Баннер клуба УАЗ 

 

Главная » Литературный лом » Что имеем не храним?

Что имеем не храним?


Что имеем – не храним?


Советский легковой автомобиль 70-х годов с автоматической коробкой передач, кондиционером, электрическими стеклоподъемниками, центральным замком дверей, аудиосистемой высокого класса в базовой комплектации. Скажете, не может быть? А ведь такая машина была, и она выпускалась серийно. «Чайка» ГАЗ-14, появившаяся в 1977 году, была оснащена на уровне, достойном начала XXI века. К перечисленному выше можно добавить огромный 8-цилиндровый двигатель мощностью 220 л.с., систему питания с двумя карбюраторами, достойные дорогого спортивного «суперкара» тех лет вентилируемые дисковые тормоза с четырьмя суппортами на каждом колесе, великолепную отделку салона или такую приятную «мелочь», как насос, смывавший грязь с фар.
ГАЗ 14 Чайка


Хотя автомобиль предназначался «для служебного пользования», в некоторых случаях поездить на ГАЗ-14 могли и обычные граждане, например, через систему «Трансагентства» можно было заказать «Чайку» на свадьбу. В отличие от лимузинов ЗИЛ, штучной сборки, предназначенных для совсем узкого круга высших политических деятелей, представительская «Чайка» выпускалась пусть в небольшом количестве, но вполне серийно.
ГАЗ 14 Чайка


Модель ГАЗ-14 относится к оригинальным отечественным разработкам, не имевшим прямых зарубежных прототипов: ни конструкция узлов, ни дизайн не скопированы ни с каких «проверенных аналогов». Конструкторское бюро легковых автомобилей КЭО ГАЗ разрабатывало вторую «Чайку» ровно 10 лет. Ведущий конструктор автомобиля ГАЗ-14 Владимир Никитович Носаков позднее, в 80-е годы занял пост Заместителя главного конструктора ГАЗа по легковым автомобилям. В наши дни Владимир Никитович не раз принимал участие в работе Олдтаймер-галереи Ильи Сорокина, представляя книги по истории горьковских автомобилей и другие проекты. Внешний облик и интерьер ГАЗ-14 – авторская работа дизайнера Станислава Васильевича Волкова. Перепробовав в начале 70-х несколько поисковых вариантов, создатели машины выбрали окончательный – изящный, солидный, обладавший достаточным «запасом новизны». «Чайка» ГАЗ-14 – наглядное доказательство того, что автомобильный дизайнер в Советском Союзе – профессия, которая существовала и успешно развивалась.
ГАЗ 14 Чайка


Но, к сожалению, как это часто случалось в нашей истории «что имеем – не храним». В конце 80-х годов сумасшедшая волна перестройки принесла популистскую кампанию «по борьбе с привилегиями». Автомобиль «Чайка» признали недопустимой «роскошью», символом социального неравенства, «привилегией партийных бюрократов». С «Чайкой» ГАЗ-14 расправились, теми методами, какими в прежние времена боролись с «врагами народа». Автомобиль не просто сняли с производства, а показательно уничтожили всю дорогостоящую производственную оснастку, исключив всякую возможность как возобновления выпуска в будущем, так и элементарного производства запасных частей. Гордость советского автомобилестроения просто взяли и приговорили в высшей мере наказания – смертной казни, бессмысленно и беспощадно.
ГАЗ 14 Чайка


Позднее, с развалом Советского Союза «Чайку» стало можно выкупить из государственного гаража и официально зарегистрировать в ГАИ в частное пользование, причем, нередко по вполне демократичной «остаточной стоимости». Из теплых гаражей с опытными квалифицированными механиками сложные в эксплуатации машины в 90-х попадали к случайным владельцам, не всегда умевшим поддерживать в хорошем состоянии даже более простые и массовые автомобили. Обвально сгнивали кузова, пропадал декор, выходили из строя механизмы, поголовье из 1114 серийных ГАЗ-14 начало стремительно вымирать.

Но даже когда о «четырнадцатой Чайке», наконец, вспомнили, как о «легенде отечественного автомобилестроения», оказалось, что новым владельцам иногда катастрофически не хватает культуры обращения с классическими автомобилями. Многие «Чайки» превратились в объект «гаражно-колхозного» тюнинга, пусть дорогого, но все равно такого же бессмысленного и беспощадного. Оригинальные агрегаты выбрасывали, заменяя «подходящим по мощности и размеру» ширпотребом от «престижных» иномарок, салоны «перешивали» не имеющей ничего общего с оригиналом обивкой, машины начиняли «современными» аудиостистемами и прочими так называемыми «наворотами», иногда седаны резали в кабриолеты. Даже профессиональные тюнинговые ателье порой издевались над «Чайками», например, строили из них бронированные лимузины.

Тем ценнее машины, несмотря ни на какие исторические катаклизмы, уцелевшие в полностью оригинальной заводской комплектации, особенно не требующие реставрации. На 22-й Олдтаймер-галерее мастерская Simonov motors представляет великолепно сохранившуюся «Чайку» ГАЗ-14 выпуска 1983 года с «родным» пробегом около 75 тысяч километров. У машины цел полный комплект оригинального кузовного «железа» и хромированного «декора», великолепно сохранился салон с коричневой обивкой, все механизмы и электроприводы работают «в штатном режиме». Таких экземпляров, к сожалению, осталось очень немного.
ГАЗ 14 Чайка


Лучше сохранившегося в хорошем состоянии настоящего заводского «оригинала» в классическом ретро-автомобиле, без сомнения, не может быть ничего.

Фото: Simonov motors и с www.autowp.ru

Опубликовано: 05 марта 2014 года




баннер ретро авто и мото техника

баннер ретро авто и мото техника

Баннер 4x4tundra 

Это место сейчас свободно