Джимми




 

илл.

Союзники
том I. "Джимми"

Сергей Егоров


Во время Второй мировой войны было создано немало знаменитых и даже легендарных образцов боевой техники. Но если известных танков или самолетов можно припомнить не мало, то какие же "знаменитости" были среди военных автомобилей? Какие модели можно назвать настоящей "рабочей лошадкой" войны? Тут, прежде всего, вспоминается легендарный "Джип", "Студебеккер". А еще? Еще был не менее легендарный CMC CCKW-352/353, он же "Джимми", самый массовый военный грузовик Второй мировой. Наряду с "Джипом", это и была та самая "рабочая лошадка" армии США. История появления этой машины уходит в 1930-е годы. К концу 1930-х военное ведомство США окончательно утвердило классы военных автомобилей. Основным и универсальным тактическим грузовиком должен был стать автомобиль грузоподъемностью 2,5 американских тонн (2270 кг) и с колесной формулой 6x6. Помимо перевозки грузов и личного состава, автомобиль мог служить и тягачом для легкой полевой артиллерии.


Первая серийная модель этого класса появилась в 1940 году. Это был грузовик ОМС ACKWX-353. Строила его компания Yellow Truck & Coach, принадлежавшая корпорации General Motors, Машина имела универсальную грузовую платформу и, пока что, кабину коммерческого типа, радиатор которой был защищен решеткой. Для армии США было построено 2466 единиц. Еще этот автомобиль приглянулся французской армии, которая заказала 1000 единиц, однако, до капитуляции Франции заказ выполнить не успели, и построенные машины отправили уже в Великобританию. В том же 1940 году появилась еще одна модель - GMC CCKWX-353. Это и есть герой нашего рассказа.

Кстати, индексы моделей GMC имеют точную расшифровку. Первая буква - год модели (А - 1940 г., С - 1941 г.), следующая - тип кабины (С - капотная, F - над двигателем). Для коммерческих моделей этого было достаточно. Но для военных автомобилей пришлось добавить еще буквы. Так, литера К обозначает приводной передний мост, W - что автомобиль имеет три оси, X - что на машине стоит "неродная" трансмиссия. Цифровой индекс - код шасси, и чем тяжелее была модель, тем цифра была выше.


илл.

Новый автомобиль выглядел вполне по-военному. Обитаемая часть кабины осталась прежней, но капот и крылья имели упрощенную форму. Иным стал и бампер - в виде массивного бруса. Автомобили комплектовались 6-цилиндровым карбюраторным двигателем GMC 270 объемом 4416 куб. см. и мощностью 94 л.с.


илл.

С октября 1940-го по февраль 1941 года было изготовлено 13 188 единиц. Большая часть автомобилей имела базу 4166 мм, и лишь около 250 - короткую, в 3683 мм. Последние служили артиллерийскими тягачами. Затем над автомобилем провели небольшую модернизацию, и в феврале 1941 года начался выпуск окончательного варианта. Тогда же литера X из индекса исчезла, а коротко-базная модификация получила обозначение CCKW-352. С этого момента и началось массовое производство. Своего пика оно достигло в 1943 году, когда было изготовлено 130 843 автомобиля. В том же году к выпуску GMC CCKW подключили отделение Chevrolet, а фирму Yellow Truck & Coach преобразовали в отделение GMC Truck & Coach. Сколько автомобилей было выпущено всего, доподлинно неизвестно. По данным компании General Motors - 517 467 машин, по данным автоисторика Барта Вандервина - 562 750. В ходе производства в конструкцию не раз вносились различные изменения, но на внешнем виде это практически не отразилось. С апреля 1943 года грузовики получили кабину с мягким верхом, названную в нашей литературе "тропической". Правда, это было вызвано, в первую очередь, дефицитом металла, а не особенностью климата тех краев, где сражались "джи-ай". Каждый четвертый грузовик был оснащен кольцевой турелью для установки пулемета, которая располагалась на крыше кабины. В 1941-1943 годах выпускался вариант модели GMC CCKW-353 с неведущей передней осью. Он обозначался как GMC CCW-353 и поставлялся, главным образом, по Ленд-Лизу. Всего изготовили 23 500 таких машин.


илл.


илл.

Основным типом кузова была универсальная грузовая платформа, которую американцы называли Cargo. Кроме нее были самосвальные кузова (та же универсальная платформа, но с козырьком и гидроподъемником), цистерны для топлива и воды, компрессорные станции, фургоны различного назначения, подъемные краны и погрузчики авиабомб. Отдельно можно отметить импровизированные боевые машины на базе CCKW. В армии США в полевых условиях на эти грузовики монтировались пусковые установки реактивных снарядов, зенитные пулеметы Browning калибра 12,7 мм и 40-мм зенитные пушки Bofors. Помимо американской армии, машины поставлялись и союзникам, в первую очередь в Великобританию, также в страны Британского Содружества. В СССР эти автомобили тоже попали, правда в мизерных количествах, так как нам шли массовые поставки грузовиков Studebaker US6. Тем не менее, на некоторые CCKW даже монтировали реактивные минометы БМ-13.


илл.


илл.

После Второй мировой множество GMC CCKW в виде военной помощи поставлялись в те страны, которые дружили с правительством США. В самих же США эти автомобили окончательно сняли с вооружения в 1956 году, когда подоспела замена в виде GMC M135 (прямой наследник) и Reo M35. Перед этим "Джимми" пришлось еще раз побывать "рабочей лошадкой" войны, на этот раз Корейской. В армиях других стран эти автомобили состояли на вооружении значительно дольше. Даже такая небедная держава, как Франция, рассталась с последней машиной этого типа в 1985 году. В армиях Тайваня и Филиппин они числились и в 1990-х годах! По уровню боевого "долголетия" этот грузовик смело можно поставить рядом с нашим танком Т-34. Немало "Джимми" находится в военных музеях и в руках энтузиастов военной техники (к сожалению, не в России). Так же, как и без "джипов", без них не обходится ни один слет исторической военной техники.


илл.


илл.

Изображенный на цветных фотографиях грузовик GMC CCKW-352 имеет окраску и обозначения британской армии. Автомобиль окрашен в цвет "Olive drap", применявшийся в 1944-45 годах. Литера L из регистрационной надписи на капоте обозначает класс автомобилей с грузоподъемностью от 1 тонны и выше. Пятиконечная белая звезда являлась общей опознавательной эмблемой для техники всех армий союзников на Западном фронте.


илл.

Разворот




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra