Болонская...



 

илл.

Болонская феерия

Город Болонья, расположенный в самом центре Италии, ассоциируется в России прежде всего с плащами и куртками из одноимённой непромокаемой ткани да с прославившей эти края пиццей "болоньезе". Между тем, точно так же, как достижения местных кулинаров не ограничиваются лишь знаменитым хлебобулочным изделием (кроме пиццы гурманам известны и спагетти, и лазанья, и даже соус "болоньезе"), так и технологические прорывы североитальянских конструкторов и инженеров отнюдь не остались в XIII веке, когда в Болонье был открыт революционный способ механического скручивания нитей.


илл.

Однако мир довольно сильно изменился за последние 7-8 веков. Изобретя шелкокрутильный станок, болонские ткачи перво-наперво сделали всё возможное для сохранения сей новации в строжайшем секрете. Целых триста лет это позволяло городу оставаться центром шёлковой промышленности Италии и Европы. Теперь наоборот - едва придумав что-либо: хитрый ли станок или мудрёный технологический процесс, итальянцы тут же спешат рассказать об этом всему свету. Используя все средства коммуникаций - прессу, радио (к этому ещё вернёмся), интернет. Мало того, они созывают специалистов всего мира приехать и лично "подывиться" их прогрессу, собирают для этого громадные выставки, как их здесь называют Fiere (не отсюда ли пошло хорошее русское словцо "феерия"?).


илл.

В мае 2003 уже в двадцатый раз без малого тысяча итальянских и иностранных компаний на пять дней почти полностью заняли болонский выставочный центр, чтобы представить вниманию 83-х тысяч посетителей свою самую современную и абсолютно несекретную продукцию: инструмент, шиномонтажное, авторемонтное и гаражное оборудование и технологии. И они, конечно, знали, что делали: шила в наше время в мешке всё равно не утаишь, а чуть промедлишь с презентацией, и шустрые китайцы, не моргнув узким глазом, первыми вылезут на рынок. Восточные товарищи никогда не упустят случая отомстить европейцам за украденную у их предков тайну тутового шелкопряда.


илл.

Но попереж всего показуемый продукт следует запатентовать. Болонцы и в этом деле большие доки. Достаточно вспомнить историю с изобретением радио. Пока русский Попов "долго запрягал", профессор Августо Риги из Болонского Университета и любознательный юный техник Гульельмо Маркони из того же города его "быстро объехали", зарегистрировав эпохальное изобретение на себя. Ну, честное слово, лучше бы макароны катали!


илл.

По крайней мере, всё было бы по честному. Ведь никто не оспаривает, что именно болонцы изобрели тортеллини. Хотя и здесь без подглядывания не обошлось! Для тех, кто не знает: тортеллини - это вовсе не проказливые внуки черепахи Тортиллы, а маленькие пельмени, начинённые шпинатом и сыром рикотта. По форме они напоминают бутончики розы. Согласно легенде, изобрёл их давным-давно повар одного богатого болонского купца. Купец имел обыкновение отлучаться из дому по коммерческой надобности (выставки всяческие, фьеры, опять же), а жена его любила спать на открытой веранде аккурат напротив кухни, где в поте лица трудился молодой повар. Однажды гладкая шёлковая простыня соскользнула с не менее гладкой и шелковистой кожи красавицы (почти как платочек в рекламе про бритьё ног), и работник кастрюли и половника увидел... увиде-е-е-ел... По строгой пуританской легенде - всего лишь пупок, но и этого хватило, чтобы он тут же бросился... По строгой пуританской легенде - всего лишь остервенело штамповать тортеллини.


илл.

Хватило ли фантазии у вернувшегося торговца сопоставить новое удивительное блюдо с сокровенными фрагментами тела супруги, и как он в этом случае поступил с поваром, легенда умалчивает. Доподлинно известно лишь, что благодаря тортеллини Болонья с тех пор прослыла столицей итальянской кухни. Местные жители до сих пор находятся в таком восторге от этого блюда, что даже сложили поговорку: "Если Адам соблазнился яблоком, что же он мог бы сделать за тарелку тортеллини"? М-да, если они могут говорить такое под впечатлением малюсеньких тортеллиньчиков, то что бы они сказали, отведав настоящих сибирских пельменей? Или вот ещё вопрос: а на что в своё время посмотрел грузинский повар, придумавший хинкали?


илл.

Всё, всё, всё! Хватит! Бросаем кулинарную тему, переходим к делу. Нас послали делать репортаж о выставке, а мы тут о тратториях тараторим.

Итак, AUTOPROMOTEK.


илл.

Из всего многообразия выставочных впечатлений, из обилия контактов и из тонн проспектов мы решили вычленить две основополагающие темы: оборудование для ремонта двигателей и нанесение декоративной окраски. Так сказать, сначала зрим в корень, а в конце наносим последние штрихи.


илл.

Как на всякой уважающей себя выставке, на AUTOPROMOTEKe каждой автомобильной и околоавтомобильной проблеме был посвящён отдельный павильон, а то и не один. Павильон подъёмников, павильон компрессоров, два павильона шиномонтажных стендов, павильон оборудования для правки кузовов... Вот, наконец-то, и заветный павильон, в котором выставлено всё для ремонта двигателей. Как же сориентироваться в многообразии представленных новинок? Да и всё ли здесь новинки? Где тут "гвоздь программы"? Где то, от чего учащённо забьётся сердце истинного автомеханика, и от чего заработает то, что у наших верных стальных друзей вместо сердца - пламенный мотор? Самим ни в жисть не разобраться. Надо просить помощи магистров. Куда бы мы пошли дома, случись какой вопрос по движку? Конечно, в "Мотортехнологию"! Уж они-то знают о поршнях и вкладышах не меньше, чем выпускник болонского кулинарного техникума о моцарелле, пасте и каннелони. Да только где ж их раздобыть в Болонье? Они же в Москве живут и принимают пациентов... Однако, возможно, читатель уже понял, что в Болонье на самом деле есть всё. Даже московская "Мотортехнология"! Делегировавшая своих специалистов для поиска и закупки самого лучшего, что есть сейчас в мире на тему "двигателеремонта". Поэтому мы имеем возможность не только рассказать о "правильном" оборудовании, но и можем сказать по секрету, что скоро (очень скоро!) это оборудование появится в России и будет без устали лечить, выхаживать, возвращать к жизни "угробленные" автомобильные сердца.


илл.

Итальянская фирма BERCO уже достаточно известна в России. На её стенде был представлен весь спектр оборудования по ремонту двигателя для специализированных мастерских. Наиболее актуальным для реставрации двигателей является восстановление геометрии цилиндров. Дело в том, что после длительного хранения в "антисанитарных условиях" прежде зеркальная поверхность цилиндра, как правило, имеет глубокую коррозию. Без расточки цилиндра в таком случае не обойтись. В модельном ряду оборудования BERCO есть несколько расточных машин, но особенно интересна модель, оснащённая системой автоматического центрирования относительно оси цилиндра. Перемещение рабочего узла, будто бы плывущего относительно зафиксированного двигателя, происходит невероятно плавно и мягко. Для хонингования цилиндров мотоциклетного двигателя можно использовать специальный станок.


илл.

После ремонта двигателя геометрические параметры его восстановленных деталей подлежат обязательной проверке. Инструменты для этого имеются в каждой мастерской, и ими никого не удивишь. А вот как, к примеру, проконтролировать характеристики пружин клапана? Не секрет, что они со временем теряют свою упругость, а в случае установки на двигатель "прослабленной" пружины возможно рассухаривание клапана с соответствующими последствиями после "встречи в верхах". Так что долговечная работа отреставрированного двигателя напрямую зависит от технических возможностей и оснащения выпустившей его "за ворота" реставрационной мастерской. Для проверку пружин не "на глазок" не обойтись без специального небольшого стенда.



илл.

Сколько хлопот доставляет отечественным реставраторам восстановление двигателей! Как часто в былые времена "родные" движки с уникальных машин менялись лихими владельцами на "победовские" и "волговские"! Какие сюрпризы готовит мастерам "убитый" мотоцикл, автомобиль, простоявший без движения полвека, или танк, найденный в болоте! Очень часто проблемы ремонта связаны именно с отсутствием необходимого оборудования. Между тем, современные технологии позволяют обеспечить мотору после восстановления вторую жизнь, причём более долгую, чем первая, подаренная когда-то заводом-производителем.


илл.

Экспозиция другой итальянской компании - PEG показалась нам любопытной тем, что фирма производит в основном оборудование для ремонта двигателей в условиях небольших мастерских, которых в России не счесть. Президент PEG доктор Антонио Дами-нато ещё в 1966 году запатентовал оригинальную систему абразивной обработки сёдел клапанов. На небольшой электромашине, базирующейся жёстко по пилоту, закреплённому во втулке, имеется шпиндель, который вращается по орбите с эксцентриситетом около 1,5 мм. В свою очередь, на шпинделе закреплён абразивный камень, вращающийся с частотой 3000 об/мин. Обработка сёдел клапанов этим инструментом даёт очень хорошее качество, которое можно проверить с помощью вакуум-тестера. Восстановление постелей распредвала и коленчатого вала производится с помощью специального комплекта почти ручного оборудования. Для любителей тюнинга моторов и строителей "хот-родов" впервые демонстрировалась специальная установка для продувки головок блока цилиндров.



илл.

Как же нам теперь перейти от сложнейших проблем реставрации двигателей к такой мелочи, как рисование полосок на мотоциклетных бензобаках? Очень просто! Выходим на улицу, пересекаем уютный скверик с колоннами и фермами в стиле "хай-тек", проходим мимо скамеек, платанов и оживлённой группы итальянцев, азартно сующих стоевровые бумажки деловитому напёрсточнику (ну, честное слово, как дети!); открываем стеклянные двери и попадаем в "павильон напротив", прямо в объятия мистера Шелдона Гербера.


илл.

"Зачем так официально? Можно просто Шелли!" - улыбается словоохотливый американец. Вокруг его стенда всегда многолюдно. Шелли, как мы уже говорили, рисует полоски. На чём попало - на кусках картона, заранее припасённых автомобильных капотах, колёсных ободах, мотоциклетных крыльях и бензобаках. Рисует, рисует, рисует... И не может остановиться. Мы попробовали и... тоже не смогли остановиться. "Эта штуковина называется - "пинстрипер", и без неё маляру не обойтись. Если он, конечно, имеет дело со старыми мотоциклами, на которых было принято рисовать всякую всячину - от полосок разной толщины до всевозможных затейливых вензелей" - говорит нам господин Гербер. "Представьте себе, обходимся!" - протягиваем мы ему 22-й номер журнала со статьёй о подмосковном умельце Юрии Гутевиче, которого, если помните, тоже хлебом не корми - дай только полосочки твёрдой рукой повыводить. "Молод и силён!" - сразу поняв суть дела изрёк Гербер - "мой "пинстрипер" одинаково хорош и для такого зрелого мастера, и для зелёного новичка, и для пожилого мастера с трясущимися руками".


илл.

Постояли мы, посмотрели - и вправду, неплох инструмент. Ширина полоски определяется шириной колесика выбранной насадки, а коли надо провести двойную линию - бери насадку с двойным колесиком, получишь идеально ровные линии, проведённые на строго одинаковом расстоянии. Остановился на несколько секунд, не беда, продолжай спокойно с того же места, никаких потёков в точке остановки не будет. Надо провести линию на определённом расстоянии от какого-либо выступа или края, не проблема - выдвигаешь специальный упор и рисуешь. Не во что упереться, тоже не вопрос, на этот случай предусмотрены широкие магнитные ленты - примагнитил к разрисовываемой детали, вот и опорная поверхность.



илл.

"Пинстрипер" - далеко не новинка. Патент на него был выдан аж в 1935 году, когда без золотых полосок на бензобаках было никак не обойтись. Инструмент дожил до наших дней без каких-либо существенных изменений, так что полоски, нанесённые им -самые что ни на есть аутентичные. А обаятельнейший Шелдон Гербер оказался "из наших", даром что американец. Его отец, как говорится, "не принял" Октябрьскую революцию и уплыл за океан, где и родился Шелли. Теперь он живёт в Англии. На всякий случай оставил нам номер своего мобильника: (1049) 1-732-77-36-76 и адрес электронной почты: shellygerber@hotmail.com. Тоже верно, вдруг кому "пинстрипер" в хозяйстве понадобится.


илл.

Всё ли мы рассказали Вам о Болонье? Конечно же, нет! Например, совсем забыли о бишонах. В смысле болоньезах. Если по-русски - о болонках. Это собачки такие, если кто забыл, впервые выведенные в той же самой Болонье.


илл.

В следующий раз с них и начнём.


илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra