Из истории...



 

илл.

Из истории велосипедного костюма.
Часть I



Андрей Мятиев


С появлением первых велосипедов, скорость которых перевалила рубеж 25 км в час, перед велосипедистами остро встал вопрос специальной одежды для велосипедных прогулок, а с зарождением велосипедного спорта проблема усугубилась многократно.


илл.

Первые велосипедисты, пугавшие гуляющую публику в парках Версаля или Вены, были одеты в повседневную одежду того времени, естественно, сообразно моде и своему социальному положению. Впрочем, социальное положение первых велосипедистов было одинаково - велосипед в те годы был уделом эксцентричных аристократов - до "продвинутых" буржуа это техническое чудо дошло значительно позднее. О "рабочих и колхозниках" и говорить даже не приходится - при стоимости машины в 300 рублей доступна она им не была совершенно. (Для сравнения: хороший дом на селе стоил в России последней трети XIX века около 25 рублей.) Да и менталитет не тот - одно дело пресыщенный всеми мыслимыми развлечениями аристократ, не представляющий, чем бы потешить душеньку, и совсем другое - пусть и богатый, но занятый с утра до ночи торговец или зажиточный крестьянин - им такое и в голову бы не пришло.


илл.

С увеличением скорости, достигаемой велосипедистом, неудобство тяжёлых суконных сюртуков, шляп-котелков, брюк со штрипками и туфель стало очевидным. Рождение специализированных костюмов, а затем и мод "для господ велосипедистов" произошло в "просвещённых Европах" ещё в начале 1880-х годов, а на наших скудных отечественных почвах первые чахлые ростки этого дела появились лишь в середине того же десятилетия.

С образованием в 1883-1884 годах в обеих российских столицах первых обществ любителей велосипедной езды число адептов нового средства передвижения стало стремительно расти. Как известно - спрос порождает предложение, и работа портных, освоивших шитьё костюмов для велосипедистов, стала пользоваться успехом. В информационном листке для членов Московского общества Beлосипедистов-Любителей, вышедшем в начале 1885 года, то есть на второй год существования корпорации, гг. спортсменам рекомендовалось обращаться к "опытному портному, г-ну Арльту", услугами которого уже воспользовались многие члены общества. Фасоны брались из иностранных велосипедных журналов, кои в достаточном количестве выписывались правлением М.О.В.Л.

Как представляли себе удобный и практичный костюм для велосипедной езды сами российские велосипедисты? Осмелюсь привести обширные цитаты из одной из первых отечественных книг о велосипеде и велосипедной езде, вышедшей в Москве в 1892 году. Ее автор, Юлий Иванович Блок - один из первых московских велосипедистов, учредитель М.О.В.Л., человек весьма в те годы авторитетный.


илл.

"...Имеется возможность рекомендовать вполне рациональную одежду, благодаря опыту тысяч велосипедистов, которые исследовали этот вопрос за последние 10 лет. Удовольствие и полезное влияние на здоровье вполне достигаются велосипедной ездой только при рациональном и подходящем костюме. Велосипедная езда обыкновенно сопровождается обильным выделением испарины. На основании этого необходимо, при выборе костюма для езды, соображаться с требованиями гигиены, что имеет весьма важное значение. Главная задача одежды состоит в том, что она должна защищать от простуды, т. е. предохранять тело от быстрого охлаждения, не затрудняя при этом движения членов. Материал, из которого делается велосипедный костюм, должен легко впитывать испарину и влагу, а также легко высыхать под влиянием воздуха, причём костюм должен быть практичен и удобен. Ввиду этих требований, вся одежда, верхняя и нижняя, должна быть обязательно из чистой шерсти или фланели без всяких примесей. Опыт указал на необходимость совершенного устранения из велосипедного костюма бумаги (хлопчато-бумажной ткани (A.M.) или полотна, так как эти материи во влажном состоянии, происходящем от испарины или дождя, сообщают телу чувствительный холод. Ездоку, одетому с головы до ног в костюм из чистой шерсти или фланели, бояться нечего. Если даже дождь его промочит насквозь, хотя бы несколько раз в продолжении одной и той же экскурсии, он вне опасности..."


илл.

Это касается материалов, что же до фасонов, то костюм велосипедиста "образца 1890-х годов" состоял из кепи или шляпы, короткой куртки или пиджака тёмного оттенка, с карманами, снабжёнными пуговицами, коротких (чуть ниже колен) свободных брюк, чулок и низких башмаков на шнуровке. Следует учесть, что описанный наряд относится к "усреднённому" велосипедисту; спортсмены использовали более облегчённый вариант костюма.


илл.

Много информации касаемо велосипедной одежды печаталось в русских велосипедных журналах, первый из которых стал выходить в свет в 1892 году. Он назывался "Велосипедист" и издавался в Москве. В конце того же года в Петербурге начался выпуск журнала "Велосипед", так что "господа велосипедисты" обеих столиц перестали испытывать информационный голод.


илл.

Помимо советов по материалам и фасонам велоодежды читатели находили в разделе объявлений рекламу портных, имевших опыт в её изготовлении, а с середины 1890-х годов и рекламу специализированных магазинов готового спортивного платья. Так, в Москве в среде велосипедистов считалось модным одеваться "у Жака", магазин которого находился на Петровке. В отличие от других торговцев готовой одеждой, месье Жак начал своё дело именно как портной, изготавливавший платье для велосипедистов, и лишь в конце 1890-х годов, расширив предприятие, стал заниматься одеждой для занятий и другими видами спорта. Прочие же, начиная с обычного платья, велосипедной темой стали заниматься на волне "велосипедного бума", поразившего Россию в середине 1890-х годов, (кстати, несколько запоздало, по сравнению с иными странами). В Северной Пальмире велосипедисты отоваривались в заведении "Ю. Готлиб" на углу Невского и Владимирской или в "Голландском магазине белья" на Владимирской, против Стремянной. С нарастанием популярности велосипеда количество заведений, где можно было одеться с головы до ног по последней европейской моде, многократно возросло.

Разворот




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra