Дорожный набор



 
илл.

Дорожный набор


Ярослав Конкин

илл.
Предметы обихода с изображением автомобиля, выпущенные до начала 10-х гг. прошлого века, довольно редки, так как самоходные экипажи ещё не успели получить в ту пору должного общественного признания и вызывали повсеместный протест, как "исчадие ада". Пепельница ("Клио" )


На Российском Антикварном Салоне в ЦДХ я оказался далеко не впервые. Многолетнее увлечение мотоциклетным и автомобильным антиквариатом, постепенно переросшее в серьёзный бизнес, не позволяет мне пропускать подобных событий. И всё же, должен сказать, был приятно удивлён высоким уровнем последней осенней экспозиции. Теперь даже для скептиков очевидно - Россия на очередном витке развития вновь вошла в антикварный мир и заняла там весьма достойное место. Большинство экспонатов Салона и общая атмосфера праздничного размаха не только радовали глаз, но и будоражили душу, будили воспоминания и мысли. Я ходил просторными анфиладами роскошных залов, прикасался к предметам, возраст которых - Вечность, рассматривал свидетельства иных эпох... Вот, например, прекрасный образец респектабельного дорожного набора. Ни одно автомобильное путешествие начала прошлого века не обходилось без подобного... Меня интересуют именно такие экспонаты - имеющие отношение к технике, к транспорту. Наверное, поэтому я так и решил озаглавить сделанные на Салоне записи - "Дорожный набор".


И в Западной Европе, и, в особенности, в США коллекционирование антикварной техники является традиционным хобби, с развитой инфраструктурой аукционов, магазинов, рынков-ярмарок, индустрией производства копий недостающих деталей, аутентичных материалов (тканей старых фактур и составов, электрических проводов в матерчатой оплётке и т.д.), со многими десятками периодических изданий. Частные лица и общественные музеи коллекционируют и вкладывают огромные деньги в реставрацию самолётов (до лётного состояния), танков, паровозов, гужевых повозок. И, конечно же, автомобилей и мотоциклов.

илл. илл.
Собирание старинных технических игрушек - отдельная обширная тема, имеющая свои направления - самолёты, пароходы, трактора, автомобили, мотоциклы и, конечно же, железные дороги. Паровозы ("Клио") - $100, $1000; Мотоциклист ( "Клио" ) - $150; Паровоз ( "Купеческий двор")


Но не стоит также всё, что происходит на Западе, "валить в одну кучу". Есть любители без больших денег и есть с большими. У людей первого типа, как правило, имеется один автомобиль или мотоцикл недорогой модели и ограниченный бюджет. Именно они и составляют костяк клубов антикварной техники. Такой любитель, по возможности, всё делает сам: сам ищет недостающие изношенные части, сам разбирает, сам собирает... годами... Совсем другой тип - коллекционер с деньгами. Эти люди, как правило, сами со своей техникой не работают, на них трудится целый штат дилеров-поисковиков и специалистов по комплектации, профессиональных реставраторов. Всё самое дорогое и интересное у них.

илл.

В нашей стране только-только пробиваются ростки здоровой экономики, ширится интерес и к различным хобби - в том числе и к коллекционированию. Долгое время в Советском Союзе культивировалось мнение, что нормально коллекционировать лишь доступные марки, монеты, медали и вышедшие из обращения бумажные деньги. Всё остальное мелькало лишь на страницах детективных романов и в остросюжетных фильмах о криминале.

илл.
Велосипед "Паук" (по аналогии переднего колеса с паутиной) - сейчас огромная редкость, вожделенный предмет и повод похвастаться для ценителей. Цены таких велосипедов на аукционах достаточно высоки. ( "Музей уникальных кукол" ) - $5500


Слава Богу, это время прошло. Первыми "созрели" прибалты. Самый первый в СССР клуб, объединяющий людей, интересующихся старинной техникой, открыл двери в 1972 году в Риге. Начался отток всех "стоящих" автомобилей и мотоциклов в северо-западный регион Советского Союза, а оттуда частично и за рубеж. Стоит отдать должное латышам, литовцам, эстонцам -они нашли, отреставрировали и просто спасли от уничтожения многие десятки уникальных экземпляров. Уровень реставрации - качество и количество - в Прибалтике всегда был выше российского. Жаль, что нас разделили границы... А что осталось у нас? Оказалось, что основным количеством членов российских клубов являлись люди, не имевшие возможности купить новый автомобиль, собиравшиеся вместе для обмена опытом по поддержанию подручными средствами техники в ходовом состоянии (порой меняя важнейшие узлы и агрегаты на "москвичёвские" и "волговские").

илл.
Уникальный английский Humber 1915 г. Известно всего лишь три экземпляра. Приобретение такого мотоцикла - редкая удача для ценителя. ( "Игрушки для больших", "Ярослав Конкин", "Коллекция С.Гордеева")


Совершенно естественно, когда жизнь стала "ускоряться" и "перестраиваться", такие клубы "приказали долго жить". Растворился на глазах московский "Самс", рассыпался ленинградский "Самоход"... Но энтузиасты остались, и именно вокруг них консолидируются свежие силы. Появились специализированные мастерские высокого уровня реставрации советских автомобилей. Это и понятно - доступность материала, оборудования и документации, и оправданно с исторической точки - ведь было время, когда некоторые образцы автомобилей и мотоциклов отечественного производства проще было увидеть в Финляндии.

илл.
На каждом автомобиле и мотоцикле начала XX века обязательно стоял сигнальный рожок. ( "Клио")


Трудностей для человека, заинтересовавшегося вопросом приобретения старинного автомобиля, возникает много. "Где купить?" "Что ценно и что не очень?" "Какова реальная стоимость объекта в таком виде и после полной научной реставрации до аутентичного состояния?" "Сколько будет стоить эта научная реставрация?" "Чего не хватает и сколько это стоит?" Можно ли всё это спросить у продавца? Не всегда. Если у вас есть возможность приобрести уже отреставрированный автомобиль или мотоцикл на западном аукционе - это хорошо. В любом случае консультации по мото- и автоантиквариату лучше проводить со специалистами, заслужившими признание на международных салонах и конкурсах реставраторов.

илл.
Такие грузовички ещё встречаются на дачах, куда по обычаю отправляли всё старое и не очень нужное запасливые горожане. ( "Купеческий двор")


На Антикварном Салоне выставлялись и велосипеды, и мотоциклы, и даже автомобили. Но всё же это, скорее, исключения - описываемое мероприятие для коллекционеров и реставраторов техники в масштабе 1:1 всё же не профильное и не главное. Другое дело - околоавтомобильные сувениры, атрибуты, сопутствующие предметы, редкие фотографии, спортивные регалии, игрушки, одним словом, то, что в каталогах всех аукционов мира включается в раздел Automobilia. К этим милым безделушкам посетители Салона проявляли немалый интерес, а значит не за горами и массовый интерес к "большой" ретротехнике.

илл.
Неожиданно и приятно видеть в роскошной витрине среди драгоценностей и дорогих сувениров игрушечный танк сталинской эпохи. ( "Коллекция")


илл.
Жестяные игрушки - трогательное воспоминание о детстве. Наверное, в этом кроется объяснение того, что многие взрослые дяди выкладывают за них совсем "не детские" деньги. ("Клио")


илл. илл. илл.
В 20-30-е годы танки будоражили воображение не только военных стратегов, но и мастеров прикладных искусств. Выполненные ими часы, чернильницы, пресс-папье сейчас украшают коллекции технических сувениров. Шахматы "Красные против англичан" ( "Галерея ГАЛА") - $25000; Часы-танк ( "Веллум" ) - $1000; Чернильница(Рабинович) ( "Галерея ГАЛА") - $7000


илл.
Дореволюционные жестяные игрушки -в наши дни большая редкость. Стоимость некоторых экземпляров сопоставима со стоимостью подержанного автомобиля. Трамвай ( "Купеческий двор")


илл.
ЗИМ долгое время был единственной советской машиной, находившейся в свободной продаже. Автомобиль стоил так дорого, что находилось немного желающих приобрести его даже без очереди. Эта хорошо сохранившаяся игрушка -воспоминание о недостижимой мечте многих советских граждан. ( "Купеческий двор")


илл.
"Пионерская" железная дорога в своё время стоила настолько дорого, что гораздо чаще, чем в детских комнатах, встречалась в витринах центральных детских магазинов, от которых мамашам неизменно приходилось оттаскивать рыдающих карапузов. ( "Купеческий двор")


илл.

илл.

илл.

илл.
Автомобили от Chromov Collection в открытой уличной экспозиции журнала "Игрушки для больших"




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra