Дарёному мерину...




 

илл.

Дарёному "мерину"
в зубы не смотрят


Александр НОВИКОВ

Стояло прохладное лето 1962 года. Альф Йохансон, швед и переводчик со шведского, запер дверь своего служебного кабинета на Московском радио. Рабочий день закончился, внизу его уже ждал горбатый "Запорожец" его московского друга Артура - машина, на которой они собирались отправиться за город. Иностранцам не разрешалось удаляться от центра столицы дальше чем на сорок километров, и Альф был вынужден воспользоваться машиной Артура, поскольку вояж предстоял очень далёкий. Да и всё равно без него ехать не было никакого смысла - он один знал, как подъехать к генеральской даче.


илл.

Альф заметно нервничал. С самого утра ему не давала покоя мысль, что многодневная охота близится к закономерному финалу. Почти два года прошло с той поры, как до него впервые дошли слухи о "Большом Чёрном Мерседесе". По этим слухам выходило, что машина, о которой идет речь, была преподнесена Адольфом Гитлером Сталину в 1939 году, дабы убедить советского диктатора в искренних дружеских чувствах.

Но когда Сталин увидел её, он пришёл в ярость - для него такой автомобиль представлялся символом капиталистического упадка. Он наотрез отказался даже сесть в него, но сознавая, что вернуть "подарок от чистого сердца" значит совершить непоправимую дипломатическую ошибку, отдал её своему сыну Василию, после гибели которого автомобиль попал к одному из генералов. Это было собственно и всё, что знал Альф об этой машине, пока не встретил Артура.

Наводя справки об автомобиле, Альф был предельно осторожен. Он знал, что за ним ведётся слежка - так называемое "наружное наблюдение", которое устанавливалось за каждым иностранцем, приехавшим в СССР. Чрезмерное любопытство могло ему дорого обойтись. Если бы "органы" узнали, что он интересуется машиной какого-то генерала, они тут же решили бы, что, главным образом, его интересует этот генерал, и тогда прощай надежды: выдворят в 24 часа из страны. Поэтому он загодя обшарил и свой служебный кабинет, и свою московскую квартиру в поисках скрытых микрофонов, а когда нашёл их, трогать не стал, а запомнил расположение и при необходимости конфиденциальных разговоров ставил рядом свой транзистор, включив его на полную громкость.


илл.

Длинная цепочка контактов с самыми разными людьми вывела его, наконец, на Артура. Оказалось, что он знает, где расположена нужная дача и как до неё добраться. Остался пустяк: съездить и убедиться, что это именно тот самый "Мерседес". Выехали из центра по широким бульварам, обсаженным деревьями, долго катили мимо типовой застройки предместий, наконец, вырвались на волю в мягкую зелень березняка лесопаркового пояса вокруг Москвы. Через час свернули с бетонки на просёлок: ухабистый и довольно грязный, уходивший прямо в лес. Скоро из-за деревьев проглянули одноэтажные строения наподобие коттеджей. Здесь Артур помешкал, ориентируясь, потом решительно свернул в какие-то ворота и притормозил у домика, срубленного из довольно толстых брёвен. Вокруг не было ни души. Артур выключил зажигание и отправился поискать кого-нибудь из людей, но быстро вернулся. "Опоздали, - сказал он, - генерал недавно помер, а на даче сейчас его сын. Но автомобиль никуда не делся, - успокоил он Альфа, - стоит там же, где и стоял".

А стоял он за генеральской дачей прямо под ёлками и был накрыт толстым армейским брезентом. В память шведу врезались мельчайшие подробности первой встречи с "Большим Чёрным Мерседесом", глубокие тени, отбрасываемые деревьями, пожелтевшая хвоя на задубелом брезенте. Первое, что он отметил для себя, откинув брезент с передка машины, - отсутствие фирменной трёхконечной звезды на пробке радиатора. "Ну вот, опять..." Коллеги с новыми "мерседесами" не раз жаловались Альфу, что у них постоянно воровали накапотные эмблемы - у русских определённо было какое-то национальное пристрастие к этому символу. Капот Альф открывал с таким ощущением, будто отворяет двери храма. Двигатель, большой и серый, был массивен и тяжёл даже внешне, хромированные выхлопные трубы выгибались подобно рогам буйвола. Альф поискал глазами латунную табличку с заводским номером, она оказалась совсем не там, где он ожидал её увидеть, но всё же на торпедо кузова: год выпуска - 1939, заводской номер-317 029. Затем он полез в бумажник, где у него лежал ответ от "Даймлер-Бенц", куда он обращался в поисках информации о машине. Цифры совпали. Это и впрямь была та самая машина - "родстер" серии "540 К" со специальным кузовом, построенным в единственном экземпляре. Поиск можно было посчитать оконченным, но предстояла задача не менее сложная: получить найденный с таким трудом автомобиль в свою собственность.

Обратно они возвращались по несколько иному маршруту: сначала поднялись на пригорок, по которому шла грунтовая дорога, и, свернув на неё, спустя короткое время выехали на бетонное шоссе отменного качества...


илл.

Прошло два месяца, прежде чем Альф смог, наконец, купить "Большой Чёрный Мерседес". Артур Вячеславович достаточно быстро уговорил генеральского сына уступить ее за 4000 рублей, которые предложил швед, и, в свою очередь, получил от него 1000 рублей за посредничество. Загвоздка была не в этом: в России тогда так просто, за здорово живёшь, купить автомобиль было невозможно. Это не Финляндия, где автомобильных магазинов, даже в провинции, великое множество. Здесь магазин был всего один и как бы сам по себе, и покупатель - сам по себе. Желающий приобрести автомашину должен был "стоять в очереди" - то есть ждать от нескольких месяцев до нескольких лет - пока ему не разрешат явиться за покупкой. Причём выбирать модель не давали - хотя, в принципе, и выбирать-то было не из чего: в продаже были всего пять марок на всю страну, и даже цвет кузова - что дают, то и бери, а не хочешь, иди снова в очередь на несколько лет... Хуже всего, что эта система распространялась не только на новые автомобили, но и на бывшие в употреблении: машину оценивают и ставят на продажу: по идее, кто первый в очереди, тому она и достанется. Поэтому главным было то, что не оставалось никакой надежды, что при оформлении покупки законным образом покупаемый автомобиль достанется именно Альфу. Следовательно, эту систему требовалось как-то обойти. Альф попробовал несколько раз воспользоваться своими связями на Московском радио, и в какой-то момент ему это удалось: он добился аудиенции у министра торговли. Конечно, рассказывать всё как есть Альф ему не стал, а просто указал, что старинный автомобиль может быть причислен к объектам культурного наследия, важность сохранения коего общепризнанна, что в своём нынешнем состоянии он разрушится, так как у хозяина нет средств на ремонт, а Альф, вроде как добровольно, берёт все расходы на себя. Министр сказал, что попробует помочь, но ничего определённого обещать не может.

Невзирая на то, что автомобиль был в руках Альфа, распоряжаться им как собственностью он не мог, при отъезде из СССР его пришлось бы оставить как "объект культурного наследия", не подлежащий по советским законам вывозу за границу. Подавать запрос о разрешении на вывоз и вовсе не имело никакого смысла- требовалось отыскать иной способ. Альф постоянно ломал над этим голову, и идеи, которые приходили, становились всё мудрее и экзотичнее. Он прикидывал, нельзя ли к машине пристроить "чужой" передок, чтобы она выглядела не антикварной ценностью, а обычным рыдваном русского производства. В какой-то момент до него дошло, что в СССР никогда не выпускали машин с кузовом типа "родстер", и он оставил эту идею. Затем он решил разобрать своё сокровище по винтику и отправить среди партии каких-нибудь запасных частей, но не имел понятия, вывозят ли из СССР в Швецию какие-либо запчасти или только ввозят, да и собрать их воедино без тщательной фотофикации всех стадий процесса разборки и нумерации частей - нечего и пытаться.

В конце концов Альф пришёл к выводу, что все фокусы совершенно бесполезны и, скорее, даже вредны, так как в случае малейшего сбоя неизбежно выйдут ему боком. Не учти он какую малость, его сокровище уплывет от него безвозвратно, а сам он окончит свои дни в Сибири спецпоселенцем. В общем, Альф решил, что никаких трюков не нужно, а нужно просто взять туристическую визу, кроме служебной, и поехать в отпуск на собственном автомобиле. Он же не насовсем, а в отпуск, покатается и вернётся. Так он и сделал.

Приехав своим ходом из Москвы на границу, он прошёл все таможенные посты - один последний остался. Нервы были натянуты до предела, но швед старался держаться как можно беспечнее - он ведь в отпуск едет. И как на грех, вокруг автомобиля целая толпа собралась - сколько ни было пограничников в этом пункте, все до одного сбежались, обступили машину, стоят, глазеют, дивятся, вопросы задают. Хорошо, что Альф Йохансон довольно сносно владел русским языком, а так бы совсем плохо пришлось. Бумаги у него были в полном порядке, придраться не к чему - такой вот чудак-иностранец на старинной машине в отпуск едет, новых ему мало... "Езжай", - говорят. Альф тронулся, дрожа от нервного напряжения. Только когда он от границы отъехал, когда Финляндия вокруг началась, отпустила его эта "трясучка", почувствовал он себя в безопасности, а машину своей личной и законной частной собственностью.


илл.

Прошло довольно много времени, прежде чем советские власти сообразили, что собственно произошло у них под носом. Альф позднее узнал, что едва к ним поступила информация, они внесли изменения в закон о въезде и выезде иностранцев на автомобилях, чтобы другим неповадно было.

А ещё по этому делу назначили служебное расследование, и несколько человек "крепко получили" за то, что просмотрели...

"Большой Чёрный Мерседес" спокойно и уверенно катил по шоссе, и Альф решил попробовать воспользоваться компрессором-нагнетателем, который ни разу не "беспокоил" в России. Как известно, мерседесовские компрессоры запускаются при нажиме до предела на педаль акселератора. Альф поёрзал на своём сиденье, устраиваясь поудобнее, и вдавил педаль в пол... но ничего не случилось. Он что-то пробормотал себе под нос, дал по газам ещё и ещё, и тогда компрессор, наконец, "проснулся". Выглядело это так, будто "Мерседес" спокойно стоял на месте, когда ему в зад вдруг ни с того ни с сего врезался летящий во весь опор полицейский фургон с включёнными сиренами. "Мерседес" с жутким воем прыгнул вперёд, точно с места - хотя он уже двигался на приличной скорости - и со свистом рассекая воздух, понёсся по гладкой дороге или... низко-низко "полетел" над ней? Среди этих буйных сил разбуженной стихии каким-то академическим спокойствием веяло от приборной панели: маленькой, округлой, мягко светящейся лампами непрямой подсветки шкал - щиток, отделанный настоящим перламутром и от этого напоминающий шкатулку с бижутерией на дамском столике. Альф спокойно взглянул на стрелку спидометра, она невозмутимо стояла около цифры "140"; глянул вперёд: стоящие вдоль дороги деревья неслись навстречу сломя голову.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra