Эх, напылю!




 

илл.

Эх, напылю.

Василий Тарасов

He знаю как вам, а нам при слове "пыль" сразу вспоминается песня:

Эх, дороги,
Пыль да туман,
Холода, тревоги,
Да степной бурьян.

Сегодня ни о дорогах, ни о тумане, холодах, тревогах и о бурьяне, тем более о степном бурьяне, рассказа не будет. Мы поговорим о пыли. Точнее - о напылении.

"Напыление - нанесение в-ва в дисперсном состоянии на поверхность изделий или полуфабрикатов в защитных или декоративных целях, а также для получения тонких эпитаксиальных пленок. Методы Н.: газопламенный, электродуговой, порошковый, жидкостный, плазменный, лазерный и др." Так трактует это слово "Советский энциклопедический словарь", который, несмотря на развал СССР и падение Советской власти, никто не отменял. Да это и правильно. Напыление - оно и в Африке напыление, чего уж тут огород городить.


илл.

Фирма "Хардворд" занимается газодинамическим порошковым напылением, используя для этого оборудование "Димет-402", разработанное Обнинским центром порошкового напыления и поставляемое фирмой "Квант". Компания существует чуть больше года, но уже обзавелась легендами и преданиями. Одно из них гласит, что вообще-то название должно было звучать .как "Хардвэа" (Hardware), что в переводе означает не только "компьютерное железо", но и "металлические изделия" вообще. Однако один из учредителей впопыхах прочёл слово как "Хардворд" (Hardword), что, в принципе, так же не лишено смысла, хотя смысл уже совсем другой. Выражение "крепкое слово", а именно так переводится название фирмы дословно, при переводе с английского можно трактовать двояко: и как "честное слово", и как "крепкое словцо", то есть, "ругательство".

Впрочем, последнее тут явно ни при чём. Любопытно, что, находясь в чисто мужской компании довольно длительное время, мы не услышали ни одного крепкого словца, не говоря уже о ненормативной лексике, что на фоне поголовного сквернословия наших дней - явление редкое, если не сказать, уникальное.

Впрочем, мы, кажется, отвлеклись от напыления вообще и от порошкового напыления в частности. Конечно, энциклопедический словарь - это здорово, беда только - не всегда и не всем ясно, о чём тут идёт речь. Чтобы понять, что же это за напыление такое, нужно, если не впасть в детство, то вернуться в него (по крайней мере, мысленно) и вспомнить игру в снежки. Р-раз! - снежок летит в кирпичную стену, разлетается, а на стене остаётся небольшой белый след - это прилипла часть снежка. Два! - в стену летит второй снежок и разбивается рядом с первым. Три! - третий попадает туда же, и снежное пятно становится ещё больше. Если при этом пригласить с полдюжины приятелей и кидать почаще, то стена скоро станет совсем белой, да так, что и кирпичей видно не будет.


илл.

То же происходит и при газодинамическом порошковом напылении (при желании этот процесс можно наблюдать в микроскоп). Тончайшие частички металла (диаметром порядка 40 микрон) разгоняются потоком сжатого воздуха под давлением в шесть атмосфер до безумной скорости и натыкаются на поверхность какой-нибудь детали. Металл, понятно, не такой пластичный, как снег, но и мы не рукой его кидаем. В результате достигается тот же эффект: частички под действием кинетической энергии "влипают" в обрабатываемую поверхность, затем друг в дружку, слой за слоем, слой за слоем, да так, что поверхность на глазах исчезает под слоем напылёного металла. Но если следы от снежков на кирпичной стене, растаяв, исчезают, то напыленный металл остаётся. Почему, спросите вы? Да потому что металл - не тает!

Последнее замечание, разумеется, не более чем шутка. Металл прекрасно тает, то есть, плавится, только, разумеется, не при комнатной температуре, но дело не в этом. Главное, что напыленный металл с обработанной поверхности действительно не сходит, а толщина напыления может измеряться десятыми долями миллиметра, а если надо, то и миллиметрами. Если напыленный металл всё-таки сходит, то виноват тут не металл, а тот, кто его напылял, А это уже, как говорится, вопрос мастерства. В "Хардворде", например, напыление не слезает, правда, ребятам пришлось основательно "поработать над собой", пока качество стало гарантированным. Ну а как у остальных - не знаем.

Всё это хорошо, скажут нам, и даже замечательно. Напыление - передовая технология, и всё такое прочее. Но нам-то, "старьёвщикам", реставраторам и просто любителям автомотостарины, что за дело? Какой нам прок от напыления?

Смешной вопрос! Прок есть, и ещё какой. Вы послушайте.

Кто из нас не сталкивался с "дыркой" в радиаторе! Потёк радиатор, "заплакал", бедолага, да так "заплакал", что самому хоть плачь. Это же всё-таки, не "жигули", не "москвич". Радиатор старинного автомобиля так просто на авторынке не купишь. Конечно, есть умельцы, что могут медь запаять. Позаглушить "к едрёне Матрёне" все трубки, раскалить и залудить оловом. Но при такой операции из-за малой дырочки страдает значительная поверхность радиатора - этой нужнейшей в тёплую погоду детали, отчего "радиатировать" он начинает заметно хуже. А если мест ремонта много - так и ремонтировать становится бессмысленно: заглушенные трубки превращают радиатор просто в декоративный элемент автомобильной конструкции, на которую, к тому же, без слёз и не взглянешь.


илл.

Можно, конечно, засыпать какой-нибудь герметизирующей "гадости", которая сейчас в изобилии продаётся на авторынках. Но с одной стороны, полной гарантии, что течь пропадет, нет, а с другой - нет гарантии, что упомянутая "гадость" при этом не закупорит намертво водяные каналы внутри двигателя, что чревато выходом последнего из строя.

Порошковое напыление при ремонте радиатора - метод куда "гуманнее". Причём тут, чем меньше площадь "ранения" - тем лучше. Нам доводилось видеть некий радиатор, "сифонивший" во все стороны из доброго десятка отверстий до напыления и после такового. Результат, скажем прямо, впечатляет. Во-первых, следов ремонта почти не заметно, а во-вторых - из радиатора ничего не течёт! Впрочем, о чём это мы? Всё наоборот: во-первых, из радиатора ничего не течёт (а проверяли это сначала ни много, ни мало керосином, а потом и кипятком под давлением), а во-вторых, следов ремонта почти не заметно. И это при том, что в радиаторе не было заглушено ни одной трубки, напротив, в одном случае был даже восстановлен довольно большой фрагмент одной из трубок - никак не меньше 1,5 см! Словом, перед нами был не то чтобы совсем новый радиатор (откуда он новый, если ему по нашим человеческим меркам лет двести), но, по крайней мере, прилично выглядящий радиатор и самое главное, - исправно работающий прилично выглядящий радиатор. А это, согласитесь, дорого стоит. К нашему удивлению, владельцу ремонт обошёлся в довольно скромную сумму.

Противопоказание в ремонте радиаторов методом порошкового напыления, пожалуй, лишь одно: состояние металла. Всё-таки скорость воздушного потока немаленькая, да и давление соответствующее, поэтому вся "труха" при напылении просто выдувается, причём в самом, что ни на есть прямом смысле этого слова. Остаётся утешать себя лишь тем, что в таком клиническом случае сварка и пайка столь же бессильны.


илл.

Борьба с тосолом радиаторным фронтом не ограничивается. Химическая дрянь, которую сегодня имеют обыкновение нам продавать под этой благородной маркой, "жрёт" не только радиаторы, а всё подряд (на "фанте" они его, что ли делают?). Особенно страдают помпы и головка блока цилиндров. Причём, происходит сие не только со старыми "движками", но и с современными. Хотя разница, конечно же, есть. Рубашка водяной помпы, проеденная коррозией насквозь - не большая беда, когда речь идёт о "девятке". А вот для "мерседеса" 30-х годов то же самое может означать инвалидность и паралич.

Видели бы вы того владельца, скакавшего до потолка, когда он получил ту самую "рубашку", только уже без дырки, да ещё и с на совесть заделанными многочисленными кавернами. Вот уж воистину, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Или прочитать. Вторая приятная неожиданность оказалась в цене. Человек уж был готов заплатить, но с него спросили настолько по-божески, что он, кажется, даже пожалел, что у него больше нечего чинить. Впрочем, кто знает старые машины, тот знает, что "чего чинить" - это дело наживное.

Любопытно также сравнить головку блока, разъеденную пресловутым тосолом до реставрации и после. В принципе, коррозия водяных каналов - это нормальное (в смысле, неизбежное) явление. И до поры до времени неприятностей никаких она не сулит. Но вот когда разрушение проходит дальше спрессованного края прокладки головки блока в сторону цилиндра - дело табак. Жидкость попадает в цилиндр, превращается в пар, пар смывает со стенок масло и... Все фантазии Хичкока - ничто в сравнении с тем, что происходит с двигателем дальше. В принципе, на современных машинах такое не лечится. Не в том смысле, что вылечить невозможно. Просто - не лечится. Многие считают, что чинить выйдет дороже, чем купить новый блок или головку блока цилиндров двигателя, и так и поступают. "Старьёвщикам", как правило, негде купить ни блок, ни головку блока. Да и денег у них, зачастую, бывает негусто. Вот тут-то напыление металла может оказаться весьма и весьма кстати. Во-первых, потому что с подобным дефектом справляется великолепно, а во-вторых, обходится дешевле, чем замена старого блока/головки новым. Один автовладелец, правда, к результатам работы отнёсся с подозрением. Дело в том, что в состав порошка, используемого для восстановления силуминовых блоков, входит цинк. И поэтому напыленные и заполированные места выглядят пятнистыми (где цинк -там заметно серее). Словом, товарного вида ремонт не имеет. Зато охлаждающую жидкость, несмотря на температуру, давление и вибрацию держит великолепно. В чём упомянутый выше гражданин вскоре убедился, и в связи, с чем его былому скепсису быстренько пришёл капут.


илл.

Кстати, о вибрации. Не следует думать, что напыление металла -панацея от всех болезней. Ребро жёсткости напылением не восстановишь: лопнег снова. Сломанную пополам деталь не склеишь: разлетится опять при первой же нагрузке. Но вот восстановить, например, геометрию шкива вентилятора - можно. Опять же, это нужно видеть: вот шкив до реставрации: нет куска внутреннего ребра сантиметров в восемь по хорде и сантиметра в два по высоте. А вот тот же шкив, только полностью восстановленный. Пустяк, казалось бы, ан шкив перестал "хватать" ремень острым краем скола. Раньше ремень "ходил" только пять - десять км, а теперь прошёл уже тысячу и до сих пор, как новый. Экономия? А как же! Но главное не это. Главное, шкив-настоящий, "родной", хотя и восстановленный. Потому как с тем, кто скажет, чего, мол, было, мучится, надо было поставить "волговский", он по посадочному месту подходит, - нам не по пути. Реставрация - это реставрация. Как говорилось в одном старом анекдоте "... это, дети, нужно запомнить. Потому что понять это - невозможно".


илл.

Теперь о дырьях и трещинах. О трещинах прежде желаете? Сию минуту-с. Классика: забыл слить воду, ночью ударил мороз, двигатель разморожен. До напыления металла это практически не лечилось. Да, композиты. Да шпаклёвка. Но: "оленя" (в смысле, напыление) - "лучче". Лучше хотя бы тем, что величина линейного расширения металла двигателя и металла напыления - одинакова. Sapienti sat, понимающему - довольно, как говорили древние.

Динамические трещины лечить сложнее. Хотя можно. Как лечить - с зачеканкой ли, чистым напылением, с разделкой трещины - эти нюансы лучше объяснят вам непосредственно в "Хардворде", всё-таки, они в этом деле профессионалы. От себя мы скажем лишь, что результат заделки здесь непременно проверяется сперва керосином, причём керосина здесь не жалеют, а потом и давлением.


илл.

Теперь о дырках. Фирма имеет опыт заделки пулевого навылет отверстия в блоке цилиндров трофейного "штейера". И это притом, что от "штейера" отказались все, даже самые лучшие "доктора": чугунный блок - это само по себе непросто, треснувший чугунный блок - это ещё сложней, а дырка в чугунном блоке по всеобщему (ошибочному) мнению ремонту не подлежит. Подлежит, и ещё как подлежит! Конечно, на соревнования "Формулы-1" тот "штейер" не выставишь, но ездить на нём можно. И ещё как можно.

А на "Хардворде" пожимают плечами: ну дырка, ну и что? Пробои и дырки - это в подавляющем большинстве случаев излечимо, и дыра в блоке цилиндров размером в кулак с помощью технологии напыления металла может быть заделана без ущерба для рабочих качеств последнего. Да и размер "с кулак" - не предел, можно заделывать и большие "раны". Важно лишь, чтобы фрагментов выбитого было как можно меньше (в идеале - одна пробоина - один выбитый кусок), да и чтобы от упоминавшихся уже рёбер жёсткости и несущих деталей дыра была подальше.

Помогает напыление металла и при разного рода прогарах. Этим славятся двигатели, работающие в жёстких температурных и силовых режимах. Особенно не везёт тут спортивным движкам, чьи коллекторы, как правило, дополнительно расширяются в сравнении с серийными моторами, отчего истончённые стенки главным образом выпускных коллекторов не выдерживают и прогорают. Лечится ли это? Вообще-то нет.


илл.

Хотя напылением - можно попробовать. И если до дефекта можно добраться напыляющим соплом (а бывает это, к сожалению, далеко не всегда) - шанс на успешный ремонт довольно высок. Стоить это, конечно, будет не так уж и дёшево, но и не так, чтоб уж дорого. По крайней мере, в несколько раз дешевле новой, не самой, правда, дешёвой детали. Или примерно столько же, сколько восстановление прогоревших клапанных сёдел.


илл.

Это, опять-таки, лучше увидеть своими глазами. Точнее, на то, что было до ремонта, лучше вообще не смотреть, потому что смотреть просто страшно. А нервных, женщин и детей вообще просят покинуть помещение. Зато результат не стыдно показать и на выставке - хоть общероссийской, хоть международной. (На последней это будет приятно ещё и тем, что технология напыления, используемая "Хардводом" - наша, отечественная, несмотря на "иностранную" вывеску фирмы.) Причём, что приятно, "хардвордовцы" делают всё "под ключ" - и напыление, и новые сёдла, и притирку клапанов, и т.п. Это не то что порой бывает - мы вам напылили (или там - наварили), дальше - точите и подгоняйте сами, а нас тут нет. Здесь уж, коли, взялись - так делают. А коли повреждение не лечится - так и не берутся.

Описать все случаи, в которых может помочь напыление металла, невозможно, журнала не хватит, поскольку металл можно напылять не только на металл, но и на любую другую твёрдую поверхность, будь то керамика или даже стекло. Недавно одни чудаки из довольно крупного коммерческого банка заказали нанести банковский логотип на... бронестекло инкассаторских машин! Не совсем понятно, для чего это понадобилось, возможно, банк опасается, что в одну прекрасную ночь с его броневиков кто-нибудь умыкнет дорогущие стёкла, но заказ был выполнен, претензий не было.


илл.

Другой чудак заказал было покрыть партию слесарного инструмента медью, да куда-то делся. Зачем ему это нужно, спросите вы? Да очень просто. "Омеднённые" методом напыления инструменты при падении на металлическую, каменную или бетонную поверхность не дают искры. Где-нибудь на автосервисе это, вероятно, "рояли не играет", а вот на бензоколонке, у нефтяной скважины или того пуще - на газоперегонной станции, упавший ключ может стоить многих жизней, не говоря уж о многомиллионных убытках. Так что тот чудак был не такой уж и чудак.


илл.

Кстати, на ключи же можно напылить свой фирменный логотип, или, скажем, собственный автограф. Или что-нибудь вроде "Ex instrumentis Васи Куролесова". Обойдется, кстати, это совсем недорого, особенно если вы принесёте металлический трафарет нужной надписи. Напыление ничем не смывается - ни мылом, ни керосином, ни растворителем, и также твёрдо и крепко, как "крепкое слово" "Хардворд".

Впрочем, проверьте сами.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra