...из сына свин



илл.

Не вырастет из сына свин



А.Стрелков


Однажды кто-то из умных изрёк, что мужчина всегда остаётся ребенком. Любой из тех, кому адресован этот журнал, надеемся, может подписаться под этой фразой.

Мы растём, растут и наши игрушки. Стареющие мозги, увы, не в состоянии поддерживать младенческий полёт воображения, превращающий стоптанный бабушкин тапок в спортивную машину. Требуется что-то более реальное конкретное и осязаемое. Мы, за неприличные деньги, покупаем настоящий автомобиль, чтоб получать те же эмоции, что и в детстве. А забытые всеми старые игрушки оседают на пыльных дачных чердаках и антресолях.


илл.

Новому поколению не дано восторгаться эстетикой первобытного примитивизма фанерного легкового автомобильчика, ощущать железную тяжесть крупноразмерной копии грузовика. Рынок заполнен металлизированным пластиком китайского ширпотреба, рассыпающимся от несильного удара. Все эти "покемоны" сильно разжижают мозги. Мое чадо, например, (а ему есть с чем сравнивать!) периодически размельчает подобную дребедень молотком. Но Ваня не варвар, с коллекционных моделей и машинок 40-60-летнего возраста он тряпочкой периодически стирает пыль. По собственной инициативе. Но не буду отвлекаться.


илл.

Если вы любите своего малыша, поскребите по чуланам в поисках старинных игрушек. Очень хороший результат даёт прочёсывание дач друзей. Столичные жители могут заглянуть на "Вернисаж" в Измайлово или в специализированные антикварные магазины, однако цены на подобные вещи там далеко не детские.

Как правило, игрушки пребывают в довольно плачевном состоянии, ведь их безжалостно мучило не одно поколение деток. Вмятины, ржавчина, многие элементы отсутствуют. Если подарить такого инвалида собственному отпрыску, он скорее всего спросит:

- Па, а у тебя с головой всё в порядке? Может, застудил её на рыбалке?


илл.

Поэтому требуется проведение комплекса реставрационных работ. Занятие это крайне увлекательное. Гамма возникающих ностальгических эмоций непередаваема. Замечательно, если удастся привлечь к работе ребёнка. Ничто так не сближает, как совместное проведение досуга. Кроме того, самостоятельно восстановленную вещь совсем не хочется ломать.


илл.

Малыши очень неусидчивы, всю основную работу приходится выполнять папе, а то, что они с азартом пытаются сделать сами, почти всегда приходится переделывать, но разве в этом дело?


илл.

Даже такой несложный предмет, как игрушка, требует навыков и умения. К сожалению, они есть далеко не у всех. В этом номере журнала вы видите первую статью на вышеобозначенную тему. Начнем с простого - с самосвала ЗиС-150.


илл.

Эту игрушечную машину выпускали многие заводы, конверсия видимо. Догадаться о месте её рождения можно по аббревиатуре на облицовке радиатора. Также промышленностью СССР делались однотипные с этим самосвалом грузовики, автокраны, какие-то трёхосные мутанты и т. д. Почему-то очень много их было в детских садах, наверное, из-за того, что большое и тяжёлое труднее спереть. Зато, какое счастье опустить его товарищу на голову, завершив спор этим железным аргументом!


илл.

Довольно простые штамповки соединялись посредством контактной сварки, делая конструкцию практически неразборной.

Представленный на снимках самосвал был найден в Подольском районе. Видимо, он абориген - буковки ПМЗ позволяют предположить, что сделали его на Подольском Механическом заводе. Он интересен тем, что механизм подъёма кузова приводится заводной рукояткой и имеет храповой механизм, не позволяющий кузову самопроизвольно опускаться. Задний борт умеет открываться и снабжён проволочным фиксатором. Цельножелезные колёса говорят о том, что вещица раннего выпуска, потому что более поздние варианты имели литые резиновые покрышки, да и механизм подъёма кузова упростили, до примитивного червяка.

илл.

Нам повезло, ЗиС-150 был ржавым, но относительно комплектным, не хватало только полусферических фар на крыльях и верёвочки в механизме подъёма кузова. Кстати сказать, это далеко не первая наша с сыном подобная машина - страсть к старым игрушкам овладела нашим семейством достаточно давно. Все остальные экземпляры значительно хуже. Одни не имеют колёс, другие -крыльев, третьи - кузовов. Поэтому неплохо иметь в запасе несколько "доноров". Чтобы снять большинство деталей с одного грузовика и переставить на другой, нужны квалификация и оборудование. Следуя принципу "от простого к сложному", мы не будем, на первых порах, рассматривать такие работы. Легко переставляются двери, их ручки, кузова.


илл.

Когда начинаешь его рассматривать, вылезают не видимые досель дефекты - где-то складочка сморщилась, где-то потёк краски пробежал. Грубость исполнения придаёт игрушке своеобразный шарм. Конечно, поверхность можно загладить и зачистить, но тогда возникают резонные вопросы о сущности реставрации (приведения к первозданному виду) и необходимости лезть из кожи вон (всё равно ребёнок поцарапает).


илл.

Первым делом игрушку следует хорошенько отмыть щёткой и порошком, ведь неизвестно где она до этого валялась. Да и работать в чистоте приятнее.


илл.

Все помятые детали следует выправить. Что-то можно отстучать молотком или киянкой на металлической поверхности, что-то разогнуть пассатижами. Для этого съёмные детали, к примеру, двери (а больше ничего и не снимается), лучше снять. Корешки, оставшиеся от утерянных частей, можно или оторвать пассатижами (легкость операции зависит от качества сварки), или заровнять молотком. Под сваркой они будут незаметны.


илл.

Разные подвижные элементы наверняка "засахарились", их следует расшевелить. Только никакой смазки! Нам ещё предстоит красить, нужна чистая поверхность.

Теперь надо запастись железными щётками, наждачной бумагой и, главное, терпением. Все железки должны быть тщательно зачищены, ржавчина - до металла, краска (если хорошо держится) - до матовой поверхности. От вашего старания будет зависеть прочность будущей окраски. Можно применить дрель с круглой щеткой и наждачными кругами. Не забывайте, что механизация многократно повышает не только производительность труда, но и риск получить травму (разговор-то о работе с детьми!). Да и воспитательный момент у ручного вышкуривания повыше будет.


илл.

Итак, примемся за изготовление недостающих деталей. У нас нет фар и петель кузова. Петли очень простые - две полоски из металла, с фарами сложнее. Они являют собой полусферу на ножке. Измерив подобные на другой игрушке, мы определили их размеры и радиус кривизны, который чудным образом совпал с выпуклостью найденной в барахле гайки. В качестве материала изумительно подходит кусочек от кузова любого "взрослого" автомобиля. Желательно отжечь его от краски, только старайтесь не перегревать, а то жесть станет как бумага. Затем, при помощи трубки, сферы и молотка формируется "горшок" фары, вокруг него фломастером рисуется контур заготовки. Вырезать можно любыми доступными инструментами - ножницами, зубилом. Заусенцы потом надо зачистить надфилями, а кончик ножки отогнуть.


илл.

Наконец, займёмся подготовкой к грунтованию. Нам понадобятся две чистых тряпки и 647-й растворитель. Одну из тряпочек орошаем растворителем и протираем всю игрушку, затем, пока поверхность ещё влажная, проходим по ней сухой ветошью.

Грунтовать проще всего при помощи аэрозольного баллончика, но можно и кисточкой, правда результат во втором случае будет чуть хуже.


илл.

Так как аппарат для точечной сварки есть далеко не в каждой семье, заменим её пайкой. Обычного, радиомонтажного паяльника нам маловато будет, нужен молотковый, который греют на газовой плите. Надфилями, шкуркой зачищаем спаиваемые поверхности и кисточкой наносим на них сначала соляную кислоту, а затем, при помощи паяльника, припой. После этого прикладываем детали друг к другу и хорошенько прогреваем, до полного спаивания. Чтобы нейтрализовать кислоту, места пайки промываются водой с хозяйственным мылом -в нём много щёлочи. Может возникнуть резонный вопрос о странной последовательности -сначала грунтовка, затем пайка. Это не принципиально, можно и наоборот, но нам показалось, что отдельные элементы грунтовать удобнее порознь (места пайки мы потом дополнительно "пропылили").


илл.

Цвет грунтовки здорово совпадает с оттенком "родной" окраски, но лучше всё-таки нанести поверх нитроэмаль, тоже из баллончика. Не стоит переживать, если с непривычки наделаете потёков. Машина изначально красилась кое-как, поэтому дефекты придадут машине достоверность. Первоначальный цвет мог быть синим, коричневым, зелёным, жёлтым или красным. Теперь аккуратно окрасим "отражатели" фар "серебрянкой" - такими они были когда-то.

На заключительном этапе смазываем все подвижные элементы, устанавливаем нить в механизм подъёма кузова и отдаём ЗиС-150 на растерзание ребенку. Впрочем, почему на растерзание? Будьте уверены, что он будет беречь свою машину пропорционально количеству вложенных сил - кому ж охота ломать то, что сделал сам?

Если игрушка не предназначена для трудового и игрового воспитания молодёжи и используется как элемент декора, можно дать волю фантазии и окрасить её в какой-нибудь забавный цвет, к примеру, розовый, перламутровый или "под мрамор". Сейчас в продаже изобилие всяких удивительных красителей. А почему бы не использовать самосвал в качестве функциональной детали интерьера? Его можно превратить в лоток для писем или канцелярских принадлежностей, в настенную лампу с изменяемым наклоном светильника, а если выстлать кузов полиэтиленом, то получится оригинальный цветочный горшок.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra