Эрика - капитальфрау...




илл.

Эрика - капитальфрау из Лечестершира.

Об этой машине слух дошёл даже до России. Ещё на прошлогоднем "WAR & Peace" она блистала среди лучших автомобилей шоу. "Гроза мостов", 12-тонный немецкий тяжёлый полугусеничный тягач с усилием на фаркопе в 18 тонн был одним из мощнейших тягачей своего времени. Достаточно сказать, что спарка таких машин "хвост в хвост" тащила за собой - шутка ли сказать! - 45-тонную "Пантеру" (на "Тигр" таких "FAMO" "запрягать" нужно было уже по три, всё-таки 55 тонн). Правда, тянули они такие тяжести только по сухому грунту. На раскисших русских дорогах Schwerer Zugkraftwagen Sd.Kfz.9 FAMO 18t (а именно таково полное название этого тягача) едва тянул сам себя. И это несмотря на мощный 250-сильный мотор "Майбах" V-12, 4-скоростную трансмиссию и две понижающие передачи!

Свой тягач хозяин назвал "Эрика". Почему - об этом знает только он сам. Честно говоря, мы с ним и не разговаривали, Едва выяснилось, что он всего лишь купил машину, точнее, всё. что от нее осталось к 1995 году, а затем нанял команду специалистов-реставраторов, которые и "сделали ему красиво" за весьма и весьма круглую сумму, разыскивать его специально стало неинтересно. Bcе-таки одно дело - реставрация собственными руками, а другое - реставрация кошельком. Конечно, сумма в 700 000 долларов (а по слухам, именно во столько обошлась реставрация этой уникальной машины) весьма впечатляет. Но всё-таки реставрация - это нечто другое. Там более, что рядом оказался один из тех, кто "поднял" машину из руин в самом прямом смысле этого слова.

Возглавляли работы два инженера, братья Брайен и Алан Раттеры. Алан на шоу приехать не смог, зато Брайен был поблизости. Вообще-то Брайен - специалист по авиатехнике. Но по специальности он уже давно не работает, став вместе с братом профессиональным реставратором старинной техники. Работа над "Фамо" была не из лёгких. Во-первых, необходимо было достать массу книг, руководств и другой литературы по восстанавливаемой машине. Счёт одних только чертежей и схем пошёл на десятки килограммов.

Большая трудность была ещё и в том, что из 2727 таких машин, произведённый с 1938 по 1945 год, в мире осталось всего 12. Из них на сегодняшний день на ходу - две: "Эрика" и ещё один тягач в Люксембурге. Да, что и говори, это вам не "виллис", которых только на шоу было более 700 штук.

В Британию сей экземпляр "Фамо 18 тонн" попал в качестве трофея. В 1944 году его переправили через Ла-Манш и направили на испытательный танковый полигон, где сначала гоняли в хвост и в гриву, выясняя все тактико-технические характеристики, а затем оставили при полигоне как машину технической помощи.

илл.


Позднее следы уникального тягача затерялись. По всей видимости, машину продали на металлолом, и один господь ведает, почему горнило доменной печи её миновало. Обнаруженная коллекционерами в конце 80-х, машина сменила несколько хозяев, которые её не восстанавливали, а лишь перепродавали. Естественно, что на комплектности машины это никак не отразилось, зато отразилось на её цене. Наконец, машина обрела хозяина, который не стал пытаться выжать из автомобиля ещё немного денег, а наоборот, стал вкладывать деньги в её реставрацию.

Брайен и Алан подошли к реставрации весьма основательно. Правдами и неправдами доставались оригинальные запчасти, заново делалось лишь то, что невозможно достать ни за какие деньги. Мы, кстати, не будем говорить, какие именно детали на фрау "Эрике" новодельные, попробуйте это определить сами. А вот когда вам это не удастся - оцените качество ремонтно-восстановительных работ. Скажем лишь, что среди неоригинальных деталей есть и такие, что сделаны на тех же заводах и по той же технологии, что и во время войны, так что отличить их от оригинальных можно было бы только в Скотланд-Ярде или у нас на Петровке, 38, да и то во времена, когда на экспертизу денег не жалели, Качество таких деталей - исключительное. Цена, разумеется, тоже.

илл.


Среди "реплик" - брезентовое покрытие кузова. Брезент был приобретён в Польше, он, оказывается, все ещё выпускается. Характерная его особенность в том, что он белый, некрашеный. Красили брезент обыкновенной кисточкой непосредственно в части, в тот цвет, в который было положено, и то - только если в том была необходимость. Скажем, на европейском театре военных действий это мог быть и "панцерграу", и одна из маскировочных схем танковых войск, а в Африке покрытие оставляли таким, как есть. К слову сказать, сам по себе этот польский брезент - отменного качества, и воду не пропускает. В этом мы имели возможность убедиться сами, поскольку в ночь перед тем, как нам предстояло "познакомиться" с фрау "Эрикой", шёл дождь, и довольно сильный, но ни в кузове, ни в кабине не было ни единой, даже самой маленькой лужицы.

В кабине, кстати, легко усаживается до шести человек в ряд, а рядов в кабине два. Шофёр сидит; естественно, в первом ряду, его место - крайнее слева. Отметить сей факт после утомительного обилия автомобилей с правосторонним расположением рулевого колеса (и как они там в Англии с этим до сих пор мирятся?) было особенно приятно.

Пожалуй, на сегодня всё о железной капитальфрау из Лечестершира. И если кто-нибудь когда-нибудь вам скажет, что на некоем шоу он видел "Эрику" - не следует сразу же думать, что это была гэдээровская пишущая машинка. Говорящий может иметь в виду совсем другое. Нечто более сложное и объёмное. Нечто более капитальное, если угодно. И в смысле размеров, и в смысле вложенного капитала.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra