Главная » Журналы » Журнал "Ретро&экзотика" » Архив » Выпуск 6 » Две вехи баварской истории

Две вехи баварской истории




 

ДВЕ ВЕХИ БАВАРСКОЙ ИСТОРИИ


В 1999 г. состоялось "третье пришествие BMW" в многолетнюю "бондиаду" – шикарный родстер Z8 стал автомобилем агента 007 в фильме "И целого мира мало". В том же году новая разработка была представлена широкой общественности как часть модельного ряда компании BMW. Появление Z8 на рынке автомобилей повлекло за собой перераспределение предпочтений среди покупателей, "примерявшихся" к Mercedes-Benz SL500, Aston Martin DB7 Volante, Ferrari F360 Spyder и Porsche 911 turbo.



Но Z8 не возник сам по себе, он – продолжение давней истории, начавшейся в далеких пятидесятых...


ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
BMW 507, 1975 г.

Американский рынок во все времена привлекал производителей предметов роскоши и, конечно, автомобилей. Америка, территориально удаленная от театра военных действий Второй мировой войны, почти не ощутила дестабилизации в экономике, политической жизни, объемах производства и потребления. И в то время как Европа потихоньку выкарабкивалась из разрухи, Америка процветала.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Прототип BMW 507

В тот период компанию BMW не устраивало ее состояние: скудный модельный ряд, практически отсутствие новых разработок и инноваций, возможностей для использования потенциала выращенных специалистов, вынужденное производство далеких от автомобиле-строения товаров.

После окончания выпуска последней довоенной спортивной машины – BMW 328 – прошло более 10 лет. В компании начали задумываться над тем, что хорошо бы громко напомнить о себе миру.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
BMW 507, 1956 г.

С оглядкой на богатый американский рынок баварские специалисты задумали создать роскошный автомобиль с потрясающими техническими характеристиками.

ГЛАМУРНЫЙ "АРИЕЦ"

Техническую часть для нового автомобиля верхней ценовой категории разрабатывал Фриц Фидлер, который в свое время успешно потрудился над известной 328-й моделью, а с внешним обликом машины поручили проработать молодому дизайнеру Albrecht Graf von Goertz – эмигрировавшему из Германии в 1936 г. и "осевшему" в Нью-Йорке. Это было удачное решение – привлечь к разработке дизайна автомобилей человека из того рынка, на который были ориентированы будущие модели.

После тщательных проработок и набросков фон Гертц выполнил эскизы двух кузовов – роскошного купе и спортивного родстера. Оба варианта получили "путевку в жизнь", воплотившись в моделях BMW 503 и 507.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
интерьер BMW 507

BMW 507 дебютировала в 1955 г. на автосалоне в Нью-Йорке. Когда Альбрехт Граф фон Гертц сдернул покрывало со своего творения – открытого спортивного двухместного автомобиля – публику и специалистов привел в восторг фантастически красивый дизайн: элегантно изогнутый кузов, длинный капот и короткая корма, удобная кабина, вытянутые боковые линии и мягкие закругления. Возле боковых воздухозаборников красовалась бело-синяя эмблема марки BMW. "Лицо" BMW 507 было совершенно новым, тем не менее, это был, бесспорно, BMW: "ноздри" теперь располагались не вертикально, а горизонтально – они изящно протянулись по всей носовой части от одной фары до другой.

Модель 503, в целом имеющая общую с 507-й техническую основу, также привлекла внимание публики, однако ее дизайн – подчеркнуто роскошный и породистый – все же был несколько консервативным. Эта модель вскоре пошла в производство, тогда как дальнейшая разработка прототипа 507 и доведение модели до серийного производства потребовали много времени и усилий. Лишь в декабре 1956 г. первый знатный владелец принял в свой гараж новый BMW 507.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
BMW 507 с кузовом дизайна Michelotti

Под капотом BMW 507 скрывался достойный силовой агрегат: двигатель V8 был сделан из алюминия и считается первым в мире серийным автомобильным двигателем из легких сплавов. Он обещал исключительные характеристики: 3,2 л рабочего объема и 150 л.с. мощности, которых было достаточно для достижения скорости 190 км/ч. В середине 1950-х гг. лишь немногие автомобили, предназначенные для дорог общего пользования, могли ездить с такой скоростью. С этим мотором автомобиль разгонялся с места до 100 км/ч за 11 секунд. Подачу смеси обеспечивали увеличенные карбюраторы. Помимо этого, силовой агрегат получил весьма совершенную и сложную для того времени систему газораспределения. Позднее на заказ предлагался вариант двигателя с повышенной до 165 л.с. мощностью, который разрабатывался специально для США. С таким двигателем автомобиль мог достигать скорости 220 км/ч. С учетом имеющихся скоростных и динамических характеристик конструкторы BMW первыми в практике немецкого автопрома оборудовали 507-ю модель дисковыми тормозами на передних колесах. В то время мало какой из родстеров был способен доставить столь же потрясающее впечатление от управления открытым автомобилем, как BMW 507. Кузов и основные элементы спортивного родстера были изготовлены из алюминиевых сплавов. С созданием BMW 507 компания вошла в сегмент роскошных спортивных автомобилей и купе.



Характеристики
BMW 507 (1956 г.)
BMW Z8(1999 г.)
Количество мест
2
2
Двигатель
V8
V8
Рабочий объем, см3
3168
4941
Мощность, л.с.
150
400
Максимальная скорость, км/ч
220
250
Разгон 0–100 км/ч, с
11,5
4,7
Длина, мм
4380
4400
Ширина, мм
1650
1830
Высота, мм
1260
1317
Колесная база, мм
2480
2505
Снаряженная масса, кг
1220
1585

Резонанс, вызванный новой моделью, был настолько грандиозным, что дизайн передка спортивного автомобиля с "ноздрями" на BMW определили как общий для всех своих будущих творений. С тех пор характерные черты BMW 507 стали типичными для всех новых разработок компании – от автомобиля малого класса до большого седана.

В период с 1956 по 1959 гг. было выпущено 251 шасси 507-й модели для оснащения серийными кузовами и еще 2 шасси предназначались для установки эксклюзивных кузовов дизайнеров Loewy и Michelotti. Не желая ограничиваться простыми поездками на красивом спортивном автомобиле, некоторые их владельцы пошли дальше: гонщик и "покоритель гор" Ханс Штук на модифицированном BMW 507 завоевал на европейских гонках не одну победу.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Баварский "денди" BMW Z8

В любительских гонках некоторые водители, например, австрийский генеральный дилер BMW Вольфганг Денцель, также сделали ставку на BMW 507 и добились успеха. Обладателями BMW 507 были многие знаменитости, в том числе король рок-н-ролла Элвис Пресли, обаятельный Ален Делон, Урсула Андресс, Тони Зайлер.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
интерьер BMW Z8

Специалисты BMW работали над усовершенствованием модели, и с июня 1957 г., когда уже было выпущено 45 автомобилей, в производство пошли машины с небольшими изменениями, которые, в частности, коснулись топливного бака: на первых авто он был размещен позади второго ряда сидений и имел объем 110 л, а позже его объем уменьшили до 65 л и переместили вниз кузова.

Родстер 507 был одним из самых элегантных автомобилей компании BMW, но при всех своих отличных характеристиках получился и самым дорогим. Например, в Британии BMW 507 стоил 4201 фунтов, в то время как Jaguar XK140 – 1693, а Aston Martin – 3901. Конечно, те, кто могли себе позволить такую роскошь, вряд ли обращали внимание на эту разницу в цене. Но даже в Соединенных Штатах, вопреки ожиданиям, продажи родстера были очень невелики – туда было отправлено всего 39 новых автомобилей. Продажи 503-й модели также не оправдали надежд, хотя они были несколько большими, чем 507-й, даже при том, что ее вариант с 4-местным кузовом стоил дороже.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
BMW Z8 (сверху) и BMW 507

В 1959 г. из-за дороговизны спорт-кара для клиентов, не выгодных для компании малых объемов производства и ручной сборки компания BMW вынуждена была принять решение о прекращении выпуска 507-й модели. 507-я и 503-я были для компании скорее имиджевыми, чем коммерческими проектами. Однако, как отмечают историки, нынешний взлет марки BMW во многом подготовлен полвека назад неожиданным прорывом в автомобильную элиту этой необычайно элегантной и мощной модели.

Когда 9 декабря 1959 г. правление BMW открыло собрание акционеров, посвященное итогам 1958 г., присутствующим сообщили, что убытки компании с 1954 г. составили около 49 млн немецких марок. Обратите внимание, этот финансовый результат был получен именно за период производства моделей 503 и 507. В то время можно было услышать много разных мнений в отношении целесообразности появления и выпуска этих диковинок, в том числе и предрекавших большие финансовые потери.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
BMW Z8

Кроме того, на собрании акционеров были сделаны заявления о том, что производство компании в целом нерентабельно и неконкурентоспособно и что BMW необходима санация путем продажи компании Daimler-Benz AG, уже предоставившей свое предложение о покупке с ограниченным сроком действия. Однако двум представителям акционеров удалось создать фронт сопротивления: они продемонстрировали, что на новый автомобиль BMW 700 уже имеется более 30 тыс. клиентов. Кроме того, они доказали правлению, что баланс предприятия не так уж и плох: стоимость разработки BMW 700 была списана всего за один год, что породило сомнения в достоверности представленных расчетов. Поскольку 10% акционерного капитала было достаточно для перенесения собрания, принятие ключевого решения удалось отложить. На одного из крупных акционеров BMW AG Герберта Квандта эти споры и аргументы произвели впечатление. Вскоре истек и срок ультиматума из Штуттгарда. А после немедленной проверки бухгалтерских книг и переговоров с производственным советом Квандт приобрел большую часть капитала компании. BMW была сохранена! Путь в будущее открыт!

После того как зажглась звезда BMW 507, компания долго не радовала публику новыми родстерами. В течение десятилетий производство работало на создание наиболее востребованных продуктов, так как спрос на родстеры был ограничен узким кругом энтузиастов. Так продолжалось 29 лет, прежде чем на рынке снова появился родстер с бело-синей эмблемой на капоте:

в 1988 г. концерн BMW выпустил модель Z1. Однако наиболее яркий автомобиль рубежа тысячелетий был еще впереди – BMW Z8.

АВТОМОБИЛЬ-МЕЧТА В СОВРЕМЕННОМ ИСПОЛНЕНИИ

В 1999 г. на международной автомобильной выставке во Франкфурте BMW представила автомобиль Z8. Этот изящный родстер сыграл главную "автомобильную" роль в фильме "И целого мира мало". Бесспорно, автомобиль агента 007 (Пирс Броснан) весьма украсил кинокартину.


Облик "восьмерки" разрабатывался в Мюнхене под руководством Хенрика Фискера, который до того возглавлял калифорнийскую дизайн-студию BMW. Перед глазами художников был легендарный родстер BMW 507, и, работая над Z8, они лишь воспроизвели идеи 40-летней давности, но на новом, современном, уровне. И разрез фальш- радиаторной решетки с легким отрицательным наклоном, и характерная волнообразная боковая линия, и хромированные вентиляционные прорези на передних крыльях, и прямоугольный капот, и хромированные ручки дверей – все это было на BMW 507. "Если бы я проектировал BMW 507 сегодня, то он выглядел бы точь-в-точь как новый родстер BMW Z8", – так отозвался о Z8 Альбрехт Граф фон Герц.

Революционная структура кузова Z8 поражает не меньше, чем его внешний вид. Речь идет о самонесущей алюминиевой пространственной раме, на которую крепилась эффектная обшивка, причем каждая деталь обшивки привинчивалась. Такая конструкция при оптимальной массе обеспечивала наилучшие показатели жесткости кузова среди конкурентов в сегменте открытых спортивных автомобилей. В результате было получено исключительно острое "чувство дороги" без типичных для некоторых открытых автомобилей вибраций. Каждая конструктивная деталь родстера вносила свой вклад в основное – удовольствие за рулем. С этой целью приборы разместили в центре передней панели, индикацию приборов сконцентрировали на важнейших функциях спортивного автомобиля, чтобы ничего не отвлекало взгляд водителя от дороги.

Под капотом располагался 5-литровый высокоэффективный спортивный двигатель V8 мощностью 400 л.с. Этот внушительный силовой агрегат для достижения наилучшей тяги в любой ситуации был размещен далеко позади передней оси и обеспечивал оптимальную развесовку по осям в соотношении 50 : 50. Этот двигатель производил впечатление не только самой мощностью – максимальная частота вращения двигателя Z8 составляла 7000 об/мин. Благодаря механической 6-ступенчатой коробке передач водитель в любой ситуации располагал полной мощностью и мог при соответствующей скорости передавать значительно большее усилие на дорогу, чем с двигателем, имеющим меньшую частоту вращения. Для запуска двигателя после поворота ключа в замке зажигания необходимо нажать на красную кнопку "start", расположенную справа от рулевой колонки. Чтобы с места разогнаться до 100 км/ч, Z8 требуется не более 4,7 секунд.

В 2001 г. Лос-анджелесский Международный Автосалон присвоил спортивному автомобилю BMW Z8 статус "Автомобиль года". Это звание ежегодно присуждается автомобилям стоимостью более 40 тыс. долларов, стиль, дизайн и технические характеристики которых достойны наивысших похвал.

В целом BMW Z8, выпускавшийся до 2003 г., представлял собой привлекательный скоростной автомобиль, назначение которого выходило далеко за рамки обычной перевозки людей с багажом. Непередаваемое впечатление, которое создает этот родстер, позволило назвать его "классическим автомобилем будущего".

ОБЪЕКТ КОЛЛЕКЦИОННЫХ ПРИСТРАСТИЙ

Если раритетность BMW 507 бесспорна, ведь производство этого красивого родстера было прекращено полвека назад, то в случае с Z8 возраста самой первой машины этой модели явно недостаточно для статуса антиквариата. Поэтому сейчас он – чистая "экзотика", что позволяет ему в общем-то уже не в детском возрасте стоить минимум 100 тыс. долларов США. Предложений о продаже 507-й найти не удалось. Встретилась лишь информация о стоимости одного экземпляра – € 900 тыс. Лимитированный выпуск, видите ли...





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra