Что в кузове тебе моем?




Андрей Богомолов.


Заголовок

Что в кузове тебе моем?

Антология автомобильных кузовов 30-х годов.

1930-е годы стали золотым веком автомобильной классики. За это десятилетие кузовной дизайн проделал стремительный путь от коробообразных форм через классическое совершенство к каплеподобным машинам начала сороковых. Это время, когда традиционные рамные машины стали понемногу вытесняться машинами с несущими кузовами, что впоследствии привело к сокращению кузовных типов, поскольку не все из них обладали достаточной жесткостью в отсутствии рамы. А тогда, в 1930-е, рамная конструкция машины послужила основой для пышного расцвета кузовного разнообразия. Перед войной автомобильное производство было развито всего в нескольких странах, и каждая страна, а часто даже каждая фирма, имела собственную классификацию кузовов. Давайте попробуем разобраться во всем этом многообразии.




Лимузин седану не товарищ.

Начнем с самого распространенного типа, с закрытых машин, тех, что у нас называют седанами, лимузинами и купе. Тридцатые годы стали временем расцвета закрытых кузовов, в двадцатых годах на дорогах преобладали открытые машины. По советской классифика цииседан - это 4-дверный закрытый автомобиль. Если салон такого автомобиля имеет выдвижную звуконепроницаемую перегородку между рядами кресел, то это уже лимузин, обычно они длиннее седанов, и в них может разместиться на два человека больше на откидных сиденьях, некоторые лимузины имеют бронезащиту. Купе - тот же седан, но двухдверный.

В Германии понятия седан вообще не существовало, и все эти машины назывались лимузинами (4-дверный 2-дверный (фото 1), с перегородкой - пульман-лимузин (Pullman-Limousine, фото 2)). Если у 4-дверного лимузина есть маленькое окно сразу за задней дверью, то это 6-оконный лимузин (б-fenster, фото 3), если такого окна нет - 4-fenster (фото 4). У некоторых в крыше есть сдвижной люк или матерчатый экран - так называемая солнечная крыша (sonnendach, фото 5). Обычно люки устанавливались по спецзаказу за дополнительную цену. В первой половине 1930-х годов технология еще не позволяла делать всю крышу цельнотянутой, поэтому многие, особенно большие машины имели дерматиново-фанерный неоткрывающийся технологический "люк" в центре крыши. В конце 1930-х производители решили эту проблему. Одновременно с этим автостроение перешло на цельнометаллические кузова, тогда как раньше кузова состояли из деревянного каркаса, обшитого металлом.

илл.
Фото 1. 1938. Адлер Трумпф Юниор 1Е (Adler Trumpf Junior 1E), Германия.


илл.
Фото 2. 1933. Хорьх 830 (Horch pullman limousine), Германия.


илл.
Фото 3. 1937. Опель Супер 6 (Opel Super 6 Limousene 2 Turen), Германия.


илл.
Фото 4. 1938. Мерседес Бенц 230 В143 10 W143), Германия.


илл.
Фото 5. 1937. Мерседес-Бенц лимузин 320 (Mercedes Benz Тур 320 Limousene 4 Turen), Германия.





Америка тюдоров и фордоров.

В Северной Америке закрытые автомобили обычно назывались 4-дверный седан (4-door sedan) и 2-дверный седан, а лимузины носили сокращенное имя лимо (limo). Если сзади у седана - горб багажного отделения, то это туринг-седан (touring sedan) или горбатый (hump back) седан (фото 6). Если "спина" седана прямая, это плоскоспинный (flat back) или покатоспинный (slant back) седан (фото 7). В конце 30-х, когда машины стали каплеобразными, появилось название фастбэк (fast back) - быстроспинный. Отдельные фирмы имели свою классификацию Например, Шевроле (Chevrolet) предлагались как коч (coach) и 2-дверный седан. А различались они только тем, что коч не имел "горба" багажника. На этом месте могло располагаться запасное колесо или складная багажная решетка внизу . Форд (Ford) использовал собственные названия - фор-дор (от four door, 4 дверный) и тюдор (от two door, 2 дверный) седаны.

илл.
Фото 6. 1939. Бьюик 40 Спешиал (Buick 40 Special), США.


илл.
Фото 7. 1942. Нэш 600 (Nash 600), США.





Тёща, знай своё место!

До 1934 года в США и на связанных с ними европейских фирмах, например, на немецком Опеле (Opel) производились автомобили с кузовом виктория-купе (victoria coupe, фото 8). По сути, это такой же 2-дверный седан, но с укороченным пространством салона сзади, отчего задняя стенка была не вертикальной по тогдашней моде, а слегка наклонной или сложной формы. Существовал и открытый вариант - конвертибл (convertible), "трансформируемая" виктория (фото 9).

Люки в крыше в США, как и в СССР, не были приняты. Американские автомобили с таким люком иногда встречаются в Европе, но это уже работа небольших европейских фирм.

Зато в США были очень популярны 2- и 4- местные купе с очень длинными багажниками. С двумя окнами сбоку и с одним: 5-оконные (5-wm dow coupe, фото 10) и 3-оконные купе (фото 11) соответственно. На мой взгляд, очень бестолковый кузов, по крайней мере никто из самих американцев-коллекционеров не смог мне объяснить, в чем его преимущества, хотя соглашусь, что некоторые такие машины выглядят красиво. В Европе их именовали купе-лимузин (в Германии) и родстер-купе (не только в Германии), "европейцы" часто имели более спортивный силуэт. Иногда под задней крышкой скрывался не багажник, а еще один ряд сидений, а сама крышка в открытом виде становилась спинкой дивана. По-американски это - рамблсит (rumble seat, фото 12). У нас и в Германии это называлось "тещино место", в Англии - дикки (dickey). Для отличия купе с обычным багажником в Америке иногда называют бизнес-купе (business coupe). Были купе и с удлиненной 4-местной кабиной - клуб-купе (club coupe, фото 13), реже - опера-купе (opera coupe), но вторым именем называют и другие "купейные" варианты. Клуб-купе имели и открытую версию, но это уже настолько близкий к другим открытым типам кузов, что провести грань между ними сложно.

илл.
Фото 8. 1932. Форд В8 (Ford V8), США.


илл.
Фото 9. 1935. Паккард 1207 с кузовом Дитрих (Packard 1207 Dietrich), США.


илл.
Фото 10. 1936. Форд В8 68 ДеЛюкс (Ford V8 68 DeLuxe), США.


илл.
Фото 11. 1933. МакЛафлин Бьюик 60 С (McLaughlm Buick 60 S), Канада.


илл.
Фото 12. 1935. Форд В8 48 ДеЛюкс (Ford V8-48 DeLuxe), США.


илл.
Фото 13. 1939. Паккард 1700 (Packard 1700), США.





Berlin bleibt Franzoesig!

Практичные американцы придумали еще одно применение для своих купе. Некоторые фирмы выпускали бортовые коробки для груза, которые вставлялись в проем багажника и фиксировались там. При этом у большинства моделей крышку багажника приходилось снимать совсем. Такая комбинация называлась купе-деливери (delivery, фото 14).

В Италии и Франции седаны назывались берлин (berline), причем у итальянских машин не было стойки между передней и задней дверью, отчего доступ в салон был очень удобен (фото 15). Такую же схему часто применяли французы, австрийский Штаер (Steyr) и английская Лагонда (Lagonda). Странно что сами французы не называли свои кузова седанами, по имени города Седан, имени, дошедшему до автомобиля еще с каретных времен. Некоторые кузова были внешне неотличимы от своих 4-дверных собратьев, но имели дверь в задней стенке салона, такие назывались коммесьяль (соmmerciale, фото 16). Подобные 3-х и 5-дверники изредка встречались у немцев (комби, kombiwagen) и у американцев (3-дверные седаны-деливери, фото 17). И у тех, и у других эти названия имели и другое значение, но о них - после. 2-дверные закрытые машины носили имя купе.

Довоенная Чехословакия была одной из ведущих индустриальных стран мира. Легковые машины делали 8 фирм. Там 4-дверные седаны назывались лимузинами (limuzina), a 2-дверные - тудорами (tudor, явно фордовское влияние).

Англичане также не применяли слова седан. 4-дверные машины носили имя салун (saloon, sln), а 2-дверные - или 2-door saloon, или фиксд-хед-купе (fixed-head coupe, fhc), то есть купе с жёсткой крышей, или просто купе. Люки в крышах были очень популярны, это "солнечные" салоны - саншайн (sunshine), санруф (sunroof) или просто sun saloon. Другие их названия - скользящая крыша (sliding head, слайдинг хед) или спорт-салон.

илл.
Фото 14. 1937. Терраплан (Terraplane), США.


илл.
Фото 15. 1934. Дэляж Д4 (Delage D4), Франция.


илл.
Фото 16. 1935-1940. Ситроен 11ЦВ (Citroen 11CV), Франция.


илл.
Фото 17. 1935. Плимут ПиДжей (Plymouth PJ), США.





Дрова: топи кривыми - поворачиваем!

С милитаризацией и расширением Германии (читай - почти во всей Европе) возникли проблемы с бензином. В 1935-м появились первые дизельные легковушки - Мерседес-Бенц (Mercedes-Benz) и Ганомаг (Hanomag). Другим решением проблемы стали газогенераторные двигатели фирмы Имберт (Imbert), работающие на угольных брикетах (в СССР дело дошло только до экспериментов, серийно выпускались только газогенераторы для грузовиков, в основном работающие на дровах). Внешне такая газогенераторная машина - это тот же лимузин, но обвешанный емкостями и трубами реакторов, теплообменников и фильтров (фото 18). После войны большинство этих машин перевели назад в бензиновые (карбюраторные), поэтому найти газогенераторную машину - огромная коллекционерская удача. Существовало множество прототипов с попытками убрать газогенераторную навеску внутрь кузова, внешне эти "разжиревшие" образцы не очень смотрелись.

илл.
Фото 18. 1939. Мерседес-Бенц 170 ФауГ (Mercedes-Benz 170 VG), Германия.





Что у "трансформатиле" выше пояса.

Перейдём теперь к открытым машинам и начнём для плавности с кабриолимузина (Cabriolimousine) или кабриолет-лимузина. Так они зовутся в Германии. В Чехословакии - это полукабриолет (polokabriolet). Англосаксы вообще игнорировали этот тип кузова. В Италии - это берлина трасформатиле (berlina trasformatile). В отличие от аналогичных седанов и купе, эти машины имеют брезентовый верх и заднюю стенку салона "выше пояса". Брезент ложится на легкосъёмные поперечины между боковыми стенками, а в сложенном виде он располагается над задним багажником. Базой для кабриолимузинов служили 4-дверные (и 6- и 4-оконные, фото 19) и 2-дверные (фото 20) кузова. Родственником купе-лимузина был 2-местный кабриолет или, иначе, родстер-кабриолет (фото 21). Такой кузов, но под другими именами, был и у американцев и англичан - спорт-купе или ландо-купе (landau coupe).

илл.
Фото 19. 1938. Мерседес-Бенц 170 Фау (Mercedes-Benz 170 V), Германия.


илл.
Фото 20. 1934-1937. Ганза-Ллойд 1700 (Hansa-Lloyd 1700), Германия.


илл.
Фото 21. 1933. ДКВ 600 Райшляссе (DKW 600 Reichsklasse), Германия.





Скажем дружно: ландо - нужно.

Самые любимые в коллекционерской среде - кабриолеты. В отличие от кабриолимузина, тент кабриолета постоянно натянут на деревянную шарнирную раму, которая в закрытом положении удерживается фиксаторами на рамке ветрового стекла, а в открытом располагается сзади, обычно в виде "воротника". Наиболее четкая и всеобъемлющая классификация кабриолетов - у фирмы Мерседес-Бенц. Кабриолет А (фото 22) - 2-х местный, иногда за диваном расположено 1-2 детских места, по-спортивному покатая задняя часть, сбоку только одно окно, опускающееся в дверцу. Кабриолет В (фото 23, самый популярный в Германии) - четырехместный, двухдверный, задний ряд кресел имеет свое окно (сразу за дверным). Кабриолет С (фото 24) отличается от предыдущего отсутствием второго бокового окошка, на этом месте брезент. Кабриолет D (фото 25) - четырехдверный. Кабриолет Е (фото 26) - 6-оконный лимузин, у которого есть тент над последним рядом боковых окон, такое обозначение довольно редко - сам Мерседес-Бенц и другие немецкие фирмы, да и за пределами Германии дружно называли их ландо (landaulette). Кабриолет F (фото 27) - он иногда называется пульман-кабриолет - по сути это пульман-лимузин с открытым верхом. Кабриолеты F иногда тоже имели бронирование.

илл.
Фото 22. 1937. Мерседес-БенцкабриоА (Mercedes Benz Тур 320 п Cabriolet А), Германия.


илл.
Фото 23. 1937. Мерседес-Бенц кабрио Б (Mercedes-Benz Тур 320 Cabriolet В), Германия.


илл.
Фото 24. Мерседес Бенц кабрио С (Mercedes Benz Тур 320 Cabriolet С), Германия.


илл.
Фото 25. 1937. Мерседес Бенц кабрио Д (Mercedes-Benz Тур 320 Cabriolet D), Германия.


илл.
Фото 26. 1938. Мерседес Бенц пульман 320 (Mercedes-Benz Тур 320 Pulman), Германия.


илл.
Фото 27. 1937. Мерседес Бенц пульман-кабрио Ф 320 (Mercedes-Benz Тур 320 n Pulman Cabriolet F) Германия.





Фаэтон на турере сидит и турингом погоняет.

В названиях кабриолетов других фирм и стран континентальной Европы нет четкости, и под эти названия можно подвести сразу несколько типов из приведенного списка. В СССР серийно кабриолеты до войны не производились. А ГАЗ-11-40, ГАЗ-61-40 и ЗиС-102 скорее относятся к фаэтонам, хотя у них и слитные с кузовом рамки ветровых стекол.

В Америке собственно кабриолетами назывались кабриолеты А и что-то промежуточное между А и С, причем они часто выпускались с "тещиным местом". Кабриолет D был известен под именем конвертибл седан (convertible sedan). Кабриолеты В, Е и F нетипичны для США.

В Англии кабриолеты А и С именовались дроп-хед купе (drop-head coupe, dhc), т .е. купе со спадающей крышей. Кабриолет D там довольно редок, те, что ввозились из-за границы, назывались drop-head cabriolet, 4-door cabriolet или на американский манер convertible sedan.

Один из самых популярных в 1920-х годах 4-7-местный кузов - фаэтон (phaeton) или турер (tourer), туринг (touring) отличается от кабриолетов опускающейся на капот рамкой ветрового стекла, целлулоидными съемными боковыми окошками (обычно на кнопках) и простым тентом, как у кабриолимузинов. Были и 4-х и 2-дверные версии. Из наших машин фаэтоном в чистом виде можно считать ГАЗ-А (фото 28) - копию Форда-А. Особая и довольно редкая разновидность - дьюэл каул фаэтон (dual cowl, двойная кабина, фото 29). В отличие от Форда, некоторые американские фирмы применяли к таким машинам термин туринг. В Италии есть кузовное ателье Туринг (Turing), но эти страны далеки друг от друга. Более близкие к итальянцам англичане и немцы пользовались словом турер, хотя в Англии чаще говорили open 4-seater (открытый 4-местный) и здесь этот тип кузова близко смыкается с английским 4-местным родстером (только 2-дверные). Пожалуй, родстер (roadster) имел более низкий спортивный силуэт и почти всегда - локтевые вырезы в верхней части двери для сидящих впереди (фото 30). 4-местные родстеры были не менее популярны на острове, чем родстеры 2-местные (фото 31). Точно такая же картина была и в Чехословакии. В остальных странах родстер - непременно 2-местная машина, и локтевые вырезы совсем не обязательны. В США конечно же опять большинство машин было оснащено "тещиным местом". Если в Европе родстер - ярко выраженный спортивный автомобиль, то за океаном это скорее 2-местный фаэтон, не более. Для машин с более спортивной внешностью использовалось понятие спидстер (speedster), хотя нередко они назывались и родстерами тоже. Некоторые - boattail roadster (или speedster), то есть с корабельной кормой, а на самом деле напоминающей заднюю часть пчелы или муравья (фото 32). Вообще, родстер - интернациональное слово, но во Франции, а особенно в Италии, машины этого типа называли спайдер (spider).

илл.
Фото 28. 1932-1936. ГАЗ А СССР, фото 1934-1936, такси.


илл.
Фото 29. 1939. Ява Минор (Jawa Minor), Протекторат Богемия-Моравия (Protektorat Boehmen-Maehren).


илл.
Фото 30. 1938. Енсен Эй 3.5-литра (Jensen A 3.5-litre), Англия.


илл.
Фото 31. 1936-1939. Форд Эйфель (Ford Eifel), Германия (Eifel - горный район на западе Германии, не путать со знаменитым инженером).


илл.
Фото 32. 1934. ФИАТ 508С (FIAT 508S), германская сборка.





Седанка, обыкновенная.

Сравнительно редким типом автомобилей были седанки (sedanca). В таком кузове пассажиры сидят под жесткой крышей, а шофер мокнет под дождем, если только над ним не предусмотрен матерчатый верх. Седанка-купе или купе де виль (coupe de ville, городское купе, фото 33) - 2-дверный 4-местный с жестким навесом над задними сиденьями, который, кажется, все же не спасает колени от дождя. Были варианты с пассажирским окном и без. Седанка де вилль, таункар (towncar), городской автомобиль или броугэм (brougham, этим именем называли также и ландо, и имитацию под ландо, где под материей был жесткий кузов) - то же, но 4-дверное. Седанка-лимузин - с перегородкой от водителя (и непогоды), эти машины называли и вышеупомянутыми тремя названиями. 4-дверные седанки были как 4-оконными (фото 34), так и 6-оконными (фото 35).

Встречались и совсем экзотические помеси, как вот этот таункар-ландо (фото 36). Уже тогда кузовные ателье предлагали варианты, которые быстро трансформировались из одного типа кузова в другой. Например, такой 3-позиционный кабриолет (фото 37), у которого тент в среднем положении образовывал "седанку". Или такой кабриолет с выдвижной жесткой крышей (фото 38).

илл.
Фото 33. 1937 Бентли 4 1/4 литра с кузовом Баркер (Bentley 4 1/4 litre Barker), Англия.


илл.
Фото 34. 1935. Дюзенберг Джей с кузовом Джадкинз (Duesenberg J, Judkins), США.


илл.
Фото 35. 1933. Дюзенберг Джей (Duesenberg J), США.


илл.
Фото 36. 1933. Линкольн В12 251 КБ с кузовом Брунн (Lincoln V12 251 KB Brunn), США.


илл.
Фото З7. 1933. Дэляж Д8СС (Delage D8SS), Франция.


илл.
Фото 38. 1937. Пежо 402 Вариант Эклипс (Peugeot 402 Variante Eclipse), Франция.





За город, в пампасы.

Говоря о легковых кузовах, нельзя не упомянуть о "рабочих лошадках" - коммерческих машинах на базе легковушек. Особенно богата гамма этих машин в США, где они, пожалуй, копировали все профессии больших грузовиков. Продолжительность жизни у таких работяг намного короче, чем у обычных легковых, что делает их особо привлекательными для определенного круга любителей автостарины, кроме того, эти машины просто красивы.

Самый близкий к пассажирскому тип - универсал (это чисто отечественное и более позднее название - до войны у нас таких машин не было вообще, фото 39). В Германии это - комбиваген (Kombiwagen), в США - субурбан (suburban, пригородный), в Англии и Австралии - истэйт (estate, дачный) или ютилити (utility, практичный, этим термином называли любой легкий коммерческий автомобиль), во Франции - брак (le break), в Чехословакии - броук (brouk). Эти машины были и 3-, и 5-дверными.

Очень красивы универсалы из неокрашенных лакированных деревянных реек и фанеры (фото 40). В США они носили название деревянный вагон (woody wagon или woodie) или стэишн (station, станционный) вагон. Второе название употреблялось и для цельнометаллических субурбанов. В Англии это шутинг брэйк (shooting brake) или wooden utility. Кстати, в начале 1940-х таким способом отделывались и дверцы некоторых американских "деревенских" седанов (кантри седан, country sedan).

илл.
Фото 39. 1942. Джи-Эм-Си(GМС), США.


илл.
Фото 40. 1932. Форд (Ford), США.





С бортом и без борта.

Самый популярный микрогрузовик - пикап, pickup в СССР и США, фирма Студебеккер (Studebaker) называла свои пикапы купе-экспресс, притшенваген или притше, Pritschenwagen (в Германии), камионет, camionette (во Франции), камиончино, camioncino (в Италии), ютилити (опять!) (в Англии), валник или валничек, valnik, valnicek (в Чехословакии). В США самый распространенный - бортовой пикап с металлической платформой, обычно отдельной от кузова (фото 41). До 1932 года некоторые из них еще имели брезентовую кабину (родстер-пикап), для отличия пикапов с закрытой кабиной о них говорили клоузд-кэб (closed cab) пикап. Существовали пикапы с деревянной платформой без бортов (flat-bed) и с кузовом из деревянных планок (stake body pickup, стейк-боди, фото 43).

илл.
Фото 41. 1940. Форд В8 (Ford V8), США.


илл.
Фото 42. 1932. Форд Б (Ford В), США.


илл.
Фото 43. 1938. Плимут (Plymouth), США.





Фургоны от кареты до "лунохода".

Очень хороши фургоны (фото 44), особенно интегральные, у которых кузов и кабина составляют одно целое (фото 45). В Германии - кастенлиферваген (Kastenlieferwagen, Kastenwagen, коробчатый вагон), во Франции - фургонет (fourgonette), в Италии - фургончино (furgoncino), в Англии - вэн или деливери вэн (delivery van), в Чехословакии - додавка (dodavka), скржиновы воз (skrinovy vuz, коробчатый) или фургон (furgon). В Северной Америке они звались седан-деливери или пэнэл вэн (panel van). Встречалась также редкая версия с открытыми боковинами грузового отсека, с занавесками и без для уличной торговли (canopy express, канопи-экспресс, т.е. с навесом, фото 46). Выпускались эвакуаторы (wrecker, tow truck, фото 47), похоронные (hearse, фото 48), пожарные (firetruck, по-немецки - Feuerwehr) и даже микросамосвалы (dumper, dumptruck) и седельные тягачи (tractor, semitractor), перечислить все типы невозможно.

Особый поклон санитарным машинам или, как их у нас называют, каретам скорой помощи (фото 49). Обычно это тот же универсал с креплением для носилок и спецоборудованием. По-английски - ambulance, по-немецки - Sanitaetswagen, Krankenwagen, в Чехословакии - sanitka.

Полицейские машины и такси, как правило, тоже отличаются от стандартных машин только окраской и оборудованием, хотя об английских кэбах (cab) этого не скажешь (фото 50). В Германии кузова для такси называли дрошкенваген (Droschkenwagen) в Италии - тасси (tassi).

илл.
Фото 44. 1939-1941. Пежо Д5 (Peugeot D5), Франция.


илл.
Фото 45. 1936. Шевроле ЭфБи (Chevrolet FB), США.


илл.
Фото 46. 1937. Шевроле ДжиСи (Шевроле GC), США.


илл.
Фото 47. 1938. Додж (Dodge), США.


илл.
Фото 48. 1938. Паккард Эйт с кузовом Эй Джи Миллер (Packard Eight, A.J. Miller), США.


илл.
Фото 49. 1937. Ля Салль 50 (La Salle 50), США.


илл.
Фото 50. 1932-1934. Остин (Austin), Англия.





Теренни воз и ныне там!

Несколько слов о военных легковых машинах. В странах союзников как-то сразу сложился джип (jeep) в привычном и теперь значении (фото 51), в Германии их до сих пор зовут гэлендваген (Gelaendwagen), в Италии - милитаре (militare), в Чехословакии - теренни воз (terenni vuz). На джипах базировалось много кузовов различного назначения, но это отдельная большая тема. Амфибии тоже везде одинаковы (в Германии их называли швиммваген, Schwimmwagen, а у нас иногда вместо слова амфибия в техпаспортах ставили забавное сочетание "плавающая лодка", фото 52).

По ту сторону фронта ничего похожего на привычный джип так за всю войну и не было создано, но там существовало много типов командирских машин. Их развитие шло двумя путями. Первый - взять обычный турер и приспособить его для перевозки солдат и экипировки, на спецмашинах установить радиостанцию, зенитный пулемет и т.д. Более тяжелые машины снабжались буксирным приспособлением для пушки Рак-37 или походной кухни. Некоторые вместо полудверей имели вырезы, закрываемые брезентовыми скатками (фото 53). Недостаток этих машин - они не были вездеходами. Второй путь - 2-х и 3-осные вездеходы (фото 54 и 55). И для тех, и для других за основу брались, как правило, большие легковые машины и легкие грузовики. Особая тема - полугусеничная техника (фото 56), впрочем, их вряд ли имеет смысл относить к легковым. Надо сказать, что в СССР были созданы опытные образцы и тех, и других, но вовремя было принято решение взять за основу американские разработки в этой области.

С 1937 года Германия начала выпускать унифицированные командирские машины трех классов - легкого (фото 57), среднего и тяжелого, все с колесной формулой 4x4. Позднее был создан самый удачный кюбельваген - легкий КдФ-82 (фото 58), но он имел только заднюю ведущую ось. Лишь небольшая часть его модификаций была оборудована полным приводом. К армейским машинам в Германии пристало имя кюбельваген (Kuebelwagen, бадья).

илл.
Фото 51. 1941-1942. Виллис ЭмБи, ранний вариант (Willys MB), США.


илл.
Фото 52. 1944. КдФ 166 (KdF 166), Германия.


илл.
Фото 53. 1939. КдФ 62 (KdF 62), Германия.


илл.
Фото 54. 1937. 1941 Мерседес Бенц Г5 (Mercedes Benz G5), Германия.


илл.
Фото 55. 1933. Мерседес Бенц ГЗ (Mercedes Benz G3), Германия.


илл.
Фото 56. 1941. Демаг Д7 (Demag D7), Германия.


илл.
Фото 57. 1940-1943. Штевер Тип 40 Крафтфарцейг 2 (Stoewer Тур 40, Kfz 2), Германия.


илл.
Фото 58. 1944. КдФ 82 (KdF 82), Германия.





Кузова от футюр

Пожалуй, есть смысл на этом остановиться. До войны было модно закупать только шасси и заказывать кузов на свой вкус многочисленным кузовным фирмам, даже несмотря на богатый выбор стандартных типов, предлагаемых автозаводами. Поэтому вряд ли возможно в короткой статье рассказать все. Многие кузова не поддаются строгой классификации (куда, например, отнести этот футуристический автомобиль? Фото 59), да и сама классификация была условна и менялась со временем. Она - предмет споров и обсуждений среди любителей автомобильной истории. И, наверное, это не так уж плохо.

илл.
Фото 59. 1939. самодельный автомобиль на базе 1937 Форд V-8, Канада.





Автор благодарен целой группе людей за помощь фотоматериалами.

Это - Андрей Сидоренко, Юхан Берг, Дэннис Хэймэн, Максим Белоусов, Рик Бэйз, Мартин Форваль, Адам Ярыш, Эмиль Засмета, Пол Трентхэм, Джо Пиплз, Сергей Андреев, Анибаль Драго, Александр Синицын, Евгений Сергеевич Бабурин, Хайнц Людер, Джеймс Бернэт, Лоу МакМиллан, Патрик Кастелли, Якко ван Сниппенберг, Ян Шатан, Жоэ Савуа, германский Мерседес-Бенц Ветераненклуб, фирма Винтэдж-Импортс и другие, а также Сергею Минину за замечания.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra