Duesenberg




 

илл.

Duesenberg

Владимир КНЯЗЬКОВ

Duesenberg. Даже у себя на родине, в США, слово не часто употребляется в обиходной речи. Большинство, по крайней мере, знают, что это марка автомобиля. Хотя ни разу в жизни не видели ни одного "живого" авто (ну, разве что в кино) и не представляют себе, где эти машины выпускались. По причине непривычного для среднестатистического американского уха названия некоторые без тени сомнения полагают их родиной Германию.

С 1919-го по 1937-й год едва ли больше тысячи автомобилей - дневная норма иного современного автозавода вышло из цехов Duesenberg. Меньше половины из них - модели J и SJ. Но именно им выпала честь вписать одну из самых ярких страниц в историю американского автостроения.

Братья Фредерик и Август Дюзенберги, эмигрировавшие в конце позапрошлого века из Германии в США, начали на новом месте с производства велосипедов, но очень скоро переключились на предмет гораздо более интересный - гоночные автомобили.

К началу Первой мировой войны инженерно-техническая репутация принадлежавшей братьям фирмы была уже настолько высока, что именно им было поручено выполнение правительственного заказа на производство авиационных шестнадцатицилиндровых моторов по лицензии Bugatti.

После войны Дюзенберги спроектировали рядный восьмицилиндровый двигатель для гоночного автомобиля. Трёхлитровый мотор, легко развивавший мощность до 100 л.с. и удачное шасси позволили трижды добиться победы в Инди-500 и выиграть в 1921-м году Большой Приз Франции с рекордной средней скоростью 126 км/час. Это был единственный случай, когда победа во французской гонке досталась автомобилю американского производства.


илл.

Попутно с активной деятельностью в области автоспорта, компания Duesenberg, завод которой находился в Индианаполисе неподалеку от знаменитой "старой кирпичницы", обратила внимание и на легковые автомобили. Первой удачей на новом поприще стала модель А, показанная на автосалоне в Нью-Йорке в октябре 1920-го года. Машина представляла собой улучшенную и адаптированную к условиям повседневной эксплуатации версию гоночного автомобиля. Впервые на серийную модель устанавливался восьмицилиндровый мотор. Другим новшеством стало широкое использование дета- лей из алюминиевого сплава. Двигатель имел один верхний распредвал и при объёме 4,2 л. развивал свыше 100 л.с. Не уступало мотору и шасси, снабжённое гидравлическими тормозами на всех колёсах, что тоже было новостью для американского автостроения.

Выпуском уже той ранней модели братья установили высокие стандарты, которым приходилось следовать другим производителям.

Но, как позже оказалось, передовой, с технической точки зрения, автомобиль вовсе не являлся синонимом коммерческого успеха. Принцип "в воскресенье побеждаем - в понедельник продаём" хорошо работал в Европе. Американцы же, особенно состоятельная публика, воспринимала автогонки лишь как шумное, пропахшее маслом и бензиновой гарью и к тому же небезопасное действо, не имеющее никакого практического значения. А тут ещё немецкая фамилия, мягко говоря, не вызывавшая, энтузиазма в послевоенные годы. Дюзенберги были великолепными инженерами, но явно не обладали столь необходимой коммерческой жилкой. Всё это вместе взятое поставило их компанию к середине двадцатых в сложное положение.

Спасение пришло в лице Эрретта Корда. Duesenberg и Корд были нужны друг другу. Компания остро нуждалась в средствах для создания новых шедевров, а Корд горел желанием выпускать лучший в мире автомобиль, сочетающий мощность и скорость с надёжностью и роскошью. Его целью должна была стать очень специфическая клиентура - коронованные особы, финансовые и промышленные магнаты, голливудские кинозвёзды. В 1926-м году Корд приобретает контроль над компанией, а Фрэд Дюзенберг становиться её вице-президентом, ответственным за разработку новых моделей. Но если Корду требовалась большая шикарная машина, то желанием Фрэда был маленький автомобиль, что-то в стиле Bugatti. Своеобразным компромиссом стала модель X. Выпущенная всего в нескольких экземплярах, она была прямым развитием типа А с немного удлинённой базой и двигателем, получившим цепной привод распределительного вала вместо прежнего дорогого и шумного - в спортивных традициях - шестерёнчатого.


илл.

Но совсем не такая машина нужна была Корду. Ему требовалось нечто больше, величественнее и великолепнее всего, что когда-либо ездило по дорогам. Именно такой автомобиль предстал перед взорами посетителей нью-йоркского автосалона, открывшего свои двери 1 декабря 1928-го года. Это был, бесспорно, лучший американский (а возможно и не только американский) автомобиль довоенного периода - Duesenberg модели J.

Шасси, предлагавшееся в коротком и длинном вариантах с базой 142,5 и 153,5 дюйма соответственно, было очень жёстким и состояло из двух массивных лонжеронов с шестью поперечинами. Снабжённые вакуумным сервоусилителем тормоза гарантировали эффективное торможение автомобиля массой более 2,5 тонн. Подлинным шедевром конструкторской мысли стал рядный восьмицилиндровый двигатель объёмом 6882 см3 мощностью 265 л.с. - в два с лишним раза больше, чем у любого конкурента. Этот двигатель - неслыханное дело в те годы - имел по четыре клапана на цилиндр с приводом от двух распредвалов в головке блока! Для снижения веса множество деталей мотора и шасси изготавливались из закалённого алюминиевого сплава. Но такая экономия в весе имела и оборотную сторону - увеличение цены Одно только шасси, без кузова, стоило 8500 долларов. Кузова для всех машин модели J делались отдельно. Самые дешёвые из них - производства фирмы Murphy - стоили 3 - 3,5 тысячи. Нормальной же ценой за полностью укомплектованный автомобиль были 17 - 20 тысяч долларов, но известны и экземпляры, тянувшие на все 25 тысяч.

Примерно за полгода до премьеры в Нью-Йорке компания предложила ведущим кузовным ателье "одеть" новую машину по своему усмотрению. Поэтому автомобиль предстал сразу во многих лицах с кузовами от Derham, Holbrouk, Le Baron и Murphy. Позднее в спор за выгодных клиентов вступили Judkins, Weymann, Bohmann & Schwartz, Rollston, Brunn, Brewster, La Grande и Woods. He остались в стороне и их европейские конкуренты - Hibbard & Darrin, Barker, Gurney Nutting, Letourner & Marchand, Graber, Vanden Plas, Kellner, Franay, Figoni et Falaschi, Saoutchik, Cattaneo, Castagna - нередко превосходившие американских кузовщиков совершенством своей продукции. Желая удовлетворить любые капризы заказчиков, кузовные фирмы не скупились на шёлковую обивку и мозаичные панно из ценных сортов дерева, отделку из слоновой кости и серебра, встроенные в спинку передних сидений бары и... дублирующие приборные панели - специально для пассажиров! А обилие контрольных приборов напоминало кабину самолёта. Наряду с необходимыми указателями уровня топлива, давления в тормозной системе и температуры воды в двигателе, 150-мильным спидометром, на щитке красовался тахометр - большая в те годы редкость, и совсем уж экзотические: барометр, часы с секундомером и альтиметр. А ещё приборную панель украшала целая гирлянда разноцветных лампочек, включавшихся по командам специального размещённого под капотом таймера. Через каждые 75 миль система смазки автоматически подавала масло в определённые, разбросанные по всему шасси точки, о чём свидетельствовала загоравшаяся красная лампочка. Когда же уровень масла в бачке опускался до критической отметки, вспыхивала зелёная лампа. Ещё одна напоминала водителю через каждые 700 миль о том, что пора сменить масло в двигателе, а четвёртая - что надо проверить уровень электролита в батарее.


илл.

Впечатляющей была и динамика автомобиля. Разгон с места до 60 миль/час (96 км/час) требовал 8,6 сек., до 100 миль/час (161 км/час) - 20 сек. На второй передаче машина развивала до 153 км/час, максимальная же скорость достигала 185 км/час.

Как бы ни был хорош Duesenberg J, но и его оказалось возможным модернизировать в 1932-м году, снабдив вертикальным центробежным компрессором, вращавшимся впятеро быстрее коленвала. Мощность увеличилась до 325 л.с. при 4750 об/мин. Новая модель SJ даже на второй передаче развивала 166 км/час, а максимальная скорость достигла 224 км/час. Короткобазный родстер разгонялся с места до 160 км/час за 17 сек. Характерным внешним отличием новой машины стали четыре хромированные выхлопные трубы по правой стороне капота - уже привычные в Европе, но только появившиеся в Новом Свете. Всего с 1928-го по 1937-й год выпущено было около 500 автомобилей, в том числе примерно 35 экземпляров модели SJ. Точных данных на сей счёт нет, а приводимые разными авторами сведения колеблются где-то около цифры 485. Самым же редким стал Duesenberg SSJ с 400-сильным двигателем, сверхкороткой 125-дюймовой базой и открытым двухместным кузовом "родстер" от La Grande. Первую такую машину заказал в 1935-м году голливудский актёр Гэри Купер. Не захотел отставать от него и главный его соперник Кларк Гэйбл, выложивший за SSJ почти весь гонорар, полученный им за главную роль в блокбастере "Мятеж на Баун-ти". Но что значит гонорар за один фильм! Ведь речь шла о поистине уникальном автомобиле, выпущенном всего в двух экземплярах и выглядевшем настолько стремительно, что у дорожной полиции от одного взгляда на него, стоявшего неподвижно, буквально руки чесались выписать штраф за превышение скорости.


илл.

Стараниями энтузиастов и реставраторов до нас дошло примерно 75% выпущенных Duesenberg J/SJ. В наши дни их можно увидеть только в музее Auburn-Cord-Duesenberg да на клубных встречах. Но сейчас у коллекционеров появилась редчайшая возможность приобрести одну из легендарных машин. В ряде зарубежных автомобильных журналов одновременно появилась информация о выставленном на продажу Duesy выпуска 1930-го года с кузовом "империал кабриолет" парижского ателье Hibbard & Darrin. Таких кузовов было построено всего два, сохранился один. Последним владельцем автомобиля был небезызвестный издательский магнат Вильям Херст, который приобрёл машину для своей подруги актрисы Мэрион Дэвис. Цена полностью отреставрированного до уровня конкурсных стандартов автомобиля составляет всего-ничего - какие-то миллион с четвертью долларов.

Венчающая образ Duesenberg корона самого знаменитого американского автомобиля привлекла к себе внимание многих фирм, выпускающих коллекционные модели. Самые распространённые из них - недорогая, массовая продукция английской Matchbox, французской Solido и итальянской Rio. Эти модели достаточно хорошо знакомы отечественным коллекционерам, и потому в особом представлении не нуждаются. Следует, пожалуй, отметить лишь редкую версию с открытым кузовом "дубль-фаэтон", выпущенную в 1988-м году небольшим тиражом специально для членов клуба Solido.

Значительно менее известна модель компрессорного SJ с кузовом "купе-де-виль" производства итальянской фирмы Dugu, выпускавшаяся в открытом и закрытом вариантах.

В последние годы к числу недорогих моделей Duesenberg добавилась ещё одна. Это - выпускаемая в Китае в серии Del Prado копия короткобазного "родстера" SSJ. К сожалению, окраска очень аккуратной в целом копии не соответствует ни одному из двух оригиналов.

К более редким относится распространявшаяся по предварительной подписке модель американской фирмы Franklin Mint, копирующая тип SJ с закрытым четырёхдверным кузовом "лимузин". Её съёмный капот и открывающиеся двери являются, по мнению одних коллекционеров, бесспорным достоинством, другие же считают это явным недостатком.


илл.

Английская компания Western Models в конце 70-х годов включила в свой каталог удачную копию Duesenberg SJ с необычным обтекаемым двухместным кузовом "родстер". Прототипом для модели послужил автомобиль, установивший в свое время целый ряд рекордов скорости на трассах высохших соляных озёр.


илл.

Как ни странно, американские фирмы не слишком жалуют своим вниманием историю знаменитой марки. Помимо уже упомянутой Franklin Mint только одна компания, Precision Miniatures, выпустила высококачественную копию SJ с двухцветным кузовом Weymann спидстер". Из-за заостренной в задней части кузова последний получил ещё одно название - fishtail - "рыбий хвост". Много позже к этому же автомобилю обратилась и фирма Rio, добавив его копию к своим двум ранее выпущенным "фаэтонам" SJ. И вновь, как и в случае с описанными в предыдущих номерах журнала Auburn и Cord, лучшие модели Duesenberg принадлежат английской Minimarque 43. Здесь можно найти и ранний тип А, и J, SJ, и, конечно, SSJ. 8-9 базовых моделей дают возможность фирме выпускать с учётом различной окраски и варьирования мелких деталей, в общей сложности, более трёх десятков модификаций, удовлетворяющих самым взыскательным требованиям.

Разумеется, во всех трёх статьях перечислены только наиболее известные копии Auburn, Cord и Duesenberg в масштабе 1/43 или близких к нему. Приводимую информацию ни в коем случае нельзя считать исчерпывающей. Существуют и другие, более редкие модели, о которых известно лишь немногим. Автор будет признателен всем, кто сможет предоставить любую дополнительную информацию по затронутой теме.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra