Bentley...




 

илл.

Bentley Speed Six - впереди паровоза



Владимир КНЯЗЬКОВ


Слов нет, коллекционирование старых или редких автомобилей - занятие более чем захватывающее. Не случайно ведь число приверженцев этого увлечения неуклонно растёт. Их могло быть ещё больше, если бы не одна проблема - немалая, а часто просто заоблачная цена вожделенных раритетов, недоступная многим потенциальным коллекционерам. Так что же, на долю последних остается лишь довольствоваться яркими фотографиями в журналах и посещением редких мероприятий вроде "Автоэкзотики" ? Не только.

илл.

Множество людей во всём мире давно нашли способ удовлетворять свои автомобильные амбиции в коллекционировании... моделей-копий. Выполненные с большой степенью достоверности в одном из общепринятых масштабов от 1/8 до 1/87 натуральной величины, эти миниатюры позволяют при сравнительно небольших затратах и - что немаловажно - на минимальной площади наглядно воссоздать практически всю историю мирового автомобилестроения. Такого не может позволить себе ни один автомобильный музей.
Не удивительно, что возникшее сравнительно недавно, лет пятьдесят тому назад, увлечение моделями (некоторые, впрочем, считают это диагнозом) стремительно распространилось по планете. Сейчас коллекционеры моделей по своей численности уступают лишь" филателистам. Немало их и у нас в стране. Для них, а также для всех интересующихся историей автомобиля, журнал предполагает публиковать материалы о выдающихся машинах далёкого и недавнего прошлого, иллюстрируя их фотографиями моделей. Если это поможет одним сориентироваться в поисках модели того или иного автомобиля, другим - узнать хоть немного больше о прототипах машин, копии которых уже есть в домашнем микромузее, мы будем считать свою задачу выполненной.


Всего тринадцать лет компания Bentley Motors Ltd. просуществовала в качестве независимого изготовителя спортивных и дорожных автомобилей. Но именно Bentley стала одной их наиболее почитаемых марок в истории британского автоспорта. На счету ее окрашенных в традиционный тёмно-зелёный цвет - British Racing Green - массивных спортивных автомобилей пять побед в классическом марафоне "24 часа Ле Мана", одержанных с 1924 по 1930 годы, и длинный перечень других призов.


илл.

Основы успеха и процветания марки были заложены талантливым инженером Уолтером Бентли (Walter Bentley). Прежде чем обратиться к автомобилям, он занимался проектированием паровозов, а в годы первой мировой - авиационных двигателей. Обладая незаурядной технической интуицией и ставя надёжность превыше всех остальных качеств, он был пионером внедрения алюминиевого сплава для изготовления поршней авиамоторов. Это позволило ему заработать достаточно средств, чтобы основать в 1918 г. собственную автомобильную фирму Bentley Motors.

Уже первый созданный Уолтером автомобильный двигатель - четырёхцилиндровый трёхлитровый агрегат - отличался весьма совершенной по тем временам конструкцией, имея верхний распредвал и по четыре клапана на цилиндр. Усовершенствованная версия этой модели принесла Bentley первую победу в Ле Мане в 1924 году.

Положение компании стало достаточно прочным, а ее клиентура расширилась, включив тех, кто искал машину с отменной динамикой, высоким уровнем комфорта, просторную и бесшумную. Для таких покупателей Бентли создал модель 6 1/2 с шестицилиндровым двигателем объёмом 6597 куб. см и мощностью 147 л.с. при 3500 об/мин. Ее отличительными особенностями были восьмиопорный коленчатый вал, 24 клапана в головке блока и довольно сложная, но бесшумная система привода распределительного вала. Массивное шасси, с полуэллиптическими рессороми и тремя вариантами колёсной базы в качестве опций, служило надёжной основой для монтажа различных типов заказных кузовов. Масса более двух тонн и скорость до 140 км/час настоятельно диктовали использование на всех колёсах барабанных тормозов огромного диаметра с вакуумным сервоусилителем.

Три года спустя после премьеры Bentley 6 1/2 на очередном автошоу в лондонском зале "Олимпия" в 1925 г. компания представила ее более "заряженную", как сказали бы теперь, спортивную версию -- Speed Six. Машина получила два сдвоенных карбюратора и развивала 160 л.с. Характеристика двигателя была настолько эластичной, что четырёхступенчатая коробка передач едва ли оправдывала свое наличие. С широким выбором специальных кузовов этот великолепный автомобиль мог вполне удовлетворить запросы самых взыскательных покупателей, способных выложить за него приличную сумму.

Speed Six стал естественной отправной точкой для создания варианта, предназначенного в очередной раз отстаивать честь марки в Ле Мане. Для гонки 1929 г. подготовили машину с короткой 3350-мм базой и форсированным до 200 л.с. двигателем. Этот устрашающий своими размерами, но тем не менее прекрасно сбалансированный автомобиль оказался неуязвимым для соперников, победив во французском марафоне дважды - в 1929 и 1930гг.


илл.

Оба раза в состав экипажа победителей входил один из наиболее преданных энтузиастов марки Bentley, гонщик-любитель, мультимиллионер Вульф Барнато (Woolf Barnato). Благополучие его семьи создавалось на алмазных копях Кимберли в Южной Африке. В 1916 г. Вульф унаследовал состояние в полмиллиона фунтов. Будучи заядлым спортсменом, он за время учёбы в университете прекрасно зарекомендовал себя в боксе, стрельбе, лыжах и верховой езде. Позже он играл в крикет за команду графства Суррей и был отличным игроком в гольф. А затем пришло его увлечение автомобилями...

Его идеалом были большие, скоростные и надёжные Bentley. С мая 1926 г. Вульф стал ещё и главным спонсором фирмы. Тем не менее как гонщик он всегда следовал указаниям Уолтера Бентли. Великолепно освоив машину, Вульф смог добиться побед в большинстве самых значительных гонок на выносливость. В разные годы Барнато владел по крайней мере тремя 3-литровыми Bentley, тремя 4 1/2-литровыми моделями, двумя компрессорными 4 1/2 л, не менее чем шестью 6 1/2 л, тремя Speed Six и пятью венчающими модельный ряд 8-литровыми машинами.

Вскоре после победы в Ле Мане в 1929 г., где он делил руль со своим другом сэром Генри Биркином (Henry Birkin), Вульф заказал себе подобный 6 1/2 л Speed Six с закрытым кузовом. Он выбрал 3570-мм колёсную базу, и требуемое шасси было отправлено в кузовное ателье Gurney Nutting в Лондоне. Там на него смонтировали двухдверный каркасный кузов, частично обшитый кожей, построенный по эскизам самого Вульфа. Внешний вид этого автомобиля как тогда, в годы его молодости, так и теперь, почти семьдесят лет спустя, мало кого может оставить равнодушным. Большинство видевших машину восхищались ее стремительным силуэтом с плавно опускающейся назад линией крыши (прообраз современного фастбэк), длинным капотом и огромными колёсами под лаконичными мотоциклетного типа крыльями. У некоторых она вызывала плохо скрытую неприязнь. Но чтобы остаться равнодушным? Нет, такого не было.

Поскольку обеспечить под покатой крышей достаточную высоту салона для задних пассажиров оказалось невозможно, единственное заднее сиденье пришлось установить боком к продольной оси у левого борта. Gurney Nutting закончил это поразительное трёхместное купе в начале 1930 года. Вульф тут же решил испытать новое приобретение в длительном пробеге. Переправившись на пароме через Канал - как англичане традиционно называют Ла-Манш - он затем отправился через всю Францию на Лазурный берег.


илл.

В те годы вторым по престижности в Европе после знаменитого, благодаря роману Агаты Кристи и высочайшему сервису, "Восточного экспресса" считался французский Blue Train - "Голубой поезд". Он курсировал от Канн на средиземноморской Ривьере до порта Кале на берегу Ла-Манша. Позволить себе отдых на Лазурном берегу, а значит и путешествовать "Голубым поездом", могла лишь очень состоятельная публика. Поэтому возникшая идея устроить состязание между экспрессом и... автомобилем имела особую привлекательность и значимость для любой автомобильной компании.

Вульфа очень раздражала преувеличенная реклама одной конкурирующей фирмы, обещавшей "обогнать "Голубой поезд" в Кале". Ведь на своем маршруте экспресс имел часовую остановку в Марселе и еще 3,5 часа стоянки в Париже, прежде чем отправиться в последний бросок к Ла-Маншу. А следовательно, обогнать поезд - не так уж много чести. Добраться же от Канн до Лондона прежде, чем "Голубой поезд" достигнет Кале - вот задача, заслуживающая внимания.

...Вульф со своим напарником Дэйлом Борном (Dale Bourne) ждал в баре "Карлтон" в Каннах, пока им не сообщили, что поезд тронулся. После чего они без суеты осушили свои стаканы и стартовали. Было 17.45. Bentley достиг Булони в 10.30 на следующее утро, а еще через час началась 90-минутная переправа на пароме через Канал. Высадившись на английском берегу в Фолькстоуне, они финишировали в центре Лондона в 15.20, за шесть минут до того, как "Голубой поезд" прибыл в Кале!

Управление "Blue Train Coupe" - так журналисты немедленно окрестили машину - было запоминающимся упражнением. Крошечная кабина сковывала движения, для поворота этого зверя требовалось усилие, от которого деревенели мышцы. Несмотря на 2,5 тонны веса двигатель легко разгонял машину до 189 км/час. Мощный сервоусилитель тормозов требовал чувствительной ноги на педали. И все же лишь немногие знаменитые автомобили тридцатых могли на равных соперничать с Bentley Speed Six "Blue Train Coupe" в элегантности, надежности и скорости.

Фото 2,3,4: На таком Bentley Speed Six экипаж Барнато - Кидстон выиграл 24-часовую гонку в Ле Мане в 1930 г. Показаны варианты с поднятым и сложенным мягким верхом. Модели фирмы Brumm, Италия.

Фото 1, 5: Так выглядит главный герой сегодняшнего рассказа, победитель состязания с "Голубым поездом" - Bentley Speed Six с трехместным кузовом Gurney Nutting. Brumm, Италия.

Все модели в масштабе 1/43.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra