Двойная...




 

илл.

Двойная восьмёрка
Буччиали


Владимир КНЯЗЬКОВ

Американец Уильям Харра, крупнейший коллекционер, чьё собрание автомобилей насчитывало в лучшие годы около 1400 экземпляров, не мог скрыть смешанного чувства безграничного удивления и досадного разочарования. Ещё бы! За немалую сумму он приобрёл то, что должно было стать одной из жемчужин его коллекции - уникальное шасси, ставшее в 1930 г. настоящей сенсацией парижского автосалона. Гигантская рама с базой 4000 мм, сваренная из элементов коробчатого сечения, покоилась на почти метрового диаметра колёсах с дисками из алюминиево-магниевого сплава и полуметровыми тормозными барабанами. Венчал конструкцию шестнадцатицилиндровый двигатель, собранный, как многие полагали, из двух американских рядных "восьмерок" Continental на общем картере. Через поперечно расположенную четырёхступенчатую коробку крутящий момент от двигателя передавался на передние колеса, имевшие к тому же независимую подвеску.

И всё это на деле оказалось не более чем полноразмерным макетом! Сняв крышки с головок двигателя, реставраторы не обнаружили под ними ни газораспределительного механизма с тремя клапанами на цилиндр-как утверждал фирменный проспект, - ни самих алюминиевых блоков цилиндров. Вместо этого блоки "двигателя" представляли собой лишь коробки из листов алюминия, доверху набитые... старыми французскими газетами. Было от чего прийти в изумление.

За десятилетия, прошедшие со времени парижской премьеры, вокруг автомобиля возникло такое нагромождение легенд, сплетен и домыслов, что его подлинная история и до сих пор остается окутанной непроницаемым покровом тайны. На стенде парижского салона рядом с шасси, позже попавшим в руки Харра, демонстрировался полностью комплектный автомобиль с неподражаемо элегантным кузовом кабриолет ателье Савчик (Saoutchik). Однако поскольку никто никогда не видел этот шедевр конструкторской и дизайнерской мысли на ходу, возникло сомнение в работоспособности его двигателя - уж не был ли и он лишь макетом? Так же достоверно неизвестно и количество построенных экземпляров машины, полное название которой - Bucciali TAV16.

Именно с этим экзотическим автомобилем прежде всего ассоциируется непродолжительная - длившаяся всего 12 лет - деятельность компании Bucciali Freres, основанной в 1920 г. братьями Буччиали и располагавшейся в одном из парижских предместий - Сюрбувуа. Но главный их вклад в мировое автомобилестроение - разработка и совершенствование надёжной конструкции переднего привода, такого привычного сейчас и ставшего подлинно революционным в середине двадцатых годов. За что известный автомобильный историк А. Грегуар в книге "50 лет автомобиля" назвал братьев "поэтами переднего привода, чьё имя не должно быть предано забвению".

Братья Анжело и Поль-Альберто Буччиали родились первый в 1887, второй в 1889 г. в небольшом городке Аррас на побережье Ла-Манша в семье потомственного органиста. Их отец был не только выдающимся исполнителем и прекрасным педагогом, но и известным строителем органов. Сыновья готовились пойти по его стопам. Младший, прозванный друзьями Бьюком, даже построил два больших органа, пройдя при этом великолепную школу механики и инженерного дела. Что в значительной мере и определило его судьбу. Сначала пришло увлечение автомобилями, а в 1909 г. Бьюк познакомился с готовившимся к историческому перелёту через Ла-Манш Луи Блерио. "Заболев" авиацией, Бьюк вскоре сам строит самолет, осваивает технику пилотирования и, получив лицензию мастера высшего пилотажа за номером 2, выступает с показательными полётами по всей Европе. Зарабатывая до тысячи долларов за каждый полёт, в то время как, например, банковские клерки получали двадцатку в месяц, Бьюк быстро становится одним из богатейших людей Франции.

С началом первой мировой войны он добровольцем поступает на военную службу в качестве инструктора в лётной школе. Прекрасное знание русского языка -ещё одна семейная традиция, ведь бабка братьев по отцовской линии была русской, попавшей в молодости во Францию с остатками наполеоновской армии - приводит Бьюка на русско-германский фронт. В1918 г. лейтенант Буччиали, покрытый шрамами боевых ран, славой и удостоенный 13 орденов и медалей, включая высшие награды Российской Империи, возвращается на родину. Здесь он сражается в рядах знаменитой "Группы Аистов". Все самолеты группы несли на фюзеляжах рисунок аиста. Но каждая из четырёх эскадрилий изображала птицу по-своему. Эмблемой эскадрильи Бьюка был аист, вытянувшийся в струну в стремительном полете. Позже этот мотив украсит собой боковины капотов автомобилей Bucciali.


илл.

В 1920 г. Бьюк оставил военную службу и вернулся к старому увлечению - автомобилям. Вместе с братом они зарегистрировали фирму Bucciali Freres и начали работу над гоночными автомобилями с двух-, а позже четырехтактными двигателями Violet, SCAP и CIME. Машины добились успехов в кольцевых гонках и традиционной "Тур де Франс". В середине двадцатых братья берутся за производство легковых автомобилей. Тогда же они решили заняться разработкой переднеприводной конструкции.

Их первые модели TAV (от Traction AVant, т.е. переднеприводной) появились на парижском салоне в 1926 г. Машины имели характерные особенности, свойственные всем последующим Bucciali - независимую переднюю подвеску и оригинальное рулевое управление с двумя тягами, идущими от рулевого механизма к каждому из передних колёс. За последующие несколько лет братья создают ряд моделей, постоянно совершенствуя их конструкцию. Так появилась бесступенчатая трансмиссия, резиновые подушки в задней подвеске, электромеханический привод тормозов. Но первостепенной задачей оставалось совершенствование механизма переднего привода. В этой области Бьюк стал автором нескольких патентов, позже использованных в машинах Citroen и американских армейских вездеходах периода второй мировой.

Своего рода апофеозом деятельности фирмы стал автомобиль TAV16. Или как его ещё называли "double huit" - "двойная восьмерка". Посетителей салона прежде всего притягивал к себе длинный и невероятно низкий - менее 1600 мм - кузов. Огромные колеса были прикрыты крыльями, верхняя точка которых находилась на уровне крышки капота и нижней кромки окон, что само по себе выходило за рамки привычных пропорций.

Для специалистов же самое интересное находилось под капотом, сверкающим никелированными силуэтами летящих аистов. Силовой агрегат, на первый взгляд, производил впечатление двух рядных восьмицилиндровых двигателей, каждый со своим коленвалом, которые соединялись между собой зубчатой передачей в едином картере. На эту мысль наводил тот факт, что оба блока были установлены вертикально на расстоянии нескольких дюймов один от другого. В действительности, цилиндры внутри блоков располагались под углом 22,5 градуса к вертикали, что давало угол развала 45 градусов.

Вопреки распространённому мнению, двигатель был собственного производства Bucciali. От Continental же были позаимствованы размеры цилиндров и ряд деталей шатунно-поршневой группы. С объема 7,8 л мотор позволял снимать, по различным данным, от 155 до 180 л.с. Электромеханическое сцепление и поперечная коробка дополняли силовой агрегат. Для ремонта или замены его вместе с передним мостом можно было легко демонтировать с шасси. За свои выдающиеся достоинства автомобиль, оценённый в 187 тысяч франков, специалисты сравнивали с Bugatti Royal. Высказывались, правда, сомнения в его работоспособности. Много позже, в 1975 г., в обширном интервью, Бьюк утверждал, что "двойная восьмерка" прошла 24-часовую обкатку на стенде, после чего автомобиль прекрасно показал себя на дороге. Тогда же он рассказал о ещё одном построенном комплектном экземпляре TAV16.


илл.

Однако все усилия историков и энтузиастов найти уникальный автомобиль так и не дали даже смутного намека на хотя бы один сохранившийся экземпляр. Кроме воспоминаний самого Бьюка нет и убедительных доказательств работоспособности машины. До сих пор остаётся загадкой - был ли выставленный на салоне автомобиль полноценной "живой" машиной, удачной мистификацией или всего лишь рекламным трюком?

С моделями Bucciali дело обстоит едва ли лучше, чем с реальными автомобилями. Насколько известно, существует только одна, выпускавшаяся как в готовом виде, так и в ките в семидесятых-восьмидесятых годах английской фирмой Western Models в масштабе 1/43 - см. публикуемые фото. Модель копирует знаменитую и загадочную "двойную восьмерку" TAV16. Но этот автомобиль был внешне очень похож на своего предшественника TAV12, снабженного "заурядным" V-образным 12-цилиндровым мотором-оба имели почти идентичные кузова Савчика, отличавшиеся лишь в деталях. Поэтому модель с её огромными колёсами с массивной центральной гайкой, зажатым между высоко поднятыми крыльями капотом, низкими окнами под словно приплюснутой крышей, "упакованными" в никелированные чехлы запасками и характерными силуэтами летящих аистов на боковинах капота даёт наглядное представление сразу о двух машинах.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra