11 сентября 2003 года примерно в пол-пятого вечера в районе смотровой площадки на Воробьёвых горах в Москве прошёл промежуточный финиш международного пробега "TZAR RALLY 2003". Караван из 17 старинных автомобилей и нескольких машин поддержки прибыл в Москву из Берлина по расписанию.
"Царское ралли", а именно так назвали это мероприятие немецкие устроители, в этом году проводилось впервые. Участники пробега взяли старт 7 сентября у Бранденбургских ворот, проследовали своим ходом до Ростока, затем на пароме добрались до Таллина, откуда отправились в Санк-Петербург и затем, через Тверь, прибыли в Москву, успешно завершив первый этап Берлин-Москва.
Для столичной ретромобильной публики подбор машин в ралли показался далеко не "царским". Оказывается, наши вкусы уже довольно избалованы, и от Европы, честно говоря, хотелось бы увидеть нечто более серьёзное, нежели Opel Record Caravan (1966), Audi Coupe 100 (1971) и Volkswagen Beetl (1973).
Словом, открытий, таких, чтобы, как говорится, "ах!", мы не увидели, хотя Austin Healey 100/6 (1958, экипаж Бернд и Юстус Хонигбаум), Mersedes 180 D (1958, экипаж Нильс Одефи и Рэнди Хатто), Rolls Royce Silver Cloud III (1963, экипаж Манфред и Зигфрид Печик), Bentley S III (1965, Билл и Дон Секрест) и Jaguar MKII (1967, экипаж Мартин Штегер и Хармут Шмиг), безусловно, марку пробега поддержали. Отдельно нам хотелось бы отметить кабриолет Volkswagen Beetle Convertible (1956), машину, находящуюся в превосходном техническом состоянии, и его водителя Тимми Баушульте (штурман машины Рудольф Шредер), произведшего особенное впечатление на публику роскошной седой бородой и мягкой шапочкой-тюбетейкой a la "Мастер и Маргарита".
Как нам стало известно, "TZAR RALLY" - проект коммерческий. 10 дней дороги в собственном авто обошлись участникам в довольно круглую по российским меркам сумму в 5000 евро, каковая могла бы быть ещё больше, если бы не Volkswagen Group Finanz и лично г-н Райнер Беекес, взявшие на себя львиную долю расходов по организации такого непростого мероприятия как многокилометровый международный автопробег.
Представители столичной автомобильной прессы весьма доброжелательно встретили пробег и его участников, тем более, что на месте финиша на Воробьёвых горах был организован небольшой фуршет по поводу прибытия каравана рега Москвы-реки. Весёлая и праздничная атмосфера, подогреваемая ласковыми лучами долгожданного бабьего лета, пиво и прекрасные закуски располагали к хорошему расположению духа и непринужденности. Шутники немедленно перетолковали официальный девиз пробега - "Let`s Go East!" ("Едем на Восток!") в вежливый вариант извечного немецкого "Drang nach Osten!", что, конечно, было не более чем дружеским зубоскальством.
Торжества на Воробьёвых горах продолжились затем за неофициальным ужином в Атриуме отеля "Балчуг Кемпински", где, между прочим, подавали бесподобно приготовленную осетрину по-царски и мясо с грибами при шести гарнирах на выбор, разнообразные салаты, отменные закуски, благородные горячительные и прохладительные напитки, а также изысканный десерт.
Участники пробега и почетные гости получили памятные сувениры в виде эксклюзивных позолоченных часов Poljot с логотипом автопробега на циферблате, лазерной гравировкой и порядковым номером на крышке механизма, что означало, в частности, что таковых часов выпущено не более 110 штук.
Словом, праздник, безусловно, удался. Остается лишь посетовать, что среди приглашённых, как всегда, практически не было ни отечественных любителей автомотостарины, ни реставраторов, ни иных лиц, имеющих действительное отношение к старой технике. Впрочем, подобного рода констатации в газетных отчётах давно стали общим местом, а жаль.
Обратный путь пробега (второй этап, Москва Берлин) проляжет через Брянск, Киев, Львов, Оппельн (Польша), и 16 сентября машины вновь прибудут к Бранденбургским воротам, оставив позади более 4000 километров пройденного пути.
Любопытно, что в кулуарах немецкая сторона высказала живейший интерес к идее, предложенной нашим журналом, суть которой состояла в том, чтобы проводить "TZAR RALLY" не в два, а в три этапа, на первом из которых иностранцы приезжали бы из Берлина в Москву, затем, с присоединившимися к пробегу российскими участниками, следовали бы обратно Берлин, откуда наши уже самостоятельно возвращались бы в Москву.
Господа автолюбители, заинтересовавшиеся подобной перспективой, благоволят обращаться за справками и разъяснениями в редакцию "Игрушек для больших", тем паче, что второй пробег "Царского ралли" намечается уже на май-июнь следующего года. Будем надеяться при этом, что стартовый взнос для российских участников будет должным образом соотнесён организаторами с текущим уровнем доходов отечественных любителей автомотостарины.