Brough Superior


BROUGH SUPERIOR "Роллс-Ройс" на двух колёсах
Текст: Роман "Wong"

Данный рассказ пойдет о компании, которая известна в истории мотоциклостроения не иначе как "Роллс-Ройс среди мотоциклов", и, думаю, она имеет на это полное право. К сожалению, я не имею возможности полностью воспроизвести все известные и неизвестные мне факты о деятельности компании, о которой пойдет речь ниже. Но я все же попытаюсь вкратце рассказать о ней. Итак, начнем...

BROUGH SUPERIOR

Мужчина средних лет садится на красивейший мотоцикл с V-образным мотором. Его лицо, на котором многие значительные события жизненного пути оставили свои неизгладимые отпечатки, отражается в идеально отполированной поверхности никелированного бака. Он одет по английской мотоциклетной моде 30-х годов ХХ в - кожаный плащ, очки-консервы, кожаный шлем, шарф, обмотанный вокруг шеи, перчатки-краги. Он садится на железного коня, на головках цилиндра которого большими буквами написано JAP, заводит его и мчится по узким английским дорожкам со скоростью, которая иным современным мотоциклам даже и не снилась. Он понимает, что, возможно, это последняя его поездка, но в его глазах нет ни капли страха...

Так начинается фильм "Lawrence of Arabia" (Англия, 1962 г., режиссер Дэвид Линн, с Питером О'Тулом в главной роли) о легендарном шпионе ХХ в., который стал прообразом вымышленного Джеймса Бонда - Лоуренсе Аравийском. Именно с этих первых кадров и случилось моё первое знакомство с мотоциклами марки Brough Superior, с которыми я хотел бы вас познакомить.

Английская компания "Brough Superior" была основана молодым предпринимателем Джорджем Брафом (George Brough) в 1919 году, когда он, повздорив со своим отцом Уильямом Брафом, решил, во что бы то ни стало, начать производство своих собственных мотоциклов. Причем это должны были быть не просто хорошие, а именно лучшие в мире машины. В основу конструкции своей первой машины он сразу положил двухцилиндровый двигатель, несмотря на то, что в те времена считалось, что машины с такими моторами слишком тяжелы, и им самое место на дороге только лишь в виде мотоциклов с колясками. А самыми скоростными мотоциклами являлись машины с одноцилиндровыми моторами. Но Джордж не был бы собой, если бы не решил перевернуть с ног на голову представление о мощных и скоростных мотоциклах.

На свою первую машину он установил V-образный верхнеклапанный (система газораспределения OHV) 2-цилиндровый двигатель JAP объемом в 986 куб. см. (диаметр цилиндра составлял 90 мм, ход поршня - 77,5 мм) с углом развала цилиндров в 50 градусов. Машина была представлена публике в 1920 году под названием Brough Superior Mark I.

Максимальная скорость мотоцикла составляла внушительные для того времени 130 км/ч, причем достигалась она на высшей 3-ей передаче, которую можно было включать уже с 13 км/ч, что свидетельствует о великолепной даже по нынешним меркам эластичности двигателя.

С 1921 года выпускались версии Mark II с 2-цилиндровыми V-образными моторами MAG объемом 996 куб. см и 746 куб. см. Данная модель продержалась на конвейере до 1924 года.

К 1923 году для первенца производства был подготовлен преемник - модель SS 80. Именно с этой модели цифровое обозначение модели стало обозначать максимальную скорость мотоцикла в милях/час. На этой модели Джордж Браф решил временно отойти от верхнеклапанной системы и использовал двигатель JAP с нижним расположением клапанов. По уже ставшей традиции мотор был 2-цилиндровый V-образный. Рабочий объем его составлял 981 куб. см (диаметр цилиндра - 85,5 мм, ход поршня - 85 мм). В зависимости от модификации мотор выдавал от 25 до 30 л.с. В 1934 году на Olympia-Show была представлена версия SS 80 Special, которая имела двигатель объемом 990 куб. см (диаметр цилиндра - 85,5 мм, ход поршня - 85,5 мм).

Естественно. Джордж не мог не использовать такой огромный потенциал своих машин без того, чтобы не участвовать в гонках. Поэтому свои машины он выставлял практически на все самые возможные и невозможные соревнования. В итоге мотоциклы Brough Superior собрали на соревнованиях целую коллекцию всевозможных побед и рекордов на гоночных треках и трассах. Сам Джордж в 1922-1923 годах принял участие в 51 горной гонке и 50 из них выиграл. Наконец, в 1924 году Берт Ле Вак на специально подготовленном Brough Superior установил абсолютный рекорд скорости для двухколесных машин - 191,590 км/ч.

Настоящим же прорывом марки стало появление новой модели, которая явилась явным развитием тех идей, которые были заложены в самый первый Brough Superior и в те машины, которые участвовали в гонках. Этой моделью стала самая знаменитая модель компании - легендарная модель SS 100. Этот мотоцикл был представлен на Olympia-Show в ноябре 1924 года. Естественно, цифра 100 в индексе модели означала максимальную скорость в милях/час, которая в пересчете на километры составляла 160,9 км/ч.

Специально спроектированный для этой машины двухцилиндровый 1000-кубовый (85,7 мм/85 мм) верхнеклапанный двигатель JAP имел угол развала цилиндров 45 градусов, тройные клапанные пружины и все валы, вращающиеся на шарикоподшипниках. Выдавал этот двигатель 45 л.с. и имел вес всего лишь 181 кг.

Валы и шестерни трехступенчатой коробки передач изготавливались из хром-ванадиевой стали. Мотоцикл получил также новое шасси, облегченное и укороченное, с рычажной вилкой (откровенно "слизанной" у "Харлея") вместо "параллелограмма".

В 1925 году Джордж Браф, самолично сев за руль машины, выиграл знаменитое "Альпийское ралли". А эту победу ознаменовал тем, что, вдобавок к стандартной модели, выпустил люксовую SS100 Alpine Grand Sports, в оснащение которой входили даже багажные кофры. Кроме улучшенной отделки, которая и в стандарте действительно соперничала по качеству с "Роллс-Ройсом", эта модификация отличалась увеличенной до 110 миль/час (177 км/ч) максимальной скоростью.

На мотоциклы Brough Superior устанавливались моторы не только лишь известной в то время марки JAP. В 1933 году на модель SS100 был установлен мотор JTOS с высокой степень сжатия, который был оснащён двумя магнето, двумя карбюраторами и двумя отдельными маслонасосами. Этот монстр объёмом в 1.000 куб. см выдавал умопомрачительные 75 л.с. при 6.200 об/мин! И это все при массе мотоцикла в 181 кг.

С 1935 года стали устанавливать также моторы производства Matchless/AJS (85,5 мм/85,5 мм), которые устанавливались вместе с 4-скоростными коробками передач с ножным переключением. Всего в период с 1926 по 1935 года была построена 281 машина с двигателями JAP, и 103 машины с двигателями Matchless/AJS с 1935 по 1940 годы. Модель SS 100 является самой знаменитой машиной, когда-либо вышедшей за ворота завода Джорджа Брафа, и она всегда останется неразрывно связанной с самым знаменитым своим владельцем - Лоуренсом Аравийским, через руки которого прошли 7 машин марки Brough Superior, и который погиб по дороге за восьмым.

Естественно, этими двумя моделями весь спектр машин Brough Superior не исчерпывается. В разное время были выпущены в свет и модель 680 SV (1926 г., двигатель JAP с нижним расположением клапанов, V2, рабочим объемом 680 куб. см, с диаметром цилиндра 70 мм и ходом поршня 88 мм), и модель 680 OHV (1927-1937 г.г., двигатель JAP с верхним расположением клапанов, V2, рабочий объем - 680 куб. см, диаметр цилиндра - 70 мм, ход поршня - 88 мм, мощность - 21 л.с., максимальная скорость - 80 миль/ч), и модель B.S. 11.50 (1932-1940 г.г., Двигатель: JAP, V2 с углом развала цилиндров 60o и нижним расположением клапанов, рабочий объем - 1096 куб. см, диаметр цилиндра - 85,7 мм, ход поршня - 95 мм, 2 клапана на цилиндр диаметром 45 мм, 2 распределительных вала), и модель 750 SV (1927 г., Двигатель: JAP, V2 с нижним расположением клапанов, рабочий объем - 750 куб. см, диаметр цилиндра - 70 мм, ход поршня - 97 мм, степень сжатия - 5:1, мощность - 18 л.с., максимальная скорость - 70 миль/ч), и модель 500 OHV (1930 г., двигатель: JAP, V2 с верхним расположением клапанов, рабочий объем - 500 куб. см, диаметр цилиндра - 62,5 мм, ход поршня - 80 мм, степень сжатия - 7:1 (у рейсинговой версии - 9:1); было изготовлено только 9 машин и все они предназначались для гонки Турист Трофи 1930 г., из них только лишь 3 штуки дожило до наших дней).

Но не только двухцилиндровые моторы использовал Джордж для своих машин. Ограничивать себя какими-либо рамками ему никогда и не хотелось. Поэтому время от времени появлялись просто сумасшедшие машины с четырехцилиндровыми двигателями: с V-образными "четверками" (V4, рабочий объем - 994 куб. см, угол развала цилиндров - 60о, центральный распредвал, 8 клапанов, диаметр цилиндра - 58 мм, ход поршня - 91 мм), с рядными "четверками" от автомобиля Austin "Seven" (1932-1934 г.г., рабочий объем - 800 куб. см, было изготовлено всего 10 или 11 этих "рядников", которые были оснащены уникальной системой с двумя (!!!) колесами сзади, и при этом не были ни трайками, ни сайдкарами, хотя большинство из них и использовалось с колясками). Самой же необычной "четверкой" оснащался Brough Superior модели "Dream". Осенью 1938 года Джордж Браф представил всем на обозрение мотоцикл, двигатель которого имел оппозитно расположенные 4 цилиндра. Скажете, что это не новость? Что моторы с оппозитными четверками уже в то время делал Zundapp? Но в отличие от Zundapp-а цилиндры этого двигателя располагались не друг за другом, а в форме буквы "Н"! Как у "кукурузника" крылья! История сохранила имена конструкторов, придумавших это чудо техники - F. Dixon и H.J. Hatch.

Двигатель имел два расположенных друг над другом коленвала, которые гарантировали уравновешивание масс и гасили нежелательные вибрации. Ранняя версия мотора имела два четко выделенных цилиндра, шестеренный привод распредвалов и "квадратную" размерность цилиндров - 68 мм/68 мм. Серийный вариант двигателя имел уже общую головку на два вертикальных цилиндра, цепной привод распредвалов и иную размерность - диаметр цилиндра - 71 мм и ход поршня - 63 мм. Отсюда и объем двигателя составлял 996 куб. см.

Но вторая мировая война нарушила планы и надежды Джорджа Брафа. Во время войны всем было уже не до мотоциклов, поэтому на заводе изготовлялись коленвалы для авиационных моторов Роллс-Ройс "Merlin", которые устанавливались на легендарные истребители "Спитфайр" и "Харрикейн". А после войны ни JAP, ни Matchless уже V-образных двоек больше не делали.

Всего за все годы с 1921 по 1940 было выпущено около 3.000 мотоциклов Brough Superior. Поэтому те машины, которые дожили до наших дней, часто бывают по цене равны иным Роллс-Ройсам. Вот уж действительно, Роллс-Ройс среди мотоциклов...

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.

илл.
 
илл. илл. илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra