали возможность Де Роя "сидеть между карбюраторами" и прочие его нестандартные технические решения. Сейчас он ставит в тупик своими нестандартными решениями техническую комиссию на ралли Париж-Дакар - его спортивная карьера продолжается.