II Смотр мастеров


II Смотр мастеров
автомотореставрации в российской
и зарубежной прессе




"Лимузин", N 4, 2003

Почти каждый экспонат этой выставки вполне мог бы сыграть роль шоу-стоппера на любом автосалоне. Обстановка в павильоне московского выставочного комплекса "Сокольники" была совсем не празднично-салонная. Скорее - та особая атмосфера, которую можно встретить в большом доме, где каждый день собирается множество гостей - но только своих, связанных друг с другом тысячами нитей родства, взаимопонимания, общих интересов. Даже несколько казённое название - "Смотр мастеров автомотореставрации" - никак не смогло испортить общего впечатления.

Среди шедевров, воссозданных зачастую буквально из праха бывалые и начинающие делились опытом и секретами реставрационной науки, заводили новые знакомства, хвалились найденным, но ещё не доведённым до ума железом, придирчиво разглядывали работы коллег. Не дожидаясь летнего фестиваля "Экзотика" - главного события года для поклонников ретро-техники - реставраторы "выстрелили" двумя прекрасно восстановленными дебютантами: "Ягуаром-ХК120" и "Адлером-Трумпф".

Среди посетителей, конечно же, попадались и новички, кто разочарованно ворчал: "И это всё? Так мало?" Скорее стоит сказать: "Уже? Так много!" Как быстро ушли в прошлое ряды ржавых, облупленных, кое-как восстановленных автомобилей-калек, "украшавших" "Экзотику" 3-5-летней давности. Случайные в мире реставрации люди уже наигрались в "старые машинки". Зато те, кто чётко осознал, насколько это хлопотное и недешёвое дело, набрались опыта и демонстрируют серьёзные работы, которые не стыдно показать и на международных выставках.



"Мото", N 4, 2003

Сезон в России начался как никогда рано: в московских Сокольниках в конце февраля прошёл Второй всероссийский смотр мастеров автомотореставрации.

Кроме показа техники, отдельное место на смотре отвели для торговли различными запчастями. До сих пор организованного и открытого "базара" в России не проводилось, а без него дело реставрации техники - химера. Почему в России нет того, что стало уже традиционным по всей Европе? Причём, нет речи о нежелании или неспособности людей привезти бесценный, но нужный не тебе "товар" на ярмарки - базары антикварных деталей... Беда в том, что если бы кто-то и взялся проводить подобные барахолки, тут же появились бы бдительные стражи экономического порядка и потребовали бы кассовый аппарат, со всеми вытекающими отсюда проблемами. Подобная выставка - единственный способ показать другим, что у тебя в загашнике... Ну что ж, с почином, братья реставраторы!

Без сомнения, огромный интерес вызвал и технологический раздел выставки. В нём показан и "ломаковский коктейль", который очищает ржавчину способом химического травления, и продукт высоких технологий - установка напыления металлов "КВАНТ", показали свою продукцию несколько фирм, специализирующихся на ремонте двигателей и электрооборудования.

И ещё одно достоинство выставки в Сокольниках: она собрала множество народу, сюда съехались люди из разных городов - появилась возможность встретиться и обсудить насущное для автомотореставраторов. Возможно, создание повода для подобных сборов, встреч, обсуждений - едва ли не самое главное достижение её организаторов.



"Oldtimer Markt" (Германия), N 4, 2003

Уже на протяжении нескольких лет у Москвы есть собственная ярмарка, включающая всё, что имеет отношение к реставрации и коллекционированию олдтаймеров. Регулярно в феврале она распахивает свои двери и, надо сказать, выглядит ничем не хуже своих западных аналогов, при сравнении с которыми ей незачем стесняться и нечего скрывать. Наряду с выставляемыми олдтаймерами, ярмарка, в числе прочих, освещает следующие важнейшие темы: жестяные работы, обивка, лакировка, инструменты, литература и т.д.



"Ruoteclassiche" (Италия), N 172, апрель 2003

Россия наконец-то приближается к миру ценителей автомобильного прошлого. В Москве во второй раз был организован Смотр авто- и мотореставраторов. Многочисленная публика могла констатировать, что здесь было выставлено практически всё, имеющее отношение к антикварным движущимся средствам: от оригинальных запчастей и технической документации по ремонту до страховых компаний.



"Авторевю", N 5, 2003

С 19 по 22 февраля в выставочном центре московского парка Сокольники проходила выставка достижений реставраторов старинной авто- и мототехники.

В наши веки два автомобиля в семье - если ещё и не норма жизни, то уж во всяком случае ничего из ряда вон выходящего. Соответственно изменилось и отношение к старым машинам: из единственного, на всю жизнь, повседневного транспортного средства они прямо на глазах превратились в то, чем и должны являться в цивилизованном мире, - в вещественные свидетельства истории техники. Проще говоря, в антиквариат. А к антиквариату, как известно, отношение соответствующее: не ездить на нём, но любоваться им. Не ремонтировать, а реставрировать.

Есть спрос - есть предложение. Сейчас реставрацией старинных автомобилей вполне профессионально занимаются у нас многие структуры: от специализированных мастерских и до клубов, располагающих собственной ремонтно-реставрационной базой. Конечно, до таких мощностей, какие задействованы на Западе нам пока ещё далеко: там успела сформироваться целая индустрия, работающая исключительно на владельцев автомобильного антиквариата; там функционирует обширная транснациональная сеть так называемых "блошиных рынков", на которые в поисках редкого узла или детали для своих сокровищ съезжаются коллекционеры со всего света; там до сих пор выпускаются шины давно устаревших размеров, а многие именитые автопроизводители как ни в чём ни бывало продолжают делать комплектующие для моделей, стоявших на производстве полсотни лет тому назад... Скажем, отремонтировать старый Mercedes можно на самом предприятии-изготовителе: там существует специальное подразделение по оказанию таких услуг. А иные мастера-искусники - вроде Барта Холланда из Нидерландов или, скажем, англичан Кроствейта и Гардинера, - берутся довести до нестерпимого блеска даже такие машины, которые неопытному взору покажутся просто-напросто грудой ржавого железа. Или даже сработать по уцелевшим старым чертежам новодел - в тех случаях, если оригинал автомобиля по каким-либо причинам оказался утрачен.

Впрочем, это уже не реставрация, а репродукция - процесс несколько иного плана, хотя во многом и весьма сходный. Реставрация же предполагает, что от восстанавливаемого авто сохранилось хоть что-нибудь, - чтобы было от чего "танцевать", как от той печки. Потому-то реставрация и сложнее: мало ведь просто добиться, чтобы машина была "как новенькая", -надо сделать всё "как было", с максимальной точностью "попасть" и в материал, и в колер кузовного лака. Такова уж специфика широко популярных на Западе "конкурсов элегантности" и прочих сходного типа мероприятий с участием антикварных машин: стоит реставратору чуть промахнуться - и строгое жюри, мигом разглядев малейшую фальшь, тут же начислит штрафные очки, из-за которых первого места даже самому редкому автомобилю точно не видать... И соответственно, ниже окажется его рыночная цена в том случае, если владелец вознамерится своё сокровище продать. Вот и упираются западные реставраторы что есть сил, добиваясь максимально полной аутентичности.

Реставрация - штука тонкая, трудоёмкая и довольно дорогая. Что греха таить, услуги высококвалифицированных специалистов далеко не всякому обладателю ценного старинного авто по карману, - вот и занимаются некоторые "самодеятельностью". Но, конечно, возможности реставратора-единоличника весьма и весьма ограничены по сравнению с возможностями коллективных предприятий: ведь по ходу восстановления машины в её прежнем блеске потребуется выполнять такие операции, которые и оснастки специальной требуют, и сноровки, и профессиональной подготовки. Чего стоит, например, восстановление никелированных деталей - гальваническое и с непременной для минувшей эпохи автомобилестроения промежуточной полировкой: поди сделай всё как надо "на коленке", без надлежащего оборудования! А перетяжка салона? А пружинные сиденья, к которым без консультации хорошего мастера-матрасника и не подступишься? А такая вещь, как окраска приборной панели "под дерево", - искусство, считавшееся утраченным много лет тому назад, но оказавшееся востребованным вновь и помаленечку восстанавливающее себя? Одному человеку просто не под силу своими руками сделать всё как следует: ну не может же он, в самом-то деле, одинаково блестяще знать и гальванопластику, и малярное дело, и обивочное? А есть ведь ещё и двигатель, и трансмиссия, и прочие агрегаты ходовой части, - их же тоже надобно восстанавливать до оригинального состояния!

На Западе увлечение старыми автомобилями - хобби не из дешёвых, предаются ему большей частью люди весьма и весьма обеспеченные, каких у нас почитай что и нету после всех наших бед истекшего столетия. Остаётся лишь надеяться, что в обозримом будущем картина улучшится настолько, что грядущие обладатели ценных антикварных машин смогут обращаться к услугам профессиональных реставраторов по мере возникающей необходимости, - так или примерно так, как это делают их зарубежные коллеги. По крайней мере, им уже есть к кому обратиться.



"Automobilista" (Польша), N 5, 2003

В Москве на выставочной территории "Сокольники" прошла II Общероссийская выставка истории моторизации. Посетители выставки смогли полюбоваться отреставрированными экипажами из многих коллекций со всех уголков страны и экземплярами, находящимися ещё на реставрации, а также с множеством интересных экспонатов из истории моторизации. Свои предложения, причём весьма разнообразные, продемонстрировали производители и импортёры запасных частей, обивщики, жестянщики, без которых восстановление исторических экипажей не представляется возможным. Интересные фрагменты коллекций, связанные с историей экипажей, представили также музеи, представители книжного мира, занимающиеся выпуском литературы по данной теме и даже художники, увлекающиеся старыми самоходами или мотоциклами. Помимо этого, была организована биржа, на которой можно было продать и купить различные аксессуары и запасные части, а также завязать новые знакомства и контакты с людьми, интересующимися историей моторизации.

Огромный интерес посетителей выставки вызывали экземпляры машин "Чайка" и "ЗИМ". Эти машины, принадлежавшие полвека назад советским министрам и функционерам, сейчас весьма популярны среди так называемых "новых русских", которые часто оснащают свои автомобили последними техническими новинками, разумеется, далеко отклоняясь от принципов достоверной реконструкции исторического экипажа. У представленного на выставке в специальной экспозиции курьёзов моторизации автомобиля ГАЗ-12 "ЗИМ" совершенно новый двигатель большей мощности, а для пассажиров - даже небольшой плазменный телевизор. В этой части выставки была продемонстрирована также продлённая модель "Волги".

На площадке перед выставочным павильоном расположились машины и мотоциклы, которыми можно было не только любоваться, но и приобрести. Многие посетители, собственно, и прибыли на выставку с этой целью.



"Береги автомобиль!", N 2, 2003


Параллельно с выставкой "АВТОТЕХЭКСПО 2003" проходил "Второй всероссийский смотр мастеров автореставрации". Здесь было заметно многолюднее. Более того, многие посетители прямо проходили через павильон "АТЕХ-2003", задерживаясь только, чтобы задать вопрос: "А где тут старинные автомобили?"

Дикое и неорганизованное племя автореставраторов обитает в земле, неведомой простым смертным. Это непонятная "прагматически" мыслящему большинству фантастическая страна, где ищутся и покупаются останки автомобилей полувековой и даже столетней давности, а потом тщательно восстанавливаются, при этом, зачастую, цена восстановленной машины несравненно выше её реальной рыночной цены...

До сих пор это достаточно закрытый мир, где обмен информацией происходит по живой цепочке, и все недостающие детали изготавливаются приватным образом, на каких-то предприятиях, при этом приходится переплачивать, да и за идентичность поручиться сложно. А ведь существует огромное количество фирм, которые как раз этим и занимаются, находят и собирают старую документацию, подлинные запчасти и технологии. И если нет оригинальной детали, выпускают "новоделы", с соблюдением всех тонкостей, для автомобилей любых годов выпуска.

Для того, чтобы памятники сохранились, масса людей, называемых автореставраторами, тратят своё время, деньги, нервы... Теперь у них есть своя выставка.

Уже сейчас понятно, что необходимо увеличивать выставочные площади, чтобы в смотре смогли принять участие те, кто не поместился в этом году. Есть старая шутка о том, что профессионал - это дилетант, который не бросил заниматься своим делом. Но профессионалами не становятся в "одночасье"; для того, чтобы они появлялись и их становилось всё больше как раз и нужны такие выставки.



"Kopteri" (Финляндия), N 51, 2003

National Show of the Automotive and Bike Restoration Experts - так называется выставка реставрированной мототехники, которая организуется в Москве в течение нескольких последних лет. Глядя на публикуемые ниже фотографии можно составить представление об имеющихся в России ценностях и о том, что и там растёт популярность увлечения реставрацией транспортных средств.



"Мастер 12 Вольт", N 4,2003

Всероссийский смотр мастеров автореставрации - интересный проект, направленный на объединение потоков любителей ретроавтомобилей и компаний-производителей материалов и оборудования для профессиональной реставрации. Выставка оказалась весьма интересной и перспективной, а сроки проведения накануне "открытия сезона" также повышают её рейтинг.



"Известия", 20.02.03

Вчера в выставочном центре "Сокольники" реанимированную и блестящую лаком рухлядь выставили на обозрение "старьёвщики" - реставрационные мастерские и частные коллекционеры. Выставку антиквариата на колёсах - II Всероссийский смотр мастеров автомотореставрации - инициировал беззаботный журнал "Игрушки для больших".



"МКмобиль", N 44, 25.02.03

В этом зале время течёт по-иному. Здесь слово "старьё" звучит самым заманчивым образом. И даже неказистые с виду "железяки", покрытые "доисторической" ржавчиной, вызывают живой интерес публики. Старинный мотор требует особого внимания. Чтобы машина, появившаяся на свет полвека, а то и больше тому назад, имела вид и сохраняла свою резвость, нужно потратить долгие месяцы и даже годы на её реставрацию. Тут без мастеров никак не обойтись. Своё умение и результаты скрупулёзного труда они и показывали на выставке в Сокольниках.



"Veteran auto es motor" (Венгрия), N 5,2003

Из-за больших расстояний и недостатка информации мы были готовы поверить в то, что к Востоку от нас ветеранство уже не существует. Тем удивительнее было узнать о ставшей традиционной российской национальной выставке реставраторов автомобилей и мотоциклов.

Организационный принцип выставки состоял в том, чтобы показать не только реставрированные или сохранившиеся в естественном состоянии средства передвижения, но и те, которые находятся в той или иной стадии обновления. Естественно среди участников выставки находились и специалисты, занимающиеся реставрацией коробок скоростей, моторов, обивочных тканей, электрики, наряду с ними поставщики сопутствующих товаров также представили свои предложения по импорту запчастей.

Год от года выставку посещает всё большее количество любителей, на шоу съезжаются жители многих областей России и бывшего Советского Союза от самого западного уголка - Калининграда до находящегося очень далеко на востоке Владивостока, от северного Архангельска до расположенного на берегах Дона Ростова. Среди иностранных гостей были немцы, поляки, венгры, финны, многие из них нашли партнёров в лице своих российских коллег и завязали полезные связи. На рынке запчастей можно было найти любые аксессуары и вещи, которые связаны с олдтай-мерами и которые обычно имеются на таких шоу, поэтому с пустыми руками уходили отсюда не многие.

Выставка не была ограничена только помещениями выставочного комплекса, стоявшие на свободной площадке старые автобусы, другие ветераны, например "Волга ГАЗ-21" или "Запорожец-Ялта" также привлекли множество посетителей, которые с сильными ностальгическими чувствами разглядывали средства передвижения, выпущенные в сороковых - пятидесятых годах. Можно было не только восхищаться старыми автомобилями, мотоциклами, но и здесь же приобрести их. Некоторые из посетителей уезжали с выставки со своими новыми приобретениями или же непосредственно на них, приумножая тем самым лагерь олдтаймер-почитателей.



"Иномарка", NN 3, 4, 2003

Для автолюбителей, пришедших на выставку "Автотехэкспо-2003", она оказалась интересной в особенности за счёт того, что в её рамках прошёл Всероссийский смотр мастеров автомотореставрации.

Около двух десятков экспонентов, преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга, представили на суд зрителей различную раритетную технику, большая часть которой не только радовала глаз любопытной публики, но и будила серьёзный интерес автолюбителей, поскольку была по-прежнему на ходу.



"Авто, 7", N 3, 2003

Они стояли в центре зала культурно-выставочного комплекса "Сокольники" - редчайшие автомобили, "сливки" олдтаймеров. К качеству их восстановления не могли придраться даже реставраторы из Европы. Качество реставрации оказалось настолько высоким, что даже самые придирчивые реставраторы из Германии признавались, что скоро раритеты придётся возить для восстановления в Россию, а потом забирать обратно на родину.

Эти машины и люди, которые восстановили автомобили своими руками, были представлены на II Всероссийском съезде автомотореставраторов. Фанаты старины наконец-то дождались события.

Технологии, представленные на смотре мастеров: "ломаковский коктейль", до металла очищающий раритетные детали от ржавчины; изготовление недостающих деталей благодаря процессу точного литья братьев Ко-тельниковых, этот бизнес сейчас очень развит в Европе; быстрая оцинковка кузова, временные затраты - до 60 часов, себестоимость - 300-400 долларов, за неделю один механик может легко полностью оцинковать кузов.

Два двигателя от Mercedes и BMW, отреставрированные в мастерской Алексея Черных из Серпухова, блестели хромом деталей на одном из стендов. В их глянцевых помпах и трубопроводах заключается особая эстетика механики. Так же, как в обнажённом, отреставрированном династией Ломаковых шасси ГАЗ-67, которое, находясь в ожидании окончательной сборки, приехало на выставку.

- Когда сверху всё блестит, внутренностей не видно, - говорит Дмитрий Ломаков. - Что там внутри? А бог его знает! Не каждый заказчик полезет в чистом костюме определять, родные на ГАЗ-67 детали или нет. А здесь всё видно. Как на ладони!

Этот фанатичный профессионализм отличает всех людей, которые привезли в Сокольники свои машины. II Всероссийский смотр мастеров автомото-реставрации аккумулировал в одном месте весь русский олдтаймерский мир.



"За рулём", N 4,2003

В Москве, в Сокольниках прошёл весенний "Смотр мастеров автомото-реставрации", где свои работы показали те, кто профессионально занимается восстановлением автомобилей прошлого. Весьма интересная экспозиция включала как отечественные модели, так и импортные. В ряду последних особое внимание привлекли дебютанты, ещё не засвеченные на фестивале "Экзотика".



"Российская газета", N 33, 20.02.03

Вчера в культурно-выставочном центре "Сокольники" открылся II Всероссийский смотр подходящих деталей. Серийно их уже давно никто не выпускает, поэтому российским автолюбителям приходится налаживать контакты за рубежом либо самим изготавливать нужные компоненты. Раньше в России реставрацией авто занимались кустарным способом - каждый в своём гараже. Сейчас любители объединились и занимаются цивилизованным бизнесом.



"12 вольт", N 3,2003

ВПЕРЕД, В ПРОШЛОЕ! "При чём тут прошлое?" - спросит недоумевающий читатель. А всё при том! В рамках выставки "Автотехэкс-по'2003" прошёл II Всероссийский смотр мастеров автомотореставрации. Чего тут только не было - начиная с автомобилей, мотоциклов и велосипедов первой половины XX столетия и заканчивая запчастями к старинной технике. Например, можно было лицезреть "ксенон" конца XIX - начала XX века, то бишь первые автомобильные фары, а также свечи зажигания, звуковые сигналы и прочие электроприборы.



"Новости авторемонта", N 3,2003

С 19 по 22 февраля в московском выставочном центре "Сокольники" проходила выставка АВТОТЕ-ХЭКСПО (АТЕХ). Заявленная как международная, она включала в себя несколько разделов, чёткой границы между которыми не оказалось, всё было перемешано, а выковыривать из винегрета отдельно горох и свеклу крайне затруднительно. Повезло только реставраторам. Если в прошлом году площади им выделили по остаточному принципу, то в этот раз отдали целый павильон, и там был аншлаг.

Всероссийский смотр мастеров автомотореставрации показался наиболее цельным элементом выставки. В последнее время автореставраторами освоен ряд сложных технологий, позволяющих делать точные копии утраченных элементов конструкций и восстанавливать пришедшие в негодность детали. Литьё, гальваника, напыление - всё это можно было увидеть на стендах энтузиастов.



"АВТО Комплект", N 25, 6.02.03

Отдельную экспозицию традиционно составлял "Всероссийский смотр мастеров автомотореставрации", где поклонники ретроавтомобилей могли полюбоваться прекрасно отреставрированными раритетными антикварными моделями. И не только полюбоваться, но и задать вопросы, и получить ответы - иногда в форме весьма пространной консультации. Надо отметить, что выставка вообще предоставляла огромные возможности в смысле послушать и почерпнуть. Около большинства выставочных стендов шли оживлённые беседы с предполагаемыми потребителями, дистрибьюторами и просто любопытствующими.



www.gazeta.ru, 19.02.03 20:39

В выставочном центре "Сокольники" сегодня открылась выставка автомотостарины. Официально мероприятие называется "II Всероссийский смотр мастеров автомотореставрации". Очевидно, организаторы "Автотехэкспо" хотели подчеркнуть, что технологическое оборудование, представленное на выставке, удовлетворяет самым разнообразным требованиям и нуждам, в том числе подходит для реставрации. Однако представленные на выставке автомотораритеты собраны отнюдь не с помощью чудо-техники стоимостью по несколько десятков тысяч долларов - таких денег у энтузиастов автомотостарины просто нет, а практически на коленке, заботливыми руками влюблённых в своё дело коллекционеров. Помимо автомобилей на выставке представлены старинные велосипеды и мотоциклы, а также оборудование для реставрации.



"Химическая техника", N 3, 2003

Экспозиция Всероссийского смотра мастеров автомотореставрации разместилась на площади более 1500 кв.метров. За три дня работы выставку посетили более 5000 человек, причём 91% составляли профессионалы-специалисты.



"Автовести XXI век", N 5,2003

На "Всероссийском смотре мастеров автомотореставрации" российские поклонники ретро-автомобилей смогли увидеть раритетные антикварные модели автомобилей, познакомиться с современными технологиями реставрации, продемонстрированными российскими и зарубежными фирмами, приобрести буклеты по истории конструкций отдельных автомобилей, а также букинистическую литературу и модели копии старинных автомобилей.



"Локотранс", N 5,2003

На смотре широко были представлены компании-смежники, без которых работа реставраторов была бы не возможна. Среди них - изготовители деталей-реплик, специалисты по двигателям, обивке салонов, кузовным работам, компании, специализирующиеся на ремонте электрооборудования, поставщики оригинальных запасных частей из-за рубежа, продавцы литературы и многие, многие другие.



"Снабженец", N 19,2003

В рамках "Автотехэкспо'2003" прошёл уникальный Всероссийский смотр мастеров автомотореставрации, и поклонники ретро-автомобилей смогли увидеть раритетные модели, ознакомиться с методами их восстановления.



В обзор не вошли публикации о смотре в следующих печатных изданиях и Интернет-ресурсах: "АВТО city", N 8, 2003, "Бизнес Бюллетень", N 2, 2003, "Motorjournal" (Чехия), N .... 2003, "Точка зрения", N 2, 2003, www.rambler.ru, www.autocity.ru, www.automix.ru, www.autoguide.ru, www.molnet.ru, www.autonet.ru, www.diezelco.ru, www.motorexpo.ru, www.motozona.ru, www.auto.zagolovok.ru, www.auto.ru, www.newsrus.ru, www.audi-club.ru, www.moltrade.ru, www.chat.ru.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra