Дважды умерший



 

Дважды умерший


В СЕНТЯБРЕ 2003 ГОДА МИР ОБЛЕТЕЛА ВЕСТЬ: "УМЕРЛА ЕЩЕ ОДНА "АМЕРИКАНСКАЯ ЛЕГЕНДА" - МАРКА INDIAN!" ЕЕ ПОКЛОННИКОВ ЭТО СООБЩЕНИЕ ПОВЕРГЛО В ШОК. НО ЕЩЕ БОЛЬШЕ БЫЛИ УДИВЛЕНЫ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ КОМПАНИИ ФРАНК О'ХАГГАН, К ТОМУ ВРЕМЕНИ ТОЛЬКО ЧТО ВЕРНУВШИЙСЯ ИЗ ЕВРОПЫ, И БОЛЕЕ ЧЕМ 200 ДИЛЕРОВ МАРКИ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ЭТО НЕ БЫЛО ШУТКОЙ...


К. ВЛАДИМИРОВ



РОЖДЕНИЕ "ИНДЕЙЦА"

Выпуск мотоциклов под маркой Indian был развернут в самом начале прошлого века - в 1901 году. Основали производство два приятеля - довольно известные в свое время велосипедные гонщики Джордж Хенди и Оскар Хендстрем. Будучи настоящими патриотами своей страны, эмблемой вновь образованной марки они сделали профиль индейского вождя в боевом украшении из перьев.
Первый Indian.
Судя по всему, отцы-основатели были не только великолепными механиками, но и весьма успешными бизнесменами, поскольку выжить в конкурентной борьбе в условиях, когда только ленивый не выпускает мотоциклов, автомобилей или хотя бы велосипедов, было невероятно тяжело. Однако время шло, и детище Хенди и Хендстрема быстро завоевывало успех, к 1904 году продукцией компании заинтересовались силовые структуры. Тогда-то Indian и получила свой первый большой заказ на поставку мотоциклов в полицию города Нью-Йорка. Правда, злые языки поговаривали, что дело не обошлось без взяток и лоббирования интересов компании влиятельными друзьями ее владельцев. Но мало ли какие слухи могут распускать конкуренты-завистники!
Ни в одной стране мира моторный спорт не оказывает такого влияния на рынок, как в североамериканских Соединенных Штатах. Известный лозунг "В воскресенье побеждай, в понедельник продавай" родился именно здесь и в полной мере относился не только к автомобильному бизнесу, но и к мотоциклетному. Как бывшие гонщики, владельцы компании понимали это лучше других. Именно поэтому их машины принимали участие в самых престижных соревнованиях. Это были не только гонки, где демонстрировались скоростные качества мотоциклов, но еще и заезды по пересеченной местности, где победу обеспечивали не столько мощность двигателя и скорость, сколько надежность и безотказность всех узлов и агрегатов мотоцикла. Преуспели Indian и на этом поприще - за первые десять лет существования компании ее мотоциклы выиграли более 120 крупных соревнований. Именно тогда марка стала культовой среди американцев, а еще через пару лет Indian Motorcycle превратилась в крупнейшего в Америке производителя мотоциклов. "Американская мотоциклетная легенда" родилась.

ЗАВОЕВЫВАЯ МИР

Свою славу Indian завоевали в соревнованиях, где победу обеспечивали не скорость, а выносливость и безотказность
Завоевав американский континент, мотоциклы Indian направили колеса в сторону Старого Света и к началу 1910-х годов уже были отлично знакомы как европейским спортсменам, так и просто любителям прокатиться по дороге с ветерком. Правда, "заграничный поход" оказался отнюдь не триумфальным шествием, а скорее, войной за выживание, поскольку в Германии, Австро-Венгрии, Англии да и в других странах существовали и собственное мотоциклетное производство, и годами сложившийся рынок. Так что пускать на него "янки с головой на бензобаке" туда никто не спешил. Решающим фактором здесь стали техническое совершенство и удобство при использовании, а американцы тем и отличались, что смело внедряли новинки. Характерный пример: электрическим стартером одними из первых обзавелись именно "Индейцы".
Хорошо знали мотоциклы Indian и в России. Нельзя сказать, что они были самыми дешевыми или самыми популярными в стране, но настоящие ценители находились и у них. Русским клиентам предлагались одно- и двухцилиндровые модели с двигателями мощностью четыре, семь и 20 лошадиных сил. "Индейцы" участвовали в ряде крупных соревнований - таких, например, как состоявшийся в июне 1914 года мотопробег Санкт-Петербург -Москва - Санкт-Петербург. Общая протяженность маршрута составляла 1300 верст. Среди 43 стартовавших участников несколько человек шли на Indian. Успешно финишировали только 37 мотоциклов, в том числе и Indian.
Немного позже, 18 января 1915 года (по старому стилю), в зимней мотоциклетной гонке, проходившей при 15 градусах мороза, победителем стал гонщик Поздняков на 2-цилиндровом 7-сильном Indian с цепной передачей. Дистанцию он прошел за 29 минут 15 секунд.
Через месяц с небольшим (22 февраля) состоялись еще одни состязания - круговая гонка на дистанции 66 верст, считавшаяся "зимним Гран-при для мотоциклистов". На старт вышли 11 гонщиков, среди которых были четыре военных мотоциклиста, двое из них - Муругов и Лобах - выступали на мотоциклах Indian.
ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ!



Мотоциклы Indian были настолько популярны в дореволюционной России, что ни одно уважающее себя тематическое "моторное" издание не обходилось без подробного рассказа об их устройстве. Яркий пример этого - приводимая нами иллюстрация из знаменитого автомобильного учебника Николая Гавриловича Кузнецова, в котором описанию узлов и агрегатов "Индейцев" было посвящено несколько отдельных глав. По таким схемам в начале XX века русские механики изучали строение моторов.


С Муруговым, кстати, произошла забавная история, которая неплохо характеризует качество американской техники. Спортсмен замерз настолько, что едва двигал руками и ногами. Он уже остановился и решил прекратить борьбу, но, узнав от окруживших его зрителей, что идет первым среди военных мотоциклистов, вновь вскочил в седло и с криками "Пустите!" и "Берегись!" понесся по шоссе. Да так удачно, что завоевал специальный приз Всероссийского общества мотористов. Примечательно, что спортсмен ездил на своем мотоцикле всего неделю.
Все это способствовало популяризации марки среди российских мотористов. Рекламные проспекты, описания устройства и инструкции по использованию встречаются в самых распространенных русских учебниках для мотористов. Так, в книге известного знатока мотоциклетного дела Александра Иерусалимского, вышедшей в 1916 году в Петрограде под названием "Что должен знать мотоциклист", на примере Indian подробно описывается конструкция двухступенчатой коробки передач. Много места уделено и описанию двигателя, дискового сцепления, механического масляного насоса, карбюратора и других узлов этих мотоциклов.
Мотоцикл Indian в 1916 году состоял на службе в русской армии.
В другой книге, изданной тогда же инженером Федором Материкиным и предназначавшейся для военнослужащих автомобильных и мотоциклетных подразделений русской армии, отправлявшихся на фронт, даются инструкции по устранению неисправностей на мотоциклах более чем двух десятков марок, особое внимание и больше всего места уделено именно Indian. Оно и понятно: в мотоциклетных подразделениях русской армии было значительное количество этих машин. Служили "Индейцы" и в других союзнических армиях, вот почему Первая мировая война еще больше приумножила славу "краснокожих воинов" в Старом Свете.
После окончания первой мировой войны Indian не сбавил оборотов, продолжая подтверждать свое право называться "американской легендой" на спортивных треках. Одной из самых престижных была победа на трассе Дайтона в США. Тогда легендарный Энди Уокер на своем Indian сумел развить рекордную скорость в 167 км/ч.
Не секрет, что спортивные успехи чаще всего обеспечиваются передовыми инженерными решениями. В полной степени это относится и к Indian, которая в 1927 году внедрила еще одно новшество - 4-цилиндровый мотор, что сделало мотоциклы еще более мощными, без ущерба для надежности. Именно поэтому "Индейцы" становятся одними из самых распространенных в американской армии мотоциклов.
После начала второй мировой войны их начинают поставлять в Советский Союз по ленд-лизу. Главным образом это были Indian 741B, объединившие в себе лучшие качества трех довоенных моделей. Эти машины отлично зарекомендовали себя в труднейших условиях эксплуатации. По подсчетам специалистов, в годы войны в нашу страну было отправлено около девяти тысяч мотоциклов этой марки.

ПЕРВАЯ СМЕРТЬ И ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

А вот после окончания войны фортуна отвернулась от постаревшего "Индейца". Дела шли все хуже и хуже. И хотя "американская легенда" все еще оставалась собой, ее блеск изрядно потускнел, позолота пооблетела. Сказывались послевоенное падение спроса на мотоциклы, давление конкурентов, безденежье. В конце концов обстоятельства окончательно обернулись против Indian, и в 1953 году марка, просуществовав более полувека, умерла... в первый раз.
Однако прекращение производства не означало полного забвения. Indian продолжал жить в сердцах своих поклонников. Они собирались на съезды, обменивались информацией, устраивали выставки, гонки, в общем, жили полнокровной тусовочной жизнью, хотя реально машин оставалось все меньше и меньше, и до настоящего времени дожило чуть более 50 тысяч оригинальных мотоциклов.
Чем бы все это кончилось - понятно, но в самом конце девяностых на волне всплеска популярности мотоциклов вновь возник интерес и к "великим американским легендам". Он оказался настолько велик, что марку решили возродить. Правда, дело об авторских правах на нее оказалось настоящим юридическим казусом.
В 1999 году в Калифорнии началось производство, для которого была специально разработана новая модель Chief. Одним из основных инвесторов Indian была частная компания Audax, чья штаб-квартира располагалась в Бостоне. На "реинкарнацию" она потратила в 2001 году 45 миллионов долларов. Консультантом новорожденной Indian Motorcycle стал знаменитый Боб Лутц, который к тому времени покинул спасенную им от банкротства корпорацию Chrysler. В целях пропаганды возрожденной марки сняли фильм "Терминатор-3" с участием мотоцикла, появилась даже модель 2004 года. Все вроде бы шло прекрасно, но... внезапное банкротство Audax заставило свернуть производство. "Индеец" умер во второй раз. Навсегда?

(c) OLDTIMER. Публикация материалов журнала OLDTIMER на данном сайте осуществляется с непосредственного разрешения издателя.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra