Harley-Davidson...




 

HARLEY-DAVIDSON:
105 ЛЕТ В СТИЛЕ "ХАРД"


(автор статьи - Мамчиц Олег)

Даже школьнику известно, что если в уличном потоке машин появляется мотоциклист средних лет, который всем своим видом демонстрирует, что он "плохой парень", гангстер 60-х годов, будто сошедший с голливудских кинопленок, эдакий татуированный Бармалей в кожаной куртке и бандане, слегка презирающий всех вокруг, то, скорее всего, это обладатель легендарного и очень дорогого мотоцикла Harley-Davidson.


ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Уильям Харли и братья Дэвидсон

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Уильям Харли и Артур Дэвидсон

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Harley-Davidson 1907 г.

ОБРАЗЫ И СТЕРЕОТИПЫ

Психологи утверждают, что стереотип как инструмент восприятия и познания мира начинает действовать еще до того, как включается разум. Стереотипы позволяют нам быстрее реагировать на уже знакомые явления, легче осознавать новую информацию. Название мотоцикла Harley-Davidson (вероятно, благодаря американским фильмам) в нашем сознании ассоциируется с пыльной дорогой где-нибудь в штате Техас, придорожным баром, возле которого красуются несколько массивных двухколесных машин, в хромированных деталях которых отражаются кактусы и палящее солнце...



ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Harley-Davidson JD 1926 г.

ОТ МОТОВЕЛОСИПЕДА К МОТОЦИКЛУ

В начале ХХ века первые Harley-Davidson никогда бы не вызвали подобных ассоциаций. Во-первых, тогда это были даже не мотоциклы, а мотовелосипеды. Отнюдь не массивные. Во-вторых, "плохие парни" на таких машинах выглядели бы скорее смешно, чем устрашающе.

К тому времени в автомобильных конструкциях уже был широко распространен двигатель внутреннего сгорания, и с началом нового столетия технически прогрессирующие страны погрузились в очередную волну развития "самобеглых" транспортных средств – моторы стали устанавливать на обычные велосипеды.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Harley-Davidson WLA 1942 г

Вообще, это была эпоха технических романтиков, гонщиков-аристократов, талантливейших конструкторов-самоучек – энтузиастов, которые многое делали своими руками, вкладывали последние средства в любимое дело, а иногда и отдавали свою жизнь, как, например, Сильвестр Ропер. Этот 73-летний старик на мотоцикле собственной конструкции Roper Steamer с паровым котлом, работающем на угле (!), пытался поставить рекорды скорости. Он добился результата – около 40 миль/час, но во время очередного заезда умер от сердечного приступа. А как не вспомнить о графе Де Дионе по прозвищу "гоночный граф", который на своих паровиках появлялся на всех без исключения гонках? Доходило до смешного. Бывали случаи, когда к старту очередного соревнования не являлся ни один участник. Только граф в гордом одиночестве восседал за рулем собственной машины. Кстати, фирма графа – "Де Дион" – прославилась своими двигателями, которые очень часто устанавливали на первые европейские мотоциклы. Таким же мечтателем, в духе героев Жюля Верна, был и Эмиль Левассор, воскликнувший после очередной гонки: "Это было безумие! Я делал до тридцати километров в час!". Он умер от травм, полученных во время одного из состязаний...


Молодые американцы – 21-летний Уильям Харли и 20-летний Артур Дэвидсон – были из той же когорты энтузиастов. В 1901 г. Уильям создал чертеж двигателя для велосипеда, а в 1903 г. друзья собрали свой первый гоночный мотоцикл. Вскоре в небольшом сарайчике, на дверях которого гордо красовалась надпись "Harley-Davidson Motor Co", появился помощник Уолтер Дэвидсон – брат Артура. И работа закипела. Первым покупателем одного из новорожденных мотоциклов Harley-Davidson стал школьный товарищ Харли – Генри Мэйер. Затем появился и первый официальный дилер – компания C.H. Lang of Chicago, которой удалось продать один из трех первых мотоциклов. Мотоцикл Harley-Davidson выпуска 1903 г. разгонялся до 60 км/ч, на нем был установлен двигатель объемом 405 см3 мощностью 3 л.с. Для передачи крутящего момента на заднее колесо использовался кожаный ремень.

Нужно отметить, что в то время Европа переживала настоящий мотоциклетный бум. Множество фирм, фирмочек и одиночек-любителей бросились собирать мотоциклы. Каких только конструкций не было. Двигатели устанавливали на передние колеса, в верхней и нижней частях рамы, монтировали под седлом мотоциклиста, используя мотор как опорную стойку, а заднее крыло – как бензобак. Сами двигатели могли быть как одноцилиндровыми (двигатели некоторых гоночных мотоциклов имели цилиндры чудовищного размера), так и двух- или четырехцилиндровыми. В двигателях зачастую применялся автоматический впускной клапан, работавший от разрежения в цилиндре, что не позволяло увеличивать мощность двигателя с повышением его оборотов. На большинстве машин того времени коробки передач отсутствовали.

Мотоэпидемия не обошла стороной и Соединенные Штаты. В то время в США выпускать мотоциклы пытались около 300 компаний. Но большинство из них не выдержали конкурентной борьбы. Вскоре на мотоциклетном рынке США осталось только два серьезных производителя – Harley-Davidson и Indian.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Harley-Davidson FL 1947 г.

Для того чтобы удержаться "на плаву", мотоциклетная компания, также как и автомобильная, должна была не только выпускать конкурентоспособную продукцию, но и подтверждать качество своей продукции, участвуя в спортивных соревнованиях. Уже в 1905 г. Harley-Davidson одержал свою первую спортивную победу, а в 1908 г. Уолтер Дэвидсон победил на соревновании, проводимом Ассоциацией американских мотоциклистов. В этот же период компания Harley-Davidson переехала из деревянного сарайчика в новое помещение, в котором могли работать и шесть новых сотрудников. Вскоре площадь завода увеличилась вдвое, а количество сотрудников – втрое.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Harley-Davidson WL

Спустя некоторое время родилась серия V-образных двухцилиндровых двигателей V-twin объемом 811 см3 мощностью 7 л.с. Полиция Детройта купила для своих нужд один мотоцикл. В компании появился еще один компаньон, третий брат Дэвидсонов – Уильям. Основатели компании – братья Дэвидсоны и Уильям Харли – распределили между собой акции Harley-Davidson Motor Company.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Harley-Davidson WLС 1942 г.

К 1920-м гг. компаньоны имели солидный багаж достижений: многочисленные победы мотоциклов Harley-Davidson в спортивных соревнованиях, появление логотипа и торговой марки, первые поставки мотоциклов в Японию, расширение дилерской сети, закладка фундаментов новых шести отделений и здания главного завода, появление спортивного подразделения, главой которого стал Уильям Харли. Среди технических новшеств – создание двигателя F-Head, которым в течение 18 лет оснащали серийные мотоциклы Harley-Davidson, установка на мотоциклы двух-, а затем и трехступенчатой трансмиссии, появление спортивной модели с оппозитным двигателем, выпуск боковых колясок для мотоциклов, производство велосипедов. Престиж компании настолько вырос, что мотоциклы Harley-Davidson закупались для армии и широко использовались на фронтах Первой мировой. Сами машины Harley-Davidson из простых велосипедов с двигателями превратились в полноценные мотоциклы. В 1929 г. появился двигатель Flathead. С 1929 по 1948 гг. он выпускался в версии объемом 1200 см3, с 1935 по 1941 гг. – 1300 см3. Эту силовую установку в различных модификациях устанавливали на мотоциклы Harley-Davidson вплоть до 1973 г.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
EL Knucklehead 1947 г.

ВПЕРЕД И ТОЛЬКО ВПЕРЕД!

1930-е гг. – победы, победы и снова победы! В гонках на выносливость Jack Pine, Американском национальном чемпионате, ралли Black Hills, гонках Daytona-200 первые места неизменно занимали гонщики на мотоциклах марки Harley-Davidson. В 1932 г. начался выпуск трехколесного мотоцикла, ставшего очень популярным среди работников торговли, сервисных служб, коммерсантов и полицейских. Этот трицикл выпускался в течение 41 года!

В 1936 г. на модели EL появился двигатель Knucklehead с верхним расположением клапанов, который с 1936 по 1941 гг. производился объемом 1000 см3, а с 1941 по 1947 гг. – 1200 см3. В 1937 г. японская компания Sankyo Nainenki Co., занимавшаяся продажей Harley-Davidson у себя в стране, начала производство лицензионных мотоциклов Harley-Davidson под названием Rikuo (type 97). В том же году ушел из жизни Уильям Дэвидсон.

После вступления США во Вторую мировую войну американская армия вновь широко стала использовать мотоциклы Harley-Davidson. В основном это были машины серии WLA (за годы войны их было выпущено около 90 тыс. шт.) и небольшое количество ХA-750 (1011 шт.) с оппозитным двигателем, предназначенных для эксплуатации в условиях пустыни. Следует отметить, что WLA по ленд-лизу поставлялись и для вооруженных сил СССР.

В 1942 г. умер Уолтер Дэвидсон, через год – Уильям Харли.

В 1948 г. на смену Knucklehead пришел двигатель Panhead (англ. "pan" – сковородка, кастрюля, миска), хромированные крышки цилиндров которого напоминали перевернутые сковородки. Эти моторы отличались алюминиевыми блоками цилиндров и наличием гидравлических толкателей клапанов. На модели Hydra-Glide (1949 г.) впервые появилась передняя вилка с гидравлическим амортизатором.

В конце 1940-х – в начале 1950-х гг. американские производители мотоциклов оказались на пороге кризиса – моторынок США захлестнула волна иностранной продукции, в том числе из Японии. Чтобы остаться "на плаву", компания Harley-Davidson выпустила серию одноцилиндровых легких мотоциклов S-125 (1948-1966 гг.).


В 1950 г. в автомобильной катастрофе погиб Артур Дэвидсон – последний из основателей корпорации. Тремя годами позже, в 1953 г., не выдержав многолетней напряженной конкурентной борьбы, прекратила свое существование компания Indian – постоянный соперник Harley-Davidson. Производство мотоциклов марки Indian возобновилось лишь в 1999 г.

Спортивные победы по-прежнему доставались гонщикам Harley-Davidson. Они выиграли 18 из 24 национальных чемпионатов, записали на свой счет шесть рекордов. С 1954 по 1962 гг. в Национальном чемпионате по гонкам на гаревой дорожке побеждали только мотоциклы Harley-Davidson. В гонках Daytona-200 они удерживали первые места в течение семи лет.

СОЗДАНИЕ ОБРАЗА

В 1953 г. после выхода на экраны фильма Wild One (с Марлоном Брандо в главной роли), в основе сюжета которого лежала история о захвате провинциального городка членами подпольных байкерских клубов, вспыхнул невиданный интерес как к самой субкультуре байкеров, так и мотоциклу Harley-Davidson. Он стал ассоциироваться с определенным образом жизни.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Electa Glide 1966 г.

В 1956 г. появилась первая модель серии Sportster. Через год, как продолжение модели Hydra-Glide, начался выпуск Duo-Glide с задними тормозами и гидравлическими амортизаторами. В 1965 г. уже на модель Electra-Glide установили электрический стартер, которым потом оснастили и Sportster, а также новый двигатель Shovelhead, производившийся до 1983 г. (объем – 1200 см3, с 1978 г. – 1340 см3).

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
FL Panhead 1950 г.

В 1969 г. компания-производитель товаров для отдыха American Machine and Foundary Company (AMF) приобрела контрольный пакет акций Harley-Davidson Motor Company. В связи с новой политикой развития линейки малых мотоциклов появилось совместное детище Harley-Davidson и итальянской фирмы Aermacchi – модель Sprint с четырех-, а затем и двухтактным двигателем объемом 250 см3.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Hydra-Glide 1951 г.

Более близкая к классическим Harley-Davidson модель FX 1200 Super Glide (1971 г.) стала родоначальницей новых мотоциклов типа Cruiser. К концу 1970-х гг. появились FXS Low Rider (с низкой посадкой мотоциклиста и драгстерным рулем) и FXEF Fat Bob (со сдвоенным баком). В 1980 г. начался выпуск модели FLT Tour Glide семейства Touring, предназначенной для дальних путешествий. Эта модель была оснащена подвеской на резиновых втулках, пятиступенчатой трансмиссией, кевларовым приводным ремнем вместо цепи, обтекателем передней стойки и внушительным багажным кофром, установленным сзади за сидением. В том же году для любителей более динамичной езды были выпущены модели FXB Sturgis и FXWG Wide Glide.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
S-125 1951 г.

В июне 1981 г. руководству Harley-Davidson Motor Company удалось выкупить свои акции у AMF, и Harley-Davidson снова стала независимой компанией.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
FX Super Glide 1972 г.

На мотоциклы нового типа Softail стали устанавливать двигатель Evolution (объем 1340 см3). Так появились Heritage Softail (1986 г.) и FXSTS Springer Softail (1988 г.). Отличительной особенностью Softail стала треугольная рама, в задней части стилизованная под довоенные модели, у которых отсутствовала подвеска на заднем колесе. В Softail амортизаторы были спрятаны под двигателем.

В 1991 г. вышла мгновенно ставшая безумно популярной модель Fat Boy. Ее отличали сплошные колесные диски, сохранившиеся и на современных Fat Boy. Через год появился первый мотоцикл семейства Dyna – Dyna Glide Sturgis. В этой серии конструкторы постарались максимально снизить вибрации двигателя и сохранить легкость управления. Модель 1995 г. Ultra Classic Electra Glide была оснащена электронным впрыском топлива.

В 1999 г. на смену двигателю Evolution пришел Twin Cam 88 (объем 1450 см3). Его устанавливали на мотоциклы серий Dyna и Touring. В 2000 г. Twin Cam 88В с балансировочными валами появился на модели Softail Deuce. В том же году был выпущен легкий одноцилиндровый мотоцикл марки Buel Blast, затем Buel Firebolt (2002 г.) и Buel Lightning XB 9S (2003 г.). Еще в 1993 г. Harley-Davidson Motor Company купила контрольный пакет акций Buel Motor Company – американского производителя спортивных мотоциклов, машины которого можно увидеть в каталоге Harley-Davidson и сегодня. В 2006 г. был разработан двигатель Twin Cam 96 объемом 1584 см3.


ГОЛОС МОТОРА

Начиная с 1909 г. и до наших дней большинство моделей Нarley Davidson оснащались двухцилиндровыми V-образными двигателями. Эти агрегаты имели интересную конструкционную особенность, которая добавила к яркому имиджу мотоциклов еще одну незабываемую черту. Если узнаваемый внешний вид машин формировался достаточно долго, то двигатели "Харлеев" еще в 1909 г. зазвучали так, как они звучат и сейчас. Глуховатый, аритмичный, на холостом ходу чем-то напоминающий дробь ловких пальцев туземца по тамтаму или стук копыт галопирующей лошади – этот рокот трудно спутать с рабочим звуком другого мотоцикла. И здесь, пожалуй, дело даже не столько в самом тембральном окрасе, сколько в уникальной ритмике работы этих двигателей. Если прибегнуть к музыкальным терминам, то мотор Нarley-Davidson работает синкопами, то есть процессы, которые производят шум, – воспламенение рабочей смеси в цилиндрах и затем выпуск отработанных газов через выпускные клапаны – чередуются в первом и втором цилиндрах не совсем обычно. Если в стандартном двигателе такого типа при воспламенении топлива в первом цилиндре во втором оно произойдет через 360 градусов оборота коленчатого вала, то в двигателе V-Тwin Нarley-Davidson это случится раньше – через 315 градусов. А через 405 градусов после этого момента снова воспламенится смесь в первом цилиндре. При этом ухо улавливает небольшую паузу в звучании рокочущего мотора. С чем же связана такая особенность этих двигателей? Все дело в том, что шатуны поршней обоих цилиндров соединяются с одной и той же шейкой коленчатого вала, хотя обычно для каждого шатуна предусматривается своя отдельная шейка. Эта конструкция двигателя и определяет характерное звучание V-Тwin.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Harley-Davidson Softail

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Heritage Softail

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Harley-Davidson FLH 1963 г.

Со временем руководство компании Нarley-Davidson осознало, что такой звук моторов удачно дополняет общий имидж этих мотоциклов, который воплощен во внешнем дизайне, сформирован американскими кинофильмами, активно поддерживается СМИ и байкерскими клубами. В связи с этим в 1994 г. была предпринята беспрецедентная попытка запатентовать звучание мотоциклов Нarley-Davidson. Поначалу Американское федеральное бюро по патентованию и торговым маркам вроде бы и признало уникальность рабочего звука Нarley-Davidson, но впоследствии зарегистрировать этот звук под отдельной торговой маркой все-таки не решилось. Шесть лет руководство компании пыталось добиться своего через судебные инстанции, но безуспешно. В связи с этим в 2000 г. компании пришлось отказаться от идеи патентования звука своих мотоциклов.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Harley-Davidson FХ 1971 г.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Harley-Davidson Fat Boy

НЕМНОГО О КЛАССИФИКАЦИИ

Современные мотоциклы Harley-Davidson представлены широкой гаммой моделей пяти основных типов – Spotrster, Dyna, Touring, Softail, VRSC.

Sportster – это динамичные мотоциклы со спортивными чертами и хорошей управляемостью. Они отличаются небольшой массой и размерами, а также относительно невысокой ценой. На них устанавливают двигатели Evolution объемом 883 и 1200 см3 (52 и 66 л.с. соответственно).


Серия Dyna, прежде всего, отличается установкой резиновых сайлент-блоков в креплении двигателя, что значительно уменьшает уровень его вибрации. На машинах присутствует характерная передняя удлиненная "чопперная" вилка, расположенная под большим углом (на некоторых моделях до 34 градусов). Мотоциклы серии имеют двигатели Twin Cam 96 (объем 1584 см3, мощность 77 л.с.).

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Harley-Davidson Sportster

Машины серии Touring предназначены для дальних путешествий, поэтому они существенно отличаются от других Harley-Davidson своим внешним обликом. Это массивные мотоциклы сухой массой 332-372 кг, обязательным атрибутом которых являются багажные кофры, установленные с двух сторон заднего колеса, а в модели Ultra Classic Electra Glide еще дополнительно и за задним сидением. Зачастую на эти машины устанавливают передний обтекатель с ветровым стеклом, противотуманные фары, дуги безопасности. В качестве силовой установки используют тот же Twin Cam 96.

Как отмечалось выше, Softail обладает стилизованной под довоенные мотоциклы треугольной рамой, поэтому с первого взгляда возникает впечатление, что задняя подвеска отсутствует. Однако амортизаторы попросту скрыты от глаз под двигателем мотоцикла. Softail, скорее, относятся к тяжелым машинам. В их внешнем виде просматриваются черты, характерные для "чопперов": наклонная передняя стойка, вынесенные вперед педали. Однако некоторые модели, например Heritage Softail Classic, более близки к серии Touring. Softail оснащаются двигателями Twin Cam 96В.

На мотоциклы серии VRSC устанавливают мощный двигатель Revolution (объем 1131 см3, мощность 120 л.с.), в котором, в отличие от предыдущих серийных двигателей, используется жидкостное охлаждение. На мотоцикле VRSCX Limited устанавливают двигатель Revolution объемом 1250 см3 мощностью 125 л.с.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Harley-Davidson VRSC

********

Как оказалось, в Украине Harley-Davidson не очень распространены: нет ни официальных дилеров, ни фирменных станций техобслуживания. Привезти-то себе породистого "железного коня" можно, но обслуживать его у мастеров-кустарей – дело неблагодарное. Через специализированные сайты в Интернете можно заказывать детали, они будут доставлены в течение двух-четырех недель. Кроме того, существует возможность индивидуального тюнинга заводскими деталями в широком ассортименте, то есть стандартную модель можно настроить под свой вкус и свои желания. Это касается как внешнего вида, так и двигателя.

А во что же еще вкладывать средства и душу истинным любителям экстрима и эксклюзива, если не в такую роскошную "игрушку" – она достойна этого!





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra