Представляем вам больших друзей нашего ведущего эксперта Игоря Федорова - музыкантов Карабаса и Бегемота из группы "Х.. Забей". Официальный сайт группы ищем тут: www.hzabei.ru
1999, Александр КУШНИР "100 Магнитоальбомов Советского Рока"
Фундамент будущей андеграундной популярности самой нецензурной рок-группы Советского Союза был образован вопиющей несхожестью мировоззрений ее идеологов - поэта Бегемота и композитора Карабаса. Как гласит история, в конце 80-х Бегемот вернулся из армии с несколькими тетрадками стихов, на обложках которых красовались надписи ДМБ-88 . Тетрадки были толстыми, стихи похабными, и слово "сука" оказалось там не самым неприличным.
Зачастую вместо ненормативных выражений в армейской лирике Бегемота фигурировали многоточия - чтобы строгий старшина ничего не смог понять. Некоторые страницы творений состояли из сплошных многоточий - как в них разбирался сам автор, остается загадкой до сих пор. Часть текстов Бегемота носила характер глубоких философских размышлений:
Г..но не приходит одно,
Оно приводит своих друзей.
Мне уже все равно,
Кто есть кто из моих гостей
Как говорится, конец цитаты. "Мальчику в армии было плохо, он много переживал," - не без сарказма вспоминает Бегемот, который устроился трудиться водителем мусоровоза в родном подмосковном городе Видное. Со стороны его новое занятие выглядело на редкость органично. На работу молодой поэт-ассенизатор приходил с зеленым ирокезом, тщательно выбритыми висками и серьгой в ухе. Его вылинявшие от кислотных дождей джинсы состояли из сплошных заплаток.
"Вот оно, мое место в жизни," - печально думал Бегемот, подбирая пустые бутылки на расторгуевской свалке. Не об этом мечтал он в армии. Не к этому готовился всю сознательную жизнь, с любовью собирая фирменные пластинки. Больше всего на свете Бегемоту хотелось создать собственный панк-проект, исполняющий музыку в духе "Гражданской обороны". Текстов для этого было предостаточно - очень коротких, состоящих, как правило, из одного-двух куплетов.
Шла машина темным лесом
за каким-то интересом
Ох..нный интерес -
на машине ездить в лес...
Больше слов в песне не было, поскольку Бегемот никогда не являлся поклонником эпохальных творений и крупных форм. Известный афоризм "краткость - сестра таланта" принадлежал, увы, не его перу, но именно Бегемот сумел спроецировать эту несомненную мудрость на благодатную рок-н-ролльную почву.
Для адекватного воплощения подобной лирики на магнитофон Бегемоту нужны были музыканты. Его пятилетний опыт игры на трубе был явно маловат, да и панк-рок с духовыми инструментами состыковывался не очень. Шо делать? И тут крупный видненский меломан вспомнил о своем друге детства по имени Карабас.
Карабас был ниже невысокого Бегемота на полголовы, носил длинную косичку и прекрасно играл на множестве инструментов. Свой талант мультиинструменталиста он планомерно губил, безуспешно пытаясь получить хоть какое-то высшее образование. Сначала - в cтоличном Институте электронного машиностроения. Затем - в станкоинструментальном. И, наконец, в ленинградском Институте киноинженеров. И только в те периоды жизни, когда студентов отправляли выполнять патриотический долг на картофельные поля, Карабас волей-неволей вспоминал про музыку.
Воспитанный на творчестве Вероники Долиной и позднего Аквариума, он прямо на борозде исполнял под акустическую гитару "Аделаиду" или "Серебро господа моего". Юные студентки окружали Карабаса плотным кольцом, восторженно заглядывали ему в глаза и дружно просили: "Боб! Спой еще! Вот эту, про город золотой". Кличка Боб приклеилась к Карабасу намертво. Так называли его во всех учебных заведениях, которые он когда-либо посещал. При упоминании имени Гребенщикова Карабас мрачнел, прекращал ходить на лекции и целыми неделями поглощал спиртные напитки не самого лучшего качества. Опустошенные трофеи карабасовских алкогольных приключений и находил Бегемот на обширных расторгуевских помойках. Круг неумолимо замыкался. И Бегемот понял, что дальше так жить нельзя.
Стимулируя творческую активность старого друга, бывший боец Советской Армии подарил Карабасу свои армейские вирши. "Хватит маяться фигней, - решительно заявил Бегемот. - Пора дышать полной грудью! Давай играть панк-рок!"
В отличие от Карабаса Бегемот искренне считал себя прирожденным панкером. С его точки зрения, первым хитом будущей супергруппы должен был стать вышеприведенный текст про г..но. Карабас скептически ознакомился с содержанием и спустя пару дней принес мелодию, которая прямо-таки добила Бегемота своей неземной красотой. Вместо хардкоровых плясок на руинах Кремля растерявшийся Бегемот услышал лирическую пьеску, достойную лучших менуэтов эпохи Людовика XIV. Из подобного парадоксального несоответствия взглядов на жизнь и родился стиль магнитофонной легенды из города Видное с коротким и драйвовым названием "Х.. забей".
Изначальной установкой в группе была ориентация исключительно на запись магнитоальбомов. Как правило, все они длились не более получаса и состояли из трех десятков уморительно смешных песенок и стишков. Песни были похожи на анекдоты, поэтому основной принцип "Х.. забея" звучал так: "чем короче, тем лучше". Мол, длинный анекдот слушать не интересно . Повторимся, что крупные формы Бегемоту были не близки.
Бегемот твердо решил никогда не давать живых концертов. "Не фиг нам дрыгаться перед публикой, словно какие-то клоуны ," - важно заявил он Карабасу. Теперь все силы звездного тандема были сконцентрированы исключительно на магнитофонной записи.
Технически альбомы записывались за один-два дня - или на квартире у скрипача Дмитрия Морозова, или в местном Доме культуры. В видеосалоне на втором этаже видненские аборигены, затаив дыхание, смотрели новый фильм Антониони, а откуда-то снизу до их утонченного слуха доносились душераздирающие запилы и эстетически сомнительные высказывания:
Вчера по радио сказали,
что я совсем м..дак
Вчера в газете написали,
что я совсем м..дак
В программе "Время" показали,
то что я совсем м..дак
Но я не поверил -
я-то знаю, что это не так!
...Альбом "Не за..ал" числится четвертым в героической дискографии группы "Х.. забей". Звук на нем выстраивал задумчивый флегматичный человек по имени Афанас. Карабас играл на гитаре и пел, а Бегемот время от времени разражался речитативами и с выражением декламировал стихи. Свободное цитирование этих опусов вызывает определенные затруднения.
Помимо идеологов группы в записи принимали участие барабанщики Андрей Репа и Найк Борзов, профессиональный гитарист Алексей Медведев и простой сельский парубок Никола на басу. Признаемся честно - с таким мощным составом приглашенных музыкантов композитор Карабас не испытывал никаких ограничений в своих стилистических выкрутасах. Он смело перемешивал хардкор, реггей, сиртаки, блюзы и, конечно же, шустрые заводные рок-н-роллы - то припанкованные ( "М..дак" ), то веселые в стиле Лаэртского ( "Акула" ), то грязные в духе ДК ( "Буфетчица" ). Все это записывалось живьем без всяких наложений, причем мощное звучание ритм-секции превращало сессию из обыденного домашнего музицирования в громкий и жесткий гаражный рок.
Отличительной чертой альбома стала зрелая музыкальная реализация добродушно-циничных бегемотовских идей. Под звуки исполняемой на скрипке гаммы будущая звезда поп-фолка Вика Морозова неописуемо трогательно жалуется на свою неизлечимую болезнь под названием ментофилия:
Каждую ночь я набираю 02
Чтобы услышать голос живого мента
Я от этой забавы ужасно торчу
Мент чего-то кричит, а я в трубку молчу .
Нельзя сказать, что, свободно используя ненормативную лексику, группа сделала ставку исключительно на эпатаж. Просто они нашли свою нишу, в которой мат стал антитезой мертвому языку официальной эстрады, ежедневно звучавшей с экрана телевизора. Карабас и Бегемот насыщали свои творения лошадиными дозами ругательств, доведя идею внедрения уличного сленга в рок-н-ролл до самого максимума. "Х.. забей" превратил инвективно-отвязную лексику российских просторов в рок-поэтику, развивающую традиции русской срамной лирики, имеющие глубоко народные корни и подхваченные, к примеру, в XVIII веке Барковым, в XIX веке Афанасьевым ( "Русские заветные сказки" ), в двадцатом - Александром Лаэртским...
Богатый на выдумки Бегемот нарекал готовые альбомы патологически нецензурными названиями. Кассеты сопровождались сельскохозяйственными комиксами Карабаса, а также фирменным графическим знаком "Popa Begemota Records". В порядке легкой интеллектуальной разминки можно попробовать догадаться, что именно было изображено на этой торговой марке . "Не рекомендуется прослушивать детям и людям без чувства юмора" - гласила надпись на компакт-диске "Не за..ал" , выпущенном через шесть лет. Первыми покупателями этой пластинки стали Илья Лагутенко, Егор Летов и Борис Гребенщиков.
...Спустя несколько лет стало понятно, что период 1990-1991 годов оказался для "Х.. забея" идеологическим пиком. Большинство последующих работ группы страдало излишним академизмом, а ранние альбомы выглядели откровенно примитивными с музыкальной точки зрения. В середине 90-х чуть ли не все участники проекта ударились в выпуск сольных альбомов - от мелодичных поп-хитов (Найк Борзов) до беспросветно-тоскливых девичьих песен в исполнении Вики Морозовой. Параллельно в студии "Popa Begemota Records" были записаны (или спродюсированы) десятки андеграундных альбомов - Ника Рок-н-Ролла, Натальи Медведевой, тюменской группы Цикаба , Натальи Марковой, Алексея Заева и других.
"Х.. забей" по-прежнему выпускает один-два альбома в год - разные по качеству и с традиционно невероятным количеством приглашенных музыкантов. Отсутствие живых выступлений группа заменяет остроумными экспериментами в жанре мультипликации, где участники ансамбля предстают в образах пластилиновых бродячих музыкантов, дающих очередной концерт в какой-нибудь Пырловке. Количество находок и степень остроумия этих анимационных творений не оставляют никаких шансов пришлым Бивису - БатХеду и на равных соперничают с мультсериалом "Ну, погоди!" ...
На фоне подобной искрометной деятельности Карабасу, пожалуй, скучновато работать звукооператором в студии Аркадия Укупника. По дороге домой, перемещаясь в переполненном общественном транспорте, он мечтает записывать в рамках ХЗ альбомы с симфоническим оркестром.
К Бегемоту по ночам приходят в гости новые песенки-анекдоты и начинают ломиться в хрупкую дверь его подсознания. И дай бог поэту не забыть наутро о том, что электронные барабаны, профессиональные стажеры-музыканты и 16-канальный пульт противопоказаны группе, привыкшей записываться с первого дубля на старенький магнитофон Олимп .
Известия (Россия); 25.09.2004; 178 (26735); АНТОН ПОМЕЩИКОВ
НАЙК БОРЗОВ ВСПОМНИЛ ПАНК-ПРОШЛОЕ
ВОЗРОДИЛАСЬ ЛЮБИМАЯ ГРУППА ГРЕБЕНЩИКОВА И БУТУСОВА "Х** ЗАБЕЙ"
В Московском дворце молодежи, построенном на Комсомольском проспекте в конце восьмидесятых, чтобы развлекать советских тинейджеров, состоялся исторический концерт-возвращение антисоветского, запрещенного и нелегального ансамбля, название которого в приличной газете публикуется со звездочками: "Х** Забей". На сцене в порыве ностальгии по пубертатности сливались голоса Кирилла Немоляева, Марины Хлебниковой и Найка Борзова.
Массовое помешательство на возвращении советской "кассетной" панк-легенды ясно читалось в глазах зрелой публики в пиджаках и при галстуках, атаковавшей двери клуба "Джем", что в МДМ. Внутри было накурено, пьяно и матерно. Зрители радостно вопили, битком забив два этажа не шибко большого джазового заведения. На сцене сидели кумиры их молодости - парни из города Видное, на всю страну известные под прозвищами Бегемот и Карабас.
Люди, которые не стеснялись называть своими - чаще всего нецензурными - именами весь комплекс упражнений умирающей советской власти и вообще всю окружающую реальность. Словно пятиклассник, царапающий на школьной парте трехбуквенный эталон, своим примером они стремились легализовать столь яркие слова родной речи, как "п**eц", "х**во" и проч. Получалось весело, частушечно, по-русски: и правда, и мат. Задолго до опального Шнура и "Ленинграда" "Х.З." занималась подрывной работой с массами, успев насочинять на пятнадцать альбомов.
Очарование музжанра, окрещенного "срамным роком", в исполнении "Х.З." симпатично еще и тем, что музыканты редко когда выходят за формат полутораминутной песни - большинство произведений "Х.З." лаконично до безобразия: один куплет, один припев. Но что это за припевы, доложу я вам!
"Не жизнь, а веревка оборвалась,
Попытка повеситься не удалась.
И опять я осталась живая,
Ну что за х**ня такая"
- строки, в достаточной степени иллюстрирующие главный художественный прием творчества "Х.З.". "Хиты" группы перечислять придется, вновь прибегая к отточиям и звездочкам: "Не за..ал", "М*дак", "Бляха" и так далее. Праздник непослушания, в который автоматически превращается любое публичное исполнение табуированной лексики, в клубе "Джем" прошел на ура: пиво в баре кончилось уже к середине концерта, а зрители лезли друг другу на головы в попытке разглядеть спецгостей: Кирилла Немоляева в белом костюме, Марину Хлебникову в пелерине из чернобурки да Найка Борзова в майке и джинсах. Ревнители нравственности, возможно, были бы покороблены текстами "Х.З.". Но подростковое хулиганство - неиссякаемая движущая сила творчества. Новый альбом "Х.З." "Не Ради Славы" идет навстречу преданным слушателям.