David Mann



 

DAVID MANN


Текст: Кристина Куницына
Фото: журнал Easyriders

Глядя на скользящий по серому полотну асфальта мотоцикл, чей низкий рёв пульсацией крови в жилах вливается в оркестр городских шумов, несправедливо было бы полагать, что жизнь байкера - всего лишь посиделки у гаража, бездумная езда в никуда и разговоры о ценах на бензин и достоинствах очередной подруги. Порождение мегаполиса, эта субкультура, как никакая другая, впитала в себя дух времён, взяла что-то очень сокровенное от корней нескольких древнейших культур и породила свою собственную. Ту, где есть свои правила и законы, своя вера и свои легенды, своя музыка и своё искусство.
Рисунки украшают тела мотоциклистов, становясь частью живой плоти, врастая в неё и повествуя о долгой дороге, где время меряется не часами, а милями. Дороге, где верность, мужество и романтика - не пустые слова, а основы бытия.
Мотоцикл, как ожившее продолжение своего хозяина, так же зачастую превращается в нечто невероятное, выделяясь даже среди себе подобных статью и расцветкой. Он может предстать безжалостным леопардом, изготовившимся к прыжку, и нежным рассветным облаком, может рассказать о тёмных порождениях ночи и временах покорения Дикого Запада, быть монстром с другой планеты или героем старинной легенды. И магия здесь проста: кисть и фантазия человека, того, чьи рисунки известны многим, но имя, к сожалению, не всегда на слуху.
Такого мастера мы хотели бы вам представить и рассказом о его жизни и творчестве попытаться закрыть одно из "белых пятен" на палитре истории байкерского искусства.

Человек, в творчестве которого отражена вся жизнь "всадников Дороги", от забавных бытовых сценок до воплощенных фантазий и легенд. На его картинах, по потрясающему реализму более схожих с фотографией, летят вдаль мужчины, словно заглянувшие уже за грань горизонта, те, для кого течение дороги и ток крови в венах - музыка одной природы. Их реальность - сны для многих, их железные кони - воплощение силы, их женщины прекрасны и нежны. Имя его - Дэвид Манн.
Дэвид родился в Канзас-Сити (штат Миссури, США) в 1940 году. Его талант можно в полном смысле этого слова назвать наследственным, так как отец Дэвида, Пауль Манн, всю свою жизнь занимался живописью и являлся членом Лондонского Общества Художников.
Первые карандашные наброски Дэйв начал делать, ещё учась в средней школе. Это были золотые времена рок-н-ролла: сверкающий мир белого песка и роскошных пальм, красоток в бикини и "хот-родов". Мир, где звучали голоса жизнерадостных Бич Бойз и мятежного Джерри Ли Льюиса. Эти эскизы были настолько удачны, что начинающему художнику вскоре выпал шанс впервые попробовать себя в серьёзной работе - он выполнил несколько заказов по аэрографии в стиле "castom-painting" для местного автосалона, принадлежавшего Дугу Томпсону и Рею Хетрику. Было это в 1957 году.
По окончании школы, в конце 50-х, поняв, что рисунок и есть его призвание, Дэвид поступил на начальные курсы живописи при Институте Искусства Канзас-Сити. К сожалению, студенты были здорово разочарованы, и учёба продлилась не слишком долго: оказалось, что преподаватель весьма поверхностно владеет предметом и большая часть учеников заметно превосходит его и в таланте и в мастерстве. Но это не означало, что Дэйв так легко сдался и отказался от своей мечты.
Тяга к приключениям и желание что-то круто изменить в жизни взяли верх и в один прекрасный день карамельно-красный и жемчужно-белый "Шэви-купе" унёс Дэвида в компании с лучшим другом Алом Барнетом, таким же авантюристом в душе, навстречу искушениям Западного побережья.
Санта-Моника... Именно здесь, в магазине "Bay Area Mufflers" Дэйв впервые увидел мотоциклы, поразившие его воображение, навсегда захватившие его в плен. Это были чопперы: невероятные непостижимые "монстры", чью принадлежность к достойному семейству "Харлей-Дэвидсон" мог бы определить только очень внимательный и искушенный взгляд. Дикари среди мотоциклов, эти машины отличались громоподобным звуком, внушающим трепет своей животной мощью. Причудливые изгибы руля, бескомпромиссный вынос вилки, радикальный кастомайзинг... Все это придавало им настолько завораживающее очарование, что Манн был совершенно околдован.
Вернувшись после этой поездки домой, в Канзас-Сити, Дэвид покупает свой первый мотоцикл: Harley-Davidson "Panhead" 1948 года всего за 350$. И именно с этим мотоциклом, расписанным собственноручно и получившим имя "Hollywood Run", он рискнул принять участие в "Kansas City Custom Car Show" 1963 года. Этот мотоцикл был единственным, представленным на шоу, и вообще единственным в своем роде. Он произвёл такое шокирующее впечатление на публику, что судьи даже ввели новую номинацию и присудили Дэвиду специальный приз. Возможно, на придирчивый взгляд в этой росписи было куда больше настроения, чем мастерства, зато эта работа словно вызывала в воображении видения парящих над Голливудскими холмами неукротимых ирреальных мустангов. Это было воплощённым олицетворение дикого, развязного "Голливудского бунтаря", подобного тем, которых он видел в Калифорнии.
На этом шоу "Hollywood Run" заметили не только судьи и пришедшие поглазеть на диковинные машины посетители. Там же состоялась встреча, оказавшая серьёзное влияние на дальнейший поворот событий в жизни молодого художника. Это был человек весьма внушительной комплекции, носящий парадоксальное для своего роста прозвище Tiny ("Крошечный") - президент небольшого outlaw-клуба из Сиу-Сити, штат Айова.
Он, в буквальном смысле этого слова, принял живое участие в жизни и карьере Дэвида: дал протекцию при вступлении в клуб (хотя Манн и стал всего лишь восьмым его членом), ввёл его в круг обособленных от внешнего мира мотоциклистов "вне закона" и отправил полароидный снимок работы Дэвида эксцентричному Эду "Большому Папе" Роту, создателю кастом-автомобилей и издателю первого журнала о чопперах из Калифорнии.
"Большой Папа" сразу почувствовал реальный потенциал этой идеи, ведь рисунки на мототематику были новым свежим прорывом в творчестве, и без раздумий приобрел первый рисунок Дэвида. "The Tecate Run" стал второй работой, которую Дэвид создавал уже в "союзе" с Эдом, и она стала основой для изданных плакатов, которые можно считать настоящим антиквариатом в истории байкерской культуры.
С "благословения" Эда, Манн предпринял второе путешествие в Калифорнию, чтобы ещё раз окунуться в атмосферу бытия диких бесшабашных "easyriders". На этот раз это был Сан-Бернандино, место, где одна из ферм стала местом постоянной дислокации мотоциклистов. Тогда и появились ещё 14 работ Дэвида, проникнутые противоречивым картинами тёмных и светлых сторон байкерской жизни, духом братства и воинства.
Это были беспокойные 60-е годы, и Дэвид стал своеобразным летописцем тех лет, вложив в картины свой личный опыт и взгляд, и отразив мечты и кошмары своих "братьев по рулю". Стоит ли удивляться, что десять из этих работ тут же взял в оборот предприимчивый "Большой Папа", и они так же пошли в основу новой серии плакатов.
Успех был налицо, но даже природный дар Манна требовал шлифовки и повышения знаний и мастерства. В этом ему оказал значительную помощь Дейв Пул из "Sheffer Studios" в Канзас-Сити, куда художник вновь вернулся из поездок по Калифорнии. В 1965 году Дэвид Манн устроился туда на работу в отдел доставки и, случайно разговорившись с новым сослуживцем, услышал от того восторженный рассказ о потрясающем зелёном мотоцикле, который тот где-то видел. Оказалось, что слава мотоцикла обогнала славу хозяина, и когда на следующий день Дэвид приехал на работу на своём "Харлее", оказалось что именно этот аппарат Пул и имел ввиду. Забавное совпадение, но именно так и началась их дружба, которая не только принесла Манну удовольствие от общения с единомышленником, но и дала ему возможность повысить своё мастерство как профессионального художника. Дейв Пул начал обучать его азам архитектурного образования и владения техникой аэрографии, которую Дэвид так активно начал использовать в своём творчестве. Законы перспективы, нюансы изображения, игры отражений и мельчайших деталей - доскональное изучение всего этого, помимо разработки невероятных ирреальных фонов и оригинального свежего взгляда на композицию, и привело к тому, что Манн приобрёл и отточил свой неповторимый "фирменный" стиль.
К тому времени, когда "Sheffer Studios" перебрались в Клеруотер (штат Флорида), Дэвид снова вернулся к обучению в Институте Искусства Канзас-Сити. Он начал пробовать силы в работе с разными объектами и стилями. Кумиром и примером для молодого художника стал волшебник сюрреализма Сальвадор Дали, многое Манн почерпнул и из стиля "фэнтези", став в мотомире таким же "мастером иллюзий", как Борис Валеджио для остального мира. В рабочий арсенал Дэвида вошли гуашь и акриловые краски. Работы приобретали всё большую известность: на шоу в Сименол Спрингс и Данидине коллекция почетных наград, которыми удостоили художника выглядела весьма внушительной. Его имя даже было упомянуто в ряду таких выдающихся мастеров искусства как Норман Рокуэелл и Лерой Нейман.
В 1971 году шурин Дэвида рассказал ему, что недавно появившийся журнал приглашает на работу художника. Событие, на первый взгляд, не бог весть какой значимости, если бы это не был "EASYRIDER". Издание, на страницах которого можно было погрузиться в мир мотоциклов, от стандартных до самых революционных, где царили мужчины в чёрной коже и их прекрасные подруги, где нашлось место и для серьёзных историй и для смеха. Журнал о байкерах и для них. И конечно, Дэвид должен был попробовать войти в эту команду, ведь и для него этот мир был так близок и понятен. Он просто жил в нём и дышал его ветром. Стоит ли говорить, чем закончилась эта попытка, ведь хорошо известно, что на протяжении тридцати лет после этого именно Дэвид Манн "задавал тон" в журнале, сделав очень значимый вклад в создание особого неповторимого стиля "от Easyriders". Многочисленные рисунки, оформление обложек не одного десятка номеров, плакаты к различным мероприятиям, проводимым изданием... С приходом Дэвида Манна "Easyriders" приобрёл свою звезду, свою легенду. Менялась музыка, менялись предпочтения в моде на одежду, менялись и сами байкеры, но всё это время на картинах уникального мастера царит одна тема, одно настроение. Огромный, прекрасный, временами гротескный мир, где в центре всегда стальное сердце мотора, где природа свежа, как в первый день сотворения. Картины, при взгляде на которые сердце начинает биться в ритме дороги. Это мир Дэвида Манна, открытый для всех, кто ещё способен видеть и чувствовать.
Этими словами хотелось бы закончить рассказ о гениальном мастере, но, к сожалению, за время написания статьи произошло непоправимое: Дэвид Манн ушел от нас. В последние годы он страдал от сердечной болезни и тяжелой формы артрита, что не позволяло ему вновь взяться за кисть. Прекращение работы с "Easyriders" и переезд из Флориды в Миссури лишило его права на медицинскую страховку, и 64-х летний художник был вынужден выставить на аукцион свой легендарный "Panhead", чтобы покрыть все расходы на лечение. Друзья и почитатели таланта мастера помогали и поддерживали Дэвида и его мужественную жену Джеки в это трудное время, но болезнь взяла своё и 11 сентября 2004 года Дэвид Манн скончался. Это огромная потеря для тех, кто знал и любил его, для тех, кто хотя бы раз видел его потрясающие картины.
Bike Freak Team высказывает глубокие соболезнования семье и близким. Этой статьёй мы хотели бы выразить наше уважение к памяти мастера. Того, кто запечатлел самую суть Дороги, сам дух братства и свободы.
Памяти Дэвида Манна - байкера и художника с большой буквы!















 
 




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra