Главная » Журналы » Журнал "Ретро&экзотика" » Архив » Выпуск 1 » Грузовик "сделано в СССР"

Грузовик "сделано в СССР"



 

Грузовик "Сделано в СССР"


(автор статьи - Мамчиц Олег)

Истинные любители ретро, наверняка, осознают всю ценность и раритетную природу грузовых автомобилей, ставших неотъемлемой частью не только истории и машиностроения советских времен, но и своеобразным показателем уровня развития общества. Надеемся, что эта небольшая ретроспектива с акцентом на производстве грузовых авто сможет утолить "грузовой" интерес любителей автостарины.

Первый "АМО" и довоенное производство

Базой для создания первого советского грузовика стал национализированный в 1918 г., московский автомобильный завод АМО ("Автомобильное Московское Общество"), основанный торговым домом "Кузнецов, Рябушинские и К." за год до октябрьской революции. В то время на заводе предполагался выпуск лицензионного грузовика Fiat-15-ter грузоподъемностью 1,5 т. Однако после национализации предприятие занималось ремонтом грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов, производством деталей и узлов для американского трехтонного грузовика White (он выпускался небольшими партиями на трех заводах: "АМО", "Руссо-Балт" и "БТАЗ").

В марте 1924 г. "АМО" получил государственный заказ на изготовление первых отечественных грузовиков. За основу был взят полуторатонный Fiat-15-ter, для которого на заводе сохранились конструкторские чертежи и документация. Новый автомобиль получил название "АМО-Ф15". Советские конструкторы внесли изменения в конструкцию Fiat: был облегчен кривошипно-шатунный механизм, заменен карбюратор (благодаря чему мощность двигателя увеличилась на 17 %), машину оборудовали электрическими фарами (вместо ацетиленовых) карданным валом, пневматическими шинами: для улучшения охлаждения двигателя, увеличили радиатор. Первый экземпляр был собран 1 ноября 1924 г. А 7 ноября, колонна из десяти, выкрашенных в красный цвет "АМО-Ф15", приняла участие в параде на Красной площади. C 1924 по 1934 гг. было выпущено около 6 тыс. машин этой марки.

В 1925 г. эстафету производства грузовиков подхватил Ярославский автомобильный завод, начав выпускать небольшие партии машин "Я-3" грузоподъемностью 3 т. В отличие от "АМО-Ф15", "Я-3" получил левое расположение руля и стал первым советским грузовиком такой компоновки. На него устанавливали двигатель и некоторые узлы от американских White, которые производились на заводе "АМО". Кабину первых грузовиков "Я-3" изготавливали из дуба, лакировали, а сиденья оббивали кожей. Вместе с тем сама конструкция была несколько устаревшей даже для своего времени. В машине отсутствовал генератор, поэтому зажигание осуществлялось при помощи магнетто, были установлены ацетиленовые фары вместо электрических, двигатель запускали кривой рукояткой, а сигнал подавался резиновой грушей. На шасси "Я-3" выпускались пожарные машины и автобусы. Автомобиль производился до 1928 г.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
"ГАЗ-АА" и "ГАЗ-ММ" стали самыми распространенными грузовиками
в народном хозяйстве и Красной армии СССР довоенного и военного периодов.
На их базе изготавливались бронеавтомобили,
самоходные артиллерийские установки,
знаменитые "Катюши", различные ремонтные мастерские, санитарные машины,
топливозаправщики, поливочные машины
и множество другой техники.

Следующие ярославские модели - "Я-4" и "Я-5", на которых были установлены двигатели Mercedes-Benz мощностью 70 л.с. (на "Я-4") и американский двигатель Hercules YXC - 93 л.с. (на "Я-5"), стали более серьезным подспорьем в народном хозяйстве страны Советов. На шасси "Я-5" был испытан один из первых советских дизельных двигателей - 87-сильный, 10-литровый "Коджу". Название было составлено из партийной клички Сталина "Коба" и его настоящей фамилии Джугашвили.

В 1932 г. к московскому и ярославскому автозаводам подключился Горьковский автомобильный завод. Основой его первых машин послужили американские Ford-A и Ford-AA. Доработанный советскими конструкторами Ford-AA выпускался под названием "ГАЗ-АА". Он имел грузоподъемность 1,5 т и в народе получил название имя "полуторка". До 1934 г. грузовик выпускался с кабиной из прессованного картона и дерева, затем - из металла с дермантиновой крышей. В 1938 г. мощность двигателя увеличили с 40 до 50 л.с. и автомобиль получил название "ГАЗ-ММ". На нем установили новый карданный вал, рулевой механизм и усилили подвеску. Внешне "ГАЗ-АА" и "ГАЗ-ММ" не отличались. Их неприхотливые двигатели могли работать на топливе и смазочных материалах низкого качества, что очень пригодилось во время Великой Отечественной войны. На Горьковском автозаводе "ГАЗ-ММ" выпускали до 1949 г. До 1950 г. он производился на других советских автозаводах. Всего было выпущено более 800 тыс. грузовиков "ГАЗ-ММ".

В 1932-1934 гг. резко увеличился как объем производства грузовиков, так и выпуск новых моделей. Если в 1931 г. всего было произведено 3915 грузовых машин, то в 1932 г. уже - 23748, а в 1934-м - 54572.

Завод "АМО" выпустил модель "АМО-3" грузоподъемностью 2,5 т и мощностью 60 л.с. После переименования "АМО" в Завод им. Сталина и модернизации "АМО-3" появился знаменитый "ЗИС-5" ("трехтонка"), по массовости и популярности занимавший второе место после "полуторки". Эта машина, как и "ГАЗ-АА", также стала основным транспортным средством Красной армии. Шестицилиндровый тяговитый двигатель "ЗИС-5" легко запускался в мороз, был неприхотлив и повышал проходимость автомобиля. На его базе производилось 19 модификаций, он выпускался до 1963 г. и стал первым советским экспортным автомобилем. В 1934 г. 100 автомобилей "ЗИС-5" было поставлено Турцию.

В тот же период (1932-1934 гг.) все три советских автозавода - горьковский, ярославский и московский - начали производство трехосных грузовиков повышенной проходимости. Первым был выпущен в 1932 г. "ЯГ-10", оснащенный моторами Hercules и перевозивший 8 т груза. Их выпустили мало, всего несколько сотен. В 1934 г., сконструированный на базе "ГАЗ-АА", с конвейера сошел "ГАЗ-ААА", обладавший мощностью 40-50 л.с. (в разных модификациях), грузоподъемностью 2 т и скоростью до 65 км/ч. Завод "ЗИС", взяв за основу модель "ЗИС-5", выпустил трехосный "ЗИС-6". Грузовик весом 2 т мог перевозить 4 т груза, у него было два задних ведущих моста (также как у "ЯГ-10" и "ГАЗ-ААА"). Впоследствии на шасси "ГАЗа" и "ЗИСа" был создан ряд броневиков для Красной армии.

В ноябре 1932 г. ярославский завод разработал интересный с инженерной точки зрения грузовик "ЯГ-12", но, к сожалению, выпустил его всего лишь в единичном экземпляре. Четырехосная машина (две передние оси управляемые) была полноприводной. На ней установили импортную 8-ступенчатую коробку передач с двумя задними скоростями, 6-цилиндровый двигатель Continental мощностью 120 л.с., который обеспечивал грузоподъемность до 12 т и скорость 45 км/ч. Грузовик мог преодолеть ров шириной 1,5 м и въехать на подъем крутизной до 30 градусов. Очевидно, технологические трудности, связанные с производством трансмиссии для такой машины, не позволили запустить ее в серию.


Первый седельный тягач "АМО-7", предназначенный для буксировки полуприцепа, был выпущен в 1932 г. Но затем завод переключился на производство "ЗИС-5", и работы по "АМО-7" прекратили.

Первым серийным тягачом стал "ЗИС-10", основанный на базе "ЗИС-5". Он мог буксировать прицеп общим весом до 6 т и развивал скорость 48 км/ч. Выпускалась машина небольшими партиями.

В 1936-1939 гг. парк советских грузовых автомобилей пополнился самосвалами "Яс-3" и "ГАЗ-410", газогенераторными "ГАЗ-42", "ЗИС-21". Топливом для них служили древесные чурки), "ЗИС-31", работавшим на угле, полугусеничным грузовиком "ГАЗ-60" (гусеничная тележка вместо задних колес), первым отечественным газобалонным автомобилем "ГАЗ-44" (запаса природного газа хватало на 200-300 км пути), полноприводным двухосным "ЗИС-32" (до войны была выпущена лишь небольшая партия этих машин), пикапом "ГАЗ М-415" и ярославским грузовиком "ЯГ-6".

В военные годы

С началом Великой Отечественной войны в связи с эвакуацией заводов, бомбежками и трудностями с поставками производство грузовиков сократилось почти в четыре раза. Заводы перешли на военную продукцию. Так, Горьковский автозавод выпускал бронеавтомобили "БА-64", легкие танки "Т-60", "Т-80", военные джипы "ГАЗ-64", "ГАЗ-67", самоходные артиллерийские установки. Грузовики "ГАЗ-АА", "ГАЗ-ММ", "ГАЗ-ААА", "ЗИС-5", "ЗИС-6" - теперь выпускались в военной, упрощенной, версии. Машины оборудовались только задними тормозами, крылья изготавливались из кровельного железа, иногда устанавливалась кабина из дерева и фанеры, борта кузова не откидывались, вместо двух фар ставили одну. С 1942 по 1944 гг. на базе "ЗИС-5" выпускался полугусеничный вездеход "ЗИС-42".

30 ноября 1942 г. Государственный комитет обороны принял решение о создании в городе Миасс литейного и автомоторного производства, оборудование для которого эвакуировали с завода "ЗИС". Так родился Уральский автозавод. В 1944 г. предприятие начало выпуск "ЗИС-5В" (военной версии) и до конца войны произвело 6 800 машин.

Основное же оборудование "ЗИСа" было эвакуировано в г. Ульяновск, где на его базе был построен Ульяновский автозавод ("УАЗ"). Кроме того, было развернуто производство "ЗИС-5В". В 1944 г. завод перешел на выпуск "ГАЗ-АА".

Всего за годы войны объем производства грузовых машин составил 314 676 единиц.

Грузовой парк 1945 - 1990-х гг.

Согласно пятилетнему плану восстановления и развития народного хозяйства СССР (1946-1950 гг.) были увеличены мощности Ярославского автозавода, продолжено строительство Уральского и реконструкция Московского автозаводов, построены новые предприятия - Минский автомобильный и Одесский автосборочный заводы.

На смену устаревшим "полуторкам" и "трехтонкам" пришли более современные "ГАЗ-51", "ГАЗ-63", "ЗИС-150", "ЗИС-151".

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
ГАЗ М - 415

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
ГАЗ М - 415

Концепция "ГАЗ-51" разрабатывалась еще до войны. Тогда же были построены и первые образцы, но серийное производство удалось наладить только в 1946 г. В этой машине были заложены принципы простоты, надежности и универсальности. "ГАЗ-51" оказался более экономичным, скоростным, легким в управлении, чем "ГАЗ-АА" и "ЗИС-5". За эту разработку создатели "ГАЗ-51" были награждены Государственной премией. Машина выпускалась по советским чертежам в Польше, Северной Корее, Китае, экспортировалась в ГДР, Венгрию, Финляндию, страны Африки и Азии.

В 1948 г. начался выпуск "ГАЗ-63" - полноприводной версии "ГАЗ-51". Большинство их узлов было унифицировано.

Двигатель для "ЗИС-150" был разработан в 1947 г. Но пока дорабатывалась сама машина, мотор установили на шасси "ЗИС-5". Этот грузовик назвали "ЗИС-50". Он отличался высокими динамическими качествами и большой проходимостью.

Выпуск "ЗИС-150" начался в 1948 г. Он заменил в армии и народном хозяйстве работягу "ЗИС-5". В том же году были выпущены и полноприводные "ЗИС-151", агрегаты которых были унифицированы с "ЗИС-150".

Ярославский автозавод перешел на производство тяжелых трехосных "ЯАЗ-210", на основе которых впоследствии выпускались самосвалы и тягачи.

В 1958 г. руководство СССР приняло решение перенести производство тяжелых грузовиков из Ярославля в Кременчуг - на завод, который до того занимался производством мостовых пролетов, металлоконструкций и комбайнов. Вначале кременчугские грузовики выпускались под названием "Днепр", а затем - "КрАЗ". Мускулистые "КрАЗ-214", "КрАЗ-250", "КрАЗ-257", полноприводной "КрАЗ-255" можно было встретить в самых непроходимых местах, на самых тяжелых стройках страны.

Наряду с ними трудились машины Уральского автозавода - "Урал-375", "Урал-377", "Урал-4320", белорусские силачи "МАЗ-205", "МАЗ-500", гиганты "МАЗ-525", "МАЗ-530", седельные тягачи "МАЗ-5432", грузовики "КАЗ" Кутаисского автозавода.

В 1961 и 1962 гг. началось серийное производство двух самых массовых грузовиков 1960-х гг. - "ГАЗ-52" (модернизированная версия "ГАЗ-53") и "ЗИЛ-130". В 1956 г. "ЗИС" переименовали в Завод имени Лихачева ("ЗИЛ"). "ГАЗ-53" выпускали до 1992 г. (всего было выпущено более 4 млн шт.), "ЗИЛ-130" - до 1994 г. (на московском автозаводе, затем производство перенесли на Уральский автомоторный завод).

С конвейера сошло около 3 млн. 400 автомобилей (до 1994 г.). Наиболее массовым полноприводным грузовиком, созданным в этот период, стал "ГАЗ-66" (годы выпуска 1964-1969). Его произвели около 1 млн. шт.

В 1960-х гг. страна начала нуждаться в мощных современных грузовиках грузоподъемностью 8-20 т. Для реализации этой цели в 1969 г. в г. Набережные Челны был заложен новый Камский автозавод. 16 февраля 1976 г. с конвейера завода сошел первый "КАМАЗ". Впоследствии "КАМАзы" - бортовые, цистерны, седельные тягачи получили признание не только в СССР, но и за рубежом.

В 1965 г. на международной выставке в Лейпциге золотой медалью был отмечен "БелАЗ-540" - карьерный самосвал грузоподъемностью 27 т. Выпущенный в 1966 г., "БелАЗ-548А" перевозил 40 т груза. Грузоподъемность ""БелАЗов" со временем продолжала расти. В 1978 г. "БелАЗ-7519" брал на борт 110 т, "БелАЗ-75211" 1983 г. выпуска - 170-200 т, а в 1990 г. был выпущен самый крупный самосвал "БелАЗа" грузоподъемностью 280 т.

Уральский автозавод пополнял ряды советских грузовиков малотоннажными полноприводными машинами повышенной проходимости "УАЗ-450Д" и "УАЗ-452Д": их активно использовали как в городе, так и в условиях сельской местности.

К началу 1990-х гг. грузовые автомобили в СССР перевозили около 30 млн т грузов в год, производилось около 800 тыс. новых грузовиков.

Большинство автозаводов, оставшихся на территории стран СНГ после распада Советского Союза, и по сей день продолжают выпуск грузовых автомобилей, которые эксплуатируются на территории содружества и широко экспортируются в страны дальнего зарубежья.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra