BMW начинался...



илл.

BMW начинался с Dixi


Александр Новиков

Андреас Букке слыл ярым национал-социалистом: он страстно ненавидел евреев и так же страстно любил небольшие гоночные автомобили, похожие на английскую "Эм-Джи". Его мечта стать обладателем такой "игрушки" осуществилась в 1937 году, когда он приобрёл подержанную "БМВ-Дикси "Да-2" 1930 года с двухместным кузовом кузовного ателье "Jhle" за смехотворную сумму в 750 рейхсмарок.
Осенью 1939 года нацисты вторглись в Польшу, началась вторая мировая война, поэтому владельцу симпатичного родстера "БМВ-Дикси" пришлось стать офицером СС. Он поставил машину в гараж и пошёл завоёвывать мировое господство. Погиб Андреас совершенно глупо: его раздавили гусеницы полугусеничного бронетранспортёра "Ханомаг", когда он неумело пытался прыгнуть в его нутро, вообразив почему-то, что садится в кокпит своего маленького родстера "БМВ-Дикси".
Автомобиль простоял до самого конца войны, когда был найден русскими, причислившими его к вывозу в качестве репарационного. Так он оказался в Минске, только что полностью освобождённом от немцев. Машина досталась военному лётчику Цыганову Станиславу Сергеевичу, летавшему на бомбардировщиках "ТУ-22" и жившему неподалёку от Минска в военном городке Мачулищи. В конце 90-х Цыганов понял, что жить ему осталось немного, поехал в Москву искать покупателя для своего автомобиля...
Московскому клубу родстеров и кабриолетов DIXI достался в сравнительно неплохом, но в очень не комплектном состоянии. Автомобиль требовалось довести до выставочного уровня быстро, поэтому ни укомплектовать, ни изготовить точные копии многих деталей не было возможности. Этим реставраторы, надеемся, занимаются сейчас, в более спокойной обстановке.
А пока придирчивые профессионалы указывают на лувры боковин капота от "BMW 303", газоновские капотные замки, спорную, с их точки зрения, панель приборов, обилие лишних хромированных "прибамбасов" вроде сигнальных труб. Кое-кто придирается к колёсам - на самом деле, все ступицы - "тех лет", но от разных поколений DIXI, на одной надпись DIXI, на остальных выбито "BMW", два обода точно немецкие с характерными поперечными подштамповками для предотвращения проворота камеры. Действительные споры вызывают передние крылья, поворачивающиеся вместе с колёсами. Они были изготовлены из современных мотоциклетных. Такие же крылья были на некоторых родстерах DIXI, но с другим решением задней части кузова, оформленным в виде рыбьего хвоста.
А сохранившийся в Эстонии очень похожий Wartburg имеет крылья более массивные, соединяющиеся с кузовом.
Однако эти мелкие дефекты могут быть легко устранены в будущем, а автомобиль от этого не перестаёт быть достаточно редким. Подобного родстера нет даже в Музее "БМВ" в Мюнхене.



илл.

Эмблема "BMW" впервые украсила собой автомобиль в 1928 году, а на следующий год эта машина уже успела отличиться. Вообще 1929 год стал для фирмы на редкость удачным: рекорды мотогонщика Эрнста Хённе, первый радиальный авиадвигатель, плюс успехи меньшего масштаба. Имея в руках превосходство на мотоциклетном фронте и стабильность в делах авиационных, редкая компания откажет себе в соблазне попытать счастья на автомобильном поприще.


илл.

В собственных хрониках "BMW" датой выхода на автомобильную сцену скромно стоит 1928 год. На деле всё куда сложнее: машины марки "BMW" ведут свою родословную от автомобилей "Дикси", а эти, последние, в свою очередь, происходят по прямой линии от самого первого "Вартбурга", "безлошадного экипажа", построенного в 1898 году в Тюрингии. Шаткие и тряские колясочки "Вартбург" плодила по Германии скромная фирмочка "Фарцейгфабрик Эйзенах АГ", пользовавшаяся патентом французского предприятия "Де-ковилль". На внешнем рынке машины фигурировали под другой маркой - "Космобиль". Главным инженером "Вартбурга" стал Георг Шварц, "по совместительству" опытный и довольно известный спортсмен-автогонщик, В 1903 году в мастерскую пришёл новый технический директор Вильгельм Сек, успевший до того прославиться: в 1890 году двигателем "Гном" для предприятия "Оберзель" и в 1897 году автомобилем с фрикционной главной передачей. Спустя год после его прихода предприятие поменяло название, из "Вартбурга" превратившись в "Дикси". Слово "дикси" латинского происхождения и означает "Я сказал". Им пользовались древнеримские ораторы для обозначения в своих речах в сенате чего-то вроде устной точки. Таким образом, предполагалось, что продукт бывшего "Вартбурга" станет "последним словом автомобилестроения". Первый "Дикси" объявился публике во Франкфурте, на автосалоне 1904 года. Он имел весьма внушительный вид, в основном, из-за необычайно большой колёсной базы, а четырёхцилиндровый двигатель сообщал ему не менее внушительные дорожные качества. Покупатели приняли машину великолепно, спрос на неё был довольно высоким и стабильным. Но после окончания первой мировой войны у компании начались неприятности финансового характера - обычная по тем временам история - и в конечном счёте её прибрал к рукам вагоностроительный завод в городе Гота. Между тем, это предприятие само попало под влияние концерна "Шапиро" и в скором времени вошло в его состав наряду с моторостроительным заводом "Циклон". Прямым последствием такого шага стало возрождение забытого имени "Вартбург" для спортивной 18-сильной модели, которая стоила 2750 рейхсмарок и могла развивать скорость до 85 км/час: каждый, кто покупал себе такую машину, мог считать себя "немного автогонщиком".


илл.

Спортивный двухместный автомобиль.

  • Двигатель:
    • Число цилиндров 4
    • Рабочий объём, см3 747
    • Мощность, л,с. 22
  • Число передач 3
  • Растояние между осями, мм 1900
  • Масса, кг 435
  • Скорость, км/ч 110
  • Конструктор Ф.Фидлер
Изготовлено около 400 экземпляров этой модели.

Особенности конструкции:
  • независимая подвеска передних колёс,
  • двухопорный коленчатый вал,
  • лёгкий открытый кузов.



илл.


илл.

Был испытан и ещё один подход: в 1927 году компания "Дикси" выторговала у английского "Остина" лицензию на производство в Германии его знаменитой модели "Семь". Изготовленная по ней опытная партия автомобилей была готова к 1 января 1928 года и даже разослана по торговым агентам фирмы, которые успели получить новые автомобили. Но пока они их готовили к продаже и лелеяли надежды на захват массового рынка, из Эйзенаха вслед за машинами пришло сообщение о ликвидации "Дикси" как самостоятельного предприятия.


илл.

Так уж получилось, что как раз в это время "BMW" искала возможность выхода на автомобилестроение, поэтому "Дикси" оказалась как нельзя кстати: "BMW" купила и завод, и английскую лицензию сразу.


илл.

Остин-7, выпускавшийся "Дикси Верке Эйзенах Актигезельшафт", имел обозначение "ДА-1", в то время как после замены эмблемы в 1929 году этот автомобиль стал именоваться "BMW- 3/15". Аббревиатура "DA" расшифровывалась как "Дойче Аусфюрунг", или "Германский вариант Остина-7". В течение 1928 года сумели построить только 42 автомобиля "DA-1", большинство из которых были седанами, и очень небольшое количество - всего 12 - родстеров, строившихся на шасси "DA-1" по отдельным заказам специализированными кузовными ателье. Они стали теми отправными точками, которые привезли затем "BMW" к знаменитым спортивным машинам серии "315/1".


илл.


илл.

Двигатель с боковыми клапанами, ставившийся на 3115 "DA", имел рабочий объём 743 см3 и развивал мощность 15 л.с. при 3000 об/мин. Для его питания использовались карбюраторы "Солекс" или "Зенит" с падающим потоком. Блок цилиндров и поршни отливались из алюминиевого сплава, тогда как головка была чугунной. Привод от двигателя на задние колёса осуществлялся через трёхскоростную коробку передач. Генератор приводился в действие той же шестерней, что и прерыватель-распределитель (здесь нужно пояснить, что конструкция разрабатывалась в 1926 году). Колёсная база машины составляла 1900 мм, а весила она всего 490 килограммов, что позволяло легко развивать скорость до 75 км/час. Цена родстера с двумя местами для пассажира и водителя составляла в 1930 году 2750 марок, и двухместка, таким образом, была самой дешёвой, в то время как четырёхместный лимузин - самым дорогим: он продавался за 3200 рейхсмарок.


илл.


илл.

Механические тормоза имели гибкие тросы, приводившие передние и задние колодки. Их мягкие оплётки изготавливались из самых современных материалов. Тормозные барабаны отлива- лись из алюминия. Алюминиевыми были также: двухместный кузов, картер рулевого механизма, картер коробки передач и некоторые части панели приборов. Автомобиль оборудовался гидравлическими амортизаторами спереди, хотя задние оставались фрикционными.


илл.

Двухместный кузов, отделанный хорошими сортами кожи, изготавливался кузовной фирмой "Гебрюдер Яхл Кароссерибау" из Ульма - дополнительно оборудовался указателями поворота семафорного типа, выпускавшимися "Винкерсом", и электрическим прикуривателем. Для запасных свечей зажигания под капотом имелся специальный футляр, закреплённый на торпедо кузова. Кузовное ателье "Гебрюдер Яхл Кароссерибау" из Брюксела начало свою деятельность в тридцатых с изготовления симпатичных открытых двухместных родстеров, которые ставились на шасси "Дикси" и "БМВ 3/15", а также для ДКВ моделей 600, 700 и "ДКВ-Фронт", позже фирма стала специализироваться на поставках двухместных кузовов для более крупных моделей "БМВ-326" и "опель" 2 литра. Компания жива до сих пор и специализируется на постройке крохотных двухместных автомобильчиков с электродвигателями для прогулок по лавкам и тротуарам, для вождения которых не требуется водительского удостоверения.


илл.


илл.

Эти ранние родстеры "Дикси" стали прообразом будущих спортивных моделей Баварской фирмы "BMW-327" и "BMW-328", а также повлияли на конструкцию спортивных автомобилей из Мюнхена пятидесятых-семидесятых и девяностых годов, хотя после того, как Эйзенах оказался в Советской оккупационной зоне, вплоть до марта 1991 года на бывшем заводе "Дикси" выпускались обычные четырёхдверные седаны "Варт-бург", мало чем напоминавшие ранние спортивные двухместки. Следует отдать должное, что попытки строить спортивные машины на основе банального Вартбурга предпринимались в Эйзенахе неоднократно, поэтому родстеры Вартбург сегодня стали такой же редкостью, как и ранние спидстеры "Dixi DA-1".

Разворот





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra