Hotchkiss - оружие и...




 

HOTCHKISS – ОРУЖИЕ И АВТОМОБИЛИ


История крупнейших войн ХХ в. в большей части состоит из характеристик вооружения, и имя собственное Hotchkiss неотделимо от нее – пушки, пулеметы, оснащение авиации и танков, и даже сами танки производились очень известной французской компанией. Надпись Hotchkiss обозначала качество, инновации и надежность техники. И не только военной техники – в первую половину XX века компания "Гочкисс" считалась одним из ведущих автопроизводителей...


Что объединяет США и Францию? В современном мире это дружественные, на первый взгляд, и запутанные, если разобраться детальнее, геополитические отношения. Если смотреть сквозь призму истории, большинство фактов говорят о неимоверном вкладе Франции в развитие США. Взять, к примеру, хотя бы бессмертный символ американской демократии – Статую Свободы, которую французы подарили американцам в честь 100-летия со дня подписания "Декларации о независимости". Однако мало кто знает, что Америка также сделала немалый вклад в развитие "Земли галлов", особенно о совместной американо-французской автомобильной истории, обычно в первую очередь подразумевают марку Hotchkiss.

История марки Hotchkiss – это сложный путь команды энтузиастов-изобретателей, для которых понятия "уровни продаж" и "маркетинг" не были столь важными, как любовь к технике, неважно гражданской или военной.

ОТЕЦ-ОСНОВАТЕЛЬ

Основатель этой компании – Бенджамин Беркли Гочкисс (Benjamin Berkeley Hotchkiss) – родился в США, в городе Уотертаун, штат Коннектикут, в 1826 г. Его детство прошло рядом с инструментами и чертежами – отец и брат были изобретателями и владели мастерской, где производили инновационные детали и механизмы. Этот факт и определил дальнейшую судьбу Бенджамина. Его увлечением было оружие и взрывчатка, поэтому в 1850 г. он устроился на завод в Шэроне, где был занят в производстве пистолетов Colt и винтовок Winchester.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Бенджамин Беркли Гочкисс

В 1856 г. Гочкисс разработал полевое орудие, технологию которого с удовольствием купило правительство Мексики. В том же году вместе со своим братом он улучшил свое изобретение – благодаря особой конструкции ствола, Гочкиссам удалось добиться потрясающей точности. Спустя еще некоторое время они изобрели особый вид пороха для применения в полевой артиллерии. Однако после окончания гражданской войны на материке спрос на оружие был небольшим, и Гочкисс принял историческое решение – в 1867 г. он переехал во Францию.

БОГ ВОЙНЫ

Во Франции Гочкисс основал компанию– Hotchkiss et Cie, первая фабрика которой находилась в Вивье, рядом с Родезом. Гочкисс принялся за разработку вооружения. Первым крупным клиентом компании стало французское правительство, поскольку Франция вела войну с Пруссией и остро нуждалась в оружии.

Первым изобретением новой компании Hotchkiss стала многоствольная пушка Hotchkiss gun, которая имела пять стволов и могла стрелять со скоростью 43 снаряда в минуту на дистанцию свыше 1500 м. Она выпускалась в нескольких модификациях, которые отличались диаметром стволов: 37 мм и 40 мм для сухопутных войск, а также 47 мм и 57 мм для ведения морского боя. В 1875 г. компания переехала в Сен-Дени, ближе к Парижу. Иронией судьбы стало обращение к Гочкиссу правительства США в 1879 г.: американские войска вели войну против коренных американцев под предводительством так называемого Sitting Bull ("Сидящий Бык") и остро нуждались в пушках Гочкисса.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Hotchkiss M1909

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Hotchkiss M1914

В 1885 г. Бенджамин Гочкисс умер, однако его компания продолжала жить и развиваться. Управлением компанией теперь занялся Альфред Кёрнер (Alfred Koerner), а главным конструктором стал Лоуренс Бенет (Lawrence V. Benet), сын генерала Бенета, в свое время возглавлявшего артиллерийский корпус армии США.

С 1895 г. компания помимо артиллерии начала разрабатывать стрелковое оружие. Под руководством Бенета был создан прототип знаменитого Hotchkiss M1914 – модель 1897. В этом оружии впервые газовый поршень в цилиндре был помещен под стволом. Однако у него была проблема – перегрев. Тогда Бенет увеличил количество металла вокруг патронника и добавил пять ребер охлаждения, что позволило улучшить охлаждение в 10 раз. Отныне эта конструкция становится визитной карточкой компании. Новая модель получила название 1900, и именно этот пулемет впоследствии станет знаменитым M1914, которым комплектовалась французская пехота в период Первой мировой войны.

В 1901 г. компания разработала легкий пулемет Hotchkiss M1909. Это оружие стало настолько популярным, что его по лицензии производили сразу несколько компаний в таких странах, как Бельгия, Великобритания и США. Пулемет мог стрелять на дистанцию до 3,8 км и был весьма надежным в бою.



50-е годы ХХ в. были годами реактивной авиации, и многие изобретатели пытались создать реактивные автомобили. Одним из таких изобретателей был инженер компании Hotchkiss, Жан-Альберт Грегуа. Он мечтал создать компактную турбинную установку, чтобы поместить ее под капот автомобиля. В этом ему помогла компания SOCEMA, которая занималась авиа-разработками.

Автомобиль SOCEMA–Gregoire turbine появился в 1952 г. и был представлен общественности на Парижском автосалоне. Алюминиевый кузов автомобиля изготовила компания Hotchkiss, трансмиссию – Cotal, а электромагнитные тормоза –Telma. Теоретически автомобиль массой 1300 кг был способен разгоняться до 200 км/ч.

Однако машина так и осталась прототипом в единственном экземпляре, поскольку ее производство было очень дорогим, турбина производила большое количество тепла и перегревалась, а электромагнитные тормоза и сложная трансмиссия были астрономически дорогими в обслуживании.

Сейчас этот автомобиль находится в музее 24-часовых гонок Ле-Мана на гоночной трассе Сарте, недалеко от города Ле-Ман.


Компания Hotchkiss et Cie также продолжала выпуск артиллерийских и зенитных орудий. В 1925 г. появилось 25-миллиметровое противотанковое орудие Hotchkiss 25 SA, способное поражать цели на расстоянии до 1000 м.

Эта пушка поставлялась в Великобританию, США и Финляндию. В конце 1920-х годов появился также тяжелый пулемет калибра 13,2 мм. Это оружие стало настолько универсальным, что его применяли в сухопутном бою, на море, в боях против воздушных целей и даже устанавливали на танки. На базе этого пулемета было построено противовоздушное орудие с калибром 25 мм, которым оснащалась французская армия в первые годы Второй мировой войны. Еще до начала войны Япония выкупила технологию этой пушки и затем на ее базе стала выпускать пушки Type 96, которыми оснащался флот Японской империи.

ОТ ОРУЖИЯ К АВТОМОБИЛЯМ

Благодаря успешным продажам оружия, уже к 1900 г. компания была на вершине успеха. На начало ХХ века на фабрике в Сен-Дени трудилось около 400 работников и насчитывалось около 600 станков – это очень хороший показатель для тех лет.

Последние годы XIX века оказались на удивление спокойными в Европе, и спрос на оружие немного снизился. Тем не менее на фирме это не отразилось – имея хорошую производственную базу, компания наладила выпуск компонентов двигателя для таких автомобильных марок, как Panhard et Levassor, De Dion-Bouton и других пионеров автомобилестроения. К 1902 г. руководство компании осознало, что имеющиеся ресурсы позволяют наладить выпуск полноценных автомобилей. Для вдохновения компания приобрела модель Mercedes Simplex, а в качестве главного автоконструктора переманила Жоржа Терассе (Georges Terasse) из компании Mors.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Hotchkiss AM73

Первый автомобиль Hotchkiss 17CV появился уже в 1903 г. Эмблемой этого и всех последующих автомобилей Гочкисс стали две перекрещенные пушки, как дань оружейным традициям компании. Машина оснащалась 4-х цилиндровым двигателем Type C, который был основан на конструкции двигателя Mercedes. Однако существенно отличало этот двигатель от "мерседесовского" наличие шариковых подшипников. Кроме того, автомобиль оснащался трансмиссией Hotchkiss drive. Такая трансмиссия предусматривала наличие универсальных шарниров на обоих концах карданного вала. Также наличие пазов исключало передачу тяги от колес обратно на кардан, что позволяло использовать задний мост с двумя параллельными рессорами, не опасаясь за его горизонтальное смещение.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Потрясающий кузов АМ4
был разработан фирмой
Pierre Bourgeois

Из-за большого пожара на фабрике, произошедшего в 1904 г., производ-ство автомобилей было приостановлено и возобновилось лишь с 1906 г. В этом году появились первые 6-цилиндровые двигатели Type L и Type O. В 1910 г. компания выпустила еще один двигатель Type X мощностью 30 л.с. С началом Первой мировой войны фирма открыла небольшую фабрику в английском Ковентри, где и производились автомобили в небольших количествах, а основной завод полностью переключился на выпуск артиллерийского и стрелкового оружия.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Hotchkiss AM4 (музей техники Вадима Задорожного)

После окончания войны в компании решили попробовать себя в качестве производителя роскошных автомобилей. Так на заводе в Ковентри была построена модель AK. Однако эта машина так и осталась прототипом. В 1923 г. на той же фабрике в Ковентри была разработана модель AM. Позже, в том же году, компания продала английский завод фирме Morris и перенесла производство автомобилей обратно во Францию.

В 1926 г. появляется модель Hotchkiss AM4. Потрясающий кузов этого автомобиля был разработан фирмой Pierre Bourgeois. Машина оснащалась 4-цилиндровым двигателем мощностью 50 л.с., который позволял развивать скорость свыше 100 км/ч. Салон авто- мобиля был настоящей колыбелью стиля и роскоши. АМ4 стал настолько популярным автомобилем, что даже правительство закупило партию этих машин для своих служащих.

В том же 1926 г. фирма Гочкисс закончила строительство фабрики на бульваре Орнано в Париже и приобрела литейную компанию, что позволило фирме самостоятельно изготавливать кузова для своих автомобилей.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Марка Hotchkiss традиционно объединяет
автоколлекционеров всего мира

В 1929 г. появилась модель AM73, которую почти сразу же сменила легендарная АМ80. На эту модель устанавливался 6-цилиндровый двигатель объемом 3 литра и мощностью 85 л.с. Интересно, что Hotchkiss AM80 оснащался трансмиссией с карданной трубой вместо Hotchkiss drive. Эта машина отличалась потрясающей сбалансированностью, что делало ее идеальной для участия в гонках. Так в 1932 г. АМ80 стал победителем ралли Монте-Карло. В следующем году была выпущена модель AM80S с двигателем объемом 3,5 л и мощностью 125 л.с. Эта машина также стала победителем гонок в 1933 г.

В 1934 г. Hotchkiss AM80S снова праздновал триумф в Монако.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Hotchkiss Antheor

Кроме гражданской версии существовала также военная модификация АМ80. Она использовалась для патрулирования Сирийской пустыни и отличалась от своего более мирного аналога массивными шинами.

В 1933 г. выпуск серии АМ был прекращен. Компания Гочкисс произвела унификацию всех своих моделей, в результате чего появилось две основных серии – 400 и 600. Фактически платформы для обеих серий были одинаковые, отличались двигатели: серия 400 оснащалась 4-цилиндровыми двигателями объемом от 2 до 2,4 л, а серия 600 комплектовалась 6-цилиндровыми двигателями объемом от 2,5 до 3,5 л.

Из серии 400 были доступны такие автомобили, как Hotchkiss 411, 412 и 413. Hotchkiss 411 оснащался двигателем объемом 2 л, мощностью 50 л.с., Hotchkiss 412 – двигателем объемом 2,4 л, мощностью 55 л.с., и, наконец, Hotchkiss 413 имел двигатель объемом 2,3 л мощностью 58 л.с. В 1934 г. модель 413 переименовали в 411S, однако спустя год вернули старое название. "Гочкисс 412" был снят с производства в 1935 г., а 411 и 413 с этого времени начали производиться исключительно в кузове кабриолет. В 1936 г. эти модели переименовали в Hotchkiss 480 и 486.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Hotchkiss Anjou

В конце 1936 г. обе модели были заменены машиной Hotchkiss 864 с двигателем объемом 2,3 л мощностью 60 л.с., который позволял автомобилю развивать скорость до 120 км/ч.

Серия 600 состояла из моделей: 614 (2,5 л, 60 л.с.), 615 (2,6 л, 65 л.с.), 617 (3-литровый двигатель от AM80 мощностью 85 л.с.) и 620 (3,5-ли-тровый двигатель от АМ80S мощностью 125 л.с.). В 1936 г. модели 614 и 615 были сняты с производства, а 617 и 620 были переименованы в 680 и 686 соответственно. Модель 686 стала продолжателем спортивных традиций марки Hotchkiss, одержав победу на ралли Монте-Карло в 1939 г. В честь этого была выпущена модель 686GS, которая отличалась более агрессивной внешностью и характером.

В 1939 г. из-за начала Второй мировой войны производство автомобилей было приостановлено. Во время оккупации Франции глава компании Генри Эйнсворт (Henry Ainsworth) переехал в Лондон, где помогал проектировать военную технику для войск союзников. В 1944 г. он вернулся во Францию и взялся за возрождение марки. Так в 1946 г. появился Hotchkiss 866. Эта модель полностью повторяла автомобиль Hotchkiss 686 и выпускалась до 1950 г.

В 1948 г. на выставке в Париже Hotchkiss представили новый автомобиль – Artois ("Артуа"). Это был элегантный седан представительского класса, во многом повторявший снятый с производства Hotchkiss 864. Двигатель этой машины мало чем отличался от предыдущих моделей "Гочкисс" – 4-цилиндровый мотор объемом 2,3 л. Также была доступна версия с 6-цилиндровым двигателем объемом 3,5 л. А главной особенностью этого автомобиля стала независимая передняя подвеска.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Армейский Hotchkiss, Константинополь, 1909 г.

В 1950 г. данную модель сменили новые автомобили – Anjou ("Анжу") и Gregoire ("Грегуа"). Hotchkiss Anjou был все тем же Artois, только с другим дизайном кузова.

Также, кроме этой модели, покупателям был доступен Hotchkiss Antheor ("Антеор"), который представлял собой Anjou в кузове кабриолет. С этой машиной связана очень интересная история, которая случилась спустя 9 лет после прекращения производства Anjou. Как известно, 8 августа 1963 г. в Англии случилось ограбление, которое потом назовут The Great Train Robbery (большое ограбление поезда), когда банда из 15 человек напала на почтовый поезд и похитила 2,6 млн фунтов стерлингов. Позже все участники банды были арестованы, а при обыске жилища одного из лидеров группировки, Ронни Биггса (Ronnie Biggs), полицейские не нашли ничего, кроме аккуратно припаркованного у дома Hotchkiss Anjou с 3,5-литровым двигателем. С тех пор в Великобритании эту машину называют "грабительский автомобиль" – robbery car.

Параллельно с Anjou компания "Гочкисс" выпускала также легендарную Gregoire. Название этой машины происходит от имени ее создателя – Жана-Альберта Грегуа (Jean-Albert Grйgoire). Дизайн автомобиля и его конструкция опередили свое время: под капотом трудился совершенно новый оппозитный двигатель объемом 2,2 л. Двигатель размещался за передней осью, а привод был передним. Задняя подвеска была независимой, часть рамы была изготовлена из алюминия, двигатель развивал мощность 70 л.с., 4-ступенчатая коробка передач с овердрайвом и легкий кузов позволяли этой машине разгоняться до 155 км/ч. Большинство Gregoire были выпущены в кузове седан, однако в небольших количествах также были купе и кабриолеты. К сожалению, затраты на производство этого автомобиля были высокими, поэтому таких машин выпустили всего 247 единиц.

Последний разработанный компанией Hotchkiss автомобиль покинул ворота фабрики в 1954 г., и это был Hotchkiss Gregoire.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Laffly-Hotchkiss W15T (компания "Коллекционные автомобили", Россия)

Всего было выпущено 5200 автомобилей AM80, модели Artois – 2000 авто, Gregoire – 253, Antheor – 40.

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

Первый военный автомобиль "Гочкисс" появился 1909 г. Это была стандартная модель 17CV с более толстой обшивкой и пулеметом, который располагался в задней части. Первым покупателем этой модели стал султан Турции. Однако во время доставки партии автомобилей произошло нападение на конвой, и в итоге техникой завладели враги султана, которые, воспользовавшись трофеями, свергли его с престола.

В начале 30-х годов ХХ в. Hotchkiss совместно с компанией Laffly занималась выпуском многоколесных машин для армии. Модельный ряд Laffly-Hotchkiss включал тягачи, машины скорой помощи, автоцистерны и другие платформы. Как правило, разработкой занималась Laffly, а Hotchkiss являлась поставщиком двигателей. Исключением можно назвать Hotchkiss R15R Command & Reconnaissance: этот легкобронированный вседорожник был разработан совместными усилиями.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
М-201

Одним из самых известных изобретений "Гочкисс" в области военной техники является легкий танк H35. Проект танка был разработан в 1933 г. и одобрен командованием французской армии 30 июня того же года. H35 – легкий танк, его габариты составляли 4,22 м в длину, 1,95 м в ширину и 2,15 м в высоту. Экипаж танка состоял из 2 человек. Танк оснащался 37-миллиметровой пушкой SA18, а в качестве дополнительного оружия на него устанавливался пулемет Reibel калибром 7,5 мм. Первую модификацию танка H35 сложно назвать удачной: управлять танком было практически невозможно из-за нестабильной работы дифференциала, позаимствованного у "Рено", слабых тормозов и неудачных передаточных чисел в коробке передач. В октябре 1936 г. "Гочкисс" модифицировала свое изобретение, установив более мощный и надежный двигатель, позволявший развивать скорость 37 км/ч. Также механики "Гочкисс" улучшили коробку передач и подвеску, сделав управление танком гораздо эффективнее. Так появился танк H39.

В первые годы Второй мировой войны танки "Гочкисс" применялись в различных частях Европы. После оккупации Франции войсками Вермахта было захвачено около 550 танков H35, из которых были сформированы отряды Panzerkampfwagen 35H 734 и Panzerkampfwagen 38H 735 для действий на оккупированных территориях.

Генри Эйнсворт во время своего пребывания в Лондоне принимал участие в разработке вседорожников Willys Overland. После окончания войны, кроме восстановления фирмы "Гочкисс" как автопроизводителя, Эйнсворт был также заинтересован в выпуске внедорожников Willys. Так в 1952 г. компания S.O.F.I.A. (La Sociйtй Financiиre Industrie et Automobile – филиал Hotchkiss) получила лицензию на выпуск автомобилей Willys Overland.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Hotchkiss H39

Во французской армии обратили внимание на тот факт, что у "Гочкисс" появилась лицензия на выпуск знаменитых "джипов", и с 1955 г. правительство Франции регулярно размещало заказы на внедорожники М-201. С 1955 по 1966 год было произведено свыше 27 тыс. "джипов" по государственным заказам Франции.

ЗАКАТ МАРКИ

В 1954 г. фирма Hotckiss объединилась с компанией Delahaye, став Sociйtй Hotchkiss-Delahaye. Выпуск гражданских моделей Hotchkiss прекратился, и обновленная компания полностью переключилась на выпуск "Виллисов". В 1956 г. производитель товаров для быта Brandt выкупил марку, создав фирму Hotchkiss-Brandt, которая в 1966г. объединилась с Thomson-Houston. Позже, в том же году, руководство объединенной компании объявило о прекращении выпуска всех "джипов". Это стало настоящим ударом для работников "Гочкисс", однако совсем без работы они не остались, поскольку в конце 1966 г. Франция, Германия и Италия объявили о создании общего проекта по созданию вседорожника-амфибии под названием "Europa-Jeep" для своих армий. Инженеры "Гочкисс" работали совместно с конструкторами Bьssing & Lancia над созданием новой военной машины. Однако в 1976 г. проект был свернут. Фирма Thomson-Brandt SA вскоре была национализирована и переименована в Thomson.

Новое руководство компании сократило всех военных инженеров, которые работали в Hotchkiss, и сфокусировалось на выпуске электроники.


К сожалению, из числа автомобильных брендов имя Hotchkiss просто исчезло. Но оно осталось в названии довольно известной по сей день школы имени Гочкисса, которую в 1891 г., уже после смерти мужа, открыла Мария Гочкисс в родном штате Бенджамина – Коннектикуте.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra