Главная » Журналы » Журнал "Игрушки для больших" » Архив » Выпуск N 31 » Дом с привидениями в Бикерниеке

Дом с привидениями в Бикерниеке




 
  


Дом с привидениями
в Бикерниеке


Valsts muzejs "Rigas Motormuzejs" S.Eizensteina 6, Riga, LV- 1079, Latvija
Рижский Мотормузей ул.С.Эйзенштейна 6, Рига, LV-1079, Латвия

+10371-709-71-70

ежедневно 10.00 - 18.00
понедельник - 10.00 - 15.00
кроме государственных праздников

взрослый - 1 лат (около 2 $) детский - 0,3 лат (около 0.80 $)
от вокзала - таксобус N 5


Когда видишь здание Рижского Мотормузея впервые, а это здание в спальном рижском районе Межциемс видно издалека, то сразу становится ясно - вот он, музей.
Фасад здания похож на маску радиатора "роллс-ройса" начала прошлого века. Сперва невольно сбавляешь шаг, озадаченный этим несколько неожиданным обстоятельством, потом пожимаешь плечами и идешь дальше: а чему, собственно, тут удивляться? Ведь здание изначально проектировалось и строилось как музей, причём не просто музей, а музей старинных автомобилей.
Конечно, Рижский Мотор-музей далеко не единственный в своём роде в мире, и даже далеко не самый крупный. Коллекция его насчитывает около двухсот единиц техники старых марок, к сожалению, далеко не все они экспонируются - не хватает площадей.
Однако при всём при этом в России, население одной только Московской области которой более чем в 2,5 раза превосходит население Латвии, ничего подобного не существует до сих пор.
А музей в Межциемс в этом году справляет маленький юбилей - ему уже 15 лет.
Впрочем, опять же: удивить это обстоятельство может только того, кто решительно ничего не знает о реставрации и коллекционировании старинных машин в СССР.
Когда-то Рига была Меккой любителей авто-мотостарины. Такого количества слетов и такого количества участников не знал, пожалуй, ни один другой город в Советском Союзе. А рижский "Latvijas PSR Antiko Automobilu Klubs" (AAK) - Клуб антикварных автомобилей Латвийской ССР - был известен не только в Союзе, братских Польше, Чехословакии, ГДР, Венгрии, но и в полудружественной Финляндии, и в совсем не дружественных в то время ФРГ, Голландии, Дании и т.д.









Частная коллекция


Давным-давно нет ни СССР, ни советской Латвии, а Клуб антикварных автомобилей Латвии существует до сих пор, в 2002 году ААК справил свой тридцатилетний юбилей
Когда 21 июля 1972 года была зарегистрирована первая в Латвии общественная организация, занимающаяся реставрацией старинных автомобилей и мотоциклов, так далеко никто ещё не заглядывал. В клубе состояло два десятка человек и немногим более двадцати "староходов". Инициаторами создания ААК стали В. Кулбергс (первый председатель Клуба), Э. Жвигулис, А. Гайле, Ю. Гагайнис и другие.
Целью ААК организаторы провозгласили популяризацию истории авто - и мототехники, объединение энтузиастов старинных транспортных средств для сотрудничества и совместной работы, поиск, приобретение и реставрацию интереснейших экземпляров техники, и, прежде всего, изготовленных в республике и стране.
Поскольку в начале XX столетия Рига была колыбелью автомобилестроения России - именно здесь располагался некогда Русско-балтийский вагонный завод, первый и единственный завод в царской России, выпускавший автомобили, - члены клуба мечтали создать в Риге первый в СССР музей истории техники и транспорта. С этой целью были начаты поиски староходов в Латвии, Эстонии и Литве.
Далее поиски следов "автомобилей-дедушек" развернулись по всему Советскому Союзу.
Одной из наиболее удачных находок стал изготовленный в 1912 году на Русско-Балтийском вагонном заводе пожарный автомобиль "Руссо-Балт". Его останки были найдены членами клуба в одном из местечек недалеко от Риги в 1976 году, а через два года автомобиль был восстановлен, практически, до оригинального состояния и передан на хранение в рижский музей пожарной техники, поскольку своего помещения у Клуба в тот время не было.
  

В том же 1976 году удалось чудом спасти от уничтожения уникальный немецкий 16-ти цилиндровый гоночный автомобиль "Auto-Union С", который сегодня является единственным уцелевшим в мире экземпляром: буквально через неделю на московском заводе "ЗИЛ" его собирались разрезать на металлолом во время очередного коммунистического субботника по очистке территории. Автомобиль, сконструированный и построенный специально для гонок на горных трассах, ещё и сегодня удивляет своей прогрессивной конструкцией и техническими показателями; когда-то он мог развить скорость до 340 км/час.
  

Начиная с 1973 года, ААК организовал более десяти слетов старинных транспортных средств. Самыми крупными из них были "Ретроавто-86" (более 120 староходов), на котором статуэтки с фигурой богини победы Ники - специальный приз за лучшее выполнение реставрационных работ - получили рижане А. Роде ("Horch 853", модель 1935 года) и Г. Адамсон (гоночный автомобиль BMW 328 "Mille Miglia" - уникальная модель 1940 г.) и Международный слет "Рига-88" (более 140 единиц старинной техники из Прибалтики, Белоруссии, Москвы, Ленинграда и ряда зарубежных стран), проведённый в 1988 году.
С 1978 по 1981 год ААК организовал три долговременных выставки староходов в Риге и Юрмале, также регулярно клуб организовывал в республике ретро-ралли старинных машин. Члены клуба участвовали в аналогичных мероприятиях в Чехословакии, Польше, ГДР. В 1986 году несколько машин ААК отправились в "дальнее зарубежье" - в финский город Пори отбыл мотоцикл "Россiя" велосипедной фирмы Лейтнера, изготовленный в Риге в начале века, шестиместный лимузин высшего класса выпуска 1949 года "ЗИС-115С" и упоминавшийся уже "горный" "Auto-Union".
Латвийский ААК был, пожалуй, крупнейшей в Советском Союзе общественной организацией, занимающейся вопросами поиска, реставрации и сохранения авто-мотостарины. В лучшие времена ряды ААК насчитывали 310 членов и 107 кандидатов. В собственности членов клуба находились 153 старинных автомобиля, 156 мотоциклов и более 100 велосипедов, кандидаты владели ещё 61 ретро-автомобилем, более чем 40 мотоциклами и 3 велосипедами. Если к этому числу прибавить около 40 уникальных староходов, находившихся в общественной коллекции клуба, то мы получим гигантскую для стран бывшего СССР цифру в более чем 550(!) единиц старинной техники.
Активная деятельность клуба, которая в основном осуществлялась на общественных началах, вызвала широкий интерес публики и поддержку со стороны тогдашнего правительства Латвии. В 1986 году на окраине Риги, в районе Межциемс, рядом с авто-мотогоночноным спортивным комплексом было начато строительство "Центра технического творчества, выставок и отдыха (ЦТТВиО) "Межциемс"". Предполагалось, что в новом центре будут созданы должные условия для качественной и рациональной работы по реставрации староходов, в выставочном зале площадью в 2500 м2 , будет экспонирована коллекция автомобилей, мотоциклов и велосипедов ААК. Чтобы приблизить день открытия Центра "Межциемс" члены ААК и энтузиасты активно участвовали в субботниках, помогая строителям в уборке территории и на других подсобных работах.
  

С падением СССР ААК своё существование не прекратил. Правда, в начале 1990-х наблюдалось некоторое затишье, но время-то было какое!
Тем не менее, Клуб проводил небольшие слеты, члены клуба продолжали реставрировать технику, причем уже насовсем другом уровне - появились новые возможности, современные реставрационные материалы и технологии, открылся доступ к специальной информации и оригинальным запчастям, о чём раньше и мечтать не приходилось.
Каждый год проходят несколько слетов-выставок. С 1990 по 2000 год проведено около 30 разных мероприятий, посвященных старинным автомобилям, в том числе множество ставших уже традиционными "Дней реставраторов", которые устраиваются 2 раза в год.
В 2002 году с успехом прошел слет "староходов", посвященный 30-летию ААК. Было представлено 75 автомобилей и 60 мотоциклов, среди участников - гости из Финляндии, Эстонии, Литвы, других стран - и России (Москва, Санкт-Петербург, Иваново).
Рижский Мотормузей и ААК живут в тесном содружестве. В музее размещается "штаб-квартира" Клуба антикварных автомобилей Латвии, который сегодня объединяет около 400 человек. Библиотеки музея и клуба объединены, в экспозиции музея демонстрируется большое количество машин членов клуба.
Отрадно, что машины, которые в сложный переходный период конца 1980-х - начала 1990-х годов были проданы на Запад, сегодня потихоньку возвращаются. Конечно, это процесс не легкий и не быстрый, однако тенденция "обратного движения" уже намечается. Машины и мотоциклы привозят из Германии, Швеции, США, Чехии и других стран.
Налаживается сотрудничество с Россией. К примеру, летом 2003 года музейные и клубные машины и мотоциклы снимались в российском киносериале "Красная капелла" режиссера А. Аравина. Ширится "староходное" движение и в самой Латвии - не так давно созданы два местных клуба старой техники - в Лиепае и в Юрмале.
Центр "Межциемс", который когда-то затевался членами ААК, и был, и не был открыт. Это значит, что здание, планировавшееся под Центр, в конце концов, было построено и построено именно таким, каким его когда-то задумывали. Но времена изменились, и длинное, неуклюжее наименование ЦТТВиО заменили кратким и понятным "Рижский Мотор-музей".
Основу собрания музея составили упоминавшиеся уже 40 машин общественной коллекции Латвийского Клуба антикварных автомобилей. Правда, за эти годы музей и сам неплохо пополнил свои фонды. Поднявшись по ступеням к входу в стиле "роллс-ройс", через большие стеклённые двери попадаешь в сравнительно небольшой холл. Здесь можно оставить верхнюю одежду и сумки в гардеробе, и - добро пожаловать в экспозицию.
Кассы, как таковой, нет. Билеты продают за небольшим столиком у самого входа в экспозиционный зал, здесь же и отрывают "контроль".
Несмотря на то, что Мотор-музей находится на окраине города, посетителей за год здесь бывает не меньше, чем в других музеях, расположенных в центре. Цена билетов в сравнении с другими европейскими автомузеями - более чем доступная. Тут же у столика можно приобрести журналы, брошюры и книги о старинных автомобилях и мотоциклах. Обнаружить среди прочих изданий журнал "Игрушки для больших" нам, было, не скроем, приятно. Можно купить и небольшие модели старинных и современных автомобилей, брелок или какой-нибудь другой сувенир на память о музее. Вам это обойдётся не слишком дорого, а музею польза: всё-таки пусть небольшая, а финансовая поддержка.
Музей располагается в двух этажах - один зал внизу, второй - наверху. С первого на второй этаж ведёт симпатичный въездной пандус, который лишний раз напоминает: мы в автомобильном музее. Тут и там весьма оригинально и симпатично расставлены кадки с пальмами и цветами. Сверху сквозь стекла льётся свет, который кроме второго этажа освещает ещё и большую часть первого.
Обзор экспозиции начинается внизу, слева направо, по часовой стрелке.
Экспонаты в музее разные. Есть просто автомобили, автомобили, так сказать, в чистом виде. А есть машины с историей.
Самый первый и самый старый автомобиль в коллекции музея - он стоит почти у самого входа - белый Наnsa G12/36 с кузовом renntorpedo. Машина попала в Россию в середине июля 1914 года. Два каких-то немецких чудака-туриста додумались прокатиться в Москву в самый канун первой мировой войны. Затея удалась. 19 июля (1 августа по новому стилю), аккурат в день объявления Германии войны России, Наnsa, победно трубя клаксоном, въехала на Красную площадь, где неистовствовала разгорячённая известием о нападении тевтонов московская публика.
  

"Весело", не так ли? Бедные немцы...
В конце 70-х - начале 80-х гг. Наnsа, точнее, то, что от неё осталось, а осталось, прямо скажем, немного - рама, облицовка радиатора, мосты и полуразобранный двигатель - была случайно обнаружена в Подмосковье и привезена в Ригу. Здесь машину восстановили, стараясь максимально использовать если не полностью оригинальные запчасти, то, по крайней мере, узлы и детали той же эпохи. Например, бесподобные ацетиленовые фонари тяжелой блестящей латуни, конечно, не Hans'овские, но всё равно смотрятся изумительно.
А вот старенький "рено" 10 CV. Кроме того, что это "рено" 1928 года выпуска, один из немногих автомобилей этой марки, который сегодня можно увидеть воочию и того, что он снялся в большом количестве советских фильмов, про него и рассказывать особенно нечего.
Вот уникальный чудом сохранившийся "Де Сото". У него длинная и интересная история, однако, мы не станем её рассказывать, поскольку "Игрушки" уже подробно рассказывали об этой машине в одном из номеров. Комплектность и состояние машины просто уникальны: колеса с деревянными спицами и бархатная обивка сведут с ума самого тонкого и придирчивого ценителя.
Есть в коллекции машины, принадлежавшие в своё время знаменитым людям - Горькому, Молотову, Хрущеву, Брежневу, Евгению Канскису. Кто такой Евгений Канскис, спросите вы? В автомобильной Латвии этот вопрос столь же неуместен, как вопрос "кто такой Михаэль Шумахер?" в Германии "кто такой Хуан-Мануэль Фанхио?" в Аргентине или "кто такой Ален Прост?" во Франции. Канскис - гонщик. Великий гонщик. И ещё - великий яхтсмен.
Поэтому если вы будете в музее вместе с латышскими друзьями и вдруг захотите сделать им приятное, то, как бы невзначай спросите: "А где у вас тут машина Евгения Канскиса? Мне, дескать, про него столько рассказывали...". Уверяем вас, ни один самый роскошный сувенир из России не принесет вашим приятелям столько радости, сколько этот невинный вопрос. Правда, сей вопросец лучше попридержать до того момента, когда первый этаж будет уже осмотрен, поскольку "амилькар" Канскиса находится на втором этаже, куда вас, несомненно, сразу же и увлекут, невзирая на слабые протесты и возражения. Осмотреть первый этаж, таким образом, толком не получится, а там есть, что посмотреть.
Экспонатов на первом этаже музея немало. О самых интересных из них мы написали отдельные истории, они здесь же, на страницах журнала.
Состояние хранящихся автомашин разное. Есть полностью отреставрированные машины, есть машины, отреставрированные частично, а вот "роллс-ройса" Брежнева, например, рука реставратора, явно не касалась, и, пока существует музей, никогда не коснется. Тому есть причина, ну да это - отдельный разговор.
Среди экспонатов Мотор-музея есть машины просто уникальные, о которых, готовы биться об заклад, большинство читателей слыхом не слыхивали. Ну, скажем, слыхали ль вы об "автомобиле Бахчиванджи", который должен был занять нишу, которую позже прочно занял "запорожец", да только ничего из того не вышло? Или, например, о "москвиче-ХСП" - "хочу стать "Победой""? Тоже нет? Ну что ж, тогда в Рижском Мотор-музее вам будет, чем заняться.
  

Большая часть музейных экспонатов относится к периоду 30-40-хх гг., но есть и более поздние модели. Очень много трофейных машин, тут вам и генеральский (нет, пожалуй, даже генерал-фельдмаршальский!) "хорьх-951 А" и куда более скромный "опель-капитан", правда, в исполнении "кабриолет", что, в общем, тоже не фунт изюма. А уж "мерседесов" разных - тех наберется десятка полтора, если не больше.
С отечественными, то есть, пардон, с советскими автомобилями, отечества-то у нас теперь разные, дело обстоит куда скромнее. Хотя в музее можно найти и "москвичи" разных моделей, и коллекцию легковых машин Горьковского автозавода, в том числе чрезвычайно редкий ГАЗ-64 - первый серийный советский джип, и машины Тольяттинского ВАЗа, включая ставший редким сегодня ВАЗ -2103 из первой партии (машина находится в изумительном техническом состоянии), и весьма представительную коллекцию автомобилей представительского класса - "членовозные" "зилы" и "чайки".
Помимо машин в экспозиции представлены велосипеды (между прочим, здесь имеется уникальный велосипед "Россiя" фирмы Лейтнера, историю которой вкратце можно найти на страницах этого номера) и мотоциклы.
  

Музейная коллекция мотоциклов, может быть, куда скромнее по объёму (по крайней мере, что касается её экспонируемой части), чем коллекция автомобилей, однако тут имеются весьма и весьма примечательные экспонаты. Один ИЖ-7 1935 года чего стоит - сколько их осталось, тех "ижей"? Так ведь этот "иж", ко всему прочему, оборудован еще и снегоходными лыжами на скандинавский манер - две узкие лыжи по бокам, переднее колесо без лыжи (подобная конструкция использовалась в латвийской армии).
А вот, стоящий тут же, "индиан"-снегоход - фирменный американец: те же две узкие боковые лыжи, а впереди - широкая, обитая алюминием, подрессоренная лыжина с прорезью под колесо впереди. Про немецкий Kettenkraftrad (Sd.Kfz.2) - полугусеничный мотоцикл времён Второй мировой войны - написано уже немало, соответственно, повторяться мы не будем, лишь упомянем, что в коллекции Рижского Мотор-музея подобный экспонат имеется, и пойдем дальше.
Желтый милицейский "Урал" М-63 С "Эскортный" с голубой надписью "ГАИ", оранжевыми габаритными огнями и красными сигнальными фарами, теперь уже без всяких снегоходных излишеств - нормальный линейный "гаишный" мотоцикл - вещь, вроде бы, не такая уж эксклюзивная, однако ж, и далеко не рядовая. Их, может быть, выпущено было немало, да только сохранилось немного.
Рядом со многими экспонатами стоят манекены, изображающие разных лиц. У "линкольна" Горького стоит Горький, из ЗиЛа Хрущева выходит Хрущев, в разбитом "роллс-ройсе" Брежнева имеется фигура Брежнева. До портретного сходства фигурам, правда, на наш взгляд весьма и весьма далеко, ну да это простительно, всё-таки мы в автомобильном музее, а не в музее восковых фигур мадам Тюссо, где подобного рода обстоятельство извинить было бы никак нельзя. Вот и у милицейского "урала" стоит манекен постового, облачённый в милицейскую форму, белую парадную портупею и белый мотоциклетный шлем. На руке постового висит светящийся полосатый жезл, который не светится (оглянувшись по сторонам, мы украдкой включили на жезле кнопку, однако он не загорелся - то ли батареек в нём нет, то ли лампочка перегорела, то ли приключилось то и другое, взятое вместе; вы ничего такого, пожалуйста, не делайте и про нас никому не рассказывайте, всё-таки в музее трогать руками экспонаты не дозволяется).
В музее выставлены также всякие до машинного дела относящиеся штуковины - от бензоколонки "Shell" с ручным насосом до домкратов и гаечных ключей. Автомелочи располагаются на многочисленных стендах и в специальных отсеках, один из которых сделан в стиле "дедушкин гараж" - бревенчатые стены, вдоль них деревянный верстак со всякой всячиной, старенький мотоцикл в углу и шасси старохода с крыльями, но без кузова.
Тут же лежат домкраты, висит всякий инструмент, запчасти и прочее. Приём, конечно, далеко не новый, но в эффектности, конечно, ему не откажешь: сию загадочную картинку - "угляди-угадай" можно рассматривать довольно долго, и - не надоедает!
  

Неплохо смотрится и инсталляция из автомобильных номерных знаков на длинном стенде вдоль стены. В полутьме зала стенд выделяется броским световым пятном и виден ещё издали. Такое впечатление, что помимо внутренней подсветки он подсвечен снаружи какими-то особенными лампами. Подойдя поближе, обнаруживаешь, что лампы здесь ни при чём, просто пол второго этажа спроектирован таким образом, что примерно на метр не доходит до стен. Из-за этого дневной свет беспрепятственно падает сверху, создавая весьма впечатляющий эффект естественной "подсветки". Вот что значит здание спроектировано специально для музейных целей!
Номеров в коллекции не так уж много, особенно интересны желтые знаки, действовавшие в Латвийской ССР в 1946-1960 гг., а также довольно редкий "черный" знак "02-25 ПРОБА" - примерно такой же был на инвалидной коляске, в которой передвигалась неразлучная троица Трус, Балбес и Бывалый в кинофильме "Операция "Ы".
Второй этаж посвящен в основном спортивной технике. Тут можно увидеть и известный рекордный "Пионер 2М", тот самый "Авто-унион Си", точнее, шасси D с мотором С, разработанный специально для горных гонок и, наконец, "Амилькар CGSS" Евгения Канскиса.
На огромном стенде вдоль стены хранится большущая коллекция спортивных призов, знаков, медалей, значков, дипломов, отражающая историю латышского автомотоспорта почти за сто лет.
И вновь - мотоциклы, велосипеды, машины, машины...
  

Осмотрев второй этаж, а он по площади и числу крупных экспонатов не уступает первому, не торопитесь спускаться вниз. Лучше на минутку остановиться у балюстрады, облокотиться о перила и посмотреть на машины на первом этаже сверху.
Посмотреть и почесать затылок: эх, фотоаппарат-то я и не взял. Придется приехать ещё раз.


... Скорее всего, если бы здание в Бикерниеке досталось кому-нибудь ещё, а не Рижскому Мотор-музею, никаких привидений там бы ещё не было. Музей же - совсем другое дело. Там, где хранятся старинные вещи, всегда возникает нечто особенное.
Так что дом этот - не смотрите, что по музейным меркам он ещё очень молод, - совсем не простой. Таинственный и загадочный. Самый настоящий дом с привидениями.
Там живут машины и их души. Их нужно просто суметь разглядеть.
О, они могут многое поведать! Не верите? А вы почувствуйте...


Василий ТАРАСОВ, Гурий ГУРЕВИЧ


Москва-Рига-Москва



Редакция благодарит членов клуба антикварных автомобилей Латвии - Нормунда Орлеанса, Эгила Мартинсонса, Виктора Кулбергса, Абрама Лейбовица, Алексея Попова, Леона Кесминса, Евгения Паланского и др. - за предоставление своих староходов для съемок.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra