Главная » Литературный лом » ГАЗ-23. История создания

ГАЗ-23. История создания

Ретрошильдик

Как и в любой развитой стране мира, в Советском Союзе государство всегда проявляло заинтересованность в производстве «особых» автомобилей для «особых» нужд. Из самых интересных я выделил бы бронированный автомобиль ЗИС-115, построенный якобы по заданию самого Иосифа Виссарионовича Сталина, и правительственный ЗИЛ-111 времён Никиты Сергеевича Хрушёва. Но государство нуждалось не только в больших автомобилях для самых высоких лиц. Для специальных служб строились специальные автомобили.

ЗИС-115
ЗИС-115
ЗИЛ-111
ЗИЛ-111

До появления автомобиля ГАЗ-23, государственные спецслужбы использовали в целях преследования и сопровождения кортежей автомобиль ГАЗ-М20Г, представлявший собой «Победу» с шестицилиндровым двигателем автомобиля ГАЗ-12. К сожалению, до наших времён, по-видимому, не дошло ни одного экземпляра этой интересной машины.

ГАЗ-М20 «Победа»
ГАЗ-М20 «Победа»
ГАЗ-12 «ЗИМ»
ГАЗ-12 «ЗИМ»

Время шло, парк автомобилей страны менялся. На улицах городов преобладающей машиной стала «двадцать первая». Посмотрите кинофильмы тех времён и фотографии городских улиц! Так как специальная машина должна была «теряться» во множестве себе подобных, встала задача обновить автопарк спецслужб.

Комитетом Государственной Безопасности СССР Горьковскому Автозаводу было поручено разработать спецавтомобиль, предназначенный для обеспечения результативной погони, сопровождения кортежей и выполнения других спец. заданий. Ведущим конструктором проекта ГАЗ-23 был назначен в 1959 г. Борис Акимович Дехтяр.

В качестве силового агрегата был выбран самый мощный и современный на то время восьмицилиндровый двигатель ГАЗ-13 с автоматической трансмиссией. Конечно, в «чистом» виде он не мог быть установлен под капот кузова ГАЗ-21. Двигателю адаптировали масляный картер (поддон), левый выхлопной коллектор, кое что из мелочей. В результате родился двигатель ГАЗ-23. Кроме того, чтобы разместить его в кузове, двигатель пришлось повернуть вокруг оси коленвала на два градуса. В 1962 году завод начал мелкосерийное производство автомобиля ГАЗ-23.

Сильно пришлось потрудиться и над тормозной системой. Стандартный материал накладок тормозных колодок не выдерживал тепловых нагрузок. Пришлось применить тормозные колодки с накладками из стойкого к высоким температурам материала. Кроме того, на ГАЗ-23 получили применение литые чугунные тормозные барабаны, которые впоследствии благополучно перекочевали на ГАЗ-24.

За годы выпуска (с 1962 по 1970) из ворот завода вышло 603 автомобиля ГАЗ-23 (по данным И.Падерина). Из модификаций известны:

  • Базовая модель ГАЗ-23 - автомобиль с 8-ми цилиндровым двигателем и автоматической коробкой передач;
  • ГАЗ-23Б отличался от базовой улучшенной облицовкой (хромированные окантовки окон, подоконный хром, левое зеркало), и направлялся на «работу» в братские страны, где он должен был сливаться с такими же экспортными автомобилями ГАЗ-21;
  • ГАЗ-23А - изначально проектировался как автомобиль с механической коробкой передач, но так и не пошёл в производство (слабенькая коробка). Возможно, впоследствии индекс А присваивался автомобилям ГАЗ-23 со спецоборудованием - две аккумуляторные батареи, спец. замок багажника, а что в багажнике...?
  • В заводской документации фигурирует также модификация ГАЗ-23А1 как автомобиль со спецоборудованием.

Из разряда курьёзов. В мае 2011 года мне посчастливилось лично встретиться с Борисом Акимовичем Дертяром и даже прокатить его на ГАЗ-23. Во время нашей весьма непродолжительной поездки Борис Акимович рассказал интересный факт. Модификация ГАЗ-23Б (с обилием хромированных деталей) отправлялась главным образом на Кубу для работы в соответствующих органах. Там вдоль побережья протянулось длинное хорошее шоссе, и у спецслужб стояла задача патрулирования этой дороги и пресечения попыток высадки на берег острова свободы десантников-диверсантов из соседней США. Для этой цели и служили скоростные машины ГАЗ-23. На этих скоростных машинах ездили мускулистые парни. Так как на Кубе климат в общем-то достаточно жаркий, то почти всегда были открыты опускные окна и форточки. Соответственно хромированная стойка, отделяющая опускное стекло передней двери от форточки оставалась «незащищённой» благодаря своему удобному расположению часто служила поручнем для пассажира, особенно при резких заворотах, а также дверной ручкой при закрывании двери. Так как ребята были мускулистые, то эта стойка часто становилась жертвой такого использования и искривлялась. И по этому поводу на завод даже была направлена рекламация. Борис Акимович, к сожалению, не уточнил, как завод отреагировал на эту рекламацию...

Один из владельцев ГАЗ-23, Владимир Возовик, выудил из интернета интересную фотографию (слева). Благодарю Владимира, что разрешил воспользоваться мне своей находкой на страницах сайта.
Мой вольный перевод подписи под фотографией:
«На фоне Кремля и собора Василия Блаженного по меньшей мере четыре «Волги» V8 ГАЗ М23 ждут очередного вызова. И кто ж это из «товарищей» такой неравный среди равных, что заслуживает, чтобы его или её возили на М23?»
Интересно что империалисты тогда уже знали о существовании в СССР такого автомобиля. Показательно также, какой статус они приписывали автомобилю и «товарищам», которые им пользуются.

Вопреки распространённому предрассудку о тяжеленной плите в багажнике скажу, что в моём автомобиле никакой плиты не обнаружено. Мало того, не обнаружено её следов (креплений, отверстий...). Не указана плита также и в заводской спецификации на автомобиль ГАЗ-23. Так что пусть это остается красивой легендой :-)

В техническом задании заводу на изготовление ГАЗ-23 непременным условием было наличие только одного выхлопного патрубка ( в целях конспирации). Таким образом, внешне отличить ГАЗ-23 от обычной «Волги» не представляется возможным.
В 1970 году, вместе со снятием с производства автомобиля ГАЗ-21 (и ГАЗ-22), прекратился выпуск и автомобиля ГАЗ-23. Ему на смену пришёл автомобиль ГАЗ-2424 с двигателем V-8 и автоматической трансмиссией на базе ГАЗ-24. Затем последовали модели ГАЗ-2434 (на базе ГАЗ-2410), ГАЗ-31013 (на базе ГАЗ-3102)... Затем производство спецавтомобилей на Горьковском автозаводе вовсе свернулось, так как парк правительственных автомобилей стал состоять почти на 100% из машин зарубежного производства, а с точки зрения «потеряться в потоке»... появление на улице «Волги» ГАЗ-24, не говоря уже о ГАЗ-21, воспринимается нами как архаизм...

СТАТИСТИКА ВЫПУСКА автомобилей ГАЗ-23
(По информации Ивана Падерина в книге «21»)
Год Количество
1962 108
1963 164
1964 30
1965 13
1966 33
1967 57
1968 56
1969 50
1970 92
Всего 603

Автор этого сайта с 2002 года занимался неспешным поиском сохранившихся экземпляров автомобиля ГАЗ-23. Результатом поисков явился список сохранившихся автомобилей.

  1. Харьков. Владелец Дмитрий Сварчевский. Автомобиль 1962 года выпуска, номер шасси 054 (последняя цифра неразборчиво). Очень комплектный автомобиль, ожидающий своей очереди на реставрацию.
  2. Мой автомобиль. Автомобиль ГАЗ-23Б Дмитрия Гвоздева, автора этого сайта, год выпуска 1968, номер шасси 000455. Единственный из оставшихся в живых и известных публике автомобиль модификации «Б» - экспортный. Кроме того, он один из двух известных мне автомобилей не 1962 года выпуска. Реставрирован в период с 2003 по 2006 годы. АВТОМОБИЛЬ НЕ ПРОДАЁТСЯ!!!
  3. «Винницкий» автомобиль обнаружен нами в 2003 году в г. Винница по объявлению о продаже. Год выпуска 1962. Номер шасси 000071. Стартовая цена в 800 долларов после разговоров с людьми, разумеющими в деле редких восьмицилиндровых «догонялок», подскочила до 1800. Мы приехали его смотреть не покупки ради, а для того, чтобы отфотографировать. Заодно познакомились с тогдашним владельцем (кажется, его звали Олег) - очень приятным в общении человеком. Автомобиль был позже продан куда-то в восточную Украину возить мешки :-(. Это у него передачи переключались рычажком под приёмником. Автомобиль использовался для повседневной езды. Состояние - на 3 с плюсом. Гнилые задние лонжероны. Задние амортизаторы переделаны на телескопические.
    Текст предыдущего абзаца писался весной 2007 года. В начале 2009 г. мне стало известно о продающемся (ДОРОГО!!!!!) в г. Харьков автомобиле ГАЗ-23 якобы коричневого цвета. Вскоре до меня дошли фотографии выставленной на продажу машины. В ней я без труда узнал «винницкую» ГАЗ-23. Состояние автомобиля крайне запущенное. Такое впечатление, что машиной сначала валили деревья, а потом оставили лет на 5 стоять на улице. Краска, которая когда-то была тёмно-синей, шелушится. Зато в багажнике, как и в далёком 2003 году, лежит всё тот же кусок мешковины! Вы представляете себе этот запах?!!!
    В конце 2010 или начале 2011 года автомобиль был куплен жителем Днепропетровска Александром и переправлен в г. Днепропетровск для полной реставрации. Надеюсь, Александр будет делиться фотографиями, иллюстрирующими ход реставрации автомобиля, и посетителя сайта вскоре смогут воочию увидеть процесс второго рождения этой машины, которая среди любителей и владельце ГАЗ-23 стала уже притчей.
  4. «Климовский» ГАЗ-23. Город Климово Брянской обл. Машина была переделана: к днищу ГАЗ-21 приварена морда от ГАЗ-23. При всём этом я назвал бы автомобиль неплохим. То есть, от ГАЗ-23 было взято буквально все что можно. Скорее всего это было сделано для того, чтобы легализовать машину под документы ГАЗ-21Р (на табличке значится 21Р). Из-за отсутствия оригинальной заводской таблички о годе выпуска ничего не известно. По более современным клапанным крышкам мотора можно предполагать, что машина была выпущена после 1962 года.
    Где-то на рубеже 2007 и 2008 годов мне позвонил человек, судя по голосу не очень молодой. Рассказал, что недавно приобрёл автомобиль ГАЗ-23 в Брянской области и занимается его реставрацией «под клиента». Вопрос был в том, что этому человеку были нужны подушки двигателя ГАЗ-23. В ходе разговора оказалось, что речь идёт именно о «климовской» машине. Таким образом, данный автомобиль уже не находится в г. Климово Брянской области. Кстати, человек этот так же внезапно исчез, как и появился. Подушки он у меня не купил.
  5. Москва. Автомобиль Алексея Борисовича Ломакина. Машина 1962 года, номер шасси 052. В рекламе не нуждается. Его фотографии можно увидеть в книге Ивана Падерина. Из недостатков (не в обиду хозяину) задние телескопические амортизаторы и... днище от ГАЗ-21.
  6. Воронеж. Совсем недавно мне стало известно о приобретении автомобиля ГАЗ-23 Львом Анохиным в г. Воронеж. Автомобиль ждёт реставрации. Номер шасси 095, номер двигателя (на заводской табличке) 109. В настоящее время под капотом находится мотор от ГАЗ-21.
  7. Ещё Воронеж. Но Лев на этом не остановился. Сейчас у него появился ещё один автомобиль ГАЗ-23. Этот экземпляр интересен тем, что был изготовлен не в 1962 году, как большинство сохранившихся машин этой модели. Это машина скорее всего 1968 года выпуска (хотя в документах значится 1970 г.). К сожалению автомобиль был переделан до неузнаваемости. В частности, до нашего времени не дошла уникальная маска радиатора. В настоящее время под капотом находится четырёхцилиндровый мотор.
  8. В городе Россошь (юг Воронежской области) находится ещё одна ГАЗ-23. Номер шасси 000105, номер двигателя (на табличке) 000116 - прямо какая-то нестыковка с предыдущим автомобилем!!!). Владелец, Дмитрий Шурупов (как много таких машин принадлежит Дмитриям - тенденция, однако) использует автомобиль ГАЗ-23 для повседневной эксплуатации.
  9. Ещё Москва. Автомобиль Владимира Возовика. В настоящее время «живёт» в г. Москва и ожидает своей очереди на реставрацию. Номер шасси 046. Пока под капотом находится четырёхцилиндровый двигатель.
  10. Тула. Автомобиль, принадлежавший Николаю Курнаеву (Россия, Тульская область, г. Богородицк). Номер шасси 079 (со слов владельца). Год выпуска 1962. Николай отремонтировал автомобиль, вложив немало сил и средств. Автомобиль имеет «родные» агрегаты. Совсем недавно Николай продал свой ГАЗ-23. Автомобиль попал в Москву, будет подвергнут полной реставрации и вскоре займёт своё почётное место в одном из частных авто музеев.
  11. Киев. Автомобиль, приобретённый Алексеем Макаренко в конце 2009 года в г. Киев. Как и многие уцелевшие до настоящего времени ГАЗ-23, этот автомобиль был переоборудован прежними владельцами на двигатель и коробку передач ГАЗ-24. Более того, в связи с этим переоборудованием, была изменена модель автомобиля в регистрационных документах. Сейчас Алексею предстоит две трудные задачи: переоформить машину как ГАЗ-23 и отреставрировать её по возможности близко к первоначальному состоянию.
  12. Ещё Киев. Этот автомобиль был выставлен на продажу в интернете в июле 2009 года. Говорят, что пригнали его из южных регионов Украины исключительно на продажу. Также говорят, что заводская табличка отсутствует, под капотом установлен четырёхцилиндровый двигатель, а комплекте имеется оригинальный двигатель V-8.
  13. Липецкий автомобиль. Этот автомобиль «нашёлся» в Липецкой области и стал известен публике летом 2010 года. Машина условно комплектная. Условно потому, что она была найдена в разобранном виде, но довольно комплектна. Родные двинатель и коробка передач не утеряны, а аккуратно сняты и положены в сарай. Прежние владельцы, видимо, собирались основательно машину отремонтировать, а потому разобрали. Затем их энутузиазм иссяк...
    После публикации объявления о продаже и создания страницы на этом сайте, машина нашла своего нового владельца и покинула Липецкую область. Нынешнее местонахождение автомобиля мне не известно.
  14. Ленинградский автомобиль. Машина была найдена в Ленинградской области молодыми энтузиастами. Ребята просто посмотрели по базе ГАИ Ленинградской области модель ГАЗ-23 и нашли.... Поехав по нужному адресу, они увидели машину, которая пребывала в весьма плачевном состоянии. Ребята сейчас собираются заняться реставрацией этого автомобиля.

Кроме этого, мне не раз приходилось слышать легенды, вроде:
«В секретной конторе ФСБ (КГБ/НКВД) работает секретный генерал. У него в секретном гараже хранится секретный ГАЗ-23, который он никому никогда не показывает. А если и показывает, то тех, кому показывает, потом уже не находят... :-)»

Или
«В городе N-ске у мэра есть ГАЗ-23. Который, (как вы думаете, что..? правильно), который он тоже никому не показывает».
Оставим эти рассказы без комментариев...

gaz23.com


Мотоциклы «ЯВА» – 75 лет мирной истории 


Это место сейчас свободно



Баннер 4x4tundra