Blood, Sweat...


Blood, swat & tears


А. Рыбаков


Как жаль, что советский человек, отрезанный от остального мира "железным занавесом", так и не увидел огромных американских автомобилей конца 50-х - начала 70-х годов. Нет, конечно были роскошные иллюстрированные журналы, которые привозили в страну "выездные", были кинофильмы, где главные герои рассекали пространство на безумно больших, широченных, состоящих, кажется, из одних углов "старфайтерах" и "джетах". Были и модельки таких автомобилей, которые предприимчивые фарцовщики выменивали у "фирмачей" на деревянные матрёшки.

Но всё это было не то.

Лишь только "Чайки" ГАЗ-13 можно было увидеть воочию, да и то для этого нужно было поехать в Москву или посмотреть майский или ноябрьский парад на Красной площади по телевизору. Но что такое "Чайка"? Всего лишь копия, на фоне заокеанского оригинала смотрящаяся более чем скромно.


илл.

Белорусское реставрационное ателье "Юкола-авто", существующее около двух лет, занимается американскими "шестидесятниками". На счету четырёх реставраторов, составляющих костяк фирмы, уже два восстановленных автомобиля - "Плимут" 1967 года, который можно было увидеть на прошлогодней "Экзотике", и "Понтиак" 70-го, выставленный в нынешнем июле.

Впрочем, "восстановление" - не совсем правильное слово. Тут больше подойдёт американское "ньюборн", то есть "рождённый заново" или "возрождённый". Дело в том, что "Юкола-авто" не ставит своей задачей максимально приблизить автомобиль к оригиналу. Речь, скорее, должна идти о выдержке стиля, сохранении, скорее, духа автомобилестроения прежних лет, нежели о соблюдении буквы. Это непростая задача - выдержать стиль. Как в иконописи: с одной стороны, свобода творчества и самовыражения полная, с другой - жёсткий канон, от которого в сторону - ни на шаг.

Вообще эклектика - смешение стилей, подчас никак не совместимых, - под силу только большому мастеру. И тем приятнее было увидеть в "американском секторе" тушинского аэродрома нежно-зелёный "ньюборн"-"Понтиак" с белорусскими номерами, в состоянии, которое публика обычно обозначает словом "игрушечка".


илл.

Знала бы публика, сколько крови, пота и слёз (кстати, выражение из 60-х - "blood, swat & tears"!) стоила мастерам эта "игрушечка". Машину купили в Америке, откуда на грузовом судне она была доставлена в Клайпеду. Перед отправкой морем её покрыли толстым слоем пушечного сала, что само по себе забавно, поскольку общее состояние автомобиля было, что называется, "на троечку". Из Клайпеды "Понтиак" прибыл в Минск.

Перво-наперво машину полностью разобрали и провели дефектовку. Основные агрегаты были признаны ремонтопригодными, хотя состояние их было неважным. Состояние же салона было удручающим. Особенно пострадала панель приборов. Покоробленную обшивку панели пришлось снять, при этом пришлось удалить и подложку. Попытка сформовать новую подложку из двухкомпонентного пенополиуретана не удалась: состав оказался чересчур пластичным, и обшивка плохо "держала" форму. Пришлось "поколдовать" над составом пены. В результате нужный рецепт был составлен, и панель стала "как новая".

Особая гордость реставраторов - кузов. Здесь тоже пришлось попотеть, но результат превзошёл все ожидания: блестящая, идеально "выведенная" поверхность создаёт впечатление абсолютно новой машины, автомобиля "только что из магазина".


илл.

Некоторое сомнение, правда, вызывал колер. Заказчик даже выразил мнение, что следует взять другую краску. К счастью, он доверился вкусу и знаниям профессионалов, и, нужно сказать, жалеть об этом ему не пришлось. В принципе, так и должно быть. Однако в наши дни, когда люди с деньгами мнят себя понимающими решительно в любой области, в том числе и в восстановлении старинной техники, когда принцип "за-мои-деньги-сделайте-мне-красиво" и "художник-нарысуй-мне-кунгуру-вон-тама-вот" стал основополагающим, сей редкий отрадный факт достоин того, чтобы быть отмеченным особо. Кто знает, может быть когда-то и в России появятся такие заказчики?

На полное "рождение" автомобиля "заново" ушло 14 месяцев и довольно крупная сумма денег, величина которой не разглашается. Разумеется, автомобиль практически не эксплуатируется, выступая по большей части как "шоу-кар" в фирменном автосалоне, либо используется в иных рекламных целях.

К сожалению, на тушинском аэродроме нет "ямы", подъёмника, зеркал или иной какой возможности заглянуть автомобилю под днище. А жаль. Мастера из "Юкола-авто" не только идеально выкрасили днище и "придонные" агрегаты, но также покрыли часть из них жёлтой краской, а втулки и головки болтов покрасили в красный цвет. Для чего, спросите вы? Ну, во-первых, именно так красили машины во времена молодости нашего очаровательного "Понтиака", а во-вторых, мастер тем и отличается от халтурщика, что делает на совесть даже там, куда никто и не заглядывает.

Вот, пожалуй, и всё об одной из жемчужин "Экзотики-2002". Чем-то порадуют нас белорусские друзья на будущий год?


илл.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra