Эрнест Сергеевич Цыганков - доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер РФ, автор уникальных методик и директор Центра высшего водительского мастерства. Сегодня он рассказывает нам о своей школе контраварийной подготовки водителей.
Чем вы отличаетесь от дргуих школ?
Прежде всего, все эти школы рекламно-коммерческие. У нас другая задача. Мы являемся авторами и родоначальниками нового направления, которое называется "Система контраварийной подготовки". В этой программе мы существуем 30 лет. Начинали со спорта, потом работали со спецслужбами, а сейчас мы открыты для всех.
У вас много учебных программ?
Двадцать одна. Три из них для обычных водителей. Первая - уникальная программа, специальной тренажерной подготовки. У нас прекрасный класс, лучший в Европе, но главное - технология. За 5 дней человек делает примерно 15 000 движений руками и ногами. Мы, как музыканту, ставим ученику руки и ноги. После этого он может нормально себя чувствовать в любой ситуации.
Вторая программа - экстремальная подготовка на чистом льду. Мы обучаем управлять автомобилем при заносе, при сносе передних колес, при вращении, при опрокидывании, т. е. во всех непредвиденных неприятностях, которые могут возникнуть на скользкой дороге.
Летняя программа тоже включает в себя много уникальных элементов. Например, мы обучаем управлению автомобилем на неровностях, на ямах и буграх; обучаем некоторым спортивным приемам, но только ради безопасности. Кое-что у нас заимствовали другие школы: и "Ауди", и БМВ, и остальные - но, конечно, далеко не все, чем мы богаты.
Например?
Ну, например, дистанционное обучение.
Кстати, а почему вы общаетесь с учениками по рации?
Мы делаем это специально, ведь если инструктор сидит рядом с вами, он невольно закладывает в вас комплекс неполноценности.
Но инструктор может подсказать, когда вы ошибаетесь.
Если это педагог высочайшего класса, он сможет подсказать и с улицы. Я же не сижу со своими гонщиками, не ношусь с ними. Я знаю, что им сказать. По поведению автомобиля, по его направляющим действиям я могу определить, что надо исправить. Мы не вторгаемся в мир человека. Каждый человек уникален. Каждый водит автомобиль по-своему.
Помимо обучающих программ у нас есть программы воспитательные, но они за кадром, их даже не видно. Мы пытаемся пропагандировать культуру поведения на дорогах. Ведь что такое профессионал на дороге, как его увидеть? Он не заметен, поскольку купается в своей стихии. У него нет проблем. Он не будет мигать вам сзади фарами, потому что он сразу вычислит слабого водителя. Он спокойно вас объедет справа или слева так, что вы даже не заметите этого.
Вы выезжаете в город?
Да, но только со спецгруппами. Если вы хотите индивидуально заниматься - пожалуйста. У нас есть инструкторы, которые будут обучать вас по индивидуальной программе.
Большой у вас штат?
Нас 15 человек, но это лучшие спортсмены в России. У нас каждый год проходит конкурсный отбор. Высшее образование - минимальное требование. Если говорить о практических преподавателях, у нас ценз такой: мастера спорта международного класса, не ниже, потому что просто мастеров спорта мы обучаем. Наши педагоги еще сами выступают, причем успешно. Миша Нарышкин, например, признан лучшим гонщиком России.
Он тоже у вас преподает?
Конечно, они все мои ученики. Ганина я тренирую 25 лет, он сам уже преподаватель великий, но ему тоже хочется иметь своего тренера.
Вы не боитесь конкуренции?
Нет, наоборот, хорошо, что в Москве такое количество школ. Со многими мы сотрудничаем, а все вместе выполняем работу за тех, кто должен с самого начала закладывать правильные навыки управления автомобилем.
Вы имеете в виду обычные автошколы?
Конечно, люди приходят к нам совершенно неподготовленные, независимо от стажа вождения.
Обычно, когда мы начинаем теоретическое занятие, мы задаем 3 простейших автомобильных вопроса, на которые никто не может ответить. Первый вопрос: "Сколько вы знаете приемов руления?" Называют два, три, ну пять, а у нас в арсенале двадцать шесть. Дальше мы спрашиваем: "А сколько вы знаете элементов, приемов торможения?" Опять те же цифры, ну десять, двадцать максимум, а их 240! И последний вопрос, проще которого не бывает: "Сколько вы знаете приемов управления педалью газа?" Нам говорят: ну нажать, ну отпустить, может, что-нибудь там посередине есть? Я задал этот вопрос Мише Нарышкину, он ответил: 26, а вот Коля Больших считает, что 27.
Сколько всего приемов управления автомобилем осваивают ваши ученики?
На зимней подготовке - 64, на летней - 56. А всего их 800, но того, что даем мы, вполне достаточно, чтобы справиться с неожиданными трудностями. Имейте в виду, важно не только овладеть большим количеством приемов управления автомобилем, но и научиться прогнозировать ситуацию на дороге. Этому мы тоже учим.
Сколько дней длится один курс?
Каждый уровень - пять дней.
Эти знания и навыки даются навсегда? Или их необходимо поддерживать?
Освоить наш курс - все равно что научиться плавать. Но если вы нацелены поддерживать свой уровень, вам захочется прийти еще раз. Между прочим, для спецслужб мы обязательно проводим переподготовку каждый год. Пусть она короткая, но как только начинается скользкая дорога, все выезжают на лед, чтобы вспомнить приемы, освежить реакции. Если вы поменяли привод, тоже желательно немного поучиться, выработать определенные реакции. Если же вы хотите сохранить свой уровень без регулярной переподготовки, проезжайте каждый день километров двести, и все у вас будет в порядке.