Общественный статус человека, его финансовое положение определяются обычно по таким атрибутам, как автомобиль, загородный дом, счета в ресторанах, но с каждым годом ещё одна вещь становится индикатором - мотоцикл. Компания BMW в настоящее время держит курс на уверенных в себе людей, для этого им приходится обеспечивать соответствующее качество и стиль и предлагать высококлассный сервис. В прошлом году BMW исполнилось 80 лет. Традиции и опыт, накопленные за этот немалый срок, делают мотоциклы этой марки символом основательности и надёжности как их самих, так и их владельцев.
Фирма BMW начала своё существование с выпуска авиационных двигателей, но не прошло и двух лет, как версальский мирный договор (июнь 1919 г.) запретил Германии иметь свои собственные вооружённые силы, и производство военной техники было свёрнуто. BMW пришлось срочно перестраивать производство с 19-литрового 6-цилиндрового двигателя мощностью 226 л.с. на 500-кубовый, мощностью 6,5 л.с., который из-за характерного оппозитного расположения цилиндров был назван "Boxer". Устанавливаемый на мотоциклы фирмы Victoria из Нюренберга, он произвёл фурор в 1921 году. Bayerische Flugzeug Werke тоже устанавливают этот двигатель на свою модель "Helios".
Но Victoria пытается развивать свои собственные мотоциклы, а "Helios" имеет технические недостатки. Чтобы не уронить высокую репутацию фирмы, генеральный директор BMW Франц-Йозеф Попп и его коллеги принимают кординальное решение - создать свой собственный мотоцикл. Эту задачу поручают инженеру Максу Фрицу, заслужившему статус выдающегося инженера ещё в 1914 году после работы над Mercedes, сенсационным победителем "Grand Prix". В 1917 году, перейдя на работу в BMW, Фриц проектирует авиационный двигатель "Type IIIa", на тот момент наиболее прогрессивный.
Фриц принимает предложение, и уже в декабре 1922 года основная концепция закончена. Его идея состоит в том, чтобы установить двигатель "Boxer" поперёк рамы, а не вдоль, как у существующих в то время "оппозитов". В окончательном варианте модель получает название "R 32".
28 сентября 1923 года BMW "R 32" дебютирует на "German Motor Show" в берлинском Kaiserdamm Fair Halls и получает восторженные отзывы относительно уникальной технической концепции и привлекательной внешности. В конце того же года первые мотоциклы сходят с конвейера и хорошо продаются, несмотря на достаточно высокую цену (2200 рейхсмарок). Макс Фриц не уронил свой высокий авторитет, создав поистине гениальную машину!
В то время самым лучшим способом сделать себе имя и продвинуть новую модель на рынке было участие в гонках.
Рудольф Шлайхер, молодой инженер с BMW, работавший с "R 32", вспомнил о своём увлечении мотоспортом и 2-го февраля 1924-го года на гонке Hill Climb Race в Mittenwalder Steig закончил день с лучшем временем на своём BMW, став первым победителем в истории мотоспорта "баварцев". 18 мая 1924 года три мотоцикла в штуттгартской гонке выигрывают индивидуальные категории. Побеждая на многих последующих соревнованиях, BMW выходит в лидеры - и это в первый год выпуска мотоциклов!
В течение 30-х годов BMW непрырывно развивается, используя новые технологии и разработки, стараясь соответствовать спросу на рынке. Все модели каждый год проходят модернизацию. Несмотря на Великую депрессию, компания имеет устойчивый спрос на одноцилиндровую модель "R 2" (200сс). В 1935 году на моделях "R 12" и "R 17" впервые устанавливается телескопическая вилка, а модель "R 5" ничем не уступает самым быстрым британским конкурентам, но значительно превосходит по комфортности езды. Новые модели BMW получают новую разработку - трубчатую раму. Но государственные службы, такие, как военное министерство, полицейский и почтовый департамент, предпочитают старые испытанные модели на штампованных рамах, чем поддерживают устойчивый спрос на "R 12 Boxer" и одноцилиндровый "R 35". Прочно завоевав статус выдающегося представителя немецкого мотомира, BMW становится всё более популярной во всём мире. Качество и надёжность в сочетании с прогрессивными нововведениями - кредо фирмы.
1939 год - победа на крупнейших гонках того времени Tourist Trophy на острове Мэн.
Готовясь к войне, вермахт решает заменить конницу моторизованными подразделениями. Военное министерство определяет характеристики, которым должен соответствовать армейский вариант мотоцикла, и BMW с успехом справляется с этим заказом. В период 1941-1945 гг. фирма производит более 18.000 единиц модели "R 75" с коляской.
В течение 6 лет после окончания войны BMW достигает коммерческих рекордов. С 1948 года выпускается одноцилиндровый "R 24" (250cc), а с начала 1950-го возвращается к производству "Боксера" нового поколения "R 51/3". И уже в следующем году выходит "R 68", первая модель со скоростью выше 160 км/ч.
В начале 1960-ых мотоциклетный бум в Германии стихает, однако госзаказы и экспорт поддерживают производство, за несколько лет сократившееся в три раза. В это время автомобильное направление приобретает лидирующую роль.
Но через непродолжительное время популярность мотоциклов снова возрастает, но уже не как транспортного средства, а как популярного средства проведения досуга и спортивных состязаний. BMW немедленно реагирует, запуская новый диапазон моделей. Поддерживая принцип "Боксера", фирма представляет публике модель "R 75/5" категории 750сс, столь популярной в это время на рынке. Но обновлён не только двигатель, получивший карбюраторы постоянного разряжения и электростартер. Мотоцикл облегчён и оснащён более продвинутой подвеской.
В 1973 году компания празднует свой 50-й мото-юбилей выпуском 500.000-го экземпляра.
Представляя модели "R 45" и "R 65" в 1978 году, BMW расширяет модельный ряд и к 1980 году имеет на рынке 8 типов мотоцикла. В том же 1980-ом проходит презентация "R 80G/S", мотоцикла класса "эндуро", который неоднократно побеждает в различных соревнованиях, в том числе и "Париж-Дакар".
Время диктует новые требования, а BMW устанавливает новые стандарты: сохраняя традиционный внешний вид, рядный четырёхцилиндровый двигатель объёмом 987сс горизонтально располагается в раме (коленвал - справа, а головка блока - слева). Оснащённый электронным впрыском, этот двигатель становится основой модели "К 100" и её разновидностей. Двумя годами позже к ним добавляется трёхцилиндровая "К 75" объёмом 740сс. С 1988 года на мотоциклах устанавливается ABS.
18 марта 1991 года с конвейера сходит 1.000.000-ый мотоцикл BMW. Идя навстречу всё возрастающему спросу, компания наращивает производство. В первой половине 90-х "Боксеры" с двумя клапанами всё ещё лидируют на рынке, хотя популярность новых моделей быстро возрастает. Основной принцип "Боксера" остаётся неизменным: два цилиндра воздушного охлаждения, коробка передач, непосредственно связанная с двигателем, и карданный привод на заднее колесо. Но на BMW "R 1100 RS", запущенном в производство в 1993 году, всё иначе. Теперь в голове цилиндра находятся 4 клапана с укороченными толкателями. Электронное управление двигателем обеспечивает максимальную мощность 90 л/с при объёме 1085сс и совместно с катализатором помогает сохранять в чистоте окружающую среду. Мотоцикл лишён рамы в обычном понимании этого слова, а двигатель является частью несущей конструкции. Переднее колесо крепится на "теле-рычаге" - комбинации маятника и телескопической вилки, повышающего комфортабельность езды и безопасность на дороге. Заднее колесо имеет консольную подвеску с моноамортизатором.
В 1994 году BMW расширяет модельный ряд "R"-серии, представляя публике "родстер" "R 1100 R", представитель нового поколения "Боксеров" "R 850 R", и менее чем через год туристический "R 1100 RT". Начиная с весны 1995 года производство мотоциклов увеличивается до 230 штук в сутки. За этот год компанией продано более 50.000 единиц.
В 1996 году компания прощается с классическим боксером. И в этом же году запускает в производство новую 4-цилиндровую модель "K 1200 RS" объёмом 1171сс и максимальной мощностью 130 л/с, используя много принципиально новых разработок. Круизер "R 1200 C" - фурор на американском рынке, настоящий дорожный крейсер. И совершенно противоположная концепция - наиболее динамичный "Боксер" "Р 1100 S", представленый в 1998 году. Его мощность 98 л/с и впервые использующаяся 6-ти скоростная коробка передач обеспечивают превосходную работу на дороге этого мощного спортивного мотоцикла.
В сентябре 1998 года BMW представляет модель "K 1200LT" на Intermont Motorcycles Show в Мюнхене. Этот новый роскошный туристический мотоцикл спроектирован с расчётом максимального комфорта и безопасности, и не только для водителя, но и для пассажира. Наружная обвеска обеспечивает оптимальную защиту от непогоды и достаточную вместимость багажа, не ухудшая управляемость. Музыкальная система, круиз-контроль и электрический подогрев сидений - только некоторые опции этого мотоцикла.
На сегодняшний день BMW выпускает широкую гамму двухколёсной продукции, от комфортабельных туристических мотоциклов ("K 1200 GT") до изящных городских скутеров ("C1"). Выпущенные с конвейера 92.559 мотоцикла подтверждают репутацию компании как одного из крупнейших производителей мототехники в мире. Традиционная и до сих пор уникальная технология в сочетании с новейшими техническими разработками является исторической концепцией BMW и остаётся залогом неослабевающего интереса к их мотоциклам во всём мире.