И танки наши быстры



 

... И ТАНКИ НАШИ БЫСТРЫ...


(автор статьи - Мамчиц Олег)

После окончания Первой мировой войны Германия как капитулировавшая сторона, вынуждена была согласиться с условиями Версальского мирного договора 1919 г., который не только предписывал лишить бывшего агрессора всех колоний и передать державам-победительницам целые округа, города и индустриальные районы в Европе, но и существенно ограничивал количество и состав немецких вооруженных сил.

Численность сухопутной армии не должна была превышать 100 тыс. человек, воинская обязанность отменялась, почти весь флот передавался победителям, авиацию и бронетехнику запрещалось иметь вообще. Для нужд полиции разрешалось использовать лишь небольшое количество бронемашин Gepanzerter Kraftwagen.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Танк TIII (тигр)

Огонь разгорается

"Крестным отцом" немецких бронетанковых войск считается Гейнц Гудериан. После получения в 1922 г. должности офицера генерального штаба автомобильных войск перед ним была поставлена задача: изучить возможности оперативной переброски пехоты на автомобилях. Занимаясь этим вопросом, Гудериан пришел к выводу, что безопасное передвижение пехоты возможно только под прикрытием танков. Книги и статьи специалистов в области применения танков укрепили его в мысли, что танк должен быть не просто вспомогательным средством поддержки пехоты, а стать ядром современных методов ведения маневренной войны.

Начиная с 1925 г., вопреки условиям Версальского договора, Германия начала секретную разработку прототипов тяжелого и легкого танков, которые в целях маскировки назывались Grosstraktor ("Большой трактор") и Leichttraktor ("Легкий трактор"). Эти машины в 1929-1930 гг. были испытаны недалеко от Казани на засекреченном советско-германском полигоне "Кама".

Изучив множество недостатков, выявленных в ходе испытаний этих машин, военное руководство Германии озаботилось разработкой танка массой до 5 т с легким бронированием и пулеметным вооружением. Он должен был использоваться, прежде всего, в учебных целях.

В апреле 1934 г. появилась первая партия из 15 танков, которые назывались 1 LaS Krupp. Позднее они были переименованы в PanzerKampfwagen-I (сокращенно Pz-I). Эту партию передали в два учебных подразделения автомобильных войск, на базе которых затем были сформированы первые немецкие танковые части - 1-й и 2-й танковые полки.

На некоторое время Pz-I стали основой немецких бронетанковых войск. В первых сражениях они участвовали в гражданской войне в Испании, где столкнулись с советскими Т-26 и БТ-5. Последние показали существенное превосходство своего артиллерийского вооружения. Но как советские, так и немецкие машины, оказались весьма уязвимы для огня противотанковых пушек даже небольшого калибра.

В 1937 г. был разработан Pz-II, который перед началом Второй мировой, составил около 40 % всего танкового парка Германии. Эта машина была тяжелей Pz-I, обладала противотанковой 20мм пушкой, более мощным двигателем, но в своем классе легких танков все еще оставалась неконкурентоспособной.

Танк аналогичный Pz-II, выпускался в СССР еще в 1929-1931 гг. Это была первая советская серийная разработка -

Т-18 МС-1 ("Малый танк сопровождения пехоты"). На него устанавливали 37 - 45 мм орудия и 6,5 - 7,62 мм пулеметы. Он обладал противопульной 16 мм броней, но весьма малой скоростью -17 - 24 км/ч.

Новая советская концепция танковой тактики, отраженная в "Боевом уставе пехоты" 1927 г. и "Временной инструкции по боевому применению танков" 1928 г., предполагала одновременное массовое применение их на широком участке фронта для развития атаки на большую глубину, а также продвижение танков в качестве передового эшелона. В связи с этим Т-18 уже не соответствовал по своим характеристикам условиям новой танковой концепции, и в середине 1930 г. его сняли с вооружения. Необходимые требования были учтены в новых разработках - танках серии "БТ" и "Т-26".

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Танк -80

Серия машин БТ ("Быстрый танк") занимала отдельную нишу в вооружении советской армии не только раннего периода, но и в контингентах войск, участвовавших в гражданской войне в Испании, советском вторжении в Финляндию, операциях против японских захватчиков на территории Монголии, в польской кампании, начальном периоде Великой Отечественной войны.

В 1930 г. СССР купил две единицы шасси танка у американского инженера Дж. У. Кристи, а также право на производство танков его конструкции на 10 лет. Эти танки отличались тем, что могли передвигаться как на гусеницах, так и на катках: всего за полчаса можно было одеть или снять гусеницы, и танк превращался в высокоскоростную машину. Некоторые образцы конструкции Кристи развивали скорость до 70 км/ч.

Советским первенцем этой серии стал БТ-2. На него устанавливали пулемет или 37-мм орудие с пулеметом. Скорость танка без гусениц достигала 72 км/ч по шоссе. На многих кадрах кинохроники тех лет танки серии БТ преодолевают противотанковые рвы, окопы, овраги на огромной скорости, буквально пролетая над препятствиями в воздухе. В 1933 г. на БТ-5 была установлена 45 мм пушка и появились командирские модификации с радиостанцией, однако пика развития советская конструкция танков Кристи достигла в модели БТ-7, особенно в ее дизельной модификации БТ-7М.

"Семерка" серьезно отличалась от "пятерки", прежде всего, установкой более надежного двигателя и усиленной брони. Орудие, как и прежде, оставалось 45 мм, кроме модификации БТ-7А, где устанавливалась короткоствольная 76 мм пушка. На модификации 7М был впервые испробован дизельный танковый двигатель, который показал свое несомненное превосходство над бензиновым. Существенно возросла скорость на катках - до 86 км/ч, снизился расход топлива, и запас хода стал просто огромным - 600-700 км. На то время такая машина наиболее полно соответствовала советской концепции "глубоких операций", аналогом которой впоследствии стал немецкий "блицкриг".

Отдельную группу в советском танковом парке составляли тяжелые многобашенные танки Т-28 и Т-35, предназначенные для прорыва укрепленных позиций. Вооружение этих машин для своего времени было довольно серьезным (Т-28 выпускался с 1933 г., Т-35 - с 1935 г.). В трех башнях Т-28 устанавливались 76 мм пушка и четыре пулемета калибра 7,62 мм. Броня обоих танков была одинаковой: лобовая - 30 мм, борта и корма - 20 мм. Экипаж Т-28 составлял 6 человек, Т-35 - 91-11! Т-28 было выпушено около 500 машин (они участвовали в финской и польской кампаниях и все были потеряны во время начального периода ВОВ). Т-35, выпущенные в количестве всего около 60 экземпляров и находившиеся в основном в Киевском военном округе, были потеряны в основном по причинам технических неисправностей. Пятибашенный Т-35 был неким подобием пулеметно-артиллерийской укрепленной точки на гусеничном ходу. Он нес на себе 76 мм орудие, 2 орудия 45 мм калибра (с передним и задним секторами обстрела) и 5 пулеметов! Скорость обоих танков была в пределах 30 -35 км/ч.

Для целей разведки советскими конструкторами была разработана группа легких плавающих танков Т-37, Т-38, а незадолго до начала ВОВ - Т-40. Они были вооружены пулеметами (Т-40 - крупнокалиберным 12,7 мм), на суше развивали скорость около 35 км/ч, на воде - 4-6,5 км/ч.

Броня становится крепче

Опыт применения танков во время гражданской войны в Испании показал, что у машин с противопульно-противоосколочной броней появился серьезный противник - мелкокалиберные, скорострельные противотанковые орудия. В связи с этим в 1940 г. была разработана плеяда танков с противоснарядным бронированием. Это были танки КВ-1 и КВ-2, а также более укрепленная и лучше вооруженная версия танка БТ - Т-34. На КВ и Т-34 было применено расположение бронеплит под рациональным углом наклона, что позволяло чаще избегать прямого попадания снаряда. Благодаря этому броня Т-34 в 45 мм, наклоненная под углом 60 градусов, приравнивалась к 70 - 80 мм броне вертикального расположения. Однако с увеличением калибра снаряда эффект от наклона брони снижался. Толщина брони КВ, который проектировался как тяжелый танк, составляла 75 мм (кроме горизонтальных плит). На оба танка устанавливалась пушка калибра 76 мм. В феврале 1941 г. пушка Т-34 была заменена на более длинное орудие. Танк КВ-2 представлял собой 152 мм гаубицу на шасси КВ-1. Он был предназначен для разрушения укрепленных ДОТов.

В 1937-1938 гг. немцы серьезно усилили свой бронепарк танками Pz-III и Pz-IV. До 1941 г. было выпущено 9 модификаций Pz-III. На первых модификациях (ausf. A,B,C), выпущенных небольшими партиями, толщина брони составляла всего 14,5 мм, на модификациях D, E, F, G ее увеличили до 30 мм, а на Pz-III ausf. H, за счет дополнительных броневых экранов усилили лоб, - до 60 мм. Вооружался Pz-III 37 мм полуавтоматической пушкой и тремя пулеметами. На модификациях E, F, G, Н пушку заменили на 50 мм.

Pz-IV, как и Pz-III, был танком с противоснарядным бронированием. Но его защита была еще серьезней: лобовая часть корпуса - 60 мм, борта - 40 мм, башня -

50 мм. До 1942 г. танк вооружался не очень эффективной короткоствольной 75 мм пушкой. Это было связано с тем, что Pz-IV изначально разрабатывался для борьбы с пехотой и огневыми точками, но не для ведения боя с танками.

Предпринятый в марте 1939 г. захват Чехословакии пополнил немецкий парк чешскими машинами LT-35 и LT-38, переименованными немцами в Pz-35 (t) и Pz-38 (t). К 1941 г. из них было составлено 5 танковых дивизий, что составило около 20 % всего танкового парка Германии.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Танк T-34-85

КРАСНОРЕЧИВЫЕ ЦИФРЫ

Согласно данным справочника Мюллера-Гиллебранда "Сухопутная армия Германии. 1933-1945.", перед нападением на СССР в четырех немецких танковых группах было сосредоточено 3332 танка, без учета огнеметных (из общего количества - 5362). Основу танковых войск вторжения составляли Pz-III, Pz-38 (t), Pz-II, Pz-IV, и Pz-I.

Основу советского танкового парка составляли технически устаревшие Т-26 (вооружение: 37-45 мм пушка, 2 пулемета, броня 15 мм) и БТ-7 (45 мм пушка, 1 пулемет, броня 10-22 мм). На вооружении состояли также Т-38, БТ-2, тяжелые танки КВ-1, плавающие легкие танки Т-37, пулеметные танкетки Т-27, скоростные БТ-5 и гордость советских бронетанковых войск - средний танк Т-34. В очень небольших количествах присутствовали трехбашенный Т-28, плавающий легкий танк Т-40, 152 мм гаубицы КВ-2 и пятибашенные Т-35.

Вместе с Т-34, КВ-1 стал большой неожиданностью и проблемой для немцев. Броню этих машин не могли пробить ни противотанковые орудия, ни пушки немецких танков.

Отметим, что количественное соотношение немецких и советских танков составляло 1:6. Причем в то время у немцев не было не только тяжелых танков, а и аналогов машинам типа КВ-1 и Т-34. На каждые 2 фашистских танка приходилось по 1 КВ-1 или Т-34.

На что же рассчитывали немцы? Ведь по законам военной науки, для успеха наступления нужно создать 4-5-кратное превосходство над обороняющимися силами.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Танк T-64

Удар молота

Разработанная немецкими стратегами, первый взгляд авантюрная тактика молниеносной войны ("блицкриг"), когда прорывом танковых клиньев в местах слабой обороны противника парализуется управление войсками, работа служб снабжения и связи, подход подкреплений и главное - блокируется отступление частей к новой линии обороны, к 1941 г. уже принесла свои плоды. Польша продержалась 5 недель, Франция - 6. Их оборона была буквально разрезана танковыми ножницами. На тот же эффект рассчитывал Гитлер и его генералы, планируя поход на СССР.

Авантюризм, фанатичность и напор Гитлера, возможно, не сыграли бы той роковой роли по отношению к СССР, если бы не возмутительное бездействие высшего военного руководства страны и самого Сталина. Нельзя сказать, что страна не была готова к вторжению вообще: реформировались структуры частей и подразделений, строились укрепления, из внутренних округов подтягивались войска к западной границе. Но наряду с этим Сталин, словно загипнотизированный, не желал видеть в Гитлере страшного врага. Многие из мер предосторожности были отменены, чтобы не провоцировать Германию. Лавину донесений советских агентов о планируемом немецком походе Сталин отвергал. Когда падали первые бомбы на советские города, Сталин считал это провокацией немецких генералов ("...Гитлер, наверняка, ничего не знает об этом - нужно ему сообщить"). В это время части были недоукомплектованы, разбросаны по обширной территории, укрепления недостроены. По воспоминаниям ветеранов, за две недели до начала войны в частях проходили лекции "Германия - друг СССР", поступали приказы: танки сдать на консервацию, снаряды в артсклад. Гудериан пишет в своей книге, как за день до вторжения, рассматривая в бинокль Брестскую крепость, был удивлен: похоже, русские ничего не знали о немецких планах. В крепости под оркестр разводили караулы, на береговых укреплениях не было ни одного солдата.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Танк М4А2

Уже к концу первого дня войны немцы продвинулись на 15-30 км на Юго- и Северо-Западном направлениях и на 50-60 км на минском.

Вскоре танковые "клещи" 2-й и 3-й танковых групп встретились под Минском, создав огромный котел, в котором окружили 3-ю и 13-ю советские армии. 1-я танковая группа двинулась на Киев, 4-я - через Прибалтику к Ленинграду.

К 26 июня в некоторых местах советской территории немецкий моторизованные части углубились на 200 км.

Благодаря блицкригу в течение короткого времени немцам удалось взять в плен или уничтожить советские войска в полосе 100-300 км.

Гитлер планировал завершить войну до начала холодов. Поэтому перед штабами армий была поставлена одна из основных задач: не дать противнику отойти и укрепиться на новых рубежах обороны.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Танк ИС-2

Массированные советские контратаки с огромными людскими и материальными потерями все же сорвали планы немцев на молниеносную победу в течение нескольких месяцев. Но начальный период Великой Отечественной так и остался трагическим примером нереализованного крупного превосходства танковых войск СССР.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra