SPECIALно для Иосипа Броз Тито



 

SPECIALно для
Иосипа Броз Тито


В прошлом году в Белграде прошел аукцион по продаже автопарка бывшего президента Югославии Иосипа Броз Тито, чья коллекция машин считается одной из самых ценных в мире. Наибольший интерес у коллекционеров автомобильного антиквариата вызвал "Роллс-Ройс" с баром из красного дерева и шестьюстами запасными деталями, которые ценятся на вес золота. В этой машине маршал любил принимать парады и путешествовать по Югославии. Не менее Мерседеса" ручной сборки, сделанные по заказу Тито в 1967 и 78 годах. У рассчитанных на шестерых пассажиров "Мерседесов" жесткий подъемный верх и обшивка из пуленепробиваемой стали. Все машины находятся в идеальном состоянии. После смерти Тито они почти четверть века простояли без движения в гараже. Среди этой роскошной президентской коллекции вполне мог оказаться и герой нашего рассказа весьма скромный "Buick Special", который наверное по причине своей скромности не попал в гараж Иосипа Броз Тито, а попал в Санкт-Петербург, где нам и удалось его заполучить сначала на выставку "Авто + Автомеханика", а потом и на фотосессию для журнала "Игрушки для больших".
  

Этот Buick Special не вполне обычный Buick. Хотя бы уже потому, что сделан он был не в Америке городке Флинте штата Огайо, где находится главный конвейер отделения Buick корпорации General Motors, а в Швейцарии, и является продуктом ручной сборки "на заказ". История этого заказа такова: в 1954 году в Румынию для установления дружественных связей должен был приехать с официальным визитом президент Югославии Иосип Броз Тито. Зная пристрастие Тито к хорошим автомобилям, правительство Румынии решило подарить гостю дорогой подарок, и на один из филиалов корпорации General Motors в Швейцарии поступил заказ на изготовления этого Buick Special. Тито пробыл в Бухаресте три дня, в течении которых он совершил несколько поездок за рулем подаренного ему Бьюика - Тито любил управлять автомобилем, - и улетел обратно в Белград, оставив Бьюик в посольстве Югославии. Почему он не забрал его себе - доподлинно не известно и теперь уже останется загадкой. Но факт остается фактом, и последующие несколько лет машина Тито простояла перед зданием посольства Югославии на улице Ксенополь (в посольстве просто не знали, что с ней делать), где её и заприметил наш соотечественник технический советник советского посольства Олег Васильевич Плаксин. Сам Плаксин жил на той же улице, напротив посольства, и каждый день, отправляясь на работу, проезжал мимо стоящего в пыли Buick Special. Когда срок его работы консультантом истек, он через своих знакомых сумел убедить югославскую сторону продать этот Buick и увез его в СССР. Таким образом машина Тито оказалась в Ленинграде, куда Плаксин отправился на должность начальника Лен-Гор-Транса. Ездил на нем Плаксин очень мало, и большую часть времени машина стояла в гараже, а в 1984 году он продал машину её нынешнему владельцу Сергею Николаевичу Толочному, известному в Санкт-Петербурге профессиональному реставратору и коллекционеру старинных автомобилей. На полную реставрацию ушло почти без малого двенадцать лет, в течение которых машина была полностью разобрана и собрана вновь, а для полной комплектации пришлось даже купить еще один такой же Buick Special. Труды увенчались успехом, и отреставрированный Buick Special предстал перед публикой на Экзотике 98, причем до Москвы автомобиль добрался своим ходом.
  

С первого взгляда этот Buick Special - типичный "американец" начала пятидесятых годов, когда в американском автомобильном дизайне только начинал формироваться аэростиль: габариты машины еще не слишком большие, боковины не так интенсивно обработаны по рельефу, а "крылья" сзади только "прорезаются". Но уже появились панорамное лобовое стекло и "торпеды" на переднем бампере.
Вообще Buick - машина достаточно консервативного имиджа. На таких машинах ездили в основном обеспеченные представители среднего класса, люди, которые вполне могли бы позволить купить себе не очень дорогой Cadillac, но были слишком скромны для этого. Соответственно машина не слишком обильно украшена всяческим хромом, но эти украшения строги, лаконичны и именно они определяют своеобразие и неповторимость машины, да и марки в целом. Взять хотя бы декоративную имитацию вентиляционных отдушин подкапотного пространства на боковинах передних крыльев - так называемые "мышиные норки". На Бьюиках эти украшения появились в 1949 году и по ним очень легко было определить к какой из серий принадлежит тот или иной Buick: серии Special и Super имели по три "мышиные норки", а серии Roadmaster и limited - по четыре. Само же название "мышиные норки" пошло с легкой руки английского художника Рассела Брокбэнка: на его картинке, опубликованной в английском журнале "Мотор" (тот самом английском журнале "Мотор", который когда-то так расхваливал нашу советскую "Победу") из такой круглой дырочки в борту автомобиля, входящего в поворот, как из норки выпрыгивала мышка. На первых порах "мышиные норки" действительно были сквозными отверстиями в крыльях и служили для вентиляции подкапотного пространства, но потом их сочли малоэффективными и к тому же провоцирующими коррозию передних крыльев. И с тех пор они несли только декоративные функции. В 1958 году дизайнеры решили было отказаться на какое-то время от этих "дырочек" на крыльях, - но по каким-то причинам не смогли и "мышиные норки" вновь вернулись на Бьюики в 1960 году. Наш Бьюик как и положено серии Special имеет этих "мышиных норок" три, да они еще и подсвечиваются в вечернее и ночное время, но это уже результат тюнинга, проведенного нынешним хозяином машины.
  

Или взять надкапотную фигурку "бомба в кольце". На Бьюиках это украшение появилось сразу после войны, и по нему безошибочно можно было узнать Бьюик среди прочих американских машин. Еще одна "деталь с историей" - это фирменный бьюиковский знак, представляющий собой герб рода Бьюиков, который попал на капоты Бьюиков в 1937 году, причем нелегально: руководство фирмы просто позаимствовало его из старинного геральдического справочника. Герб представлял собой красный щит с серебристым крестом и с оленьей головой посередине. Впоследствии заводской знак неоднократно изменялся: сначала к щиту добавили рыцарский шлем, потом его убрали, а щитов стало три (красный, белый и синий), потом еще окружили все это тоненьким блестящим кольцом. Таким бьюиковский логотип является и сейчас.
  

Buick Special очень добротно сделан - сказывается ручная сборка, да и вообще, качество в те годы было намного лучше. А как на машине закрываются двери ! Для владельцев современных автомобилей (особенно отечественных) это немыслимый и непостижимый процесс, когда дверь сама легко и плотно закрывается под собственной тяжестью, и не нужно со злостью и остервенением ею хлопать. Само словосочетание "хлопнуть дверью" наверняка придумано для дешевых автомобилей. Во всяком случае не для Buick Special!
  

Закрыв дверь, остаешься в салоне, по размерам напоминающим комнату, сразу же возникает ощущение уюта, наверное благодаря толстым и мягким диванам, и еще наверное потому, что шум извне почти не проникает в салон - такая отличная в машине шумоизоляция. Чтобы поехать достаточно включить ключом зажигание и нажать на педаль газа - стартер включается педалью газа - нажал и поехал, еще раз убедившись, что все гениальное в этом мире просто. Педалей всего две: газ и тормоз, сцепление не нужно, так как на машине стоит автоматическая коробка передач Danaflow с гидротрансформатором. До "сотни" Buick Special разгоняется всего за 15 секунд - почти как современный автомобиль и даже быстрее, так как на светофорных гонках "обставляет" почти всех. Максимальная же скорость - 180 км/ч. В движении автомобиль величественен и плавен - подвеска гасит все дорожные неровности и ухабы, лишь слегка покачивая бьюиковские две тонны веса. Buick как бы возносится над потоком машин, как мудрый философ возносится над мирской суетой.
  

Ну что еще можно написать про эту машину? Написать про опции 1954 года: подогрев сидений, круиз-контроль, гидроусилитель руля, радиоприемник, задний диван с откидным подлокотником, пепельницы с подсветкой, ручной климат контроль со множеством установок, внушительный пульт которого напоминает рычаги управления краном. В СССР о таком комфорте могли только мечтать. У нас в подобном классе машин в то время был только ЗИМ, которым мы каждый раз очень любим гордиться, потому что у него несущий кузов и гидромуфта, и вроде бы мы его сами сконструировали.
  

Такой автомобиль как представленный Buick Special - это статусная вещь, это истинный антиквариат, который с годами только дорожает, и такой автомобиль всегда будет стоить дороже денег, по крайней мере у нас в России. Хотя в телефонном разговоре бывший владелец машины Олег Васильевич Плаксин сказал, что "все это суета".
Иван Баранцев. Фото автора




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra