Фердинанд Порше...



 

Человек-бренд Фердинанд Порше


Как известно, историю творят люди. А историю машиностроения формируют талантливые личности, увековечившие себя благодаря бессмертным автоизобретениям.

В их плеяде ярко горит звезда Фердинанда Порше, познавшего на своем веку и грандиозные профессиональные победы, и трагические потери.

Какие ассоциации возникают при упоминании имени господина Порше? Наверняка, не придется долго думать: автомобиль Porshe. Но это еще не все: "всенародный "жук", династия машиностроителей (далее вспомним и о Ферри Порше-младшем)... Кроме того, сам Фердинанд Порше – это целая эпоха, золотыми буквами вписанная во Всемирную историю автомобилестроения.

От мечтателя до изобретателя

3 сентября 1875 г. в Австрии в семье известного мастера-медника Антона Порше из города Либерец (территория бывшей Чехословакии) родился сын Фердинанд. Антон Порше был превосходным мастером своего дела, и, казалось бы, профессиональная судьба его сына была заранее предопределена. У Антона Порше не возникало никаких сомнений, что мальчик станет достойным продолжателем родительского ремесла, ведь Фердинанд отличался острым умом и превосходной трудоспособностью. Но судьба распорядилась иначе: надеждам отца не суждено было осуществиться.

Когда парню исполнилось 16 лет, он всерьез заинтересовался электротехникой. Говорят, что, будучи еще подростком, Фердинанд поражал всех своими талантами: мог, к примеру, самостоятельно провести в доме электричество. Это и неудивительно, ведь в конце

XIX века в моду вошли всякого рода технические увлечения: ручной труд уступал место механическому, а лошадиные упряжки – самоходным коляскам. Поэтому желание юного Фердинанда познать все технические таинства в то поистине революционное время, так сказать, пришлось ко двору. Но для достижения своей заветной мечты – создавать автомобили – молодому Фердинанду Порше не хватало главного – специального образования. Хотя вскоре и этот барьер он с успехом преодолел, получив техническое образование в Райхенберге.

После окончания университета, в 1898 г., молодой конструктор возглавил конструкторское бюро на Венском автомобильном заводе "Лонер" (Loner). Семь лет упорного труда принесли свои плоды. Первая самостоятельная работа (мотор-колесо для электромобиля) принесла 24-летнему инженеру успех и известность. Почувствовав в себе силы и уверенность, в 1906 г. Порше стал главным конструктором на фирме "Аустро-Даймлер" (Austro-Daimler). Очередным творением молодого гения был артиллерийский тягач с активным прицепом. В 1909 г., в год рождения его сына (кстати, тоже Фердинанда), Порше стартовал в ралли "Пробег имени принца Генриха Прусского" за рулем спортивного "Аустро-Даймлер" собственной конструкции. Однако занятое им почетное второе место не могло удовлетворить его самолюбия. Через год он на более совершенной модели пришел к финишу первым. Создатель оказался не только прекрасным конструктором, но еще и неплохим гонщиком.

Начиная с 1923 г., благодаря активной деятельности Порше, на "Аустро-Даймлер" начали производить высококлассные автомобили. Настоящими раритетами стали их люксовые модели AD 617 и ADM 1.

Дальнейшая деятельность Фердинанда Порше была связана с фирмой "Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz), где на посту технического директора он основное внимание уделял разработке и усовершенствованию компрессорных двигателей для серийных и гоночных машин. Первым спроектированным им на новом месте автомобилем был Mercedes 360 (24/100/140), который сразу же получил признание людей весьма большого достатка. В дальнейшем он еще не раз "приложил руку" к легендарным сериям К и S. В конечном итоге его идеи нашли свое отражение в моделях SS, SSK и SSKL. Проработав в компании около пяти лет, Порше принял предложение занять главный пост конструктора в фирме "Штайр" в Австрии, где с 1929 г. благодаря ему на свет появились две интересные модели – три экземпляра "Аустрия" (Austria) и "Тип ХХХ" (Type XXX).

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Porsche 356 Speedster
Фердинанд Порше много внимания уделял двигателям для гоночных машин.

Собственный бизнес и международное сотрудничество

В апреле 1931 г. Фердинанд Порше осознал, что накопил достаточно опыта для открытия собственного дела. Кроме того, несмотря на 56-летний возраст, конструктор был полон сил, идей и, главное, желания создавать новые автомобили. В том же году Порше открыл собственное независимое конструкторское бюро. Успех не заставил себя долго ждать: фирма Zundapp пожелала, чтобы уже доктор и профессор Порше разработал для нее малолитражку, а фирма "Вандерер" (Wanderer) – двигатель к легковому автомобилю. Помимо выполнения выгодных заказов, он и сам по собственной инициативе трудился над различными проектами. В 1932 г. Порше сконструировал новый амортизационный элемент, ставший достоянием всех автопроизводителей, – торсионную подвеску на продольных рычагах. Было сделано немало и других изобретений.

В том же году Порше по приглашению властей побывал в Советском Союзе, ознакомился с особенностями советского машиностроения, посетил главные центры. В итоге правительство СССР предложило конструктору серьезную должность – генерального конструктора по автомобилям, танкам и моторам, однако Порше отказался от столь лестного предложения. Для такого решения были весомые причины, основная из них – приглашение занять пост главного конструктора компании Auto Union, где у него родилась идея создания нового гоночного автомобиля.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Фольксваген "жук"

Золотой "жук"

В 1934 г. Фердинанд Порше принялся за работу над новым проектом – разработкой современного легкового автомобиля. Интересно, что заказ на разработку этого проекта изобретателю поступил от представителей национал-социалистического правительства Германии. Гитлер был заинтересован в создании "всенародного" автомобиля.

Порше активно приступил к работе, и уже через год автомобиль был готов. Новое произведение Фердинанда Порше сначала получило название Volksavto, а затем – Volkswagen ("Фольксваген") – именно так называлась торговая марка. И такое название вполне оправдано, ведь в переводе с немецкого "Фольксваген" означает "народный автомобиль". В результате двухлетних испытаний в 1937 г. была запущена серия VW30, а через год внешний вид автомобиля стал соответствовать современным представлениям о "Фольксвагене". Новый автомобиль высоко оценили конструкторы, инженеры и водители. О новом детище Порше много и часто писали в прессе.


В 1934 г. Порше направил в Министерство транспорта Германии предложение о производстве "народного автомобиля".

Пришедший к власти Адольф Гитлер увидел в его идее очень выгодный пропагандистский ход, а в 1935 г. появились первые прототипы.

В 1938 г. в статье New York Times этот автомобиль за внешнее сходство окрестили "жуком". С тех пор, говоря о "Фольксвагене", все сразу же понимают, какой автомобиль имеется в виду. Название "жук" стало визитной карточ-кой этого авто.

Для производства Volkswagen в городе Вольфсбурге в мае 1938 г. приступили к строительству крупнейшего европейского автозавода Volkswagen. Однако, к сожалению, в то время наладить выпуск этого автомобиля помешала надвигавшаяся война: с нового конвейера сошло всего 12 машин. Внешне автомобиль пришелся по вкусу немцам. На нем с удовольствием ездил сам Гитлер.

Завод для производства Volkswagen до войны не успели достроить: строительство было приостановлено во время военных действий. В тот период на заводе выпускали военную продукцию. После окончания войны завод Volkswagen, находившийся в городе Вольфсбург, попал под контроль англичан. И уже в 1945 г. завод получил первый крупный заказ на производство 20 тыс. автомобилей Volkswagen.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Porsche 64 (Aero Coupe) 1948 г.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Porsche 356 Speedster

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Porsche 356 Pre-A 1948 г. Coupe

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Porsche 356B Carrera GTL-Abarth

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Porsche 356B Super Coupe 1963 г.

Печальные страницы истории

Однако жизнь Фердинанда Порше – это не только известность и успех, но и достаточно трагические моменты.

В декабре 1945 г. Порше и его сына (известного как Ферри) арестовали по делу, сфабрикованному французским Министерством юстиции. Почти два года Фердинанд провел в тюрьме (Ферри выпустили в марте 1946 г.).

Лишь 1 августа 1947 г. с профессора сняли обвинения, взяв подписку о невыезде из французской зоны оккупации в течение года.

Эти печальные обстоятельства, а также подорванное в заключении здоровье заставили Фердинанда Порше отойти от руководства бюро и ограничиться консультированием Ферри. В то же время в 1947 г. "народный автомобиль" впервые показали на выставке в Ганновере, где он сразу же привлек к себе большое внимание. Первый иностранный заказ на тысячу автомобилей Volkswagen поступил из Голландии. Уже через год на Volkswagen посыпались заказы из Швейцарии, Бельгии, Швеции и других стран.

В 1948 г. Генеральным директором завода стал Хайнц Нордхофф – яркий представитель нового поколения немецких технократов. После освобождения Австрии ее правительство наложило арест на все немецкое имущество и банковские счета, в том числе и на капитал бюро Porsche. Пришлось срочно искать спонсоров. Эту роль взяли на себя два швейцарца – руководители цюрихского рекламного агентства фон Ценгер и Бланк. Возвращение бюро в Германию состоялось в конце 1949 г. Производство въехало в мастерские, арендуемые у размещенной в Цуффенхаузене, пригороде Штуттгарда, кузовостроительной фирмы Reutter. Однако создатель марки не успел надышаться воздухом родины.

30 января 1951 г. Фердинанд Порше, перенесший инсульт, скончался. Его дело перешло к сыну Ферри, который, как известно, стал достойным продолжателем дела своего отца.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra