Candle in the wind


История Zippo - 2
 

В прошлый раз мы рассказали об образовании компании Zippo, ставшей за время своего существования одним из символов США. Вплоть до сороковых годов благодаря предпринимательскому таланту Джорджа Д. Блэйсдела популярность компании стала всеамериканской. А потом была война... Эволюция Zippo вошла в свою самую активную стадию.


В 1942 году правительство США запретила производство многих потребительских товаров, направляя все мощности на армию. Джордж Д. Блейсдел перепрофилировал свою фабрику Zippo на производство зажигалок для военных потребностей. Была представлена модель, покрашенная в чёрный цвет, все же гражданские модели были временно упразднены. С 1942-го по 1945-й годы все Zippo так или иначе были связаны с армией. Для военных Zippo с давних пор играла особую роль как практически единственный источник огня и тепла в самых суровых условиях армейской службы. Она была обязательным атрибутом долгожданных "перекуров" и выполняла ряд дополнительных функций в качестве карманного зеркальца, сигнального огня, мини-горелки и т.п. Солдаты в американской армии почти полностью экипировались за счет государства, за что получили прозвище Джи-Ай (GI - Government Issue). Zippo же, несмотря на свою очевидную полезность, не входила в список казенных вещей и покупалась солдатами в армейских лавках за свои собственные деньги. Это выделяло ее из прочей амуниции и порождало к ней особое отношение со стороны солдат. На корпусах зажигалок стали выцарапывать имена, инициалы, девизы, их украшали эмблемами, монетами и даже моделями. Солдаты, находясь в этой адской бойне под постоянной угрозой смерти, старались запечатлеть на незамысловатых зажигалках состояние своей души и преследующие их мысли. Известны случаи, когда Zippo спасала жизнь ее владельцам и их товарищам. Однажды группа моряков с потопленного корабля продрейфовала на маленьком плоту весь день, а когда наступила ночь, один из моряков зажег свою зажигалку как сигнал о помощи. Ее свет увидели с проходящего мимо катера, и моряки были спасены.

Другой случай произошел с экипажем пикирующего бомбардировщика, когда он возвращался на базу после выполнения боевого задания. Неожиданно отказало бортовое освещение и, так как дело было уже ночью, штурман не мог правильно определить направление полета по затемненным приборам. Помог экипажу благополучно приземлиться на своей базе свет зажигалки Zippo. Среди пехотинцев было немало случаев, когда Zippo, положенная в нагрудный карман кителя, принимала на себя вражескую пулю и спасала жизнь хозяину. Истории, связанные с Zippo, передавались из уст в уста и, заодно с ее замечательными качествами, укрепляли ее славу на фронтах и в тылу. Ее стали называть "лучшей подругой солдата". Каждый военный корабль считал долгом иметь собственный запас зажигалок со своим логотипом или изображением самого корабля, которые выдавались каждому члену экипажа на память по окончании срока службы. Первая "морская" зажигалка появилась в 1946-м году. Офицеры корабля АТА 178 заказали у компании Zippo зажигалки с гравировкой для каждого члена команды. Гравировка изображала номер корабля и год - 1946. В имуществе солдат, матросов и летчиков Zippo заняла место наряду с такими обязательными предметами, как нож, ложка, ремень, каска, плащ. Более того, кроме своих практических функций она выполняла роль надежного друга и талисмана. А Zippo, сделанные по специальному заказу с символикой полков, дивизий, батарей, кораблей, эскадрилий становились отличительным знаком этих соединений, укреплявшим дух единства и товарищества среди ветеранов и новобранцев.Уникальность изображений на зажигалках, их непростая судьба и важная роль в суровой службе военных делает военные Zippo особо памятными предметами для их владельцев и желанными для коллекционеров.

Война в Корее стала новым витком в истории Zippo. Во время этой компании военные суда стояли в японских гаванях, и местная культура не могла не повлиять на дизайн и тематику гравировок на зажигалках. Надо сказать, что в то время, а точнее в 1947-м году, японцы наладили производство зажигалок, имитирующих Zippo, которые продавались повсюду. Обычные и размером в 2/3 обычной зажигалки, они тут же получали нужную гравировку и стоили в три раза дешевле оригинала. Отбрав часть клиентов у американского брэнда, японские поддельщики в итоге сгинули, успев, впрочем, попортить нервы Блэйсделу. Чем же порадовали своих почитателей Mister Zippo и его последователи в послевоенные годы? Продолжая массовое производство традиционных карманных зажигалок, компания стала расширять ассортимент своей продукции.

В начале 50-х было выпущено несколько серий элегантных настольных зажигалок, механическая часть которых оставалась неизменной, сохраняя свои коронные качества: надежность, ветрозащитность и легкость в обращении. К внешнему же виду добавлялись особая утонченность и изящество. Для женщин были выпущены модели Lady Bradford и Corinthian. Для мужчин подходили больше Bancroft и Moderne. Вскоре номенклатура изделий компании Zippo Manufacturing Co cтала пополняться предметами, не относящимися к зажигалкам. Тем временем к 1956-му году Zippo выпускало тысячи гравированных зажигалок в день, для чего заводу понадобилось приобрести более ста гравировачных машин. Каждая гравировка выполнялась вручную, что делало эти зажигалки абсолютно эксклюзивными. Завод принял на работу 50 женщин, которые вручную раскрашивали каждую зажигалку специальными эмалями, это позволяло более широко маневрировать с дизайном.

Zippo времен Вьетнама сегодня являются интереснейшим предметом для коллекционирования. На них можно встретить неумело нацарапанные простым солдатским ножом надписи, проклинающие войну и тяжелую солдатскую долю. Есть сделанные искусными южновьетнамскими граверами рисунки, названия и даты наиболее жестоких битв, карты Вьетнама, личные послания. Многие украшены эмблемами войсковых соединений и различными фигурами. Особое место в занимают зажигалки моряков ВМС США, участвовавших в речных сражениях в дельте Меконга. Изображенные на них боевые корабли и эмблемы флотских подразделений отличаются особым качеством и искусством гравировки.

Благодаря широкому использованию во время войн Zippo стала своеобразным американским героем. О ней рассказывали невероятные истории, вокруг этой вещицы сложилась особая аура, которая и в мирное время подпитывалась всё новыми и новыми удивительными фактами. На родине Zippo в г. Бредфорде (штат Пенсильвания) даже есть музей Zippo, где собраны всевозможные зажигалки разных судеб. Здесь есть залы экспериментальных моделей, прототипов Zippo, сломанных и отремонтированных Zippo, шедевров дизайна и легендарных Zippo, коллекционных Zippo и современных разработок. Некоторые экспонаты музея вызывают особый интерес. Например, в одном из залов около фотографии огромной щуки, пойманной в озере Онеида недалеко от Кливленда, стоит старенькая зажигалка, которая была извлечена рыбаками из брюха этой рыбины. Удивительно даже не то, что Zippo как-то попала в пасть щуки, а то, что она работала, когда ее извлекли оттуда, и работает до сих пор.

В зале легендарных Zippo стоит зажигалка, принадлежавшая бессменному тренеру команды округа Колумбия по американскому футболу 30-х годов Лу Литтлу. Во время финала кубка Штатов в 1934 году был сильнейший ливень. Потоки воды размыли площадку, и игроки с трудом добирались с одного конца поля до другого. Но матч продолжался. Лу нервно и много курил, зажигая сигареты своей Zippo, которая ни разу не отказала, несмотря на то, что сам Лу промок до костей. Есть там же любимая зажигалка известнейшего военного фотографа Джозефа Джона Розенталя с его монограммой JJR. Эта Zippo замечательна тем, что она напоминает о легендарной фотографии, сделанной Розенталем 19 февраля 1945 года, когда после кровопролитных боев американские морские пехотинцы заняли японский остров Иво Джима и водрузили американский флаг на вершине Сурибачи, усеянной солдатскими костями. Фотография была настолько удачна, что в одночасье была опубликована во всех ведущих американских журналах и газетах и стала своего рода предвестником окончания войны именно в то время, когда американская армия испытывала трудности на тихоокеанском фронте и несла большие потери.

В зале курьезов есть Zippo, принадлежавшая сержанту-десантнику Торну. Во время одного из прыжков при раскрытии парашюта сержанта Торна сильно дернуло, и его Zippo вылетела из нагрудного кармана и полетела на землю с высоты 1100 футов (около 400 м.). Когда Торн приземлился, его товарищ вручил ему зажигалку, найденную неподалеку в поле. Крышка открылась с трудом, но зажигалка зажглась. Курьезные истории с Zippo продолжает зажигалка монтера Рассела Клуни. Во время ремонта упаковочной машины штанина его брюк попала в шестерню, и его стало затягивать внутрь агрегата. Рассел отчаянно пытался высвободиться, но механизм был сильнее, и его неумолимо втягивало в машину. Неожиданно механизм остановился. Рассел стал освобождать штанину и обнаружил в кармане брюк зажигалку, которая, застряв в шестернях, застопорила машину. Шокированный Рассел извлек свою Zippo из шестеренок и зажег. Она работала, хотя и была немного помята. В зале славы Zippo выставлены зажигалки, отображающие в своих гравировках и эмалях всю историю Америки не хуже, чем картинная галерея или фотовыставка. Все войны и военные конфликты, потрясавшие Соединенные Штаты, начиная с 30-х годов столетия, нашли свое отражение на простых корпусах маленьких, но нужных Zippo. Все главные спортивные события и мировые достижения американских спортсменов были отмечены выпуском специальных сувенирных Zippo. Общественная жизнь страны и достижения науки также не были забыты Zippo MFG Co. Нет ни одного космического полета, обойденного вниманием компании.

Zippo давно закрепилась в сознании людей как часть американской действительности, её смело можно отнести к разряду "американская икона". В 2003-м году была выпущена 400 000 000-ая зажигалка. В настоящее время компанией владеет Джордж Дук, являясь её единственным хозяином. Это очень не характерно для американских фирм, обычно корпоративных (акционерные общества и т.д.) Это пример того, как люди смогли сохранить дело в руках семьи. Ещё примечательно, что компания не вывела производство в третий мир, сознательно сохраняя рабочие места для соотечественников. Zippo является наиболее узнаваемым именем, и ассоциации внешнего вида с именем у Zippo непревзойдённые. 100% удачный бизнес!

В России уже довольно давно действует представительство фирмы и любой желающий может стать обладателем легендарного аксессуара, а то и пополнить армию коллекционеров Zippo. Это ведь уже больше, чем просто зажигалка, скорее это стиль жизни - солидность, основательность, неспешность...
илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.
 
илл. илл. илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra