Fasel Vega

Ретрошильдик

Jan Tucek
Фото из архива автора

Воспоминание по имени Fasel Vega


Впервые статья была опубликована
в 70 - 80-х гг. прошлого века
в журнале "Svet motoru" ("Мир моторов")
на чешском языке.

Перевод А. Семенова


Фото 1. Вид спереди - на купе Fasel II 1963 года в исполнении для американских дорог. С 1961 по 1964 год было выпущено 182 автомобиля Fasel II с V8 мотором Chrysler Typfoon.


Экспозиция международного автомобильного центра CIAU располагается в парижском предместье Pantin. Об этой выставке мы рассказывали читателям в одном из предыдущих номеров. Сейчас мы возвращаемся к этой экспозиции для того, чтобы рассказать о небольшой, но очень интересной ее части, о которой мы вскользь упоминали в прошлом обзоре.

Отцом марки Fasel Vega был Jean Daninos, талантливый конструктор и дизайнер, который начал свою карьеру в 1928 году в экспериментальном отделении фирмы Ситроен. Он занимался несущими кузовами для переднеприводных автомобилей, сделал несколько родстеров, кабриолетов и купе, однако в 1936 году покинул фирму. Его видение дизайна не совпало с видением тех людей, которые наводнили фирму после покупки Ситроена шинной фирмой Мишлен. Тридцатилетний Jean Daninos в следующие годы применял свои знания в авиационной промышленности, работал в фирме Moran-Salnier, Farman и Bronzavia. В последней фирме он в конце тридцатых годов создал дочернюю фирму по производству комплектующих, которая называлась Fasel Metallon. Фирма занималась отливкой и штамповкой деталей из легких сплавов на основе алюминия. В годы войны фирма Fasel Metallon, которой продолжал единолично руководить Daninos, завоевала популярность производством газогенераторных установок, которыми "украсили" больше тысячи автомобилей (газогенератор позволял в качестве топлива использовать дрова). В августе 1945 года фирмы Bronzavia и Fasel Metallon объединились и стали заниматься самолетами и автомобилями. Так, например, в 1946 году на фирме Fasel Metallon изготавливались алюминиевые кузова для компактного автомобиля Панар Дина (Panar Dyna), а на автосалоне в Париже в октябре 1948 года дебютировал очень симпатичный кабриолет Simca 8 Sport, за которым последовал длинный ряд спортивных автомобилей Simca с открытыми и закрытыми кузовами, построенных в сотрудничестве с фирмой Fasel. Так продолжалось вплоть до 1962 года. Однако гораздо интересней узнать, какие люксовые кузова фирма строила для представительских автомобилей. С 1948 по 1951 годы фирма Fasel изготовила два десятка элегантных четырехместных купе для французского дилера фирмы Роллс-Ройс на шасси Бентли Креста (Bentley Cresta). В 1951 году фирма Fasel сделала очень удачное купе с количеством мест 2+2 для Ford Comet Vedette, который имел шасси с классической компоновкой и мотором V8 объемом 2.2 литра. В 1954 году обновленное купе получило название Comet Monte Carlo и четырехлитровый двигатель Ford V8. Оно было очень популярным. Однако эти успехи не удовлетворяли Жана Данино.

С самого окончания войны его не покидала мечта делать самому люксовые автомобили с мощными моторами и просторными кузовами спортивного типа. Свое виденье спортивного автомобиля он представил на суд автомобильной общественности еще в 1951 году. Все это воплотилось в стремительное двухместное купе на шасси Bentley с шестицилиндровым рядным двигателем объемом 4.5 литра, позднее это купе послужило прообразом автомобиля Fasel Vega. Ключевой проблемой, сдерживающей производство будущего автомобиля, был поиск мощного двигателя. Его искали во Франции, в Италии, в США, наконец, Данино подписал соглашение с фирмой Крайслер на поставку моторов V8 объемом 4528 см3, который устанавливался в то время на модель Крайслера Де Сото Фридом. Четырехступенчатую коробку с прямым управлением использовали французскую - фирмы Pont-a-Mousson. Автомобиль имел независимую подвеску передних колес на сдвоенных треугольных рычагах, подвешенных на пружинах. Сзади стояла зависимая подвеска Salisbury - неразрезной мост, подвешенный на продольных полуэллиптических рессорах. Автомобиль имел могучую раму из продольных и поперечных стальных труб овального сечения. Первый прототип нового купе выехал на дорогу инкогнито в октябре 1952 года, а после пробега 130 тысяч километров был отправлен кораблем в США, где специалисты фирмы Крайслер продолжили его доводку еще в течение трех месяцев. Тем временем на фирме в парижском пригороде Colombes была построена новая монтажная линия. Жан Данино со своими ближайшими единомышленниками проводили дорожные и другие испытания следующего прототипа, который уже мало отличался от будущей стандартной версии купе Fasel Vega. В конце июля 1954 года с ним могли уже ознакомится представители французских властей, чуть позднее и журналисты. В октябре 1954 года на парижском автосалоне Fasel Vega FV с кузовом купе 2+2 было представлено широкой общественности, а в феврале 1955 года первые автомобили начали поступать к заказчикам. В 1955 году было продано 40 автомобилей, а в следующем году примерно 100 штук.

Фото 2. Вид сзади - купе Fasel II 1963 года в исполнении для американских дорог. С 1961 по 1964 год было выпущено 182 автомобиля Fasel II с V8 мотором Chrysler Typfoon.


Вернемся к экспозиции автомобильного центра в парижском предместье Pantin. В зале, который предшествует залу, уставленному автомобилями Fasel Vega, мы увидели два светло-зеленых автомобиля с кузовами Fasel Metallon: компактный двухместный кабриолет Simca 8 Sport 1950 года выпуска и элегантный Ford Comet Monte Carlo 1954 года, под длинным капотом которого был спрятан двигатель V8 объемом 3.9 литра. Справа от входа в зал экспозиции наше внимание привлекло черное купе с характерным для Веги передком и очень короткой, сильно закругленной крышей. Табличка поясняла, что это один из первых прототипов, выполнявших на фирме роль служебной машины. Экспозицию продолжает прототип с обозначением А002. На этом автомобиле с 1954 года ездил сам Жан Данино, который так и не захотел менять передок на более поздний и современный. В паре шагов от него стоит темно-вишневый кабриолет Fasel Vega FV-1 1955 года, который был прекрасно отреставрирован Andre Lecoq. Модель FV-1 была оснащена более мощным мотором Chrysler V8 De Soto Fireflite объемом 4768 см3 и мощностью более 140 kw (200 л.с.), и в 1955 году их было выпущено 25 штук, из них 7 - с открытым кузовом. Представленный кабриолет имел четырехступенчатую коробку передач с прямым управлением, мотор объемом 4.8 литра, но за доплату могла устанавливаться и автоматическая коробка передач Chrysler. В сентябре 1955 года купе Fasel Vega было модернизировано. Новая модель FV-2 отличалась от своих предшественников огромным панорамным лобовым стеклом, перекочевавшим с модели Ford Comet, выпуск которого был прекращен. В течение 1956 - 1958 гг. фирма расширила гамму выпускаемых моделей. Появились еще более мощные купе FV-3, FV-4 и FV-S с моторами Chrysler Typfoon объемом 4.5 или 6.4 литра. Их мощность колебалась в пределах от 150 до 240 kw (от 214 л.с. до 343 л.с.). В экспозиции мы видели и серебристо-серый Fasel Vega FV-3 В 1958 года с мотором 4.9 литра, который первым среди заводских моделей развил скорость свыше 200 км/ч. Напомним, что купе моделей FV имели расстояние между осями 2630 мм и габаритные размеры 4570 Х 1760 Х 1380, вес заправленного автомобиля составлял 1700 кг. Сзади был помещен столитровый бензобак, это было не роскошью, а необходимостью, так как эти мощные и быстрые автомобили расходовали более 20 литров на 100 км. С 1955 года по 1958 год было выпущено 340 автомобилей модели Fasel Vega FV. Модель Fasel Vega FV-3 В известна еще и тем, что относится к моделям первой генерации. С октября 1957 года по май 1958 года французскими и заграничными заказчиками была куплена 91 машина. В это же время выпускались и более мощные модели FV-4 и FV-S (с 1957 г. по 1958 г. их было выпущено 70 штук) с моторами объемом 5798 см3 и 6430 см3. Они предназначались в основном для США.

Фото 3. Редкая модель - огромный спрос у коллекционеров на Fasel Vega FV-1 1955 года выпуска.


Авторы экспозиции не обошли вниманием и очень интересную главу из короткой истории фирмы Fasel Vega.
Речь идет о люксовом седане Excellence, который имел кузов длиной 5.2 метра. Это первый прототип этого необычно решенного автомобиля с просторным четырехдверным кузовом без выступающих средних стоек (передняя дверь открывалась по ходу, а задняя против хода). Особенность конструкции становится понятной, если приглядеться к фотографии. Этот автомобиль появился летом 1956 года. Прототип был установлен на удлиненном и усиленном шасси FV-2 с расстоянием между осями 3170 мм. Официально Excellence представили общественности на парижском автосалоне в октябре 1956 года с мотором объемом 4768 см3. А годом позднее опять на парижском автосалоне посетители любовались уже прототипом люксового седана с восьмицилиндровым двигателем объемом 4940 см3. В мае 1958 года при постановке на производство увидела свет и третья модификация Excellence, на этот раз с мотором от экспортного FV-S объемом 6430 см3. В экспозиции CIAU мы впервые увидели вблизи две малосерийные версии автомобилей Fasel Vega Excellence: светло-голубой седан EX -1 1960 года с панорамным лобовым стеклом и "космическими" задними крыльями с двигателем объемом 5907 см3, с автоматической трехступенчатой коробкой передач Chrysler Torqueflite, и темно-синий автомобиль Excellence EX -2 1964 года с меньшим лобовым стеклом и упрощенной задней частью кузова. Он оснащался восьмицилиндровым мотором 6286 см3 мощностью 260 kw (371 л.с), благодаря которому почти двухтонный автомобиль развивал 210 км/ч. Модель EX -1 выпускалась с осени 1958 г. до лета 1961 г., потом ему на смену пришел модернизированный EX -2, выпуск которого был прекращен в мае 1964 года. О коллекционной ценности этих автомобилей говорят такие цифры: всего было выпущено 156 седанов Excellence с тремя прототипами, а в их числе всего 25 седанов марки ЕХ-2.

Фото 4. Наследником провального автомобиля Facellia стал Fasel III с четырехцилиндровым двигателем Вольво (1963 год).


Выпуск больших купе Fasel Vega с американскими моторами V8 достиг наибольшего размаха на рубеже 50-60 годов, когда в течение трех лет (с октября 1958 года до октября 1960 года) выпустили 490 купе модели НК 500. От своих предшественников он отличался новым мотором V8 объемом 5907 см3 в двухкарбюраторном варианте мощностью 265 kw (379 л.с.), сблокированным с механической четырехступенчатой коробкой передач. Существовал вариант с одним карбюратором Carter (мощность 246 kw (351 л.с.) и с трехступенчатой автоматической коробкой передач. В экспозиции этот ряд моделей представлен прекрасно отреставрированным купе НК-1 1960 года выпуска цвета слоновой кости - модернизированная версия НК 500 с дисковыми тормозами на всех четырех колесах.

Третью и последнюю генерацию люксовых купе марки Fasel Vega представляли два автомобиля Fasel II 1963 года выпуска: темно - вишневое купе в экспортном исполнении для США без прозрачных аэродинамических колпаков на сдвоенных передних фарах и темно-синий Fasel II в том варианте, в котором его выпускали в период с осени 1961 г. до лета 1964 г. и продавали в Европе. При той же базе 2660 мм Fasel II в сравнении с моделью НК 500 на 150 мм был длиннее и на 80 мм ниже. На первый взгляд он отличается от своего собрата более стройными чертами передка, да плавными очертаниями задней части, ну, и может еще стеклянным люком в крыше.

Фото 5. Прототип купе Fasel Vega. Именно на нем с 1954 года ездил сам Жан Данино. Характерные особенности - консервативный передок, маленькое лобовое стекло и короткая, сильно скругленная крыша.


Fasel II был длиной 4750 мм, шириной 1760 мм, высотой 1280 мм. Весил он в снаряженном состоянии неполных 1700 кг. Стандартная версия имела восьмицилиндровый двигатель объемом 6267 см3, мощностью 260 kw (371 л.с.), который позволял развивать автомобилю более 230 км/ч. Помимо этого неслабого агрегата Fasel II комплектовался механической четырехступенчатой коробкой передач, которая позволяла разгоняться с 0 до 100 км/ч за 7.5 секунд, а с 0 до 160 км/ч за 18 сек. Некоторые заказчики в США за доплату устанавливали на автомобиль двигатель объемом 6.7 литра и мощностью свыше 300 kw (429 л.с.). Если у вас под действием этих строк возникло впечатление, что Жан Данино был фанатом большеобьемных монстров, то вы поторопились - он выпускал и сравнительно компактные автомобили. В экспозиции имеются два таких автомобиля: открытый кабриолет Facellia 1960 года выпуска и маленькое купе с жесткой съемной крышей Fasel III, выпущенное спустя 3 года. Оба автомобиля имели базу 2450 мм и внешние размеры 4120 Х 1620 Х 1270. Вес заправленных автомобилей не превышал 1000 кг. Подвеска ничем не отличалась от подвески более крупных собратьев: передняя независимая на трапециевидных рычагах и пружинах, задний неразрезной мост на продольных полуэллиптических рессорах. Серьезные различия больших и компактных моделей скрывались под капотом. Facellia дебютировала на парижском автомобильном салоне в октябре 1959 года. Она получила новый четырехцилиндровый двигатель объемом 1646 см3 с 4-мя клапанами на цилиндр (2 Х ОНС) мощностью 75 kw (107 л.с.), которые поставляла фирма Pont-a-Mousson, поставщик коробок передач для Fasel Vega. Новый мотор оказался низкого качества, и проданные в первые месяцы гарантийные машины и весной, и летом 1960 года возвращались на завод с крупными и мелкими поломками двигателя. С помощью замены распредвалов и других ненадежных частей двигателя его в течение 1960 года избавили от детских болезней, и Facellia F 2 с доработанным мотором продолжила славную историю своих старших сестер. Жан Данино планировал выпускать 2500 автомобилей Facellia ежегодно и потратил солидные средства на дополнительные смежные производства. До первых признаков банкротства и до самого банкротства в 1963 году было изготовлено 1156 кабриолетов и купе Facellia. Для маленькой автомобильной фирмы эти затраты были уже непосильны. Все надежды возложили на Fasel III, который дебютировал в апреле 1963 года с четырехцилиндровым мотором 1780 см3. марки Вольво. Их было продано немногим более 600 штук в течение неполного года. Но выпуск этой модели уже не смог остановить лавину финансовых проблем.

Серебристо-серое купе Fasel 6, поставленное организаторами экспозиции рядом с Fasel II 1963 года выпуска, символизирует конец десятилетней истории. Fasel 6 очень похож на автомобили Facellia и Fasel III. Он отличается более длинным моторным отсеком, так как под капотом прячется британский шестицилиндровый рядный двигатель Austin Healey. Его трехлитровый объем в соответствии с французскими нормами был снижен до 2852 см3. Это симпатичное купе (2+2) начали выпускать летом 1964 года, и до конца сентября было выпущено всего 42 штуки. В начале октября 1964 года на парижском автосалоне на первом почетном стенде еще стояли автомобили Fasel 6, но гидов на стендах не было, просто места были оплачены заранее. Жизнь фирмы была прекращена и она тихо вошла в историю мирового автомобилестроения.

Фото 6. Люксовый пятиметровый седан Fasel Vega Excellence ЕХ-1 имел под капотом восьмицилиндровый двигатель Chrysler Typfoon объемом 5907 см3.


Для тех же, кто не может без сожаления вспоминать бесславный конец славной французской фирмы, остается только радоваться общению с членами ветеран-клуба Amicale Fasel Vega, который располагается в парижском предместье Boulogne, слушать их рассказы о бережно хранимых четырехколесных питомцах и, наконец, полюбоваться и самими питомцами, в которых вдохнул жизнь конструктор и романтик Жан Данино.




Это место сейчас свободно



Баннер 4x4tundra