Делае: зигзаг удачи



 

илл.

Делае - зигзаг удачи

А. Новиков


Судьба этого автомобиля весьма необычна, но именно благодаря этому он так замечательно сохранился.
В 1935 году, когда этот Delahaye 135 Competition Court, вобравший в себя все технические достижения 135-ой модели, в том числе знаменитой 135 Special, выехал из ворот фирмы, марка Delahaye уже блистала на гоночных трассах, а славная 135-я модель не знала поражений. Первым владельцем этого автомобиля стал знаменитый французский гонщик Рене Дрейфус, о чём говорит мемориальная табличка на панели приборов.
В 1937 году автомобиль был продан в Буэнос-Айрес, где благополучно пережил войну и продолжал принимать участие, снискав немало славы и почётных трофеев в многочисленных южноамериканских гонках. Последний раз это была "Формула Либре Аргентина Гран-при" в 1953 году.
В 1954 году машина была куплена крупным коллекционером из США. Прошло время, он состарился, стал экземпляр за экземпляром продавать свои машины. К слову сказать, этот заокеанский собиратель был из тех "скупых рыцарей", которые никому не показывают свои сокровища - все собранные им образцы автомобильной культуры были недоступны широкому зрителю.
И, наконец, в 2001 году легендарный автомобиль был приобретён, что очень приятно, нашими соотечественниками. В отличие от предыдущего владельца члены "Московского клуба кабриолетов и родстеров" купили этот великолепный Delahaye для того, чтобы он украсил собой уникальную коллекцию "Музея старинных автомобилей и техники".


Как только ни писали и ни произносили в Росси фамилию этого знаменитого французского пионера автомобилестроения. До Революции 1917 года, когда грузовики "Делае", закупленные ещё в 1912 году и участвовавшие в пробеге Военного ведомства, были реальностью, её обзывали как "Делахэй", "Дэлаи". Когда же они развалились, об этой марке у нас надолго позабыли.


илл.

После войны среди прочих трофеев в СССР попал уникальный "родстер" на шасси типа 165 с V-образным двенадцатицилиндровым двигателем, первоначально поставленный для румынского короля Михая. Этот "Делае", по словам очевидцев, часто парковался около Пожарного депо на Кропоткинской улице в Москве, а также его видели выезжающим из ворот виллы товарища Лаврентия Павловича Берии, поэтому сложилось мнение, что двухместный родстер "Делае-165" в конце сороковых - начале пятидесятых принадлежал именно ему. Потом след уникальной машины затерялся.

Когда в 1978 году одному из членов Рижского Клуба Антикварных автомобилей посчастливилось где-то в самом центре Латвии, на хуторе, отыскать другой "Дэлае-165", правда, с обычным четырёхдверным кузовом "берлина" и без мотора, об этой фирме снова начали писать в советских автомобильных изданиях и снова перевирать её название: то "Деляхэ", то "Деляхайи".

Исходя из вышесказанного появление на московском моторшоу-2002 оригинального гоночного "Делае" 1937 года, окрашенного в родной голобой цвет, произвело неизгладимое впечатление на специалистов.

Большинство великих марок прошлого были задуманы и воплощены в жизнь одним отцом-основателем, который одновременно был и инженером, и администратором. "Для Бугатти - это Этторе Бугатти, для Испано-Сюизы - Марк Биркигт, для Тальбота - Антони Лаго, а вот у "Делае" оказалось два основателя.

Марка "Делае" была образована летом 1895 года Эмилем Делае, начавшим свою карьеру на небольшой фирме, выпускавшей железнодорожное оборудование. Как человек передовых взглядов, он не мог не увлечься развивавшимся автомобилестроением. У фирмы были и успехи, и провалы, но Эмиль Делае не хотел уходить, так ничего и не достигнув. Поэтому, когда финансовый крах был практически неотвратим, он не продал всю фирму, а взял в дело двух компаньонов. Ситуация типичная - гениальный конструктор не обязан быть одновременно и гениальным финансистом. Только когда фирма выбралась из долгов, он предоставил своим компаньонам Демарэ и Морану заниматься её делами. Впоследствии фирмой владели их сын и племянник. Таким образом, Делае стала семейным предприятием. В 1906 году на фирме появился новый генеральный директор Шарль Вайфенбах - "Моншёр Шарль", остававшийся бессменным главой компании, пока в 1954 году её двери не закрылись.


илл.

Рене Дрейфус

Французский гонщик Рене Дрейфус - фигура известная. Но фирма "Делае" не сразу заполучила его в свою команду, и долгое время Рене Дрейфус "старался" для "Бугатти". В списке его побед, завоёванных для этой команды, третье место в 1933 году в гонке на "большой приз Монако", "Гран-при Бельгии" в Спа (1-е место) и 3-е место в "Гран-при Швейцарии" в 1934 году. Трудно себе представить, что в далёком 1933 году могла существовать такая скорость, как 523 км/ч, но именно этот рекорд установил Дрейфус на скоростном треке Афус на "Мазератти- 210".

В команду "Делае" Рене Дрейфус пришёл в 1938 году, что было закономерно после победного сезона 1935 и 1936 годов. За эти два сезона гоночные машины "Делае-135" показали себя с самой лучшей стороны, и за фирмой "Делае" закрепилась слава победителя. Это сделало приход знаменитого гонщика вполне логичным. В1938 году Рене Дрейфус на "Делае-145" занял 1-е место в гонке "Гран-при Франции" и 1-е место на том же автомобиле в "Гран-при Англии", что только упрочило славу фирмы.



илл.

После него на должность инженера в конструкторское бюро пришёл инженер по фамилии Варлет, который создал великолепные двигатели "Титан", оживившие массивные "лимузины", величественные "дубль-фаэтоны", а также несколько спортивных машин, нёсших кузова "Лябургетта" и призванных отбить у молодого и эксцентричного испанского короля Альфонсо XIII любовь к "Испано-Сюизам".

Также Варлет сконструировал моторную лодку с двумя гребными винтами, которая доказала превосходство компании "Делае" на море и установила мировой рекорд скорости на воде. Но это больше работало на создание имиджа и престижа фирмы, а для того, чтобы получать постоянную прибыль, требовалось что-то другое. Руководство компании очень скоро поняло, что получать доход можно только от обычных легковых автомобилей, пожарных машин, грузовиков и коммунальных подметально-уборочных автомобилей, которые начали успешно строить и продавать.

Во время первой мировой войны "Делае" делала военные грузовики, бронеавтомобили, силовые установки для бронепоездов, а также авиационные моторы по лицензии "Испано-Сюизы". Когда наступил мир, к производству легковых машин, грузовиков и пожарных автомобилей фирма добавила выпуск тракторов и сельскохозяйственных машин.

Реклама "Делае" середины двадцатых делает упор на превосходное качество продукции фирмы и полное отсутствие недостатков. Автомобили "Делае" пользуются репутацией солидных, хорошо сконструированных, но ультраконсервативных. Однако последнее мнение оказалось полностью развеяно, когда принц Бурбон VI в 1929 году пересёк пустыню Сахара на полугусеничном "Делае" Тип-104.

С началом тридцатых годов "Делае" вступает в новую эпоху своего развития. Машины, сохранив свои традиционные качества: прочность и выносливость, делают акцент на спортивность, элегантность, а также на удовлетворение вкусов самых разнообразных покупателей. Исходя из этого направления, "Делае" начинает с 1934 года участвовать в гонках и завоёвывать многие призы, выставляет свои машины на ежегодно проводящихся "конкурсах Элегантности".


илл.

Следуя примеру своих коллег и друзей, Этторе Бугатти и Антони Лаго-Шарль Вайфенбах концентрируют деятельность фирмы на создании многоцелевых легковых автомобилей, рассчитанных на участие в гонках на Большой приз, и в то же время, роскошных спортивных автомобилей для настоящих ценителей со средствами, подобных "Бугатти" Тип-57.

Главным виновником этих перемен в деятельности "Делае" становится выдающийся инженер Жан Франсуа. Сначала он конструирует Тип-134, который выпускается в нескольких модификациях, а затем Тип-135, ставший пятнадцатой моделью с момента возникновения марки. Этот автомобиль послужил основой для создания целой серии легковых автомобилей со специальными обтекаемыми кузовами и скоростных машин для участия в гонках. Его модификации одерживают победы в 24-часовой гонке в Ле Мане, завоёвывают призы в ралли Монте-Карло на спортивном варианте "Куп дез Альпэ" и выигрывают гонку Париж-Ницца. Хотя, по сути, двигатели этих машин являются модификациями тех же самых силовых агрегатов, которыми оснащаются грузовики и пожарные автомобили.

Рядный шестицилиндровый классический двигатель "Делае" Тип-135 имеет цельнокованый коленчатый вал и боковое расположение клапанов. Его рабочий объём составляет 3,55 литра, диаметр цилиндра 84 мм, а ход поршня 107 мм. Первые варианты двигателя развивали мощность в 90 л.с. при 4000 об/мин, затем после модернизации его последние версии уже выдают 155 л.с. при 4300 об/мин.

Шасси Типа-135 целиком и полностью базируются на конструкции, впервые появившейся в 1935 году. Среди главных его особенностей следует выделить независимую переднюю подвеску на поперечной полуэллиптической рессоре, работающую совместно с обычной для того периода задней подвеской на двух продольных рессорах. Фрикционные амортизаторы, давно признанные самыми надёжными и удобными, имели регулировку и могли подстраиваться непосредственно под конкретную трассу. Карманы забора воздуха для охлаждения тормозов - тоже нелишняя вещь на трассе. Необычным элементом трансмиссии стала полуавтоматическая коробка скоростей "Коталь" с электромагнитным включением передач - одна из самых модных технических новинок того времени.

Новые монопосто "Делае" Тип-135 в 1935 году устанавливают четыре мировых и одиннадцать национальных французских рекордов на круговой гоночной трассе в Монтльери. В этом же году Тип-135 занимает пять призовых мест в 24-часовой гонке в Ле Мане. В 1936 году гоночные "Делае-135" одерживают восемь побед в гонках такого же класса в Спа, выигрывают Большой Приз Марселя, плюс второе место в гонке на Большой Приз Автомобильного клуба Франции. В следующем 1937 году монопосто "Делае-135" завоёвывают еще пять побед, в том числе в 12-часовой гонке в Доннингтоне, а спортивная машина занимает первое место в ралли Монте-Карло. Так автомобили "Делае" из машин консервативных превращаются в темпераментных спортсменов.

С началом производства Типа-135 старая фирма добивается небывалых успехов, создав свой новый образ, не имеющий ничего общего с отмирающей притчей: "Твердолобый, как Делае". На шасси Типа-135 устанавливаются классические кузова работы таких известных кузовщиков, как "Шапрон", Фигони е Фаласки", "Летурнер э маршанд". Сегодня эти машины являются заветной мечтой любого коллекционера, их стоимость перевалила за 2 миллиона долларов, однако расставаться с такими сокровищами практически никто не хочет.

В 1935 начинается новый расцвет. В 1937 году Жан Франсуа конструирует Тип-145 с V-образным двенадцатицилиндровым двигателем, на его основе строятся гоночные автомобили для гонок на Большой Приз. На этих машинах Рене Дрейфус и Шарль Бенуа становятся серьёзными соперниками "Бугатти" и "Альфа-Ромео".

Когда вторая мировая война заканчивается, "Делае" снова возобновляет производство Типа-135 с новыми кузовами, разработанными известным французским дизайнером Филиппом Шарбоннэ, но послевоенная конъюнктура совершенно не благоприятствует сбыту дорогих и экстравагантных автомобилей, поэтому, потерпев фиаско на выпуске последней модели "Делае-235", фирма заканчивает производство дорогих машин и переключается на сборку "джипов" из деталей, поставляемых американским "Виллисом". В1954 году компания, прошедшая через слияние с "Деляжем", сливается с другим старейшим французским автопроизводителем -фирмой "Гочкисс" - и переключается на изготовление грузовиков.

С 1934 года по 1954 годы "Делае" сумела сконструировать и построить около 5000 автомобилей, двести из которых приходится на Тип-135. По тем машинам, которые сохранилась до наших дней, можно судить о высоком качестве и оригинальности конструкции автомобиля этой уже давно не существующей французской фирмы. И кто знает, возможно, в ближайшие годы кто-нибудь займётся возрождением этой марки, как это произошло с "Бугатти", "Тальботом", "Испано-Сюизой" и другими безвременно ушедшими от нас классиками.

Разворот 1

Разворот 2




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra