Главная » Журналы » Журнал "Ретро&экзотика" » Архив » Выпуск 7 » Диковинка из страны тюльпанов

Диковинка из страны тюльпанов




 

ДИКОВИНКА ИЗ СТРАНЫ ТЮЛЬПАНОВ


"Редкий", "эксклюзивный", "коллекционный"... Когда применяют подобные эпитеты, говоря об автомобиле человеку, не особо интересующемуся автотематикой, становится интересно: ну что еще эдакого может быть в очередной четырехколесной железяке?


ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Spyker 60 HP

Обычного человека наверняка озадачит тот факт, что современный автомобиль, в котором нет ни ставших привычными в серийных авто электронных "наворотов", ни автомагнитолы, ни даже обычной зажигалки, может стоить более 300 тыс. евро. Но для знающих людей название Spyker означает многое...


Если говорить о европейских производителях суперкаров, то в первую очередь на ум, естественно, приходят итальянцы, немцы, англичане... Но помимо них, матушка-Европа имеет не менее известные марки. В частности, поклонникам гонок на выживание и серий GT хорошо знакомо имя автомобилестроителя Spyker. Эта голландская марка известна и любителям кино по фильму "Основной Инстинкт 2", в съемках которого использовалось стильное купе Spyker C8 Laviolette.

Возможно, название компании Spyker Automobielen В. V. не известно в широких кругах, зато сам бренд Spyker существует уже более ста лет, то есть заметно дольше, чем некоторые уважаемые европейские марки. А, скажем, единичные суперкары Горацио Пагани или Кристиана фон Кенигсегга также имеют великолепный дизайн и не менее потрясающую цену, но они имеют один серьезный недостаток – марки Pagani и Koenigsegg еще слишком молоды.

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С КАРЕТЫ

История голландской марки Spyker началась в 1880 г. Она была основана братьями Якобусом и Хендриком Спайкер (Jacobus and Hendrik-Jan Spijker). Изначально компания была названа по фамилии своих создателей Spijker (по правилам чтения нидерландского языка читается как "Спайкер"), однако вскоре для придания благозвучия названию бренда на других языках Европы сочетание букв "ij" было заменено на "y".

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
карета Spyker, 1898 г.

Компания задумывалась как производитель колесных экипажей, и построенная братьями Spijker к коронации королевы Вильгельмины в 1898 г. "Золотая карета" до сих пор находится на службе у королевы Нидерландов. Три поколения правящих королев на протяжении 110 лет выезжают к своему народу на этой карете, запряженной восемью лошадьми. Можно сказать, что изготовление этой кареты обеспечило братьям Спайкер успех в бизнесе и развитие предприятия.

Изначально планировалось заниматься только выпуском карет, но быстрый рост автопромышленности в начале XX века заставил кардинально пересмотреть стратегию компании и перестроить ее на новый, автомобильный формат.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
коллектив конструкторского бюро Spyker.
Жозеф Лавиолетт - второй слева

В результате – мировой автопром получил первый в мире шестицилиндровый мотор, первую полноприводную трансмиссию и тормоза на всех колесах, которые были установлены на машине Spyker 60HP в далеком 1903 г.

Впрочем, вначале дела братьев шли не очень удачно. Чтобы процесс перехода от изготовления карет к постройке автомобилей прошел менее болезненно, Спайкеры приобрели автомобиль Benz и разобрали его до винтика. К их большому разочарованию внутри оказалось намного больше составляющих, чем в привычной для них карете. Стало ясно, что осилить науку постройки соб-ственных автомобилей одним махом не удастся, и братья договорились с Benz о сборке и продаже немецких автомобилей в Голландии под маркой Spyker-Benz.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Первое самоходное средство
передвижения братьев Спайкер

В 1898 г. на свет появилась модель Spyker-Benz 3 HP Comfortable (на базе Benz Velo) с двигателем мощностью всего 3 л.с., а также модель 5 HP Duc (подобная Benz Victoria) с двигателем в 5 л.с.

ВЗЛЕТ В НАЧАЛЕ ВЕКА

Дело пошло, но братья мечтали о большем – о производстве автомобиля соб-ственной конструкции. Первый Spyker, ставший собственной разработкой братьев, появился в 1900 г. Им стала модель 5 HP с американским 2-цилиндровым оппозитным двигателем. Впрочем, модель оказалась не очень удачной в техническом плане, поэтому было изготовлено всего несколько экземпляров.

Перелом наступил, когда в компании появился бельгийский изобретатель Жозеф Лавиолетт. С его приходом работа по созданию собственного автомобиля закипела, и компания Nederlandsche Automobiel en Vliegtuigfabriek Trompenburg начала набирать обороты. Кстати, завод был построен на месте, где до этого располагался замок "Тромпенбург", и это имя было включено в название компании – теперь оно стало солиднее, чем Spijker, что в переводе с фламандского означает "гвоздь".

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Spyker Trompenburg factory

В 1903 г. появилась модель 10/12 НР, следом – 20/24 НР с мотором, сооруженным из четырех блоков – по цилиндру в каждом. Трудно представить, какой переполох вызвала в автомобильных кругах модель образца 1903 г. под индексом 60 HP, концепцию которой предложил Якобус Спайкер, а реализовал Жозеф Лавиолетт. Обозначение HP в названии, естественно, означает "лошадиные силы", а цифра 60 – их количество. Для того времени это впечатляющий показатель. Собственно, как и рабочий объем 6-цилиндрового двигателя, который составлял 5 л. Прекрасно понимая, что для мощности, развиваемой мотором, нужна достойная тормозная система, создатели Spyker 60HP снабдили все его четыре колеса барабанными тормозными механизмами. А для лучшей реализации мощностных возможностей автомобиль был оснащен первой в мире системой посто-янного полного привода. За передачу крутящего момента к колесам отвечали 3-ступенчатая КПП и 2-ступенчатая раздаточная коробка. Таких технических особенностей на заре автомобилестроения было вполне достаточно для того, чтобы о создателе подобной техники заговорили как об одном из величайших конструкторов.


За первый этап существования компании, который продлился до 1926 г., было выпущено по различным данным от 1500 до 2000 автомобилей. До наших дней их сохранилось менее 20.


Однако добиться надежной работы сложной конструкции так и не удалось, кроме того, цена такой машины получилась немалая. Фактом является то, что по уровню конструкторских задумок Spyker 60 HP на то время оказался одним из самых прогрессивных – тот же полноприводный Bugatti Type 35, появившийся спустя 30 лет, также не смог добиться заметных успехов на "полноприводном" поприще. Сейчас, век спустя, мы понимаем, что идея обогнала возможность своего достойного воплощения на несколько десятилетий.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Spyker type 1919 Aerocoque

Специально к Парижскому автосалону 1903 г. появился Spyker 16/20 НР, который тоже не оставил автомобильный мир без нововведений в виде круглой радиаторной решетки, что очень изменило внешность машины. Автомобиль имел 4-цилиндровый мотор со смелой, но не очень надежной, водяной системой охлаждения. Тем не менее внутренняя конструкция была настолько хорошо продумана, что мотор и трансмиссия были практически не слышны. Кроме того, на автомобиле был установлен патентованный пылевой поддон, который впоследствии стал одним из главных преимуществ Spyker перед конкурентами. Так автомобиль был максимально защищен от уличной грязи и пыли. Эту деталь конструкции даже отмечал английский автомобильный журнал The Automotor Journal, который в 1905 г. писал: "Основными тремя характеристиками автомобиля Spyker являются безукоризненное качество постройки шасси, тишина и надежность двигателя и трансмиссии, а также отсутствие пыли при движении".

В 1904 г. появился Spyker 14/18 НР с кузовом "дабл фаэтон" (double phaeton). Автомобиль имел шасси из прессованной стали, 4-цилиндровый двигатель объемом 2544 см3, предел скорости около 60 км/ч и круглый радиатор, на многие годы ставший визитной карточкой Spyker. Но и это еще не все. Именно этому автомобилю суждено было сыграть особую роль в судьбе братьев Спайкеров.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Spyker 14/18 HP, 1906 г.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Spyker 14/18 HP, 1904 г.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Spyker 30/40 HP C4, 1921 г.

В 1907 г. "Спайкер 14/18 НР" участвовал в гонке Пекин–Париж наряду с автомобилями "Итала Гран При 35/45" (Itala), двумя "Де Дион-Бутон" (De Dion-Bouton) и трициклом "Конталь" (Соntal). Дистанция составляла 16 тыс. км и проходила по очень трудной местности через пустынную Азию и Европу. Четырехцилиндровая Itala преодолела дистанцию ровно за два месяца, выиграв эту изнурительную гонку. А 30 августа почти одновременно финишировали "Спайкер" и пара "Де Дионов".

Почетное второе место в этой гонке дало компании право гордиться своими автомобилями и принесло ей еще большую популярность. Автомобильный мир находился в ожидании – что же будет дальше с этой компанией? Ответ последовал незамедлительно: автомобили Spyker расходились по всему миру.

ПЕРЕЛОМ

20 февраля 1907 г. затонул идущий из Англии в Голландию паром, одним из пассажиров которого был основатель компании Хендрик Спайкер. Потеря лидера и идейного вдохновители привела компанию к банкротству. Бренд за смешные деньги был куплен группой инвесторов, и в новой команде не нашлось места для Якобуса Спайкера. Теперь это была уже совсем другая компания, и решения в ней принимали другие люди...

Начавшаяся Первая мировая война внесла коррективы в автомобильный рынок – интерес к роскошным автомобилям упал, людям было не до машин. Spyker была вынуждена искать способы поддержания производства, и решением было объединение с голландской фабрикой по производству самолетов Dutch Aircraft Factory N.V. С этого времени эмблемой компании стал пропеллер, сменив логотип в виде надписи Spyker. Кроме нового логотипа появился и новый слоган: "Nulla tenaci invia est via" ("Для упорных нет непроходимых дорог"), который используется и до сих пор.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Spyker Silvestries V8 (прототип), 1999 г.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Несколько непривычный для
современного авто вид приборной
панели, не так ли?

В то сложное время началось строительство военных истребителей, и автомобили отошли на второй план. Было выпущено более 100 самолетов и 200 двигателей военного назначения.

Дальнейшая история бренда – это череда ярких "вспышек", которые все же не смогли предотвратить исчезновение Spyker из перечня автопроизводителей того времени.

После окончания войны Spyker возобновила производство машин и вернула себе славу лучшего технического конструктора. Были выпущены модели 25/З0 НР с кузовами Aerocoque ("аэрокок"), напоминавшими фюзеляж самолета. Появление этой модели позволило компании внедрить в область автомобилестроения авиационную технологию и дизайн. В 1920 г. на свет появилась модель С2 с 4-циллиндровым двигателем Continental объемом 4607 см3 и 35 л.с. С 1920 по 1925 год выпускалась представительская модель 30/40 С4, которая оснащалась специальной версией 70-сильного двигателя рабочим объемом 5742 см3 с двойной системой зажигания BOSCH, который производился немецкой фирмой Maybach Motorenbau GmbH.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Spyker C8 Spyder

В 1921 г. C4 установил новый рекорд износостойкости, проехав 30 тыс. км за 36 дней. Спустя год британский гонщик Селвин Эджи принял участие в чемпионате Brookland`s Double-Twelve и на своем Spyker C4 показал рекордное время, проехав свой лучший круг со скоростью 119 км/ч.

В 1922 г. компания снова переживала сложные времена и даже была объявлена банкротом. Один из британских дистрибьюторов автомобилей Spyker завладел компанией и, переименовав ее в Spyker Automobielfabriek, начал заново налаживать производство. Однако заметных улучшений не происходило, и в 1926 г. деятельность "Спайкер" была остановлена на долгих 70 лет.

ЛЕГЕНДАМ СВОЙСТВЕННО ЖИТЬ!

В 1997 г. несколько автомобильных энтузиастов и талантливый инженер Маартен де Брюин (Maarten de Bruijn) собрались вместе и приняли решение возродить марку. Так начался новый виток развития марки Spyker. Древние традиции автостроения возродились в производстве ограниченных серий эксклюзивных машин.

Сначала был разработан прототип под названием Spyker Silvestries V8. Новая модель отличалась необычным дизайном, вызвавшим всеобщий интерес.

В 2000 г. на автосалоне Birmingham Motor Show широкой публике был представлен оригинальный родстер С8 Spyder. Представленная в 2002 г. модель С8 Double 12 оснащена 4,2-литровым двигателем Audi V8 мощностью 400 л.с. с пятью клапанами на цилиндр. Мотор располагается за сиденьями в базе автомобиля. Заявленные характеристики модификации Spyker C8 Double 12 S являются беспрецедентным достижением голландских инженеров. Так, автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 4,5 с, и его максимальная скорость составляет 300 км/ч.

В моделях Spyker много аллюзий на авиационное прошлое компании – сопла воздухозаборников, сплошь тумблеры вместо кнопок, а спицы руля и дисков напоминают пропеллер. Оформление аналоговых приборов, часть которых с функциональной точки зрения – явный анахронизм, выдержано в ретро-стиле.

Еще один новый проект компании – внедорожник с названием Spyker D8 Peking-to-Paris, класс SSUV. Большинство из нас зайдет в тупик при встрече с сочетанием SSUV, между тем мы присут-ствуем при рождении очередного перспективного класса автомобилей – Super Sport Utility Vehicle. Spyker D8 Peking-to-Paris впервые был продемонстрирован общественности 26 февраля 2006 г. на автосалоне в Женеве. Автомобиль стоимостью 300 тыс. евро по праву назван самой сенсационной премьерой 2006 г. Его внешний облик для обывателя явно покажется необычным.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Spyker C8 Laviolette, 2001 г.

4 марта 2009 г. на автосалоне в Женеве Spyker представил новый Spyker C8 Aileron, концепт которого впервые был показан на автосалоне в Женеве в 2007г. Автомобиль оснащен 4,2-литровым двигателем Audi V8, мощностью 400 л.с. Максимальная скорость C8 Aileron достигает 300 км/ч, а разгон до "сотни" занимает 4,5 секунды. Дизайн новинки выполнен в "теме турбин". Удлиненный кузов, воздухозаборник в крыше, а также оригинальные воздухозаборники по бокам продолжают дизайнерскую тему аэронавтики.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Spyker D12 Peking-to-Paris, 2006 г.

Также следует напомнить, что с момента своего возрождения Spyker активно продвигается в мире автогонок.

С 2002 г. Spyker начал свои выступления в 24-часовой гонке Ле-Мана, где представлен сразу двумя своими гоночными болидами. В 2005 г. компания выпустила новую модель Spyder GT2R, на которой команда Spyker Racing показала отличный результат в 1000-километровой гонке в Германии.

10 сентября 2006 г. стало известно, что Spyker Cars купила команду Формулы-1 MF1 Racing и в сезоне 2007 г. вывела на старт Гран-При свои машины. Впрочем, дебют компании в "королевской" гонке F1 не увенчалась особым успехом: не добившись заметных результатов и понеся серьезные финансовые расходы в 2007 году, компания отказалась от участия в Формуле-1 и продала команду за 88 млн евро.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Spyker C12 Zagato, 2007 г.

В настоящее время Spyker производит супер-эксклюзивные автомобили в ограниченном количестве. Эти машины привлекают, прежде всего, своей мощностью, экзотическим дизайном и уникальными техническими характеристиками. Они изготавливаются вручную, исключительно на заказ, в течение одного-двух лет. Все это время клиент может наблюдать за процессом по Интернету или вживую. Просто богатому человеку попасть в число покупателей Spyker довольно трудно – для этого нужно еще и занимать высокое положение в обществе. Среди именитых обладателей Spyker – Николас Кейдж, Дональд Трамп, Джордж Клуни, Пафф Дэдди, Бастер Раймс. Ждет своей машины и Дженнифер Лопес.

В Украине Spyker впервые "засветился" в 2007 году на автосалоне ВААІД Kyiv Automotive Show 2007, когда украинской публике был презентован флагман голландской компании – купе Spyker С8 Laviolette, названный в честь инженера Жозефа Лавиолетта, которому компания обязана первыми известными моделями. Тогда же компания VIPCAR объявила о старте продаж автомобилей этой именитой марки на территории Украины. На данный момент украинским покупателям предлагается модель Spyker С8 Laviolette, цена на которую в стандартной комплектации составляет 360 тыс. евро. По имеющейся информации к концу 2009 г. в салоне компании VIPCAR должен появиться и люксовый внедорожник Spyker D8 Peking-to-Paris.

Подождем, чтобы увидеть "живьем" новую диковинку от красивой легенды...





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra