Дороже новых жигулей



 

Дороже новых жигулей


Если вы смотрели кинофильм "Посол Советского Союза", то значит, вы уже видели машину, с которой, собственно говоря, и началась коллекция нынешнего Рижского Мотор-музея.
"Fabrika Italiana Automobilo Turino", "Фабрика итальянских автомобилей в Турине", или, по-русски говоря, ФИАТ, была основана в 1898 году. Сразу же после окончания Первой мировой войны инженеры фабрики создали весьма удачный автомобиль модели 501. Эта машина стала первым крупным успехом фирмы. До 1926 года, менее чем за 8 лет было произведено и продано более 45000 таких автомобилей.
Но ещё больший успех ожидал следующую, 503 модель ФИАТа.
Созданный на базе основных агрегатов 501 -й модели, этот автомобиль имел куда более широкую гамму кузовов и совершенно новое - угловатое - решение маски радиатора и капота.
На "фиат-503" устанавливался прежний 4-цилиндровый нижнеклапанный двигатель с рабочим обьемом 1460 см3, 4-ступенчатая коробка передач и механические тормоза с приводом - впервые на "фиате" - на все 4 колеса.
Машина в целом получилась довольно резвой и, как выразились бы сегодня, стильной. Угловатость кузова, особенно в исполнении "торпедо", делала её похожей на "роллс-ройс", но, конечно, за куда более скромные деньги. Особенно украшали автомобиль колёса, напоминающие деревянные со спицами, правда, штампованные из стали, а также фигурный передний бампер, склёпанный из двух изящно перекрещивающихся полос.
Примечательно, что пятиместный кузов "фиатов-503" имел лишь три двери: на месте отсутствующей водительской [как и в "роллс-ройсе" водитель здесь располагался справа) снаружи крепилось запасное колесо. Обивка и подъёмный верх кузова там, где он был, выполнялись из кожи-антик, подобранной под цвет кузова. Вместо багажника сзади имелась откидная решетчатая площадка с ремнями, прикреплённая к наружной панели кузова.
Помимо кузова "Торпедо", машина выпускалась в исполнении "кабриолет" на пять мест, "лимузин" с шестью боковыми окнами, "купе" с открытым местом водителя и рядом сидящего пассажира и 2-местный "спидер" (терминология времени выпуска).
Экземпляр, который сегодня хранится в музее, попал в Латвию в 20-х годах. В 1926-м он был приобретён Николаем Стумбриксом -шофёром городского автобуса и по совместительству механиком. Стумбрикс использовал его для нужд семьи и иногда подрабатывал таксистом.
В 1940 году машина была реквизирована и приписана к НКВД. Любопытно, что хозяин при этом устроился на работу водителем при собственном авто.
Согласно прилагаемой к автомобилю легенде (а всякий приличный автомобиль, как приличный замок должен иметь собственную легенду) с началом войны Стумбрикс отогнал машину домой, был вскоре арестован как сотрудник НКВД и попал в печально известный концлагерь Саласпилс, где охранниками служили в основном местные жители. С одним из земляков Стумбриксу удалось договориться, он бежал, оказался у партизан, и домой попал только после освобождения Риги Красной Армией.
Любопытно, что ни немцев, ни вернувшуюся советскую власть автомобиль не заинтересовал (все-таки лет ему было уже немало). В 60-х годах автомобиль попал на Рижскую киностудию. Здесь, а также на других киностудиях СССР он снялся по меньшей мере, в 75 фильмах.
В 1986 году инициативная группа будущего "Мотор-музея" попыталась купить знаменитую машину. Дело оказалось совсем непростым, понадобилось пройти 4 комиссии и заручиться визами 12 бюрократов, прежде чем было получено соответствующее разрешение. Вопрос решался на уровне Министерства автомобильного транспорта Латвии, ни больше, ни меньше! Наконец, разрешение выкупить машину было получено, однако окончательная сумма оказалась по тем временам более чем внушительной: за весьма и весьма подержанный автомобиль потребовалось выложить 7.7ОО полновесных советских рублей. Это было дороже, чем стоили тогда новенькие "жигули"!
Воистину, заплатить за старый "фиат" дороже стоимости нового "фиата" может только сумасшедший или ревностный любитель автомотостарины.
Что, в конечном итоге, одно и то же.
Это был первый экспонат, приобретенный специально для будущего музея.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra