Баннер клуба УАЗ 

 

Главная » Литературный лом » Боевая лошадь Дороги жизни

Боевая лошадь Дороги жизни

Покупай/Продавай старинные вещи 

Боевая лошадь Дороги жизни.


ГАЗ-ММ полуторка

На 22-й Олдтаймер-галерее мастерская Simonov motors в честь 70-летия снятия блокады Ленинграда представляет полуторку ГАЗ-ММ упрощенного военного образца – рабочую лошадку Дороги жизни.

Прошедшей зимой исполнилось 70 лет со дня освобождения Ленинграда от блокады. Три лютых северных зимы пережил второй город страны под прицелом всех калибров немецких орудий, под обстрелами, бомбежками и с петлей почти замкнувшегося кольца окружения, оторвавшего Северную столицу от всей страны. Самая жестокая была первая зима 1941-1942 годов, когда ленинградцы остались в промерзших домах без света и отопления, c последними крошками хлеба.
ГАЗ-ММ полуторка


В ноябре замерзло Ладожское озеро, единственный контролируемый Красной армией подступ к Ленинграду. Закончилась навигация – перестали ходить грузовые баржи, и по льду Ладоги была проложена Военно-автомобильная дорога №101, знаменитая Дорога жизни. 22 ноября по льду прошла первая колонна грузовиков с продовольствием и топливом для осажденного Ленинграда. На обратном пути из города эвакуировали людей.
ГАЗ-ММ полуторка


По Ладоге проходило два маршрута. В первом случае водитель каждой машины преодолевал 83 километра туда и обратно, во втором – уже 111 километров. Даже толстый зимний лед коварен – всегда есть риск провалиться, к тому же на трассу ВАД №101 налетали немецкие самолеты, ее обстреливали орудия противника. На замерзшем озере ценились легкие автомобили. Трудяги ЗИС-5 и новенькие из Америки «Студебеккеры»
давили линзу льда своей тяжестью, а подводы с лошадьми были критически тихоходными. По Дороге жизни увереннее всего проходили горьковские полуторки. А в оттепели, осенью и весной там могли работать только они.
ГАЗ-ММ полуторка


Погибло бы ленинградцев во много раз больше, если бы ни несколько знаковых событий в истории СССР 20-30-х годов. Если бы ещё в 20-х годах не завоевал популярность полуторатонный класс грузовика. Если бы не вступил на исходе 20-х Всесоюзный Совет народного хозяйства в переговоры с Г. Фордом. Если бы Генри не убедил советскую делегацию, что завод на 10-25 тысяч машин в год – «разговор ни о чем», а раз строить автозавод, так сразу на 100 тысяч. Наконец, если бы не был запущен в Нижнем Новгороде завод-гигант и не наводнил бы он страну вот этими скромными зелеными грузовичками.
ГАЗ-ММ полуторка


Хотя производительность одного рейса на 101-й ВАД выходила не самая высокая, за счет большого количества постоянно курсирующих машин получился мощный грузовой конвейер, позволявший перебрасывать в Ленинград сотни тысяч тонн продуктов и других грузов, вывозить десятки тысяч людей. Тем временем в Горьком другой мощный конвейер исправно собирал новые машины, многие из которых ждала дорога прямо на Ладогу.
ГАЗ-ММ полуторка


Машина Simonov motors самая простая – без дверей, с косыми бортиками слева и справа от сиденья, с брезентовой крышей. Бездверные кабины пошли с конвейера ГАЗа как раз в конце 1941 года. Причем, их устанавливали на самые разные модификации полуторки: обычные, трехосные, газогенераторные.
ГАЗ-ММ полуторка

>
До самых жестких бомбежек ГАЗа, после которых из сходящих с конвейера машин пришлось удалить вообще все лишнее, оставалось года полтора. Листовой металл для кабин с началом войны превратился в непозволительный на конвейере дефицит, но пока оставалась возможность сколачивать из дощечек хоть какие-то дверки. Но именно такие машины без дверей выше всего ценились на Дороге жизни – в случае чего из кабины было легче всего выскочить.
ГАЗ-ММ полуторка


На дороге №101 постоянно проверялись и размечались безопасные участки, где лед потолще, на трассе несли службу, замерзая в метели и пургу, регулировщики и регулировщицы с флажками. Все равно случаев, когда машины влетали в разломы и полыньи, хватало. Выскочить, не теряя времени на открывание замка двери, для шофера – последний шанс не угодить в ледяную воду самому. При приближении немецких самолетов, приходилось выпрыгивать, чтобы не попасть под очередь по кабине. Поначалу на ледовую дорогу выходили обычные полуторки с дверями, и только горький опыт утонувших машин показал, что двери – ненужное и опасное излишество. Могло ли командование автобронетанковых войск, учитывая обстановку, заказать ГАЗу машины без дверей в расчете, прежде всего, на ладожскую трассу? Вероятно да. Кроме того, отсутствие дверей и замена обычной крыши на брезент уменьшало массу машины, позволяя положить в кузов лишний ящик или мешок.

Нет никакого сомнения, что найти сохранившийся «в родне» грузовичок с бездверной кабиной абсолютно невозможно. Немногим машинам выпуска 1942 или 1943 года вообще удалось дожить до Победы, но даже те, что пережили войну, потом в первую очередь обрастали дверцами: пусть деревянными, пусть самодельными, но столь необходимыми в мирной жизни. У тех утопленников, которых порой удается поднять со дна Ладоги, от тонкой жестянки кабин не осталось уже ничего – хорошо ещё, если из толстого металла рамы и агрегатов после десятков лет в воде хоть что-то еще пригодится для реставрации!
ГАЗ-ММ полуторка


Боевая полуторка, воссозданная Simonov motors, напомнит посетителям 22-й Олдтаймер-галереи о подвиге ладожских шоферов.

Фото:  Simonov motors  А также www.rcforum.ru и www.autowp.ru

Опубликовано: 06 марта 2014 года




баннер ретро авто и мото техника

баннер ретро авто и мото техника

Баннер 4x4tundra 

Это место сейчас свободно