Дорожные истории


Дорожные истории



Текст и фото: Максим Андриянов Фото: Елена Сидякина


Актриса МХАТа им. Чехова Екатерина Семенова славится не только своими ролями, но и большим водительским стажем. Годы за рулем подарили ей множество самых разнообразных "дорожных историй".


Как Вы получали права?

Я хотела машину, хотела научиться водить. И где-то лет в 20 мой первый муж Антон Табаков подарил мне "восьмерку". Тогда же вместе с Аленой Хмельницкой, Василием Стрельниковым и Игорем Верником было решено получить права. Один сокурсник предложил купить их. Стоило это по тем временам больших денег - рублей 30! Мы нашли эту сумму и отправились сдавать. При этом я совершенно не умела водить. Лишь накануне вечером соседский парень объяснил мне, где какая педаль и как переключать скорости. Надежда была лишь на то, что я буду сдавать последней, потому что, если бы меня попросили вести машину на глазах друзей, я бы сгорела со стыда. Но мне повезло. Я была последней.

И это был кошмар: я не могла тронуться, машина прыгала, скакала, вытворяла черт знает что. Инструктор, поглядев на все это безобразие, сказал, что никогда в жизни не примет у меня экзамен. Но сила денег возобладала, и права я получила. Такое можно было совершить только по молодости. Сегодня я понимаю, как опасно было выпускать меня на дорогу.

Остальные Ваши друзья тоже не умели водить?

Наоборот. Например, Алена умела и какое-то время, пока не обзавелась своей, водила мою машину. Помню, мне было обидно: как это я, такой счастливый обладатель автотранспорта, а за рулем не езжу. Как-то раз мы ехали с Аленой встречать ее маму в "Шереметьево", и я ей сказала: вот, мол, Алена, машина моя, а за рулем ты. Она - всегда очень спокойный человек - просто вышла из машины и ответила: "А теперь садись за руль ты". Деваться было некуда, я села и поехала. Мы останавливались на каждом перекрестке, пропускали по 4 светофора, прежде чем тронуться. Но до "Шереметьево" добрались. И с этого момента я стала ездить сама. А недели через две, когда, обливаясь холодным потом, я ехала по Ленинградке в сторону школы-студии МХАТ, меня остановил милиционер. Они тогда любили останавливать и спрашивать: "Не могли бы вы подбросить?" Отказать я не смогла. Мы поехали, и от волнения я вцепилась в руль изо всех сил - аж костяшки пальцев покраснели. Ехала с большим трудом. Выходя и смахивая пот со лба, милиционер спросил: "Давно водишь?" "Две недели", - ответила я. "Ну ничего, будешь хорошо водить", - сказал он напоследок. Сегодня, по прошествии лет, я уверенно и легко вожу машину.

Как пришло мастерство?

Во-первых, со временем, а во-вторых, из-за отсутствия страха. Раньше я гоняла, подрезала, влезала во все дыры... Сейчас стала мудрее. Тише едешь - дальше будешь.

Правда, многое еще зависит и от машины. Одно дело - импортные, а другое - наши. Пару лет назад я потеряла права. И это пришлось на то время, когда для получения новых нужно было сдать экзамен на вождение. Я пришла на пересдачу уже с более чем десятилетним опытом вождения, села за руль "шестерки" и поняла, что... физически не могу сдвинуть ее с места. А экзаменатор мне говорит: "Выезжаете задом, разворачиваетесь и едете". На своей машине я могу все что угодно: и задом, и разворот... А тут как сосиска повисла на руле! Кто мог знать, что нужно спортом заниматься, чтобы поддерживать отечественного производителя? Гидроусилитель руля - не конек тольяттинского автозавода. Пришлось сказать: "Давайте я буду говорить, в какую сторону, а вы будете крутить". Я же знаю, что сначала нужно посмотреть в зеркало заднего вида, поправить боковое зеркало и т. д. Это все отработано до автоматизма. Экзаменатор спрашивает:

- "На какой машине ездите?"

- "На Volkswagen".

- "Выходите, вы сдали!"

В кино есть жанр - road movie. С Вами приключались подобные истории?

Я помню, как однажды была в гостях в Германии, в Ганновере. И решила, что обязательно должна посетить Амстердам, до которого около 300 километров. Я рано проснулась и совершенно одна поехала. Гнала 200 км в час и после полудня уже была в Амстердаме. Погуляла до шести и засобиралась домой. Но как определить, где дом? Это по дороге в Амстердам везде были указатели. А тут непонятно, в какую сторону Германия. И вот я спрашивала: "Как проехать в Германию?" Мне объясняли: "Прямо и направо". Я так и ехала, постоянно глядя на мобильный телефон, потому что при пересечении границы должен был переключиться роуминг с голландского на немецкий. И с ужасом думала: вдруг я что-то не так поняла и окажусь во Франции или Швейцарии. Хорошо, что на пути попалась бензоколонка, где мне сказали, что я на правильном пути. В Германии найти Ганновер труда не составило. Самое интересное было впереди! Как найти нужный дом в Ганновере? Ведь я выехала, не записав адрес! Кроме того, на дворе уже ночь, на улицах почти нет прохожих. В итоге мне пришлось позвонить, узнать адрес и вызвать такси, которое ехало передо мной, показывая дорогу.

Часто Вы так путешествуете?

Да, это очень интересный вид туризма. Ведь у тебя есть возможность свернуть со стандартного туристического маршрута и поближе познакомиться с местными жителями, прочувствовать колорит страны. Для этого всего лишь нужно открыть путеводитель Fodor's и посмотреть карту дорог. Так мы с мужем проехали Францию. Так путешествовали в Марокко на полноприводных Land Cruiser, потому что на других машинах попросту не проедешь. Там есть горные дороги, которые представляют собой серпантин среди отвесных скал, без асфальта, без ограждений. Так 40 километров до Маракеша мы ехали 4 часа. Муж мне все время говорил: "Пристегнись сейчас же!" А я ему отвечала: "Понимаешь, Гена, тут что пристегивайся, что не пристегивайся - если сорвешься, то живым не останешься". Особенно страшно, когда видишь, что тебе навстречу едет еще одна машина, ведь дорога такая узкая, что разъехаться очень сложно. Так нам попались навстречу две машины с французами. Им было проще - с ними ехали гиды, которые эти дороги знали как свои пять пальцев. У нас гида не было, Гена не водит машину с ручной коробкой передач. А чтобы разъехаться, надо было задними колесами залезть на гору и освободить дорогу для других машин. Я села за руль и заехала, поставив машину почти вертикально. Французы аплодировали. А у меня еще часа два сердце бешено колотилось при воспоминаниях, как машины французов одним колесом почти висели над пропастью.

Вопрос на засыпку: сколько Вам нужно времени на дорогу, чтобы вовремя приехать на работу?

Если дорога свободна, то не много. А так... Я была на программе Русланы Писанки "Страна советов", и мы обсуждали актуальную для меня тему "пробок". Не так давно я делала ремонт в квартире и жила на даче. Зная, сколько времени занимает дорога, я накидывала еще минут 30-40 и приезжала без опозданий. Хотя был один случай. Я тогда еще работала в театре "Современник", и мне нужно было играть в спектакле "Анфиса". Выехав с Тверской в четыре, я приехала на Чистые пруды в пять минут восьмого, бросив машину в районе Покровки. По закону подлости у меня выключился телефон, и я не могла позвонить и предупредить. В театре на ходу меня одели в костюм, прикрепили косу, и я выбежала на сцену, пытаясь перевести дыхание. Такие случаи редки. Но сейчас я стараюсь рассчитывать время с запасом на непредвиденные обстоятельства.

Среди моих друзей есть один человек, который никогда не опаздывает. Что бы ни случилось. Скажет, что будет в шесть пятнадцать, - значит, будет! Как ему это удается? Для меня это загадка пунктуальности.

Как правильно вести себя в "пробках"?

Главное - не волноваться. Не строить лихорадочно планы, куда свернуть и как сократить путь, потому что это ведет лишь к тому, что попадаешь в другие "пробки". Лучше включить радио, поговорить по телефону, заняться иностранным языком... Тогда есть шанс уберечься от стресса.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra