Chitty Chitty...



илл.

Chitty Chitty
Bang Bang


Владимир Князьков

История автомобиля - вернее, нескольких автомобилей - с необычным, слов-но имитирующим звуки работающего двигателя названием представляет собой одну из ярких страниц в летописи английского автоспорта. Крепкий настой на таких противоположных компонентах, как трагедия и фарс, правда и вымысел, трезвый расчёт и мистика, придаёт этой истории особую привлекательность и заставляет множество людей обращаться к ней вновь и вновь:историков и энтузиастов автостарины, писателей и кинематографистов, коллекционеров и просто любознательную публику.

Отделённый от материковой Европы узкой полоской воды, которую англичане гордо именуют Каналом (а иногда пренебрежительно - канавой), Туманный Альбион вынужденно оказался в определённой изоляции. В силу этого многие стороны островной жизни разительно отличаются от общепринятого в других странах. Одно левостороннее движение чего стоит! Тут сама собой напрашивается прямая аналогия со знаменитым ленинским "мы пойдём другим путём". Традиционный британский изоляционизм нашёл своё яркое отражение и в автоспорте двадцатых годов.


илл.

Если в Европе на гоночных трассах доминировали автомобили с трёх-, двух-, а к концу десятилетия и с 1,5-литровыми двигателями, то на треке в Бруклэндс - едва ли не единственной тогда гоночной трассе в Англии -гонялись монстры с устрашающим, близким к 30 литрам объёмом моторов! Подобная ситуация стала следствием того, что английская промышленность практически не выпускала гоночные автомобили, импортных же было крайне мало, а их цена была недоступна гонщикам-любителям. Что и вынуждало последних или заниматься адаптацией для гонок серийных автомобилей, или на свой страх и риск строить так называемые "специалы". Чаще всего - с авиационными двигателями огромного литража и мощности. После окончания первой мировой войны они оказались в избытке и продавались едва ли не на вес. За несколько десятков фунтов можно было приобрести несколько сотен "лошадок".

Одним из известнейших "специалистов" по таким машинам был граф польского происхождения Луи Воров Зборовски. Свою страсть к автомобилям он унаследовал от отца, Эллиота, прославившегося в качестве наездника, охотника и автогонщика. Зборовски-старший погиб 1 апреля 1903 года за рулём Mercedes во время горной гонки в окрестностях Ниццы.

Молодой граф получил образование в Итоне. Научившись летать, он в начале войны попытался пойти добровольцем в военную авиацию, но не был принят по состоянию здоровья.

После войны, имея приличный доход от инвестиций в США, Луи посвятил всё своё время и средства постройке гоночных автомобилей и гонкам. Для этой цели он оборудовал мастерскую в своём доме в Хайхэме, неподалеку от Кентербери.

Первым творением Зборовски стал в 1921 году гигант, названный Chitty-Chitty-Bang-Bang (CCBB). На шасси довоенного Mercedes с цепным приводом ведущих колёс Луи со своим неразлучным другом и помощником Клайвом Гэллопом смонтировал 6-цилиндровый авиационный мотор Maybach объёмом 23092 куб. см. Происхождение двигателя не совсем ясно. Возможно, он был снят с немецкого самолета Gotha, сбитого во время бомбардировки Лондона. По другой, более романтичной версии, приятели тайно ночью демонтировали его с обломков дирижабля Zeppelin Z19, также сбитого в окрестностях британской столицы. По опубликованным в прессе того времени сведениям, мотор развивал 600 л.с. Однако гораздо правдоподобнее выглядит скромная цифра в 305 л.с.


илл.

Установить огромный мотор на шасси, рассчитанное под двигатель значительно меньшей мощности 75 л.с., было проблемой, над которой конструкторский отдел крупной фирмы бился бы годами. Зборовски же никогда не ломал голову над подобными "мелочами".

Тяжеленный двигатель давал слишком невыгодную развесовку по осям. Поэтому, недолго думая, друзья разместили в задней части шасси... 350 кг песка в качестве противовеса! Одного этого достаточно, чтобы составить приблизительное представление о несуразности и примитивности конструкции. Её вес нигде не упоминается, но он, должно быть, достигал нескольких тонн. И это гоночный автомобиль, где обычно на счету каждый грамм. При этом тормоза были только на задних колёсах, да и те надёжностью не блистали. Зборовски решительно было не занимать смелости, чтобы управлять подобным сооружением.

Гонщик и журналист Сэмми Дэвис в своих мемуарах о Луи рассказывал о нём как об очень противоречивой натуре. Как гонщик он был исключительно безрассудным, часто становясь причиной драматических ситуаций, попадая во множество аварий, но никогда не получая серьёзных травм. Суеверный до крайности, он постоянно находился под гнётом разного рода предчувствий. Однажды вечером, накануне Большого Приза Франции, Зборовски признался Дэвису в уверенности в своей завтрашней гибели во время гонки. Тот попытался успокоить друга, говорил, что этого можно избежать, отказавшись от старта или, по крайней мере, от ненужного риска. Никто ведь его не принуждает. Луи ответил, что это невозможно, что нечто необъяснимое заставляет его участвовать в гонке и помимо воли выжать из машины максимум. И до поздней ночи излагал свои философские взгляды о влиянии неких таинственных сил на поступки людей, о загробной жизни и тому подобном. К счастью, в тот раз его предчувствия не оправдались.

Настроение Луи менялось невероятно быстро, -вспоминал Дэвис. - Только что был полон оптимизма, и уже - на грани меланхолического расстройства. Был неплохим поэтом и художником, имея к тому талант и склонность. Его творческим выражением были чудовищные автомобили и стихийный способ езды на них. Ездить он умел, но делал это, скорее, сердцем, чем разумом. Во всей его деятельности присутствовало нечто мистическое и драматичное.


илл.

Луи хранил, никогда не надевая, золотые запонки, которые носил его отец в день трагической аварии в Ницце. Но перед Большим Призом Италии в Монце в 1924 году Зборовски их надел. Может быть, захотел испытать судьбу? Опять у него появились загадочные предчувствия или уже уверенность, и он захотел добавить драматизма своей гибели? Никто и никогда не ответит на эти вопросы. Выступая, как и отец, за команду Mercedes, Луи попал в тяжёлую аварию и погиб на месте.

Но вернёмся немного назад. Несмотря на всю примитивность и ненадёжность конструкции, тот первый ССВВ развивал в ходе гонок в Бруклэндс скорость до 181,52 км/час, а в августе 1922 года выиграл заезд на 1 км с хода, показав на этой дистанции 116,96 км/час.

За первой машиной последовали ещё две с тем же названием. Их концепция повторяла первый образец - шасси от Mercedes с мощным авиационным двигателем. Второй автомобиль имел мотор Benz объёмом 18,8 л и так же, как и первый - цепной привод. Его максимальная скорость оказалась ниже -170,27 км/час. Граф лишь однажды появился за рулём этой машины. Позже она была использована для пробега через Сахару. Тогда подобное превращение гоночного автомобиля во внедорожник ни у кого не вызывало удивления. А можете ли вы себе представить современную машину "Формулы-1" посреди песчаной пустыни?

Третий ССВВ имел уже карданную передачу, 14,8-литровый двигатель Mercedes и воздушный тор- моз Westinghouse.

Один из трёх автомобилей ещё существует. В 1969 году он был продан с аукциона Сотби за 16000 ф. ст. Это рекордная на тот момент цена, заплаченная за старинный автомобиль.

Хотя прошло три четверти века после его гибели, Луи Зборовски остаётся золотым дном для журналистов и писателей. Он сам и его автомобили окутаны своеобразным мифом, порождающим разного рода фантазии, нередко далёкие от правды или, по крайней мере, сильно преувеличенные.

В 1961 году Ян Флеминг, из-под пера которого вышел легендарный Джеймс Бонд, оказался в больнице после инфаркта. Не желая зря терять время, он решил восстановить истории об удивительном автомобиле, рассказанные им некогда своему сыну. Название автомобиля, конечно же, было Chitty-Chitty-Bang-Bang. Кроме этого машина из новой книги Флеминга не имела ничего общего со своим историческим прототипом, Зато она обладала разумом, могла летать и плавать.

А в 1968 г. во время очередного автосалона в Лондоне состоялась премьера фантастического мюзикла, снятого по мотивам произведения Флеминга. Успеху фильма, наряду с прекрасной музыкой и созвездием известных актеров - среди них Дик Ван Дайк, Салли Энн Хауз, Джеймс Робертсон Джастис, Лайонел Джеффрис, Бенни Хилл и многие другие, - немало способствовал главный герой. Им стал специально для съёмок построенный автомобиль - новая версия ССВВ. Машина с деревянным кузовом в форме лодки и складными крыльями могла летать лишь с помощью киномонтажа, а плавать - будучи поставленной на огромную надувную резиновую подушку.

По сюжету фильма, попавший в аварию гоночный автомобиль стоит всеми забытый во дворе гаража и подлежит продаже торговцу металлоломом. В последний момент его за 30 шиллингов покупает некий эксцентричный изобретатель, поддавшийся на уговоры своих детей. Запершись в мастерской, он долго колдует над изрядно разбитой машиной, превращая её в поистине сказочный аппарат. А дальше следует непрерывная череда весёлых приключений на воде, на земле и в воздухе, когда ССВВ не раз выручал свой экипаж из критических ситуаций.

Управляемый чемпионом мира в "Формуле-1" Грэмом Хиллом "киношный" ССВВ стал в 1968 году гвоздём проводившейся на стадионе Уэмбли церемонии старта автомарафона Лондон-Сидней.

А несколько лет назад поп-звезда Майкл Джексон пожелал приобрести уникальный автомобиль для своей коллекции раритетов, предложив за него один миллион долларов. На что получил вежливый, но твёрдый отказ.

Одновременно с выходом фильма известная английская фирма Corgi Toys выпустила модель ССВВ в масштабе 1/43. Миниатюрная копия наряду со многими тщательно воспроизведёнными мелкими деталями была снабжена раскрывающимися крыльями, съёмными стабилизаторами спереди и сзади и раскрашенными вручную фигурками основных героев фильма.

Такая модель была вручена Её Величеству Королеве и Принцу Филиппу на королевской премьере фильма. Популярность этой модели среди коллекционеров превзошла все ожидания. Настолько, что 25 лет спустя фирма пошла на беспрецедентный шаг, выпустив точную копию модели 1968 года. От оригинала реплика отличалась наличием подставки из красного дерева, сертификата аутентичности и надписью Made in China на днище, поскольку производство к тому времени было переведено в Китай. Именно эта версия изображена на публикуемых снимках.

Ещё через несколько лет в продаже появился третий, упрощённый вариант модели. Его можно узнать по отсутствию фигурок пассажиров и звездообразным колёсам с пятью толстыми спицами каждое.

Сейчас эти модели, особенно первые две версии, стали подлинными раритетами и центром внимания многих коллекционеров.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra