IFA


 
Эмблема 1. Эмблемы.
Эмблемы.

IFA

Инженер И. Дворачек
Фото из архива автора

Впервые статья была опубликована
в 80-х гг. прошлого века
в журнале "Svet motoru" ("Мир моторов")
на чешском языке.

Перевод А. Семенова


Марку IFA несли на себе первые автомобили, импортируемые в Чехословакию после второй мировой войны от нашего северного соседа - Немецкой демократической республики (ГДР). Старые автомобилисты, безусловно, узнавали в них последнюю предвоенную модель DKW - F8 с двухцилиндровым двухтактным мотором объемом 690 см. куб. и приводом на передние колеса.
Фото 1.
Фото 1.

Оригинальный бело-зеленый знак на радиаторной решетке представлял собой квадрат, поставленный на угол, с тремя буквами IFA, которые были сокращением от Industrieverwaltung Fahrzeugbau (Государственное управление по выпуску моторизованных транспортных средств). Эта организация возникла 1 июля 1947 года после национализации концерна Auto Union, который объединял автомобильные фирмы Horch, Audi, Wanderer и DKW. Предприятия всех перечисленных фирм были тяжело повреждены войной, однако в 1948 году на ежегодной ярмарке в Лейпциге был представлен автомобиль IFA-F8, изготовленный на восстановленном бывшем предприятии Audi в Zwickau. Кузов автомобиля представлял собой деревянный каркас, обитый фанерой, частично обтянутой кожзаменителем. Такое решение было весьма актуальным из-за послевоенной нехватки стального листового проката. Как выглядел автомобиль, можно увидеть на Фото 1. Рядом с моделью F8 в Лейпциге был выставлен и прототип F9 - с цельнометаллическим кузовом, имевшим элегантные аэродинамические формы. Традиционный двухцилиндровый двигатель был заменен трехцилиндровым объемом 900 см. куб., который сохранился в производстве на многие годы, им комплектовались в массовом порядке автомобили Вартбург (Wartburg).
Фото 2.
Фото 2.

Кузов F9 и сейчас своими формами не оскорбит взгляда современных эстетов. Он имел очень маленькое аэродинамическое сопротивление, что и было доказано экспериментально. Последний вариант модели можно увидеть на Фото 2. Первый прототип отличался от модели на фото лобовым и задним стеклом, состоящим из двух половинок. Фирма с моделью F9 добилась многих спортивных успехов. На его базе был создан рекордный спортивный автомобиль с обтекаемым кузовом, отлитым из плексигласа. В 1953 году производство F9 было перенесено в Eisenach, где до этого собирались автомобили EMW (бывший предвоенный BMW 327) и военные мотоциклы, аналогичные BMW R35. Год 1955 для автомобильной промышленности был знаковым. На заводе в Eisenach автомобиль Wartburg 311 сменил на конвейере старушку F9. А из ворот завода в Zwickau выехал автомобиль IFA Р70 - первый в мире серийный автомобиль с кузовом из пластмассы. В течение 1955 - 1959 годов их было выпущено 37 тысяч, и определенный процент из этого количества был поставлен и в Чехословакию. На модели Р70 конструкторы вернулись к двухцилиндровому мотору предвоенной концепции DKW - и не только. Основу кузова, как и прежде, составлял деревянный каркас, к которому крепились панели из дуропласта. Такое решение показало, как минимальными усилиями можно достичь высокой живучести кузова, однако оно было небесспорным. Как выглядел Р70, напомнит Фото 3. На нем изображен Р70 в исполнении "комби" - наиболее полюбившаяся чехословацким автолюбителям модификация. Те же традиции живучести кузова поддерживала и следующая модель этого предприятия - Р50, - которая получила имя собственное Trabant. Его конструкция в корне отличалась од предыдущей модели. Вместо рамы у него было стальное несущее днище, которое изготавливалось предприятием VEB Sachsering. К днищу крепился каркас кузова из стальных штампованных деталей. Двухтактный двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения с золотниковой подачей смеси имел объем 500 см. куб., а с 1962 года - 594 см. куб. (модель Р60) После таких глубоких модернизаций была, естественно, и заменена эмблема завода Zwickau. Теперь она представляет собой стилизованную букву S, вписанную в круг. Необычная технология изготовления кузовов приглянулась британцам, и в 1962 году британский концерн Formica приобрел лицензию на производство кузовов из дуропласта. О качестве технологии говорит и то, что последняя модель Trabant Р601 с 1964 года по 1984 год выпущена более чем в 2 миллионах экземпляров и продолжает выпускаться. В конце следует сказать, что марку IFA несут и грузовые автомобили, и трактора, выпускаемые на бывшей фабрике Horch, а вот мотоциклы, выпущенные в Zschopau, носят марку MZ.
Фото 3.
Фото 3.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra