Братская могила De Soto


Рассказывает
известный коллекционер
Юрий Тельшевский:

илл.

Братская могила
De Soto


В довоенной Риге жили два брата. Неплохо жили - имели совместный бизнес, сдавая в аренду доходные дома. И было бы рассказывать не о чем, если бы не вздумалось им однажды привезти из Америки автомобиль. Именовался он Chrysler De Soto. Братья стали его использовать в качестве таксомотора для доставки отдыхающих к взморью, но вскоре что-то не поделили. Разные, говорят, у них были взгляды на вложение средств, выручаемых от этой коммерческой перевозки. Когда один сорит деньгами, а другой живёт умеренно, рано или поздно приходится расставаться. Недвижимость и деньги еще можно поделить, но автомобиль-то был один-единственный, не пилить же его в самом деле. Долго и зло препирались братья, о том, кому он должен достаться, как вдруг сам предмет спора исчез. Тщательные поиски не дали результатов. Машина как сквозь землю провалилась. Вскоре Латвия стала советской, затем началась война. Об автомобиле, конечно же, забыли.


илл.

Рига, Даугавсквер, тот самый дом, в котором более тридцати лет простоял замурованный в стену автомобиль. Справа от подъезда хорошо видны следы более поздней кладки.

Веселое было время - шестидесятые. Молодость вообще веселая штука. Мы с ребятами всякую технику любили, на мотоциклах гоняли. Даже клуб свой организовали. Неофициально, конечно. Просто в доме, где мы "заседали", под люстрой висела игрушка - большая красная обезьяна. Необычно, правда? Вот так и название клуба родилось: "Под красной обезьяной". В 1967 году мы с приятелем работали на заводе Попова, настраивали маленькие микроволновые приемники. Вот так как-то раз сидели, работали, и вдруг мой приятель говорит: "Юрка, для тебя есть автомобиль". - "Какой?" -"Упадешь!" Через несколько дней мы, наконец, приехали к хозяину. Этот самый первый мой автомобиль запал мне в душу, как только я его увидел. А увидел я его вечером под фонарями на белом снегу. Влюбился с первого взгляда - маленький "Штеер-55" с пенальной крышей, круглой, а-ля Фольксваген. Я собрал все, что у меня было, все деньги. Кое-что продал, кое-что заложил. Но я его купил. Вот так началась моя коллекция автомобилей.


илл.

Юрий Тельшевский с друзьями на первом слете старинных автомобилей на Ратушной площади Тарту, 1970.
А приятель мой, Пит Шмерлинг, тоже приобрел себе машину - "170-ку" "Мерседес кабрио А", бордовый.
На этих машинах мы разъезжали по старой Риге, по всему побережью, - не было ни границ, ни таможен, ни шлагбаумов. Оставляли на ночь машину с открытым верхом на улице - и не было никаких проблем. Могли сумку оставить в то время. Не только не свинчивали эмблему, вообще ничего не брали!
Прошло полгода. Как-то Пит пришел ко мне, а у "него машина была открытая - "Мерседес" и вердек лежал отдельно в саду: он то ли не могЮ то ли не хотел его чинить. Началась осень. Пошел дождь. Пит приехал ко мне и говорит: "Меняемся?" - "Меняемся!". Я ему отдал "Штеер", забрал "Мерседес". Сделал кронштейны крыши, поставил. Это был, практически, мой первый кабриолет. И вот однажды ко мне пришел знакомый филателист, пришел и говорит: "Юрка, так как ты занимаешься старьем, для тебя есть информация. Недавно напротив меня в Риге в парадном большого дома открыли пустоту замурованную и нашли антикварный автомобиль на деревянных спицах. Не знаю, куда его укатили, но я видел, как разрушали стену и выкатывали такую машину. Она была просто запыленная, но - как с завода." И я рассказал это Питу. Он втихаря без меня побежал, нашел хозяина. Хозяин машины был когда-то владельцем целого квартала больших домов в Риге. А на тот момент в 1968 году он работал дворником в одном из этих домов. Машину увезли к его родственникам километров за сорок в сторону Сигулды. Пит купил ее, потом приехал ко мне и говорит: "Юрка, поехали, я тебе кое-что покажу! Только возьми шнек, надо это "кое-что" притащить". Мы поехали на "Мерседесе". Приехали, хозяин открыл гараж, и я его увидел, этот "Де Сото". Черный с темно-синим, весь в полосочках, аккуратненьких, рисованных между синим и черным фоном - окантовка такая. Так рисовали на старых машинах. Дополнительная работа, но это красиво.


илл.

Юрий Тельшевский с супругой после венчания в Домском соборе Риги, 1971.
Спицы были темно-синие с двумя белыми полосками. Это были те же самые деревянные спицы, его собственные, двадцать девятого года, разве что несколько раз перекрашивались. И потом, в процессе реставрации, все тарелки разобрали, вычистили, вышкурили, залакировали каждую шведским морским лаком, каждую спицу подвешивали, окунали в лак и так по несколько раз. Вот почему они так хорошо сохранились. Машина удивительная. В то время нас поразила, конечно, удивительная сохранность этой старой машины. На спидометре было 58000 км. Эта машина была сделана уже для Европы.
Она работала где-то больше двух лет в Латвии, в Риге, как такси ездила между Ригой и Юрмалой, кормила двух шоферов, кормила хозяев. Вот таким образом. Прошло несколько лет, и братья поссорились, и один из них не отдал документы на машину, а другой... спрятал автомобиль (это было перед войной), замуровал его в парадном своего доходного дома. У него на втором этаже, фактически над замурованным автомобилем, была своя квартира. Здесь многие хозяева домов выбирали второй-третий этаж, а все остальное сдавали.
Автомобиль простоял в нише 32 года. Во время капитального ремонта дома строители обратили внимание на несоответствие чертежей реальной планировке, разобрали стену и нашли настоящий клад. Мой приятель возобновил документы, побегал по ГАИ, туда-сюда, вытащил этих двух братьев, они оба еще были жи вы, между собой не общались. И только тогда второй брат узнал, что от него спрятали эту машину. Он кричал: "Как?! Я не знал! Я думал столько лет, ну где же она?! Ну не мог же он ее закопать..." Они были, как кровные враги. Представляете? Старший брат, от которого была спрятана машина, помог оформить Питу документы на нее, настоящие, потому, что документы на машину были у старшего брата.


илл.

Автомобиль в процессе последней реставрации, 1998.

Машина ушла к Питу. Он через день завел автомобиль, машина работала идеально, ничего не надо было делать, отнес кое-что хромировать, быстренько покрасил (синий цвет немножко потрескался) и через месяц приехал ко мне на "Де Сото". А так как он жил в деревне и там плохие дороги, с резиной опять-таки было плохо, потому что колеса нестандартные, большие, высокопрофильные. Итак, через полгода он ко мне приехал и говорит (а ему очень нравился мой маленький "Мерседес", я ездил на нем, у него душа болела): "Меняемся?" - "Меняемся! И никаких доплат. И вообще никаких разговоров". Мы менялись тогда автомобилями, как коробкой спичек. И таким образом пришел ко мне "Де Сото". Он был у меня несколько лет. Я на нем был в Москве, где-то в 1970-1971 году. У меня мама жила в Селиверстовом переулке на Сретенке, напротив редакции журнала "За рулем". Лев Шугуров тогда был, кажется, замом главного редактора. И вот когда они увидели машину на улице, они же все автомобилисты, они не поверили, что я своим ходом приехал в Москву. Я сказал: "Ребята, я приехал за один день и уеду за один день. Машина 115 км/ч дает. Все в порядке. Идет, как современный автомобиль" Вот таким образом.


илл.

De Soto - дочерняя марка концерна Chrysler, основанная в 1928 году с целью проникновения третьего по величине в США производителя легковых автомобилей, известного крупными и престижными машинами, в нижний ценовой сегмент рынка с простыми, недорогими и экономичными моделями. Первая из них - модель К, о которой и идёт речь, имела 6-цилиндровый мотор объёмом 3,2 литра. Для того, чтобы дистанцироваться от "старших братьев", Dе Soto обязана была иметь неброскую внешность, но вместе с тем в конструкцию машины был заложен ряд интересных и прогрессивных инженерных решений. Достаточно сказать, что это был первый серийный автомобиль с гидравлическим приводом тормозов (в то время такую систему могли установить лишь на заказ, а массовому покупателю приходилось довольствоваться архаичной механикой). В качестве другого примера следует упомянуть о том, что двигатели модели К устанавливались на упругих поглощающих вибрации сайлент-блоках. Марка подарила автомобильному миру еще немало интересных моделей и просуществовала до 1960 года.

Потом для "Де Сото" началась "долгая дорога в дюнах": он поменял много хозяев, проехал по всему Союзу, пережил несколько реставраций, снима- ' лся во многих фильмах, таких , как "Петерс", "Раба любви", "Человек в штатском", работал как такси в старой Риге, когда Питу были нужны деньги, и, в конечном итоге, возвратился опять, сначала к Питу, потом еще раз ко мне, а сейчас принадлежит Эгилу Мартинсону и экспонируется в Рижском мотормузее.


илл.

Нынешний владелец De Soto - Эгил Мартинсон, Рига, 2001.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra