Российский автосалон - 2001



 

илл.

Российский автосалон - 2001


Василий ТАРАСОВ
Россия, Москва, Экспоцентр, 23-29 августа 2001 года.

Очереди на Московский автосалон 2001 года были многотысячными. И это отнюдь не преувеличение. С утра перед входом на выставку стояло несколько колонн метров по 300 в каждой из числа жаждущих приобщиться к таинствам современной автомотокультуры, и поток этот начинал иссякать только часам к 2-3 дня. Мы из принципа не стали бы стоять в очереди, да еще и по нескольку часов, для того, чтобы отдать кому-то свои деньги. Господам организаторам всё-таки следовало бы предпринять какие-то действия, чтобы уничтожить очереди как класс. Потому что когда все посетители станут столь же щепетильны, как мы, бороться за зрителя станет поздно. Впрочем, как вы понимаете, на автосалон мы попали по журналистской аккредитации. Тут, слава Богу, никаких очередей не было.


илл.

Не думаю, чтобы все машины - мы говорим тут и о легковых, и о грузовиках всех мастей, об автобусах, микроавтобусах, трейлерах, прицепах и так далее, и тому подобное - все машины, которые экспонировались на салоне, были бы в состоянии одновременно увезти хотя бы четверть всех посетителей, которые одновременно пребывали в выставочном комплексе. Народу на салоне была тьма-тьмущая. Иногда, честно говоря, хотелось больше смотреть за собственными карманами, нежели глазеть по сторонам. К счастью, мои карманы на автосалоне не пострадали. И не потому, что я так уж отчаянно за ними следил.


илл.

Видимо, жулики, равно как и простые граждане, заняты были одним: машинами. Собственно, милых нашему сердцу раритетных машин, не считая, конечно, родстера "BMW Dixi", стоявшего на стенде нашего журнала, старейшего, к слову сказать, экспоната выставки, на салоне было две: жемчужный "ЗиМ" от "Каретного двора" и "Урал-ЗиС" в газгольдерном исполнении. О "ЗиМе" мы писали уже неоднократно. Ничего нового в нём со времён "Автомастера-2001" ни убавилось, ни прибавилось.


илл.

"Урал-ЗиС" пришёл с родного Урала, с завода, на котором однажды он появился на свет. Если свежую покраску считать верхом реставрации, то машина эта была, как говорят в Одессе.- "таки да, краля". Однако "по гамбургскому счёту" восстановительные работы на "трёхтонке" ещё и не начинались.

Говорят, что в своё время шведский король Карл XII допрашивал своего генерала, желая знать, почему тот сдал свою крепость русским.

- Тому, Ваше Величество, было ровно двенадцать причин. Во-первых, у нас вышел порох. Во-вторых...

- Достаточно, - вскричал король, - можете не продолжать! Я нахожу остальные причины неважными.


илл.

С "Уралом" дело обстоит примерно так же. Во-первых, газогенераторная установка на газогенераторном автомобиле... неисправна. Старик бегает, но бегает на самом что ни на есть тривиальном бензине. Думаю, у настоящих знатоков и любителей старины дальнейших вопросов ни к машине, ни к музею, ни к заводу, который подобным образом относится к собственной истории, нет. И всё-таки обидно: деньги на провоз "Захара" в эдакую даль - с Урала в Москву и обратно - есть, а на реставрацию, на действительно реставрацию, а не лакировку баллонов новой чёрной краской (крашеная резина - это всегда убийственно!) - деньги отсутствуют. Впрочем, по нынешним временам спасибо уже за то, что не порезали на металлолом.


илл.

Идея сделать снимок "ЗиСа" с ветераном Великой Отечественной за рулём пришла в голову сразу же. Однако найти ветерана войны на Московском автосалоне-2001 было не так уж легко. Нам повезло, и одного мы всё-таки обнаружили. Одет он был в джинсы и джинсовую же куртку, и только орденские планки показывали, кто перед нами. Впрочем, это было даже интересно: ветеран войны, орденоносец, и вдруг джинсы! Никаких там привычных пиджаков, брюк, галстуков и шляп.


илл.

Вячеслав Андреевич Скухторов - бывший врач, специалист в области полеоперационной реабилитации. Во время войны - радист. Начал рядовым под Москвой, в районе Малоярославца. Заканчивал воевать в Восточной Пруссии, в Кенигсберге. Будучи сержантом 2-го дивизиона 1020-го артполка 343-й стрелковой дивизии 81 корпуса 50 армии одним из первых принял обращение командующего кенигсбергским гарнизоном с предложением начать переговоры о капитуляции.

- Немцы тогда вышли в эфир открытым текстом, на ломаном русском языке. Первым их услышал мой друг, Анатолий Корякин, он был связистом нашего комдива. А я находился в распоряжении начсвязи дивизии. Сигнал мы приняли и передали дальше. Было это часов в восемь вечера 9 апреля 1945 года. Ночью немцы капитулировали.

"Захара" Вячеслав Скухторов знает ещё по фронту. До войны машину он не водил, а на фронте - выучился. Сначала были мотоциклы, трофейные легковушки, "эмка". Водил и "полуторки", и "трёхтонки", и "студебеккер", и другие иномарки, грузовики, конечно, теперь уж и не упомнишь.

- Ну и как "ЗиС"? Лучше "студера"?

- Да кто его знает, я же не шофёр, я связист. За рулём, конечно, сидеть доводилось, но чтобы особые различия, там, лучше-хуже, - не скажу, не специалист. Одно знаю: с рацией лучше ехать на самой плохонькой, но машине, чем тягать её на себе. Тяжелые они были, станции.

Мы сделали снимки и распрощались, пообещав, что номер "Игрушек..." с фото вышлем. Навстречу нам шли ещё двое. Нет, с одеждой на автосалоне творилось явно что-то любопытное.


илл.

В толпе уверенной поступью шагали двое молодых людей, одетых, в прямом смысле, как денди лондонские конца XIX века. Сюртук, узкие брюки, жилет, сорочка. Крахмальные воротнички, модные штиблеты, трости, белые лайковые перчатки, ну и, разумеется, принадлежности всякого джентльмена - цилиндр и лорнет. Было на что посмотреть. Наскоро разузнав, что почтенные молодые люди на самом деле - не зрители, а участники выставки, со стенда фирмы "Крайслер", мы договорились о съёмке и расстались, как выяснилось, навсегда. Ибо на следующий день те же молодые люди были наряжены (другого слова тут и не подберёшь) уже спортсменами бейсбольной команды...

Потолкавшись на стенде "Крайслера", где, в частности, была представлена одна из моделей, выполненных в ретро-стиле, мы вспомнили, что такая же стилизация под старину и даже использование некоторых элементов ретро-машин на салоне нам уже встречалась. Во-первых, это джип "Комбат" производства Горьковского автозавода. В его чертах явно "читается" прародитель, "ГАЗ-69", по общему мнению - одна из наиболее удачных "газовских" машин. Подойти к вездеходу оказалось непросто, поскольку на стенде выступала группа "Любэ", как раз исполнявшая одноименную песню с шаманским припевом "комбат, ё-комбат, ё-комбат". Причём удовольствие, с которым группа напирала на седьмую букву алфавита, находило живейший отклик публики.

Во-вторых, культовый "ньюбиттл", украшавший собой экспозицию "Фольксваген".

А ещё на стенде фирмы "СВ-Арт" экспонировался автомобиль, стилизованный под огромный американский купе 50-х годов. Красивое чёрное купе на базе Линкольна Марк-5 или Марк-7, с не менее красивым и недвусмысленным названием "Реинкарнация" подготовили молодые дизайнеры из студенческого конструкторского бюро МАМИ, более известного широкой публике под названием дизайн-студия "Карди". Шикарно вписались задние фонари от "кадиллака-эльдорадо" 1969 года, коих в данной реинкарнации ровно в два раза больше, чем на прототипе.


илл.

Кроме того, фирма "Автолак" представила на своем стенде вариацию на тему "Волги" ГАЗ-21. Впрочем, машина, нафаршированная иномарочными деталями, узлами и агрегатами от "двенадцатигоршкового" двигателя до магнитолы с CD-проигрывателем - конструкция вполне самостоятельная. Приземистая, широкая, "Волга" (к ней так и просится хищное имя "барракуда") производит впечатление автомобиля агрессивного, напористого, атакующего. Сверкая чёрным лаком, блестя никелем молдингов, отечественной работы "акула-каракула", несмотря на все её импортные потроха, вызывала у присутствующих законную гордость: вот ведь! умеем, когда захотим! Да и водочка некой известной марки, невозбранно подававшаяся на стенде, должно быть, была так же хороша.





Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra