"Чудовище" Hummer H1



 



"Чудовище" Hummer H1


"Новая американская легенда" – такими заголовками в 1992 году были украшены брошюры и иные рекламные материалы, на которых гордо красовался большущий внедорожник от AM General Сorporation. С одной стороны, для американских потребителей размер машины – не показатель, там общественность привыкла к "гигантизму", с другой – колесить по улицам на настоящем военном автомобиле – это, наверное, особый вид удовольствия. Чтобы понять причину легендарности Hummer H1, необходимо немного покопаться в истории.

Военное наследие

Hummer H1 является гражданской версией "высокомобильной многоцелевой колесной машины" – HMMWV M998, которая была создана для армии США компанией AM General. Поэтому начинать рассказ о Hummer нужно именно с появления нового армейского автомобиля.

В конце 1970-х годов в американской армии решили, что легкие колесные автомобили, концепция которых была создана еще во времена Второй мировой войны, уже не отвечают возросшим потребностям солдат и условиям современного боя. Кроме того, верховное командование армии США решило, что слишком много разных машин выполняют одни и те же функции, поэтому необходимо провести унификацию и создать универсальную платформу, пригодную для различных оперативных задач.

В 1977 году, еще до момента объявления концепции новой армейской машины, Lamborghini представила армии свое творение – Cheetah (Retro & Exotica № 7, 2009 г.). А в 1979 году армия США подготовила концепцию автомобиля, и ее требования в основном мало чем отличались от требований для бронетранспортеров Bradley и танков М1. В частности, новая машина должна была обладать клиренсом не менее 16 дюймов, преодолевать подъемы крутизной 60%, двигаться по склонам крутизной 40% и форсировать без подготовки водные преграды глубиной 30 дюймов.

Вступить в борьбу за контракт на армейские поставки решили компании AM General, Chrysler Defense и Teledyne. В Chrysler решили строить машину на базе концепта Saluki, Teledyne взяли за основу Cheetah от Lamborghini, и лишь в AM General начали создавать машину "с чистого листа".

По задумке военных, испытания новых автомобилей должны были проходить в несколько этапов. Прежде всего прототипы подлежали предварительной инспекции – военные специалисты осматривали технику, выделяли недостатки и отправляли образцы на доработку. Затем, если военных удовлетворяли изменения, внесенные в прототип, делался заказ на предсерийную модель, которая направлялась на испытания из трех этапов. На первом этапе проверялись характеристики и выносливость машины. Второй этап представлял собой тестирование автомобиля солдатами на военном полигоне. Третий этап заключался в испытаниях машины на разных типах местности различными подразделениями, включая корпус морской пехоты.

Первым успешно прошел все фазы испытаний автомобиль от AM General: их машина оказалось самой легкой, самой выносливой и имела самые оптимальные технические характеристики. Вес автомобиля составлял 2340 кг, длина машины – 4,6 м, ширина – 2,1 м, высота – 1,4 м. Восьмицилиндровый дизельный двигатель объемом 6,2 л и мощностью 150 л.с. разгонял машину до 144 км/ч. Кроме того, автомобиль мог перевозить груз весом до 2700 кг. Именно творению AM General было присвоено наименование HMMWV, что расшифровывается как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle (высокомобильная многоцелевая колесная машина). Этот "аппарат" одним махом отправил на свалку целое соединение различных транспортных средств. После появления HMMWV непригодными для дальнейшей эксплуатации оказались: Jeep M151, Mechanical Mule M274, M561 Gamma Goat, кареты скорой помощи M718A1 и M792, а также грузовик M880.

22 марта 1983 г. был размещен государственный заказ на 55 тыc.автомобилей HMMWV на сумму 1,2 миллиарда долларов США. Контракт предполагал поставку военной техники в пятнадцати различных конфигурациях на протяжении пяти лет. Вскоре заказ увеличился до семидесяти тысяч, а в 1989 году армия США заказала еще 33 тысячи HMMWV.

HMMWV и Hummer H1

Боевым крещением HMMWV (или Humvee, как его называли солдаты) стали операции в Панаме, а также знаменитая "Буря в пустыне" в Персидском заливе. Пыльный, грязный HMMWV, ползущий по пустынной местности или среди развалин городского боя, стал своеобразным символом армии США. Война в Персидском заливе оказалась большой рекламной кампанией автомобиля HMMWV, ставшего героем многочисленных репортажей с полей сражений. Повышенный интерес публики к "Хамви" подвел руководство AM General к одному гениальному решению...

Любимец "Терминатора"

В начале 90-х, вероятно, под впечатлением от увиденных репортажей с Персидского залива, актер и нынешний губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер связался со своим другом, президентом компании AM General Джимом Армуром с просьбой прокатиться на "Хамви". Испробовав автомобиль в ходу, "железный Арни" был в восторге и сказал Армуру, что если немного приспособить "броневик" под гражданские нужды, то получился бы отличный внедорожник. Истории доподлинно не известно, послушались ли в AM General совета "Терминатора" или они сами вынашивали идею пустить "Хамви" в серийное производство, но факт остается фактом – в 1992 году с конвейера сошел первый гражданский HMMWV, который получил грозное название Hummer, дословно переводимое с английского как "молот". Так, у автолюбителей появилась возможность опробовать автомобиль настоящих американских патриотов – Hummer H1.

Почти все автомобили 1992 года продавались прямо с завода ограниченной серией, исключение составляли лишь те машины, которые производились для нужд флота. Hummer H1 первого года выпуска имел шильдики "Limited Edition" на кузове и именную табличку на панели приборов. Покупателю бесплатно предлагались экскурсия по заводу AM General и тренировочный курс на полигоне завода. В середине 1992 года на Hummer H1 начали устанавливать кондиционер. Такие элементы как электростеклоподъемники, центральный замок, круиз-контроль были недоступны ни в стандартной комплектации, ни в качестве опций в 1992 году. С 1993 года Hummer H1 начал продаваться через дилерскую сеть.



Hummer H1 был построен на базе HMMWV, и у этих автомобилей много общего. Но "Хаммер" был именно гражданской версией "Хамви" поскольку в нем не использовались многие "военные" решения, как, например, композитные элементы кузова или 24-вольтовая электросеть. Причем со временем "Хаммер" все больше отдалялся от своего военного "предка". А модели Hummer H2 и H3 – это уже совершенно другие автомобили, и с военным "Хамви" их абсолютно ничего не связывает, впрочем, как и с H1. Hummer H2 строился на платформе Chevrolet Tahoe GMT 820, H3 – на платформе Chevrolet Colorado GMT 355.


За все годы производства большинство Hummer H1 выпускались в трех вариантах: 4-дверный пикап, wagon (5-дверный "универсал") и пикап с мягкой крышей. Также существовали менее распространенные версии – двухдверный пикап и 4-дверная машина с задней частью типа slantback.

Американские мускулы

Основные узлы и агрегаты на Hummer H1 полностью идентичны военному HMMWV. Мосты, тормоза, рама, части кузова у Hummer H1 точно такие же, как на его военном аналоге. На H1, как и на "Хамви" устанавливалась система подкачки колес – CTIS. Hummer унаследовал от своего боевого брата портальные мосты и стояночную тормозную систему с блокировкой трансмиссии. Однако различия между "гражданином" и "солдатом" все же есть – они коснулись тех деталей, которые влияют на комфорт пассажиров. Так, например, у Hummer H1 в дверях имеются усилители для безопасности пассажиров в случае бокового удара. Вообще-то, в годы производства Hummer H1 постоянно подвергался доработкам – по мере роста его популярности.

Модели 92-го и 93-го годов поставлялись с дизельным двигателем V8 объемом 6,2 л и 3-ступенчатой автоматической коробкой передач 3L80.

В 1994 году в Hummer H1 впервые были внесены значительные изменения. Прежде всего, под капотом "прописался" новый двигатель объемом 6,5 л, который был мощнее своего предшественника на 20 л.с. Также теперь на H1 устанавливалась 4-ступенчатая автоматическая коробка передач 4L80E, благодаря которой "городской броневик" мог передвигаться на более низких оборотах двигателя. Кроме того, в 1994 году впервые на Hummer H1 появился полный электропакет и круиз-контроль.



 

9 октября 2009 года между General Motors и Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co., Ltd. (крупнейший китайский производитель строительных конструкций и тяжелого инженерного оборудования) был подписан контракт о продаже бренда Hummer. По условиям сделки, к китайской компании перешло 80% акций Hummer, остальные 20% были переданы частному инвестору Suolang Duoji (который также является соучредителем Tengzhong). Сумма сделки официально не разглашалась, однако, по словам инсадейра GM, который остался анонимным, цена контракта составила 150 миллионов долларов. Как пишет Wall Street Journal, GM продолжит выпуск автомобилей под маркой Hummer вплоть до 2012 года, а затем производство полностью возглавит Tengzhong. По условиям контракта, китайские инвесторы также получили вместе с брендом и официальную дилерскую сеть Hummer.


В 1995 году H1 стали производить также и с бензиновым двигателем, и такие машины были доступны вплоть до 1997 года. По желанию клиента на автомобиль могли установить 8-цилиндровый бензиновый мотор Vortec 5700 от General Motors, который развивал мощность 190 л.с. Появились недостатки – "прожорливость" Хаммера и более низкий крутящий момент по сравнению с дизельным собратом. Тем не менее, по данным Lynch Hummer, официального дилера AM General, в 1995 году из всех проданных H1 примерно 40% были бензиновыми.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
H1 в кузове slantback

В 1996 году расширилась линейка моторов для Hummer H1. General Motors установили турбину на 6,5-литровый дизельный двигатель, таким образом его мощность стала еще больше. В 1996 г. Hummer H1 был доступен с тремя разными видами моторов.

Однако возросшая мощность означала возросший "аппетит", поэтому конструкторы установили дополнительный топливный бак объемом 17 галлонов (68 литров) под задним бампером.

Джентльмен

По мере увеличения выпуска, Hummer H1 постепенно терял свою первозданную брутальность и воинский шарм, он превращался из средневекового воина-рыцаря в джентльмена для неспешных воскресных поездок. Так к 1999 г. на Hummer H1 уже устанавливались шумо- и виброизоляция, аудиосистема от Monsoon и ветровые стекла с подогревом. В 1999 году произошли серьезные изменения в конструкции Хаммера. Дело в том, что в 1999 году правительство США пересмотрело некоторые требования к транспортным средствам, что заставило AM General установить антиблокировочную систему на Hummer H1. Установка АБС означала, что H1 может лишиться самоблокирующихся дифференциалов типа Torsen и систему модуляции газ/тормоз. Такие изменения потрясли бы любителей бездорожья, однако инженеры AM General нашли выход из ситуации. Систему модуляции решили сделать электронной, для этого была установлена система TT4. При пробуксовке одного из колес электроника автоматически определяла, какое из колес буксует, останавливала его, а весь крутящий момент распределяла между другими ведущими колесами. Новые дифференциалы Torsen II работали так же, как и предыдущие, однако для их блокировки теперь хватало гораздо более низкого крутящего момента.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Чтобы приобрести подержанный Hummer H1, нужно потратить время на поиск.
Предложений немного, но все автомобили продаются в хорошем состоянии
и с небольшими пробегами. Дорого...



В 1999 году бренд Hummer пополнил портфель General Motors, но выпуском машин H1 вплоть до снятия модели с производства занималась AM General.

В 2002 году изменениям подверглась внешность Hummer, на машину стали устанавливать светодиодные повторители поворотов, также теперь автомобиль поставлялся с 2-компонентными алюминиевыми дисками диаметром 17 дюймов. С поступлением в продажу Hummer H2 от General Motors, все Hummer H1 начали выпускаться со значками "H1" на бортах.

С начала 2005 года в продаже появилась специальная версия "Хаммера" – Hummer H1 Alpha. Главной особенностью этой версии был турбодизельный двигатель Duramax объемом 6,6 л и мощностью 300 л.с. С новым мотором поставлялась и новая 5-ступенчатая коробка передач Allison. Также на Alpha была усилена рама, кузов приподнят на 2 дюйма, установлены новые более мощные тормоза.

12 мая 2006 года Hummer H1 был снят с производства.

Вместе с тем как H1 эволюционировал из военного автомобиля в гражданский внедорожник, его цена росла. Так, в 1992 г. цена Hummer H1 с мягкой крышей составляла 40500 долларов США, версия в кузове wagon стоила 54700 долларов.

В последний год производства цена машины с открытым верхом составляла 129399 долларов США, цена на wagon составляла 140796 долларов. Hummer H1 Alpha в 2006 году можно было приобрести за 150975 долларов США.

Hummer H1 - поистине уникальный автомобиль. В нем сконцентрирован дух Америки – патриотизм, любовь к свободе (ведь для владельца H1 не бывает непроходимых мест), сила и величие. Вряд ли Hummer H1 можно отнести к какому-то определенному классу автомобилей – он создавался другим и был предназначен для "других" людей, которые не привыкли ограничивать себя какими-либо рамками или стандартами.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra