Боевая "Тройка" Франции

Фестиваль Ретролето 2022



 

Боевая "Тройка" Франции


Как известно, своему появлению танки обязаны англичанам, которые не только первыми осознали необходимость создания боевой гусеничной машины, но и начали восполнять этот пробел. Да и термин "танк" появился благодаря тем же англичанам. Но какова связь между тяжелой, грозной военной машиной и... баком (так переводится с английского языка слово "tank")?..


Дело в том, что англичане производили танки в строжайшей секретности. Готовые военные машины транспортировали преимущественно по железной дороге, танки накрывали брезентом, поэтому издалека они походили на большие цистерны. Пустили слух, что это перевозят баки, построенные по заказу русского правительства. Так термин "танк" закрепился в русском и английском языках. Поначалу немцы заимствовали английское название тank, затем появились Panzerwagen, Kampfwagen, или совсем просто "панцер", в аббревиатуре – Pz Kpfw или Pz. Итальянцы употребляли термин "карро армато" (carro armato), шведы – "стридсвагн" (stridsvagn), поляки – "чолг". У французов танк называли "шар де комба" (char de combat), на жаргоне французских военных – просто "шар".

Начало: SCHNEIDER CA и SAINT CHAMOND

"Отцом" французских танков по праву считается военный инженер, полковник Жан-Батист Этьенн (Jean Baptiste Eugene Estienne). Так же, как и создатель первого британского танка Суинтон (Ernest Swinton), он обратил внимание на американский гусеничный тягач "Холт" (Holt), обладавший высокой проходимостью.

В 1914 г. полковник Этьенн служил начальником штаба 22-го артиллерийского полка и знал о катастрофическом положении на фронтах. 1 декабря 1915 г. Ж.-Б. Этьенн обратился с письмом к главнокомандующему французской армии Ж. Жоффру (Joffre) с письмом, в котором аргументировано доказал целесообразность строительства "сухопутных броненосцев", изложил принципы их применения и дал техническое описание такой машины. 12 декабря Этьенн был принят в главной квартире французской армии и, заручившись официальной поддержкой, отправился в Париж в поисках производственных мощностей для осуществления своих планов.

Сначала с идеей постройки опытного образца Этьенн обратился к знаменитому автомобильному конструктору Луи Рено (Renault), но тот, буквально заваленный военными заказами, от эксперимента отказался. Тогда за дело взялся концерн "Шнейдер Крезо" (Schneider-Creusot), уже построивший и испытавший бронированный артиллерийский тягач на шасси "Холт". Полковник Этьенн предложил главному конструктору фирмы, Э. Брийе (Brillie), взяться за создание новой бронированной машины. Предложение заинтересовало Брийе, и к 22 декабря он подготовил вполне законченный проект, а фирма взяла на себя обязательство воплотить идею в металле. Проект первого французского танка – Schneider CA – был разработан менее чем за месяц. К весне 1917 г. планировалось выпустить 400 танков.

Прежде чем приступить к серийному выпуску, в феврале 1916 г. под Парижем, в районе Винсен, провели ходовые испытания прототипа. На испытании, завершившемся успешно, присутствовали высшие чины французской армии. Машина преодолевала линии заграждения колючей проволоки и окопы шириной 1,75 и глубиной 2 м. При массе 14 т танк был укомплектован двигателем мощностью 60 л.с., позволявшим машине развивать скорость 4-6 км/ч. После завершения испытаний фирма Schneider получила заказ на 400 танков. Аналогичный заказ получила и Compagne des Forges et Acieries de la Marine. Выпускаемые обеими фирмами танки носили название Schneider СА.

В конце 1916 г. появился танк новой конструкции – "Сен-Шамон", названный так в честь города, где он производился. Танк Saint Chamond M16 весил 24 т. Его вооружение состояло из одной 75 мм пушки, установленной в передней части танка, и четырех пулеметов "Гочкисс" (Hotchkiss). На танке стоял бензиновый двигатель мощностью 90 л.с., приводивший в действие генератор электрического тока. Ток подавался на два электромотора, вращавших ведущие колеса. Максимальная скорость танка достигала 9 км/ч. Слишком сложный для тех военных времен механизм приводил к частым поломкам. Как и у Schneider CA, гусеницы у нового танка располагались сбоку корпуса, а не обегали его, как это было характерно для английских машин. Шасси танка было подрессорено, а корпус подвешивался на спиральных пружинах. Благодаря этой особенности танк был мягок на ходу и развивал довольно большую скорость, в то время как экипаж находился в более комфортных условиях. Но все положительные характеристики этого танка перечеркивались одним существенным недостатком: на выступающую далеко вперед переднюю часть корпуса установили пушку, это значительно затрудняло преодоление рвов и окопов. Танк был совершенно не способен преодолевать малейшие препятствия, что в боевой обстановке делало его небоеспособным. Несмотря на это, армия заказала 400 танков Saint Chamond (здесь не обошлось без частных чиновничьих интересов)...

Французы доказали, что "запрягать" они умеют быстрее англичан. Меньше чем за пять месяцев на вооружение французской армии было принято сразу два типа танков. Результат столь поспешных действий оказался весьма плачевным.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Schneider

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Schneider

Работа над ошибками

Обе машины были удивительно несуразными. В спешке иногда принимались первые же, не всегда удачные, решения. Зная о работах за Ла-Маншем, французы проигнорировали опыт англичан (уже отказавшихся от тракторной базы) и выполнили танк на основе трактора "Холт", совершенно неприемлемого для преодоления "лунного ландшафта" передовых позиций.

Правда, если английские машины принимали все неровности пути прямо на корпус, то французские имели блокированную подвеску с пружинным подрессориванием, что позволило несколько увеличить скорость и повысить комфортность условий работы экипажа. На этом список достоинств заканчивался. На ущербную ходовую часть взгромоздили примитивную коробку бронекорпуса, изрядно выходящую за продольные габариты гусениц. В этом отношении наиболее "отличился" "Сен-Шамон". При длине корпуса до 8 м танк редко преодолевал ров шире 1,8 м.

"Шнейдеру" повезло больше – "хвост" и торчащий подобно бушприту контрфорс способствовали преодолению окопов.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Saint Chamond

Над размещением вооружения также, похоже, не задумывались. Что касается "Шнейдера", то орудие – основная составляющая танка – как нечто второстепенное смонтировали у правого борта, в срезе корпуса, как это делается на кораблях. Из-за этого все цели слева находились в мертвой зоне, и их невозможно было подавить, не подставив под обстрел правый борт машины. На "Сен-Шамоне" орудие установили за лобовым листом, более-менее органично вписав его в общую структуру машины. Стрельба могла производиться в узком секторе прямо по курсу, так что перенос огня сопровождался поворотом всего танка. Первоначально (165 машин) использовалась пушка специального типа, в дальнейшем – полевая система.

Топливные баки на "Шнейдере" разместили вдоль бортов, и достаточно было бронебойной пуле прошить броню, как она воспламеняла топливо.

Броня обеспечивала защиту от обычных пуль на дистанции, превышающей 15 м, но совершенно не защищала от новой бронебойной пули типа "К" со стальным сердечником. Расположенные наклонно лобовые детали давали необходимую стойкость за счет рикошета, а вот бортовые пришлось прямо в полевых условиях усиливать дополнительными экранами, установленными от основной брони на 40 мм. Такое решение приняли относительно "Шнейдера". На "Сен-Шамоне" толщину борта потребовалось удвоить, что привело к значительному утяжелению танка: боевая масса модернизированного танка колебалась в пределах 23–24 т. Ширина гусениц совершенно не соответствовала массе, и на слабом грунте танки теряли способность передвигаться, что потребовало расширения трака с 320 до 410 мм.

"Сен-Шамон" первых выпусков имел плоскую крышу с бронеколпаками цилиндрической формы и смотровыми щелями. На последующих моделях колпаки убрали и сделали двускатную крышу, а более поздние машины оборудовали командирской башенкой.


На "Шнейдере" применялся 4-цилиндровый 60-сильный мотор специальной разработки. Механическая коробка передач имела три скорости вперед и одну назад. В качестве механизма поворота использовали дифференциал.

Испытание боем

В свой первый бой "Шнейдеры" пошли в апреле, а "Сен-Шамоны" – в мае 1917 г. Дебют обоих оказался неудачным. В наступлении, начатом утром 16 апреля в районе Берри-ан-Бак на реке Эне, было потеряно 76 танков, из которых 57 уничтожила немецкая артиллерия, а остальные попали в болото или застряли, не сумев преодолеть расширенные окопы. Главной причиной столь больших потерь была уязвимость топливных баков "Шнейдера" и слабое место обоих танков – проходимость, которая была ниже всякой критики, особенно у "Сен-Шамона". Он бессильно останавливался перед ямой глубиной в 1 м и перед возвышением в 50 см, ни о каком преодолении окопов и рвов говорить не приходилось. Французские танки в лучшем случае могли доползти до немецких укреплений, и то по ровной местности, а дальше начинался их откровенный расстрел артиллерией.

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Renault FT-17

Танк Renault ft-17

Вскоре французское командование решило, что армии необходим быстрый танк, позволяющий развивать успех наступления.

В 1916 г. проект такого танка разработал и представил Луи Рено (Renault) – конструктор и фабрикант автотехники. Экипаж танка состоял из двух человек, а двигатель мощностью 39 л.с. позволял машине развивать скорость до 8 км/ч. В 1917 г. танк приняли на вооружение как Char Leger Renault FT Modele 1917 в обиходе же название сократили до FT-17. В своем роде танк Рено представлял собой революцию в мировом танкостроении. Многие конструктивные решения, впервые примененные на этом танке, используются до сих пор.

Танк Renault в основной модификации (char canon) был вооружен 37 мм пушкой Puteaux. Другая основная модификация – char mitraillese – несла пулемет Hotchkiss. Несколько машин вооружили короткоствольной 75 мм пушкой de Blockhaus Schneider. Изначально основная ценность этого танка - его небольшие габариты - стала его главным недостатком. Этой "малютке" ничего не стоило свалиться в воронку, траншею или ров, откуда танк мог выбраться только с помощью буксира. Поэтому танку приделали "хвост", который обеспечивал ему возможность преодолевать рвы и траншеи.

Танки FT-17 (Faible Tonnage – малый тоннаж) изготавливали многие предприятия: Renault (на заводе в Бийянкуре под Парижем), Berliet, Schneider и Delaunay-Belleville.

Все транспортные средства фирмы "Рено" получали буквенные индексы: легковые машины – AG, артиллерийские тягачи – EG, грузовики – FV.

Успех танку обеспечила его удачная конструкция: двигатель, ведущее колесо и трансмиссия – сзади, отделение управления – спереди, боевое отделение с вращающейся башней – в центре. FT-17 имел корпус простой формы, собиравшийся на каркасе из уголков и фасонных деталей. Подвеска – блокированная, на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее, выполненное из дерева со стальным ободом, – спереди. Съемный "хвост" на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на крышу моторного отделения, во время марша использовался с толком - на нем мог располагаться полезный груз или 2-3 пехотинца. На танке был установлен карбюраторный двигатель "Рено".

ретро-автомобили - сайт "Хочу авто"
Renault FT-17
Танк "Рено" по праву считается лучшим в истории Первой мировой войны.

Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк (в кормовой части башни имелся также запасной). Стрелок пушки или пулемета располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сидением. Башня, имевшая грибовидный откидывающийся колпак для вентиляции, вращалась вручную. Боеукладка снарядов (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнелей) или патронов (4800 штук) располагалась на днище и стенках боевого отделения. Кроме сложной и трудоемкой при изготовлении литой башни, выпускалась клепаная, восьмигранная. Небольшой танк был бронирован почти как тяжелый: лоб – 16 мм, борт – 6 мм, башня – 22 мм. Благодаря съемному "хвосту" танк преодолевал рвы глубиной до 2 м, рвал проволочные заграждения, забирался на подъемы до 45° и отличался хорошей проходимостью.

Предполагалось, что завод фирмы "Рено" в Бийянкуре сможет выпустить к сентябрю 750 танков. Однако эта программа сразу была сорвана по ряду производственных причин, одной из которых стала нехватка брони. Броневые листы пришлось заказывать в Англии, так как французские заводы смогли начать производство брони для нового танка только с октября 1917 г. Производственные проблемы обострились после 20 июня, когда заказ был увеличен до 3500 машин, причем все они требовались к весне 1918 г. К производству танков пришлось привлечь другие фирмы, и в результате заказ распределился таким образом: "Рено" – 1850 танков, "Берлие" – 800, "Шнейдер" – 600 и "Делоне-Белльвилль" – 280 танков. Компания "Рено" смогла выпустить первые серийные машины только в сентябре.

Танки "Рено" составили львиную долю танкового парка Франции и во многом определили характер французского послевоенного танкостроения.

С самого начала FT-17 выпускали в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском ("радиотанк" TSF) и огневой поддержки ("Рено" BS) с 75 мм пушкой в невращающейся башне. Впрочем, последним в боях поучаствовать не довелось – ни один из 600 заказанных танков не был выпущен до окончания войны.

По совокупности технических характеристик "Рено" FT-17 превосходил все другие танки и, безусловно, стал лучшим танком, а также самым массовым (ко времени перемирия, 11 ноября 1918 г., было построено 3177 машин) и "воюющим". В течение 6 месяцев того же года – между 31 мая и 11 ноября - FT-17 имели 3292 встречи с противником, в ходе которых было потеряно 440 машин.

Единственным заметным недостатком FT-17 был небольшой запас хода – до 35 км, но эту проблему решили просто. "Лучшего друга пехоты" грузили в кузов тяжелого грузовика и подвозили как можно ближе к исходной позиции для атаки, благо, машин для этих целей у французов хватало.

После войны танки "Рено" FT-17 состояли на вооружении более 20 стран мира и вплоть до августа 1939 г. принимали активное участие во многих военных конфликтах на разных континентах. "Рено" FT-17 стал одним из самых распространенных в мире танков в межвоенный период. В Европе его приобрели Финляндия, Эстония, Литва, Югославия и Бельгия. Крупнейшим покупателем за пределами Европы стала Бразилия. Такие страны, как Чехословакия, Швейцария, Голландия и Швеция, закупили по несколько машин для проведения испытаний. Получив в июне 1918 г. три FT-17, правительство Италии приняло решение о начале самостоятельного производства этих танков. Несмотря на то, что программа строительства FT-17 в Италии была закрыта сразу после окончания войны, итальянцы на базе "Рено" разработали проект собственного танка – "Фиат 3000".

FT-17 сыграл важную роль в становлении и советского танкостроения. Захваченный в бою под Березовкой у белогвардейцев FT-17 послужил образцом для создания первых советских танков "Борец за свободу товарищ Ленин".

После Первой мировой войны наиболее массово FT-17 использовали во время советско-польской войны 1920 г. В разное время "Рено" получили воевавшие между собой Греция и Турция. Они воевали в Сирии, Марокко и Китае. Приняли они участие и в гражданской войне в Испании. При этом и республиканцы, и франкисты видели в свои прицелы одинаковые силуэты – республиканцам достался первый танковый полк в Мадриде, а на стороне франкистов остался второй танковый полк в Сарагосе. Первый полк участвовал в обороне испанской столицы.

***

Это покажется странным, но в гражданской войне в Испании "засветился" еще один французский танк – тот, с которого все начиналось. В 1921 г. Испания, польстившись на низкую цену, закупила для Африканской армии в Марокко партию "Шнейдеров". Во время мятежа франкистов в бронетанковых войсках, как и во всей испанской армии, произошел раскол. Танки "поделили" примерно поровну, и на счету оказалась каждая боевая единица. Поэтому четыре "Шнейдера" срочно извлекли с артиллерийского склада в Мадриде, расконсервировали и бросили в бой. Они приняли участие в битве за Мадрид 1 сентября 1936 г.

Если к концу войны "Шнейдеры" исчезли с Западного фронта, то "Сен-Шамонов" ожидала иная судьба. В силу неплохой скорости и большого возимого запаса снарядов они еще длительное время использовались в качестве артиллерийских установок сопровождения танков.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra